Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимость и случайность





 

диалектика философия категория

Необходимость:

 

а) синоним конкретно-всеобщего, характеризует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности;

б) основная тенденция развития предмета, явления;

в) способ превращения в действительность единственной в данных условиях возможности.

 

Наступление события - причины влечет за собой определенное явление - следствие. Поскольку в природе любое явление имеет свою причину, то здесь, господствует необходимость. При рассмотрении общественной жизни Энгельс случайности трактует не как то, из чего складывается необходимый процесс, а как нечто, образующее его видимость. Такая позиция вытекает не столько из научно-теоретического, сколько из идеологического характера, поскольку основоположники марксизма переход от капитализма к социализму истолковывали как безальтернативную неизбежность. При таком понимании историческая необходимость абсолютизируется, а случайность низводится к чисто поверхностному явлению, к тому, что кажется.

Случайность - форма проявления необходимости, такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого из множества возможных альтернативных следствий. Случайность проявляется в результате перекрещивания различных по своей природе процессов. Она выражает наличие разнообразия в мире, придает процессам черты оригинальности, неповторимости. Случайность признается в качестве фактора свободы человека, не предопределенности и необратимости социальных изменений, условия нового в истории. В современной цивилизации, отличающейся неустойчивостью, не равновесностью социальных изменений, значение случайности возрастает, ибо человек открывает для себя мир во многом по законам случая, в процессе проб и ошибок.



 

Совокупное действие большого числа случайных факторов нивелируется и образуется в соответствии со статистическими законами нечто закономерное. Чем сложнее форма движения материи, тем относительно большую роль играет в ней случайность. Ведь в высших формах движения проявление низших форм есть случайность.



Характер социальной детерминации опосредован способностью человека к свободному выбору и волевому решению. Поэтому возрастает вероятностный характер общественных явлений, что может породить представление о случайной природе поступков. Но эта иллюзия рассеивается, если обратить внимание на предпосылки деятельности. Последняя осуществляется в границах физической, биологической и социальной необходимости, детерминирована внешними условиями и внутренними мотивами. При этом мотивационная свобода человека относительна.

 

Возможность и действительность

 

Смысл категориальной пары возможность - действительность впервые исследовал Аристотель. Он возможность связывал с материальным, а действительность - с формальным началами. Версии отношения возможности и действительности рассматривали также Скот, Лейбниц, представители немецкой классической философии. Между тем, всегда существует, по меньшей мере две, а в основном несколько возможностей. Лишь понимание возможностей позволяет правильно уяснить становление определенной действительности и присущую ей отнюдь не однозначную, не одномерную необходимость.

 

Возможность и действительность - характеристики бытия, выражающие:

 

а) тенденцию становления;

б) ставшую реальность.

 

Возможность - философская категория, выражающая совокупность предпосылок (элементов, процессов), которые при определенных условиях могут стать действительным.

 

Существует еще так называемая обратимая возможность. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т. е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими природному и социальному бытию .



Возможность имеет несколько степеней осуществимости. Реальная возможность - такая, которая сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями. Эта возможность выражает закономерную существенную тенденцию развития объекта, когда в среде имеются необходимые условия ее реализации. Формальная (абстрактная) возможность выражает побочную, второстепенную тенденцию развития объекта, когда в данный момент отсутствует целый ряд условий для ее реализации. И тем не менее эта возможность в принципе допускается законами природного или социального развития. При изменении условий абстрактная возможность может превратиться в реальную. Формальную возможность характеризует гегелевский пример, что турецкий султан станет папой римским.

 

Действительность:

 

а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявлений;

б) совокупность реализованных возможностей, конкретное актуальное бытие отдельного относительно устойчивого и изменяющегося предмета.

 

Развитие - процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, сужения этого спектра до одной реальной возможности и ее превращения в новую действительность. Динамика реальности предстает как непрерывный переход от возможности к действительности, а от последней - к новым возможностям, вытекающим из всего предшествующего опыта развития. В любом явлении возможность и действительность совпадают: реализованная возможность есть действительность; последняя как предпосылка и основание для своих будущих воплощений есть возможность, устанавливает, что всякая объективность (действительность) есть возможность для становления, а становление - это превращение возможности в действительность. Последняя в свою очередь превращается в возможность, объективную данность для нового становления, как только завершит процесс самоформирования.

 

Человек может достигать поставленных перед собой целей, соразмеряя их с объективными возможностями и создавая в ходе практической деятельности такую совокупность условий, при которой реализуются желательные возможности и затрудняются (или вовсе исключаются) нежелательные. В категориях возможности и действительности выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности.

 

Сущность и явление

 

От познания внешних отдельных сторон предметов человек погружается во внутреннюю, глубинную основу вещей, проявляющуюся через случайные свойства и связи, что отражается в категориях «сущность» и «явление».

Кант характеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей. Явление - это «вещь в себе», которая предстает познающему субъекту. Сущность - это глубинное течение реки, которое на поверхности обнаруживается в виде волн, бурунов, пены. Итак, сущность является, а явление существенно. Явление правомерно сводимо к простой «видимости».

В диалектико-материалистической философии сущность - философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, его главную, определяющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного.

 

Явление:

 

а) любое формообразование в его целостности;

б) поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения;

в) сущность в искаженной форме.

 

Вместе с тем если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность - субстанциональное ядро самостоятельного сущего.

Явление - преимущественно чувственно воспринимаемая характеристика вещи. Познание сущности достигается через постижение явлений. Далее познание идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. п.

В своем конкретном виде процесс раскрытия сущности проявляет себя в познании необходимого в вещи, структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования. Иначе говоря, категории сущности и явления выражают общую ориентированность познания, отображающего динамику и связи реального мира природы и общества под углом зрения.

 

Список используемой литературы

 

1.В.Н.Калмыков «Основы философии». Учебное пособие студентам высших учебных заведений Минск «Вышэйшая школа», 2003г.

2.Е.Е.Несмеянова «Философия». Учебное пособие для студентов ВУЗов Киев «Фита», 1994г.

3.Е.В.Волчок «Философия». Учебное пособие для ВУЗов «Современная школа», 2005

4.Н.И. Жукова «Философия», 1999г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.