Сделай Сам Свою Работу на 5

История психоактивных веществ (ПАВ)





Переходя к анализу истории психоактивных веществ, следует сделать ряд оговорок, касающиеся рамок очерченных нами исторических эпох. Так вот, для определенных видов ПАВ разные эпохи наступали не одна за другой, а зачастую существовали параллельно.

То же касается и наступления эпох в различных частях света, регионах и государствах, где религиозная и государственная политика в этой сфере формировались с обретением исторического опыта (в основном негативного характера). Все это хорошо проявляется при рассмотрении истории развития потребления человеческим обществом конкретных психоактивных веществ. Об опьяняющих свойствах различного рода напитков древние цивилизации узнали не менее чем за 8-10 тысяч лет до н.э. скорее всего с появлением предметов давших технологическую возможность изготовления хмельных напитков из меда диких пчел, фруктов и винограда. Некоторые авторы полагают, что возможно виноделие возникло еще до начала культурного земледелия[15]. Следы использования алкоголя, прежде всего, обнаруживаются во множестве устных преданий, сказок, мифов и эпосов, сохранившихся или вновь открытых в наше время.



Если говорить о древнейших эпосах, то шумерский[16] «Эпос о Гильгамеше» считается если не первым, то одним из первых и датируется XXII веком до н.э. В нём возможно впервые в истории человечества приводятся строки, свидетельствующие о том, что еще более четырех тысяч лет назад шумеры владели рецептом изготовления «сикеры» и соответственно употребляли ее[17]. В нем также хорошо иллюстрируется тот непреложный факт, что употребление всевозможных напитков было делом богоугодным. «Поэтому в день весеннего равноденствия каждый год в течение почти трех тысяч лет, по всей Месопотамии взрывался шумом и весельем праздник в честь Инанны. День и ночь царил такой загул, что даже боги стыдливо отворачивали лица[18]». В Древнем Египте употребление алкоголя также считалось делом богоугодным. О потреблении вина говорит и Библия - один из древнейших письменных источников человечества. Под вином в ней подразумевается безалкогольный или слабоалкогольный напиток, который пили даже дети[19]».



Мифы Древней Греции сообщают нам, что на горе Ниса Дионис изобрел вино, за что его в основном и превозносят[20]. Одна из недавно расшифрованных табличек из дворца Нестора в Пилосе говорит, что у Диониса был статус бога еще в XIII в. до н.э.[21] ». Имеются многочисленные свидетельства того, что абсолютно неуправляемое производство и потребление алкоголя вошло в быт многих народов мира. Если говорить о существовавших в то время писаных законах, то они не выказывают никакого отношения к алкоголю.

В соответствии с законами Шульгира – царя Ура, Шумера и Аккада (ок. 2094 - 2046 гг. до н. э.) из Третьей Династии Ура, являющихся, скорее всего, древнейшими письменными законами, дошедшими до нас, вопросы, связанные с алкоголем, ещё в них не регулируются[22]. В «Законах Хаммурапи»[23] имеется ряд параграфов, прямо или косвенно посвященных различным вопросам, связанным с алкоголем, алкогольными напитками и правилами организации деятельности заведений, в которых они реализуются и используются.

Наиболее древние исторические и литературные источники эпохи религиозного контроля имеют индийские корни. Среди 547 джатак[24] - рассказов о предшествующих существованиях Будды, наиболее интересной для нашего исследования представляется «Джатака о чаше» в которой осуждается употребление опьяняющих напитков, таких как сура, асава, сидху и майрея.[25] Уже в ее первых строках говорится, что «Употребление опьяняющих напитков есть ужасное зло, влекущее за собою много грехов. Помня об этом, добрые должны, поэтому и других удерживать от их употребления, а тем более воздерживаться от них сами[26]».



Причем, буддизм, не остановился на этом в своем осуждении к приему ПАВ. Этой проблеме, в частности посвящены и другие священные тексты и, прежде всего, – «Вера Сутта. Проступок». В ней прямо указано, что «Домовладелец, того, кто не воздерживается от пяти опасных проступков, называют безнравственным. И поступая так, он перевоплощается в аду. Эти пять проступков: убийство, воровство, прелюбодеяние (похотливое дурное поведение), ложь; употребление опьяняющих напитков и снадобий(возможно наркотиков), приводящее к бездумному ошибочному поведению.

Развитие форм противодействия психоактивным веществам хорошо прослеживается по истории ислама. При этом следует отметить, что процесс противодействия алкоголю в доисламском и раннеисламском арабском обществе не был абсолютно гладким и прямолинейным, несмотря на ряд идеализированных представлений. Ряд авторов полагают, что ситуация, связанная с употреблением алкоголя на Аравийском полуострове к моменту признания Мухаммада – Посланником Божьим, была весьма и весьма сложна. Вино было воспето многими поэтами и прочно вошло в народный быт. Несмотря на явные негативные явления, сразу же отказаться от него не представлялось возможным. Генезис и развитие этой, вначале идеологической, как принято сейчас говорить, кампании, а потом и установление более строгих ограничений, можно проследить по Корану.

В суре «Ан-Нахаль» («Пчёлы»), относящееся к мекканскому периоду, то есть когда Посланник Божий только начал проповедовать Ислам, приводится следующий аят: «67. Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих[27]». Из него видно осторожное отношение к проблеме употребления хмельных напитков, попытка повлиять на умонастроение верующих, склонить их к размышлению о последствиях их употребления. Причем не делается окончательных выводов и не ставится никаких ограничений, потому как подчеркивалось выше, значение вина в повседневной жизни арабов было высоко. Вашингтон Ирвинг, рассказывая о бракосочетании Мухаммада с его первой женой Хадиджей, которая будучи женщиной обеспеченной «...устроила большой пир, на который были приглашены ее отец и другие родственники, дяди Магомета – Абу Талиб, Гамза и многие другие курайшиты. Вино на этом пиру лилось в изобилии, и вскоре воцарилось всеобщее веселье[28]».

Однако через некоторое время, уже в меддинский период, Посланнику был ниспослан следующий аят, включенный в суру «Аль-Бакара» («Корова»): «219. Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше чем пользы»[29]. Таким образом, была подчеркнута дуалистическая природа алкоголя, который для людей разумных и им не злоупотребляющих имеет пользу, а для людей неразумных и злоупотребляющих – приносит только вред. Причем, особо подчеркнуто, что «греха больше чем пользы». После открытия этого аята многие мусульмане отказались от употребления вина.

Через некоторое время был ниспослан следующий аят, включенный в суру «Ан-Ниса» («Женщины»): «43. О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными чем бы то небело, пока не станете понимать то, что произносите...[30]». Но даже после объявления этого откровения, несмотря на то, что количество молитв и их время практически не давали возможности мусульманину совмещать опъянение и молитвы, и этот аят не внес окончательной ясности в вопрос об употреблении вина. Среди верующих распространился своеобразный обходной маневр - пить вино после ночной молитвы с тем расчетом, что к утренней они встанут уже отрезвевшими. Естественно, что при таком положении дел, негативные последствия употребления хмельных напитков продолжали сказываться на мусульманской общине. Имеется ряд исторических сведений об инцидентах, имевших место вследствие их широкого использования. На этот счет Посланником Божьим была объявлены ниспосланные ему суры, включенные в суру «Аль-Маида» («Трапеза»):

«90. О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете.

91. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?[31]»

По преданию, – эффект этих аятов был сравним с эффектом взорвавшейся бомбы – верующие выливали вино на улицу, его запах еще долго напоминал о том важном историческом моменте, когда арабское общество в целом отказалось от употребления алкоголя. Вино, ранее бывшее неотъемлемой частью любого праздника, превращалось (вместе с азартными играми и жертвенниками) в отжившие свой век признаки идолопоклонничества. Вместе с тем, не ограничиваясь запретом на вино, был наложен запрет также и на его производство и торговлю, даже если она велась не мусульманами. Верующим было строго запрещено посредничать или инициировать торговлю им. Было введено 10 понятий, связанных с вином.

Определялось, что проклятие лежит на том кто:

- требует выжимать вино;

- кто его выжимает;

- кто владеет вином;

- кто переносит его или перевозит;

- кто торгует вином;

- кто требует купить его;

- кто его покупает;

- кто поедает выгоду за его продажу;

- кто пьет вино;

- кто составляет пьющему компанию[32].

Таким образом, хорошо виден путь продвижения института контроля над этим видом психоактивных веществ.

В целях осуществления глубокого анализа исторических процессов контроля над алкоголем, необходимо остановиться и на тех исторических примерах и тенденциях, которые оставили свой след на ментальности нашего народа. Так, Кыргызстан длительное время являлся частью Российской империи и СССР. И те процессы, которые происходили в них, наложили свой отпечаток на историю народа Кыргызстана. В этой связи нам представляется необходимость определенных исследований в этих рамках, хотя тема общеизвестна, широко освещена в научной и художественной литературе. При этом, остановимся лишь на основных моментах, напрямую связанных с уголовной политикой в этой сфере, не комментируя и не обсуждая высказывания многочисленных авторов.

Уже в «Русской правде» [33] – этом универсальном своде норм и правил Руси ХII-ХIII веков, в частности указывается, что если товар купца утонул при транспортировке или безвозвратно утерян во время военных действий, либо от пожара, то ему предоставляется отсрочка. Если товар пропит или поставлен в залог при азартной игре («пробит»), то решение дела остается за кредиторами. В Псковской Судной грамоте, принятой вечевым собранием Пскова в середине XV века вопросам, связанным с алкоголем уделялось достаточно большое внимание. В XVII веке в Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года, имеется Глава XXV, объявляющая так называемый «Указ о корчмах», в которой подробно излагались нормы оборота алкоголя.

Дальнейшая история России показала, что алкоголь до 1914 года был абсолютно легальным психоактивным веществом. Контролировалось, да и то в фискальных целях, лишь его производство. А.Мендельсон писал, что «Высочайше Утвержденным Положением Совета Министров 27 сентября 1914 года городским думам и сельским общинам, а Положением 13 октября того же года – и земским собраниям на время войны предоставлено было право запрещать торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны, было предоставлено мудрости и совести самого народа[34]». То есть, потребности войны заставили российское самодержавие пойти, в общем-то, на крайние меры в этом вопросе.

Временному правительству и советской власти пришлось продолжать аналогичную политику запретов (специализи-рованные суды)[35], применение силы для борьбы с пьяными погромами[36], запрет на торговлю водкой. Однако 26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. Отрицательные последствия не замедлили сказаться. Г.Г.Заиграев самым худшим образом характеризует антиалкогольную политику СССР, полагая, что при сохранении у населения объективно обусловленного высокого спроса на спиртные напитки любые насильственные действия, запреты и принуждения с целью преодоления пьянства и утверждения трезвости неизбежно вызывают эффект обратного действия[37].

В.Н.Сидоров исследуя антиалкогольную политику Европы в период XIX-XX веков, отмечает, что действенными оказались лишь те меры, которые были направлены лишь на снижение уровня продаж спиртного[38].

В.Н.Геворкян исследуя последствия принятия «сухого закона» в США, отмечает, что «Преступный мир ещё более активизировался с принятием конгрессом США сухого закона, который в специфических условиях США открыл главарям гангстеризма блестящие возможности для обогащения[39]». И действительно, к концу 20-х годов доход мафии от сбыта спиртного превысил два миллиарда долларов в год, а правительство США, израсходовав 12 млн. долл. на борьбу с нарушителями сухого закона, в 1932 г. отменило его[40].

Но, сказать, что такого рода практика навсегда ушла в прошлое, было бы неверным. В 1977 году был введён запрет на употребление спиртных изделий в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), ранее подобные запреты, были введены в Иране и Египте. За несоблюдение закона в ОАЭ виновных наказывают сорока ударами кнута; иноверцы уплачивают штраф в 750 фунтов; иностранцам за употребление спиртных изделий в общественных местах грозит тюремное заключение сроком 2,5 лет[41].

Опиоиды. Из многих религиозных источников и учений видно неприятие наркотиков. Определенное время они становились барьером на их пути. В тех странах, где религия стала не только регулятором взаимоотношений человека и Бога, но и жизни общества, религиозные запреты трансформировались в государственные нормы. Но если первые упоминания об опиуме появились 25 веков назад, то государственная политика и уголовная политика в их отношении стала складываться гораздо позднее. Первые, наиболее серьезные инциденты стали известны истории как «опиумные войны» – конфликт между Китаем и рядом западных стран за право торговлей опиумом на территории Китая. Р. Дейвенпорт-Хайнс отмечал, что причиной войн стала наркоэпидемия, повлекшая импорт опиума, который в свою очередь привел к международной проблеме[42]. Активные антиопиумные действия властей Китая привели к первой опиумной войне 1840 - 1842 года, в результате которой победила Великобритания. Согласно Нанкинскому договору от 29 августа 1842 г. Китай обязался выплатить контрибуцию в размере 15 000 000 серебряных лян (21 000 000 долларов), передать Великобритании остров Гонконг и открыть китайские порты для английской торговли[43].

После второй «опиумной войны в соответствии с Пекинским договором 24-25 октября 1860 года китайское правительство выплатило Великобритании и Франции 8 миллионов лянов контрибуции, открыло для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешило использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Великобритании и Франции. Вследствие этого, реальные антинаркотические программы в Китае были приняты лишь в 1905 году с поэтапным запретом опиума и реализовывались в течение десяти последующих лет[44].

17 декабря 1914 года Конгрессом США в связи с развитием процессов массового потребления опиатов был одобрен так называемый закон Гаррисона, первоначально направленный не на запрет наркотиков, а регулирование их продажи и налогообложение.

Противодействие опиоидам осуществлялось в значительной части государств мира, где имело место распространение этого вида психоактивных веществ.

Каннабиноиды. Если говорить об истории продуктов конопли (марихуана, гашиш и тому подобное), содержащих каннабиноиды[45], то объективный анализ мировой наркополитики, выделяет ислам как наиболее последовательную идеологию и юридическую систему в их отношении. Кыргызстанские авторы справедливо отмечают, что «Ислам на протяжении всей своей истории последовательно и бескорыстно выступает против наркомании, справедливо считая это зло одним из самых опасных для человеческой цивилизации в целом[46]». Кроме имеющихся определений алкоголя и алкогольных напитков, в исламе есть понятие – «хамр» – то есть то, что замутняет разум, называя его «матерью всех мерзостей», и считая его запретным. По единодушному мнению мусульманских ученых, наркотики подпадают под категорию «хамр» (т.е. «опьяняющее», «одурманивающее»...). Шейхуль-Ислама Ибн Теймия писал в одной из своих книг: «...гашиш – харам (запретен) и тот, кто его употребляет, наказывается так же, как и пьющий спиртное. А гашиш хуже, чем спиртное, потому что портит разум и нрав человека и делает мужчину похожим на обезьяну, его употребление приводит ко многим греховным деяниям и распутству»[47].

Таким образом, впервые в мировой истории была построена религиозно-государственная система, позволяющая поставить заслон на пути распространения наркотиков. При этом наличие шариатского права, поддерживаемого не только авторитетом религии, но и государственным принуждением, хорошо иллюстрирует процесс перерастания форм контроля.

Растение кока (Erythroxylum coca) – это морозостойкий кустарник с золотисто-зелеными листьями, которые содержат алкалоид кокаина. В 1505 году итальянец Америго Веспуччи видел, как индейцы жуют листья коки[48]. Он, правда, тогда пришел к заключению, что индейцы использовали неизвестное растение, чтобы уменьшить жажду. Европейцы ближе познакомились со свойствами коки в 1781 году во время осады восставшими индейцами боливийского города Ла Пас. Когда кончились запасы провианта, гарнизон выжил благодаря коке и тем самым доказал питательную и стимулирующую силу растения. В 1855 году из листьев коки впервые получен алкалоид кокаин, а в 1862 году фармацевтическая компания «Merck» производит 100 грамм кокаина. С тех пор кокаин использовался как анестетик в медицине, как средство лечения зависимости от морфия (Зигмунд Фрейд считал, что кокаин эффективен в лечении зависимости от морфия, но впоследствии признал ошибочность метода). С начала XX века нюхать кокаин становится популярно, описаны первые случаи заболеваний носовой полости вследствие нюханья кокаина. С середины 1980-х дешевый аналог кокаина – «крэк» - распространен по всему миру и становится крайне популярен[49].

Другие стимуляторы (включая кофеин). Традиция потребления различного рода стимуляторов уходит в далекие века, когда люди начали различать разницу между веществами-депрессантами и веществами-стимуляторами. Одним из таких природных веществ являлась «сома». В литературе, посвященной проблемам наркотиков, примелькалась ссылка на некую «сому». Она повсюду практически одинакова: «Например, в дхармашастре Ману содержится строгое предписание о соблюдении правил сословного потребления сомы: «У кого имеется трехлетний (запас) продовольствия, достаточный для содержания челяди, или даже более того, тот достоин пить сому[50] »».

Р.К.Баландин пишет, что «...сома – придавал силы и храбрости воинам, покровителем которых являлся Индра. Кроме того, как считалось, сому употребляют не только люди, но и боги; его использовали в ритуальных целях, и тогда опьяняющий сок превращался в божественного Сому Павамана («Очищающий»). Впрочем, называть его хмельным или опьяняющим можно лишь с немалой долей условности. Это – не вино или пиво, а наркотический галлюциногенный напиток. Вряд ли случайно в мифе об Индре сказано, что от сомы он становился не только сильней и решительней, но и крупнее. Такое ощущение характерно для некоторых видов наркотического опьянения. Скорее всего, сома – не просто перебродивший растительный сок, а более сложный напиток, в который жрецы добавляли определенные препараты (например, конопляные или опиумные)[51].

Мэри Бойс в своей книге «Зороастрийцы. Верования и обычаи» пишет, что «Ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, готовили из молока, веток одного растения из сока, получаемого после того, как стебли другого растения будут истолчены. Растение, которое толкли, называлось по-древнеиндийски сома, а по-авестийски хаома, что буквально значит «то, что выжимают». Неясно, какое растение первоначально употребляли протоиндоиранцы, но вполне возможно, что это могли быть разновидности эфедры (как хом – «эфедра», «хвойник», используемый зороастрийцами в настоящее время). Древние иранцы приписывали этому растению ценные свойства. Они считали, что его сок возбуждает, бодрит и вливает силы. Воины, отведав его, сразу же преисполняются боевым духом, поэты – вдохновением, а жрецы – особой восприимчивостью к внушениям божества[52]». Таким образом, действующей основой «сомы» является эфедрин, содержащийся в эфедре.

Однако и полностью отрицать факт того, что в определенные эпохи и в определенных культурах в сому не добавляли каких-либо галлюциногенов, также невозможно. Ибо из смысла законов Ману следует, что употребление сомы несет в себе отрицательные личные и социальные последствия, а они могли возникать только в тех случаях, когда то или иное вещество вызывает эффект зависимости. С.С.Алексеев прямо относит законы Ману к источникам права. Он пишет, что «С укреплением государства как основной формы организации общества появляются новые письменные источники права (законы, кодексы, своды законов). Физическое и социальное неравенство, исторические, демографические и иные факторы предопределяют и различное содержание правовых норм. Ряд древнейших юридических актов (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы Ману) отражали попытки социально справедливого решения вопросов[53]».

Таким образом, важность законов Ману, устанавливающих ограничения при употреблении сомы, заключается, прежде всего, в переходе от чисто религиозного контроля к новой, смешанной форме контроля над ПАВ – религиозно-государственной.

Псилоцибин и его дефосфорилированный аналог псилоцин впервые были выделены из грибов Psilocybe и Stropharia, Psilocybe, Panaeolina, Panaeolus, Copelandia, Conocybe, Gymnopilus, Stropharia, Pluteus, распространенных по всему миру. Его также синтезируют в подпольных лабораториях. Грибы, содержащие псилоцибин, считались священными. Вместе с кактусами культ галлюциногенных грибов лежал в основе всего древнего уклада населения Центральной Америки.

Псилоцин и псилоцибин, содержащиеся в грибах, указывают на то, что грибы находятся в близком родстве с ЛСД, не только по своему психическому действию, но и по своей химической структуре. Различие состоит лишь в дозировке. Вещества, содержащиеся в грибах, менее активны, чем ЛСД.

В культуре индейцев древней Мексики кактусы играли особую роль. Самым известным среди них стал пейотль – маленький шарообразный кактус серовато-голубоватого цвета. Он не имеет колючек, вместо них покрыт мягкими пушистыми «хохолками». Его мякоть – с тошнотворным горьким вкусом, плохо переносима людьми, не привыкшими его употреблять. В 1897году немецкий фармацевт Льюис Левин привез с собой из путешествия по Центральной Америке несколько головок пейотля. Он первым начал исследования химических веществ, содержащихся в кактусе. В том же году соперник Левина по исследованию пейотля Артур Хевтер выделил и испытал на себе главный из психоактивных алкалоидов, содержащийся в кактусе. Этот алкалоид получил название мескалин. Исследования мескалина были прерваны после его запрета в Европе в 1934 году[54].

Будучи первым синтетическим веществом, проявляющим мескалино подобные свойства и фармакологически самым активным из когда-либо открытых психотропных препаратов, LSD оказал мощное влияние на дальнейшее развитие исследований в этой области. Альберт Хофманн открыл этот новый препарат в 1938 году, работая в лабораториях фармацевтической компании «Sandoz» в Базеле, Швейцария[55]».

На протяжении 1950-х годов психоделические препараты, главным образом LSD и мескалин, были легко доступны врачам и психиатрам Европы и Соединённых Штатов. Они рассматривались как многообещающие препараты для терапии и как вызывающие большой интерес средства исследования сознания; Армия Соединенных Штатов и CIA (ЦРУ) также изучали их в сомнительных с этической точки зрения, а иногда и возмутительных экспериментах в качестве инкапаситантов.

С середины 50-х годов ученые поняли, что LSD и аналогичные ему вещества нарушают ту часть передачи электромагнитного импульса между нервными клетками, которая связана с нейромедиатором серотонином.

Несмотря на длительную историю использования психоделиков, эти вещества практически не оказывали влияния на массовую европейскую или американскую культуру до относительно недавнего времени. Первым «новым» психоделическим веществом, которое вызвало социальные противоречия в Европе и Соединённых Штатах, был оксид азота, или закись азота – N20. Его появление связано с несколькими известными в науке именами.

Галлюциногенным эффектом обладали и другие широко известные растения, среди них – мухомор (Amanita muscaria) и дурман. Были известны также стимуляторы, например, «кат», производимый из ближневосточного вида бересклета. Однако эти наркотики играли второстепенную роль в мировой культуре и использовались локализовано.

Считается, что табак появился в боливийских Андах, на берегу озера Титикака, в результате скрещивания дикорастущих видов Nicotiana Silvestris и Nicotiana Tomentosiformis – индейцы культивировали его для использования в ритуальных целях. Вместе с кочующими племенами табак постепенно перебрался из Боливии в Бразилию и Колумбию, а затем попал и на острова Карибского бассейна. Само слово «табак»(анг. Tobacco, лат. Nicotiana tabacum), возможно, происходит от названия острова Тобаго. Мореплаватели привезли табак домой в Европу. Он вскоре вошел в моду в среде аристократии в качестве лекарства и тонизирующего средства[56].

История человечества хранит немало примеров решения табачной проблемы на национальном уровне. Но вот на международном уровне она стала решаться недавно. В 2003 году принята Рамочная Конвенция Всемирной Организации Здравоохранения (World health Organization) по борьбе с табаком. За четыре года к Конвенции присоединились 146 стран мира. Этот документ стал одним из наиболее быстро внедряемых во всем мире договоров ООН (ВОЗ входит в структуру ООН)[57].

В России, СССР, а также на постсоветском пространстве табак имеет свою особую историю. Так, в Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года, имеется Глава XXV, объявляющая так называемый «Указ о корчмах». В ней содержатся ряд статьей, посвященных табаку.

Под страхом смертной казни «..заказ учинен… чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали[58]». Однако в царствование Петра I, вся эта система была отменена. Он сам пристрастился к табаку во время учебы в Голландии и считал, что эта привычка приблизит Россию к европейской культуре. Петр I своим указом позволил «торговать табаком явно»[59] то есть без ограничений. С этого момента и до конца XX века на территории России курение табака постоянно развивалось как явление.

В СССР первые попытки сократить количество курящих путем принятия мер на государственном уровне относятся к концу семидесятых - началу восьмидесятых годов. Именно тогда впервые появилась предупреждающая надпись о вреде курения на сигаретных пачках.

Переходя от медицинских аспектов затронутой проблемы к юридическим, стоит отметить, что попытки урегулировать тем или иным способом курение табака предпринимались в нашей стране неоднократно. Так, в 1977 г. коллегия Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР приняла постановление «О мерах по усилению борьбы с курением среди спортсменов, тренеров, преподавателей, физкультурных работников», в котором подчёркивалась несовместимость курения со спортом, и, соответственно, были введены некоторые запретительные меры. В 1980 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О мерах по усилению борьбы с курением», в соответствии с которым были усилены антитабачная пропаганда и агитация, пропаганда знаний о вреде табака, установлен запрет курения в рабочих помещениях. Однако, по большому счёту, дело в этом направлении дальше не сдвинулось.

На постсоветском пространстве противодействие табаку осуществлялось вначале с учетом инерции, доставшейся от СССР. Однако уже через десять лет, в государствах, бывших советскими социалистическими республиками, начали происходить серьезные процессы противодействия вреду табака, в основном связанные с реализаций положения Рамочной конвенции 2003 года.

Первые злоупотребления летучими веществами описаны в конце XIX столетия. Вскоре, как эфир был использован для общего наркоза, в среде медицинских работников появилась эфиромания. К вдыханию паров эфира стали прибегать также певцы для улучшения голоса. Однако широкого распространения эфиромания не получила. Впоследствии были также сообщения об использовании закиси азота («веселящий газ») для получения эйфории.

В 50-е годы в США и Европе обнаружилось, что среди мальчиков среднего школьного возраста распространилась «мода» вдыхать органические растворители, например, трихлорэтилен. После принятия мер, токсикомания заметно уменьшилась. В 60-х годах прошлого века в США и Европе появились нюхатели (снифферы) клея и бензина. Публикации в зарубежной литературе об употреблении ингалянтов относительно немногочисленны. В США с 1963 по 1982 г. были лишь около 30 статей по сравнению с сотнями о наркоманиях и токсикоманиях других видов. Еще в начале 80-х годов на данную проблему смотрели как на казуистику.

Но уже к 1997 году в США количество молодых людей, потреблявших вдыхаемые вещества, достигло 7 млн. Среди подростков 12-17 лет таких было около 10%, молодых людей от 18 до 20 лет – 16% и в возрасте 26-30 лет – менее 4%. В США в течение 1980-х гг. приблизительно 10%) (от 3,5 до 15%) студентов высших учебных заведений вдыхали летучие углеводороды, по крайней мере, однажды. Для сравнения, в 1993 и 1994 гг. однократное (в течение жизни) применение ингалянтов среди заканчивающих учебу студентов было на уровне 17%. Большая часть подростков пробуют вдыхать летучие растворители несколько раз и прекращают, меньшая часть (около 3%) становится их хроническими потребителями.

Лишь в 1987 г. в США ингалянты были включены в перечень веществ, способных вызывать зависимость. Это было осуществлено в пересмотренном III издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации (DSM-IH-R)[60].

В 1975 году разразилась настоящая эпидемия в Прибалтике (подростки «нюхали» пятновыводители); спустя 10 лет – массовое употребление летучих растворителей было отмечено в Нижнем Поволжье, Астрахани и некоторых районах Москвы. Это в определенной мере было обусловлено тем, что эти вещества можно приобрести в любом хозяйственном магазине, они доступны и дешевы, их используют дети и подростки. Злоупотребляют ингалянтами даже 6-8-летние дети. Чаще всего этим занимаются дети из семей низкого уровня развития, но бывает, что используют ингалянты и дети из благополучных семей[61].

В СССР в открытой печати были лишь единичные сообщения о злоупотреблении ингалянтами среди подростков. Первые упоминания об этом были сделаны А.Е. Личко в 1977 году[62].

Точных данных о распространенности токсикомании нет ни в одной стране. Это связано с тем, что выявляется только часть больных. Считается, что истинное количество больных с зависимостью от психоактивных веществ, по крайней мере, в 5-10 раз больше количества наркоманов и токсикоманов, зарегистрированных наркологами[63].

Следует отметить, что на этом общемировом историческом фоне развивались события, связанные с обеспечение наркобезопасности на территории современной Кыргызской Республики. Их было бы справедливым разделить на четыре этапа:

- ознакомление с ПАВ;

- вхождение ПАВ в широкое употребление;

- ПАВ, как атрибут культуры;

- осознание вреда и противодействие злоупотреблению ПАВ.

Они протекали на фоне таких исторических периодов, как древний мир, средневековые ханства, российский имперский этап, «советский» этап и этап суверенитета. Ознакомление с ПАВ произошло на весьма ранних периодах жизни кыргызского народа. Однако, исторически достоверных сведений о проблемах древнекыргызского общества с ПАВ, не имеется. Это возможно проистекает вследствие того, что этих проблем и не было, или сведения за древностью лет до современного исследователя не дошли.

Опосредованно с учетом формы и содержания права, можно было говорить более или менее уверенно о содержании и методах управления ПАВ в стране с «мусульманизированной» (С.У.Дюйшенбиев) системой государственного управления, которая имело место на территории Кыргызстана начиная с эпохи Караханидов[64]. Скорее всего она, как и следует из шариата, требовала абсолютного неприятия алкоголя, при сравнительно индифферентном отношении к потреблению других видов ПАВ.

Так, например, чайная традиция. Письменные источники содержат упоминание о том, что в середине XVIII в. китайские послы привезли кокандскому правителю Ирдане в дар «атласные ткани и чай»[65]. В конце XVIII - начале XIX в. китайский чай в виде спрессованных плиток был весьма популярен в среднеазиатских городах. По утверждению Чокана Валиханова, в начале XIX в. «вся Средняя Азия и Афганистан пользовались чаем, привозимым через Коканд из Кашгара, и употребление чая» стало повсеместным, причем, когда китайцы закрыли границу, то в 1829 г. «кокандцы решились с оружием в руках открыть себе торговлю»[66]. Это влияние, по утверждению С.Н.Абашина отразилось в одном из названий чая, забеленного молоком, - «синчой» (китайский чай), а также в популярности китайской чайной посуды[67].

Основные проблемы с такими видами ПАВ как табак и алкоголь начался на территории Кыргызстана в период его вхождения в Российскую империю. Российские авторы указывают, что «Интенсивное, масштабное распространение наркотиков начало ощущаться с развитием восточной колониальной политики царской России, когда огромный поток крестьянства и казачества двинулся для освоения новых земель в Среднюю Азию, на Дальний Восток. В те времена на 20 млн. мусульманского населения (1880 годы) приходилось до 800 тыс. потребителей только гашиша. И это число считалось заниженным, так как по свидетельству доктора Л.В.Анцыферова (1923), в Средней Азии «редко можно было встретить коренного жителя, не познакомившегося хотя бы раз в жизни со вкусом и действием «наши»[68]. Контакт между двумя расами людей привел среди прочих последствий к тому, что по выводам современников, «коренное население прививало пришлому гашишизм, последнее прививало коренному – алкоголь[69]».

Царское правительство в ответ на вызовы, связанные с производством опиатов ввело соответствующий запрет, который в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны и прекращением поставок – морфия из Германии и опиума из Турции был отменен. Опиум стал выращиваться для нужд военной медицины и скупаться государством. После Октябрьской революции 1917 года, опиум, хранившийся в банковских подвалах г.Верный стал условием, которым советская власть гарантировала ценность и покупательную способность своих денег[70].

После Октябрьской революции 1917 года была выстроена жесткая вертикаль власти. Особенно это касалось правоохранительных органов. Центральные и территориальные подразделения имели сходную структуру в целях эффективного управления. Так, в составе Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) в 1918 году создается отдел по борьбе со спекуляцией кокаином (наркотиками). В условиях того времени это был необходимый шаг – наркотики в условиях разрухи становились острой общественной проблемой. На территории Кыргызстана советская власть объявила монополию на опиум. Несмотря на определенное сопротивление населения, сломленное репрессиями, в 1926 году удалось собрать 90% всего выращенного опиума – 105 тонн 852 килограмма[71].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.