Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ





ДИАЛЕКТИКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс. Философское открытие Гераклита заключается в обобщении - изменяется не просто кое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность, о тождественности всего сущего Тождество понимается как такое, которое предполагает различие, ибо все находится в становлении.

Существует мнение, что термин «диалектика» впервые применил Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений диалектикой. Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. Платон считал о том, что Бог сделал мир из природы одного и другого; он их соединил и образовал из них третье, которое имеет природу одного и другого. В этом рассуждении наметились гениальные зачатки идеи о тройственном цикле развития. В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности» (Гераклит для этого использовал слова «расходящееся», «враждующее», стремящееся в разные стороны). Аристотель, стремясь познать, сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Школа стоиков (конец IV в. до н. э. - II в. н. э.) различала в логике риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений). Диалектика как искусство спора развивалась в средне века. Приемы столкновения мнений распространили на анализ противоборствующих взглядов, направлений мысли. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия. Философы-схоласты искали основания единства одной и той же вещи, ее сходства с самой собой, решали проблему преемственности в развитии. В истории философии долго господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Хотя изменчивость признавалась, но утверждалось, что мироздание сегодня такое же, каким оно было в отдаленном прошлом: звезды всегда неподвижны; планеты вращаются по постоянным орбитам; одна и та же поверхность Земли, материки, океаны, горы, реки, климат, растения и животные. В частности, Декарт (XVII в.) выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате длительных вихреобразных движений частиц материи, пребывающей первоначально в хаотическом состоянии. Кант (XVIII в.) высказал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальной туманности. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода. И. Кант в своей гипотезе о происхождении планетной системы из первоначальной туманности поставил научно вопрос об истории природы, о времени существования вещей. Рассуждая о диалектике разума, Кант внес вклад в развитие субъективной диалектики мышления. Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший в систему понятийный аппарат диалектики. Понятия у него гибкие, выражают подвижные связи, переходы, развитие мира.







Гегель развил концепцию форм диалектики: резонирующей (мышление субъекта, который обнаруживает противоречия в предмете), негативной (диалектика стремится сделать шатким все, что считается прочно установленным) и позитивной (диалектика созидания). Позитивная диалектика выступает логикой развития предмета, взятого в его имманентном движении.

Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Источник развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. На идеалистической основе Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания. Логика включает рассмотрение жизни. Значит, вводится момент практики в теорию познания.

В «Капитале» Маркса единая материалистическая диалектика выступает в двух различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т. е. в виде диалектики развития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельс аналогично утверждал: диалектика головы есть отражение форм движения реального мира как природы, так и истории. Энгельс проследил исторические пути развития диалектики. Он объяснил, как проявляются законы и катерии диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве, показал, какое значение имеют они для научного миропонимания. Он указал на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма. В «Диалектике природы» впервые была проведена диалектико-философская обработка открытий естествознания.

 

Материалистическая диалектика, составляет ядро научного философского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытия закономерности.

 

 

СТРУКТУРА ДИАЛЕКТИКИ

 

Диалектика включает принципы, законы и категории. Материалисты трактовали принцип как основополагающее суждение о бытии (например, объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеалисты принципы выводили из мышления, а не из внешнего мира. Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обусловливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития.

 

В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов.

 

Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые, существенные, необходимые общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию.

 

Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук. Связь понимается как универсальное закономерное внутреннее взаимодействие.

События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Время - образ, характеризующий становление и превращение вещей, движение и развитие объектов. Предметы устойчиво соотнесены между собой в пространстве, но и подвержены возникновению и исчезновению, т. е. относительны и преходящи в своем существовании.

Оба определения диалектики выражают существо принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие предполагает связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь. В точках пересечения этих потоков происходит переход от движения как изменения вообще к развитию как направленному, поступательно-продуктивному процессу в определенной системе координат.

Формированию философской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы и соответствующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Дарвина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных изменений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, научно-технический прогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарных знаний, появление теории развития общества К. Маркса.

Казавшиеся противоречивыми по своей сути процессы усложнения материи и расселения энергии слились в единый поток динамического бытия.

Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях и развитии «схватывает» не отдельный какой-то закон диалектики, ни одна пара категорий, а лишь их система, постоянно развивающаяся, обогащающая свое содержание.

Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, законов и категорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимопредполагающих мнений и точек зрения.

Любая категория диалектики выражает внутреннее существенное отношение между явлениями и поэтому - так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, закон единства и борьбы противоположностей по существу тождествен категории противоречия, закон отрицания - отрицания - категории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в «парной» обособленности: «единство - борьба», «количество - качество», «отрицание - отрицание отрицания», «содержание - форма», «возможность - действительность», «причина - следствие» и т. д. Скрепляющим в единую систему «стержнем» законов и категорий диалектики выступают принципы диалектики - развития и связи. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и метафизическое.

Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику и определил метафизику как антидиалектику.

Метафизика сыграла определенную позитивную роль в развитии науки: открытия нового времени были совершены посредством этого метода. Тогда на первом месте была ориентация на выделение частей целого, на их анализ, систематизацию данных.

Диалектика – теория и одновременно метод творческого осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.