Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательство по борьбе с наркопреступностью на территории Кыргызской Республики.





 

С распадом СССР вновь образованные государства встали перед необходимостью разработки новой законодательной базы, учи­тывающей новые политические и прочие реалии. Существенное уве­личение объемов сбыта наркотических средств, как в пределах рес­публики, так и за ее пределами, и, соответственно, увеличение объе­мов употребления и числа наркоманов, организация наркотрафика че­рез территорию Кыргызстана, и т.д. вывели проблему незаконного оборота наркотиков в разряд государственных проблем.

Однако наибольшие проблемы в этой сфере у Кыргызстана воз­никли в 1993 году. Началось широкомасштабное проникно-вение аф­ганского опиума на территорию республики. Это было связано с ря­дом международных событий. Афганистан практически стал мировым лидером незаконного производства опиатов, которые по иранскому пути, и далее по «балканскому маршруту», направлялись в Европу.

В этой связи Иран, где произошла исламская революция, по при­зыву его лидера имама Хомейни, объявил священную войну («джи­хад») наркотикам, ввел смертную казнь за их транспортировку и сбыт, построил дороги для контроля территории, сформировал хорошо ос­нащенную Службу по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.



Произошедший распад социалистической системы сопровождал­ся вооруженными конфликтами в Восточной Европе. Знаменитый «Бал­канский путь» через Болгарию и Югославию стал затруднителен. Нар­кодельцы стали изыскивать новые пути через страны СНГ. Кроме того, в странах СНГ вследствие трудностей переходного периода появилась более «питательная» среда для развития наркомании.

Военный конфликт, разгоревшийся в Таджикистане, сделал возмож­ным освоение нового пути через Горно-Бадахшанскую автономную об­ласть в южный регион Кыргызстана и далее в страны СНГ и Европы.

С этого момента количество изымаемого из незаконного оборота опиума стало стремительно расти. Этот процесс продолжался вплоть до конца 1996 года.

Возникла, так называемая, «первая волна». Она проходила преиму­щественно по трассе Хорог-Ош. Затем, эти маршруты разветвлялись и стали пролегать практически по всей протяженности кыргызско-тад­жикской границы.



С 1997 года объемы изымаемого из незаконного оборота опиума стали падать, и на рынке появился героин. Таким образом, произошло «изменение» рынка наркотических средств - доля героина увеличи­лась более чем в 10 раз.

Отчасти, это объясняется тем, что героин, который занимает по объе­му место в несколько раз меньше чем опий, не обладает резким, специфи­ческим запахом, на который натренированы служебно-розыскные собаки, а значит, более пригоден для скрытой перевозки и хранения.

Анализ наркоситуации показывает, что поток героина будет увели­чиваться. Для этого имеются и экономические обоснования. 1 ки­лограмм героина в приграничных с Кыргызстаном районах Таджики­стана стоит около тысячи долларов США. Доставленный на террито­рию юга республики он стоит 2-3 тысячи долларов, в г. Бишкеке около 4-5 тысяч долларов, а в Российской Федерации (цены по г. Москва) -20-25 тысяч долларов США. Такое положение делает выгодным транс­портировку героина в Россию и далее в страны Европы, где имеется богатый наркорынок.

Наблюдается расширение производства наркотиков из местного сырья. Так, в Иссык-Кульской области часть населения под влиянием экономических трудностей, вышла на заготовку наркотических средств из дикорастущей конопли. Идет распределение делянок дикорастущей конопли. На заготовку наркотиков иногда выходят целыми семьями. Наркотики стали средством товарообмена.

На юге республики, где ранее основной поток наркотиков прохо­дил по трассе Хорог - Ош, отмечается развитие незаконной транспор­тировки наркотиков конно-пешим способом через высокогорные хреб­ты по всей протяженности киргизско-таджикской границы.



Путь через территорию Баткенской области стал, в последнее вре­мя, наиболее предпочтительным для транзита героина.

Южные области становятся крупными региональными пунктами наркотрафика, там растет количество наркоманов, что отрицательно сказывается на оперативной обстановке в республике.

Одним из главных криминогенных факторов в Кыргызской Рес­публике является наличие обширных зарослей дикорастущей коноп­ли и эфедры, незаконных посевов опийного мака.

В целях установления точного их объема и последующего карти­рования в рамках исполнения Меморандума о взаимопонимании в области контроля за наркотиками (Ташкент, 1996 год), был создан про­ект AD/RER/99/C32 «Картирование», в ходе деятельности которого было установлено, что всего в Кыргызстане произрастает 10 000 гекта­ров дикорастущей конопли.

Из имеющейся конопли потенциально можно изготовить (по оценке специалистов указанного проекта) 4248 тонн марихуаны или 148 тонн гашиша.

Незаконных посевов опийного мака в Кыргызстане сравнительно немного. Выявляется ежегодно примерно по 800 квадратных метров в год. Специалисты проекта оценивают возможность производства опия в Кыргызстане в 23,6 килограмма.

Эфедра в Кыргызстане произрастает на территории 55 тыс. га.

Другим, и также одним из главных, фактором, негативно воздей­ствующим на наркоситуацию в республике, является наркомания.

При этом, в настоящее время в республике существует всего два наркологического диспансера: в г. Бишкек (РЦН) и в г. Ош.

Принципиально новым моментом в современной наркологической ситуации по отношению к ситуации советского времени является на­личие такой опасной болезни, как СПИД, распространению которой в значительной мере способствуют наркоманы.

Одной из черт современной наркоситуации в Кыргызстане являет­ся то, что она в значительной степени продуцируется низким уровнем жизни, который на сегодняшний день является одним из самых низ­ких в СНГ и сохраняет тенденцию к понижению, что, с одной сторо­ны, обусловливает вовлечение в число наркоманов людей, разочаро­ванных в жизни и не видящих реальной возможности выбраться из сложившейся ситуации не иначе, как посредством потребления нарко­тиков, а с другой - втягивает в наркобизнес наименее социально - за­щищенные слои населения.

В связи с тем, что наркобизнес ощутимо прибыльней, чем все дру­гие виды криминального бизнеса, он становится одним из главных направле­ний в деятельности организованной преступности в Кыргызстане. Технически оснащенная организованная преступность представляет особую опасность для об­щества и государства, причем не только для собственного. Такие сооб­щества, обладая необходимыми средствами, занимаются распростране­нием наркотических средств везде, где только это представляется воз­можным. Так, гашиш и опий из Кыргызстана обнаружен уже более чем в 100 точках СНГ. Также поставки контрабандного героина осуществляются в страны западной Европы и США.

Нет нужды говорить о том, что львиная доля поставок приходится на организованную преступность, что без ее непосредственного учас­тия не могло быть и речи о столь колоссальных объемах трафика и реализации наркотических средств.

Притом, что в советское время существовала тенденция к увеличе­нию удельного веса наркопреступлений в общей структуре преступно­сти, динамика их роста не была столь интенсивной и угрожающей, как сейчас. Так, если в начале 90-х годов в структуре преступности каждое 23 преступление было связано с наркотиками, то к началу 2000 г. уже каждое 12, т.е. наблюдалось почти двукратное увеличение. Пре­терпевает изменения и сама структура наркопреступности. В средних значениях за период с 1994 по 2005 гг. она выглядит следующим обра­зом: преступления, предусмотренные ст. 246 УК Кыргызской Респуб­лики (то есть хранение без цели сбыта), составляют 3/4 от всех зареги­стрированных наркопреступлений.

За время своей независимости Кыргызстан предпринял значительные усилия, без которых наркоситуация была бы совершенно критической:

- в апреле 1991 года в структуре Министерства внутренних дел было образовано Управление по борьбе с наркобизнесом с подразде­лениями в составе всех территориальных органов внутренних дел;

- 8 апреля 1993 года Указом Президента Кыргызской Республики образована Государственная комиссия при Правительстве Кыргызс­кой Республики по контролю наркотиков;

- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к основным антинаркотиковым конвенциям (Единой конвенции о наркотических сред­ствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года);

- в апреле 1998 года принят закон «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах»;

- принято и реализовано 5 государственных программ (1993 года, 1996 года, 1997 года, 2001 года и 2004 года);

-17 июня 2003 года на базе Государственной комиссии при прави­тельстве Кыргызской Республики образовано Агентство Кыргызской Республики по контролю наркотиков;

-Указом Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года УП№425 Агентство по контролю наркотиков Кыргызской Республики ликвидировано с передачей его функций Министерству внутренних дел Кыргызской Республики, Министерству здравоохранения Кыргызской Республики по соответствующим направлениям;

- Указом Президента Кыргызской Республики от 17 августа 2010 года УП№131 образована Государственная служба Кыргызской Республики по контролю наркотиков, позднее преобразованная в Государственную службу по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики.

В настоящее время правовой основой по борьбе с наркотизмом в нашем государстве являются Уголовный кодекс Кыргызской Респуб­лики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответ­ственности и Закон Кыргызской Республики «О наркотических сред­ствах, психотропных веществах и прекурсорах», принятый Законода­тельным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 24 ап­реля 1998 г. Данный Закон, как сказано в нем, «с учетом международ­ных обязательств Кыргызской Республики регулирует общественные отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, устанавливает ответственность и систему мер, направленных против их незаконного оборота и злоупотребления ими, определяет права и обязанности юридических лиц и граждан в связи с применением настоящего Закона». В главе I ст. 1 приводятся основные термины, используемые в данном Законе; в ст. 2 дается пе­речень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Кыргызской Республике.

Разумеется, разработка и принятие законов еще не гарантирует ис­коренение преступности, но совершенно очевидно, что без наличия глубоко продуманных и четко сформулированных законов, необходи­мой правовой базы нечего думать в современных условиях о сколько-нибудь эффективной борьбе с криминалом вообще и наркопреступно­стью в частности.

Помимо того, что наркомания представляет сложную юридичес­кую проблему, она является еще и весьма сложной медицинской про­блемой. 2 мая 2001 года были разработаны и утверждены Министерством здравоохранения «Положение о порядке проведения медицинс­кого освидетельствования на предмет установления состояния опья­нения или факта употребления психотропных веществ в Кыргызской Республике» и «Положение о производстве судебно-наркологической экспертизы в Кыргызской Республике».

Для эффективного противодействия угрозам безопасности респуб­лики, связанным с незаконным оборотом наркотиков, в Кыргызстане разработан и принят ряд других законодательных, нормативно-право­вых актов, направленных на создание единой скоординированной си­стемы государственного контроля над оборотом наркотиков.

В целом, не перечисляя все нормативные правовые документы, при­нятые за период с 1993 года по 2007 годы можно отметить, что была заложена законодательная база в сфере контроля оборота наркотиков.

Однако, к настоящему времени, в связи с появлением и ростом но­вых угроз национальной безопасности Кыргызстана, тесно связанных с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, отмыва­нием денег, коррупцией и т.п., а также с учетом образования нового правоохранительного органа как Агентство Кыргызской Республики по контролю наркотиков, обозначилась необходимость дальнейшего совершенствования антинаркотикового законодательства.

Так, в конце 2004 года в целях кардинального изменения тенден­ций развития наркоситуации в лучшую сторону были приняты новые программные документы, разра­ботанные Агентством по контролю наркотиков совместно со всеми государственными структурами и объединениями республики, - Концепция и Национальная программа по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков на период до 2010 года, которые были утверждены Указом Президента №445 от 22 декабря 2004 года.

Концепции противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков в виде национальной идеологической антинаркотиковой стратегии ранее просто не существовало. Это первый документ такого рода, позволяющий определить основы стратегии борьбы с незакон­ным оборотом наркотиков, профилактики наркомании, организации системы контроля законного оборота наркотических средств, психо­тропных веществ и прекурсоров. Он служит основой для формирова­ния национальных программ и приводит к единому знаменателю всю методологию государственной антинаркотиковой политики.

Национальная программа, в отличие от государственной програм­мы, позволяет использовать потенциал не только Правительства и ор­ганов исполнительной власти, но и всех ветвей государственной влас­ти, включая суды всех уровней, органов прокуратуры и т.д., а также религиозных конфессий, неправительственных организаций (НПО), авторитетных международных организаций и стран-доноров. Ее глав­ная цель - перейти в решительное наступление на наркофронте и в значительной степени оздоровить наркоситуацию на территории рес­публики. Концепция состоит из следующих 11 разделов:

1. Анализ наркоситуации в Кыргызской Республике.

2. Государственная политика противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков.

3. Нормативно-правовая основа противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков.

4. Этапы реализации государственной политики противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков.

5. Предупреждение и сокращение спроса на наркотические средства.

6. Борьба с незаконным предложением и незаконным оборотом наркотиков.

7. Борьба с легализацией («отмыванием») наркодоходов, конфис­кация доходов наркобизнеса.

8. Территориально-отраслевая политика противодействия распро­странению наркомании и незаконному обороту наркотиков.

9. Организационное и ресурсное обеспечение противодействия рас­пространению наркомании и незаконному обороту наркотиков в Кыр­гызской Республике.

10. Государственный и общественный контроль, мониторинг нар­коситуации в Кыргызской Республике.

11. Ожидаемые результаты.

В соответствии с Концепцией основными целями и задачами государственной политики в сфере противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков являются:

- общественная и социальная безопасность граждан Кыргызской Республики, гармоничное и бесконфликтное развитие государства в долговременной перспективе;

- эффективное противодействие незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров в Кыргызской Республике, включая их транзит, а также культивирование наркотикосодержащих растений на территории страны;

- предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота нар­котиков, а также иных правонарушений, связанных с этим видов пре­ступности в Кыргызской Республике;

- широкомасштабное сокращение немедицинского потребления нар­котиков в Кыргызской Республике с нарастающим увеличением профи­лактического компонента в антинаркотиковой деятельности;

- уменьшение медико-социальных последствий, связанных с упот­реблением наркотиков;

- эффективный контроль за законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Кыргызской Рес­публике;

- международное сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков, терроризму, религиозному экстремизму и орга­низованной преступности на национальном, региональном и между­народном уровнях.

Проводимая государством политика противодействия распростра­нению наркомании и незаконному обороту наркотиков заключается в разработке и осуществлении мероприятий, предусматривающих:

- профилактику незаконного потребления наркотиков;

- лечение, реабилитацию, социальную интеграцию наркозависи­мых лиц, предупреждение двойной эпидемии «наркомания - ВИЧ-инфекция»;

- создание системы информации, мониторинга и оценки характера злоупотребления наркотиками;

- разработку и внедрение современной стратегии в области лече­ния, реабилитации наркозависимых лиц и совершенствование орга­низации наркологической службы;

- создание и совершенствование правовой базы, кадровой полити­ки в сфере диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

- устранение социальных и экономических причин, способствую­щих распространению наркомании; укрепление связей между различ­ными социальными звеньями борьбы с наркоманией;

- организацию борьбы с незаконным предложением и незаконным оборотом наркотиков, с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков, с легализацией («отмыванием») нарко­доходов и конфискацию доходов наркобизнеса;

- усиление борьбы с производством наркотиков;

- организацию борьбы со смежной преступной деятель-ностью.

В целях достижения процесса стабилизации, а затем и сокращения наркомании и незаконного оборота наркотиков в Кыргызской Республи­ке устанавливаются следующие этапы противодействия наркоугрозе:

I этап - замедление наркоэкспансии (2005 - 2006 годы);

II этап - стабилизация наркоситуации (2007 - 2008 годы);

III этап - сокращение развития наркомании и незаконного оборота наркотиков (с 2008 года).

В соответствии с Концепцией «острие уголовной политики долж­но быть направлено на борьбу со сбытчиками наркотиков, а не потре­бителями - наркоманами». Далее в документе говорится: «Основными целями изменений и дополнений в Уголовный кодекс КР и кодекс КР об административной ответственности должны быть: гуманизация уголовной политики в сфере борьбы с наркотизмом; восполнение уго­ловно-правовых пробелов в регламентации ответственности за неза­конный оборот наркотических средств, психотропных веществ; повы­шение эффективности правоприменительной практики за счет более активного применения административной ответственности».

«Идеям гуманизации уголовной политики, - сказано в Концепции, - должно соответствовать введение административной преюдиции за незаконные действия, связанные с наркотиками в небольших количе­ствах». Далее следует весьма существенное для нашего, не очень бо­гатого, государства замечание: «В целом расширение сферы примене­ния административно-правовых мер воздействия позволит экономить уголовную репрессию».

Резкий рост наркопреступности, связанный с реорганизационным периодом, экономическим, идео­логическим и нравственным кризисами в республике, с общемиро­вой тенденцией роста наркобизнеса, принявшим уже глобальные масштабы, выявил массу проблем и законодательного порядка, ко­торые можно решить законотворческими мерами, принимая новые законы, совершенствуя имеющиеся, устраняя существующие пробелы в Уголовном кодексе КР и всевозможных законах, связанных с незаконным распространением наркотических средств, заключая межгосударственные соглашения и т.д. Какими будут конкретные законодательные и прочие меры, в значительной мере определяет­ся комплексом причин, породившим это негативное, чрезвычайно опасное для общества и государства явление.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.