Сделай Сам Свою Работу на 5

Условие 6: быть набожным, не послабляющим в религии





Был ли Абу Ханифа муджтахидом?

Как известно, человеку, чтобы быть муджтахидом, недостаточно про об этом заявить, однако у него должны собраться определенные качества для этого, без которых он муджтахидом просто не будет.

Эти качества упомянули ученые в книгах по науке "Усуль аль фикх".

Перечислим кратко например те условия муджтахида которые упомянул имам Абу аль Музаффар ас-Сам'ани в своей книге "Кауаты аль адилля"

Имам упомянул шесть условий иджтихада.

1. Чтобы он знал арабский язык вместе с его науками - как его слова, так и его грамматику, основные и переносные значения слов

2. Чтобы он знал Коран и его ахкамы - знал его общие и частные тексты, отменяющие и отмененные, различал между прямыми текстами, и текстами у которых есть внешний и переносный смысл, обобщенными и разьясняющими

3. Чтобы он знал Сунну и ее ахкамы - а для этого требуется знать передатчиков хадисов, уметь отличать между достоверными хадисами и недостоверными, понимать указания Сунны - когда она указывает на обязательность, когда на желательность, уметь совмещать между сообщениями которые может показаться что противоречат друг другу



4. Знать разногласия и иджма - в первую очередь сподвижников - чтобы следовать тому на чем единогласие, и выбирать из разногласий.

5. Знать кыяс (суждение по аналогии)

6. Быть достоверным и доверенным и не послабляющим в религии.

Затем сказал ас-Сам'ани:

فإذا تكاملت هذه الشروط في المجتهد صح اجتهاده في جميع الأحكام وإن لم يوجد واحد من هذه الشروط خرج من أهلية الاجتهاد

"Когда собрались в делающем иджтихад все эти условия - достоверен его иджтихад во всех ахкамах. А если же нет даже одного из этих условий - то он не имеет полномочий совершать иджтихад"

Источник: "Кауаты аль Адилля", 2/306

И если это ясно, то давайте вернемся к Абу Ханифе и рассмотрим - опираясь на слова ученых - имелись ли у него эти условия.



- Условие 1: знать арабский язык с его науками

Передал Хатыб аль-Багдади со своим иснадом от Ибрахима аль-Харби, что он сказал:

كان أبو حنيفة طلب النحو في أول أمره فذهب يقيس فلم يجئ وأراد أن يكون فيه استاذا فقال قلب وقلوب وكلب وكلوب فقيل له كلب وكلاب فتركه ووقع في الفقه فكان يقيس ولم يكن له علم بالنحو فسأله رجل بمكة، فقال له: رجل شج رجلا بحجر؟ فقال: هذا خطأ ليس عليه شيء، لو أنه حتى يرميه " بأبا قبيس " لم يكن عليه شيء

"Абу Ханифа вначале начал изучать нахв (грамматику), и начал проводить аналогии, и у него не получилось это, а он хотел быть устазом в этом. Он сказал: "Кольб – кулюб" (сердце – сердца), поэтому будет: "Кальб- кулюб" (собака – собаки), а ему сказали: "Кальб – киляб". И тогда он оставил нахв, и начал заниматься фикхом, и он проводил свои аналогии, в то время как не знал нахв.

И спросил его человек: "Если один человек ранил другого камнем и убил его - то полагается ли кысас?" И Абу Ханифа ответил: "Это убийство по ошибке, и на нем нет кысаса. Даже если он бросит в него АбА Кубейсом" (огромная скала в Мекке) - не будет на нем кысаса"



Сказал Мукбиль Ибн Хади: "Передатчики его достоверные" см. "Нашр ас-сахифа", 312

Слово Абу Ханифы - "АбА Кубейс" - грубейшая грамматическая ошибка, и имам аль Харби - ученик имама Ахмада и один из великих имамов арабского языка - привел эти его слова с целью указать на его невежество об арабской грамматике

Сказал имам аз Зуджаджи:

حدثنا عبد الله بن سليمان عن عمر بن شبة، عن يزيد بن خلادٍ الأرقط، عن أبي عمرو بن العلاء، أنه سمع أبا حنيفة يبطل القود إلا ما كان قتلا بحديد، فقال له أبو عمرو: أرأيت إن ضربه بكذا، أرأيت إن ضربه بكذا؟ قال: لو ضربه بأبو قبيس لم يكن عليه قود. فقال أبو عمرو: هذا كلامٌ شنع. قال: وما الشنع؟ قال: ولا تعرف الشنع أيضاً؟!

"Рассказал нам Абдуллах Ибн Сулейман, от Умара Ибн Шиббы, от Язида Ибн Халляда аль Арката, от Абу Амра Ибн Аля, что он слышал как Абу Ханифа аннулирует кысас во всем кроме убийства железом. И стал говорить ему Абу Амр: "А если он его ударит этим, а если он его ударит тем?" И ответил Абу Ханифа: "Даже если он ударит его "Абу Кубейс" (скала в Мекке), не будет на нем кысаса!" Сказал Абу Амр: "Эти слова - позорные (шун') " (имея ввиду как со стороны Шариата, так и со стороны детской грамматической ошибки - прим.). Абу Ханифа сказал: "Что значит шун'?" Абу Амр сказал: "Ты и этого тоже не знаешь?"

Источник: "Маджалис аль уляма", стр. 181, иснад достоверный

Абу Амр - один из великих имамов арабского языка, был поражен невежеством Абу Ханифы об арабском

Условие 2: знать ахкамы Корана

Был ли Абу Ханифа знающим об ахкамах Корана? То что он был джахилем о Коране, признал даже его ученик - Мухаммад Ибн Хасан аш Шайбани, в своем известном диспуте с имамом аш Шафии (придет его текст ниже)

Условие 3: знать ахкамы Сунны и различать между слабой и достоверной

Что касается Сунны, то его состояние в ней предельно известно

Сказал Абу Хатим Ибн Хиббан (ум. 354 г.х.)

لم يكن الحديث صناعته، حدث بمائة وثلاثين حديثا مسانيد ماله حديث في الدنيا غيرها أخطأ منها في مائة وعشرين حديثا إما أن يكون أقلب إسناده أو غير متنه من حيث لا يعلم

"Хадис не был его ремеслом. Он передавал от Пророка 130 хадисов, и нет во всем мире других хадисов у него. И он ошибся в 120 из них - либо поменяв иснад, либо поменяв текст хадиса сам того не понимая"

Источник: "Аль-Маджрухин", 3/63

Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази:

سمعت إسحاق بن إبراهيم ، يقول : قال ابن المبارك ، « كان أبو حنيفة رحمه الله يتيما في الحديث

"Я слышал Исхака Ибн Ибрахима, как он сказал: "Сказал Ибн аль-Мубарак: "Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах был сиротой в хадисе"

См. "Солятуль витр", 1-66

Если Абу Ханифа не передавал и не знал из хадисов ахкамов кроме как их очень малую часть - а те что передавал, и знал - не заучивал хорошо и ошибался и менял их слова - как же он будет муджтахидом??

Что касается его различения между слабыми и достоверными хадисами - то он это абсолютно не умел, из-за чего отвергал достоверные, и принимал слабые и выдуманные.

Сказал имам аш Шафии говоря про слово Абу Ханифы о том что смех в молитве портит вуду:

وَالَّذِي يَزْعُمُ أَنَّ عَلَيْهِ الْوُضُوءَ يَزْعُمُ أَنَّ الْقِيَاسَ أَنْ لَا يُنْتَقَضَ. وَلَكِنَّهُ زَعْمٌ يَتْبَعُ الْآثَارَلَوْ كَانَ يَتْبَعُ مِنْهَا الصَّحِيحَ الْمَعْرُوفَ. كَانَ بِذَلِكَ عِنْدَنَا حَمِيدًا، وَلَكِنَّهُ يَرُدُّ مِنْهَا الصَّحِيحَ الْمَوصُولَ الْمَعْرُوفَ. وَيَقْبَلُ الضَّعِيفَ الْمُنْقَطِعَ

"Тот, кто заявляет, что кто посмеялся в молитве должен сделать вуду - заявляет что кыяс указывает на то, что вуду не нарушается из за смеха, однако он заявил что следует в своем слове асарам!

И если бы он следовал достоверным известным асарам - он был бы у нас восхваляемым, однако он отвергает достоверные непрерывные известные сообщения, и берет слабые и прерванные!"

Источник: "Китаб аз За'фарани"

И даже его ученик аш Шайбани, признал что он джахиль о Сунне.

Условие 4: знать асары сподвижников и их разногласие и иджма

Этого у Абу Ханифы также не было, что признал его ученик аш Шайбани, что он был джахилем об этом. И это ясно из многочисленности его нарушения единогласных мнений сахабов в вопросах фикха.

Условие 5: знание кыяса

Это единственное условие иджтихада которое было у Абу Ханифы

Условие 6: быть набожным, не послабляющим в религии

Этого условия у Абу Ханифы также не было.

Сказал Хатыб аль-Багдади:

أخبرني الخلال حدثني عبد الواحد بن علي الفامي حدثنا أبو سالم محمد بن سعيد بن حماد قال: قال أبو داود سليمان بن الأشعث السجستاني قال ابن المبارك: ما مجلس ما رأيت ذكر النبي صلى الله عليه وعلى آله وسلم قط ولا يصلى عليه إلا مجلس أبي حنيفة، وما كنا نأتيه إلا خفياً من سفيان الثوري

"Рассказал нам аль-Халляль, что рассказал ему Абдуль Вахид Ибн Али аль-Фами, что рассказал им Абу Салим Мухаммад Ибн Саид Ибн Хаммад, что сказал он: "Сказал Абу Дауд Сулейман Ибн АшАс Ас-Сиджистани: "Сказал Абдуллах Ибн аль-Мубарак: "Я не видел маджлиса абсолютно, кроме как в нём упоминают Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и призывают благословения на него – кроме маджлиса Абу Ханифы. И мы лишь приходили к нему тайком от Суфьяна ас-Саури"

Источник: "Тарих Багдад", 13-438, Мукбиль удостоверил иснад

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:

ثنا أبو الفضل ثنا مسلم بن إبراهيم نا عبد الوارث بن سعيد قال جلست إلى أبي حنيفة بمكة فذكر شيئاً فقال له رجل: روى عمر بن الخطاب رضي الله عنه كذا وكذا قال أبو حنيفة: ذاك قول الشيطان ، وقال له آخر أليس يروى عن رسول الله صلى الله عليه وعلى آله وسلم: «أفطر الحاجم والمحجوم» ، فقال: هذا سجع فغضبت وقلت: إن هذا مجلس لا أعود إليه فمضيت وتركته .

"Рассказал нам Абу аль-Фадль, что рассказал ему Муслим Ибн Ибрахим, что рассказал ему Абдуль Варис Ибн Саид, что он сказал: "Я был в маджлисе Абу Ханифы в Мекке, и он упомянул некоторые вещи, и сказал ему мужчина: "Передал Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, то то и то то", и сказал Абу Ханифа: "Это слово шайтана".

И сказал ему другой мужчина: "Передается от Посланника Аллаха, мир ему и милость Аллаха, что он сказал: "Нарушили пост сделавший хиджаму и тот, кому сделали хиджаму", и Абу Ханифа сказал: "Это бессвязная речь". И тогда я разгневался, и сказал: "Я больше никогда не вернусь в этот маджлис",и оставил его.

Источник: "Ас-Сунна", 1-227, иснад достоверный

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:

حدثني محمد بن علي الوراق نا إبراهيم بن بشار ثنا سفيان قال: ما رأيت أحداً أجرأ على الله من أبي حنيفة أتاه رجل من أهل خراسان فقال: جئتك على ألف بمائة ألف مسألة أريد أن أسألك عنها؟ فقال: هاتها، قال سفيان: فهل رأيتم أحداً أجرأ على الله من هذا . اهـ .

"Рассказал мне Мухаммад Ибн Али аль-Варрак, что рассказал ему Ибрахим Ибн Башшар, что сказал ему Суфьян: "Я не видел более храброго на Аллаха, чем Абу Ханифа! Пришел к нему человек из Хорасана, и сказал: "Я пришел к тебе со сто тысячью вопросами, хочу спросить тебя о них". И он сказал: "Давай их сюда!". Сказал Суфьян: "Так видели ли вы более храброго на Аллаха, чем этот?!"

Источник: "Ас-Сунна", 1-216, Мукбиль и аль Кахтани удостоверили иснад

Более того Абу Ханифа лгал в хадисе, и нарочно изменил один хадис передавая его, чтобы он не противоречил его мурджиитскому мазхабу, на что указали имамы Муслим, Абу Зур'а ар Рази, и также сказал имам Ахмад что Абу Ханифа лгал на Посланника Аллаха (мир ему), а не только ошибался.

Сказал имам аль-Укейли:

حَدثنا سُليمان بن داوُد القزاز، قال: سمعتُ أَحمد بن الحَسن التِّرمِذي، قال: سمعتُ أَحمد بن حَنبَل، يقول: أَبو حَنيفَة يَكذِبُ

"Рассказал нам Сулейман Ибн Дауд аль-Каззар, что он слышал Ахмада Ибн аль-Хасана ат-Тирмизи, что он сказал: "Я слышал, как Ахмад Ибн Ханбаль сказал: "Абу Ханифа лгал"

Источник: "Ад-Дуафа", 6135. Все передатчики правдивые и достоверные и слышали от друг друга, и иснад удостоверил шейх аль-Хулейфи, и шейх Бадиуддин ас-Синди, см. "Ат-Тарджих", 62, "Накд аль-Кауаид", 272

Более того, Абу Ханифа изобрел специальные фикховские хитрости, которыми можно уходить от обязательных шариатских ахкамов и наказаний.

Сказал Ибн Батта:

حَدَّثَنِي أَبُو صَالِحٍ مُحَمَّدُ بْنُ أَحْمَدَ , حَدَّثَنَا أَبُو جَعْفَرٍ مُحَمَّدُ بْنُ دَاوُدَ , حَدَّثَنَا أَبُو الْحَارِثِ الصَّائِغُ , قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ , قَالَ: «هَذِهِ الْحِيَلُ الَّتِي وَضَعَهَا هَؤُلَاءِ - أَبُو حَنِيفَةَ وَأَصْحَابُهُ - عَمَدُوا إِلَى السُّنَنِ فَاحْتَالُوا فِي نَقْضِهَا , أَتَوْا إِلَى الَّذِي قِيلَ لَهُمْ إِنَّهُ حَرَامٌ وَاحْتَالُوا فِيهِ حَتَّى أَحَلُّوهُ»

"Рассказал мне Абу Солих Мухаммад Ибн Ахмад, что рассказал ему Абу Джафар Ибн Дауд, что рассказал ему Абу Харис ас-Саиг, что он слышал Абу Абдуллаха (Ахмада Ибн Ханбаля) как он сказал: "Эти хитрости, которые ввели эти люди – Абу Ханифа, и его последователи – они направились к Суннам, и начали изхитряться в их уничтожении. Они подошли к тому о чем им сказано, что это запретное, и изхитрились в этом так что дозволили это"

Источник: "Ибталь аль-хияль", 52, иснад достоверный.

Так где же богобоязненность и набожность?

- И если мы вернемся к упомянутым в начале условиям иджтихада - то увидим, что в Абу Ханифе нет пяти из них - знания ахкамов Корана, знания Сунны, знания иджма, знания арабского, набожности - и есть одно - знание кыяса.

Так как же будет этот человек муджтахидом, чей иджтихад достоверен и которому можно делать таклид? (а ведь к дозволенности таклида за муджтахидом добавляются и ряд других условий, как например чтобы он был суннит (а не мурджиит)

И именно этим аргументировал имам аш Шафии против ученика Абу Ханифы - аш Шайбани, в их знаменитом диспуте.

- Сказал имам Ибн Аби Хатим ар-Рази:

قُلْتُ: أَكَانَ عَاقِلا؟ قَالَ: لا. قُلْتُ: فَنَشَدْتُكَ اللَّهَ، أَتَعْلَمُ أَنَّ صَاحِبَكَ يَعْنِي أَبَا حَنِيفَةَ، كَانَ جَاهِلا بِكِتَابِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ؟ قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: وَكَانَ جَاهِلا بِحَدِيثِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَجَاهِلا بِاخْتِلافِ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟، قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: أَكَانَ عَاقِلا؟، قَالَ: نَعَمْ. قُلْتُ: فَتَجْتَمِعُ فِي صَاحِبِنَا ثَلاثٌ لا تَصْلُحُ الْفُتْيَا إِلا بِهَا، وَيُخِلُّ وَاحِدَةً، وَيُخْطِئُ صَاحِبُكَ ثَلاثًا، وَيَكُونُ فِيهِ وَاحِدَةٌ، فَتَقُولَ: لا يَنْبَغِي لِصَاحِبِكُمْ أَنْ يَتَكَلَّمَ، وَلا لِصَاحِبِنَا أَنْ يَسْكُتَ؟!.

"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Юнус ибн Абдуль А'ля, что он сказал: "Я слышал аш-Шафии, как он сказал: "Я упомянул однажды Мухаммаду ибн Хасану Малика и Абу Ханифу, и сказал мне Мухаммад ибн аль-Хасан: "Не следовало нашему учителю молчать" имея ввиду Абу Ханифу, "и вашему учителю говорить", имея ввиду Малика. Тогда я сказал: "Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь, что наш учитель, то есть Малик, был знающим о Книге Аллаха?" Он сказал: "Да". Я сказал: "Заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь, что наш учитель был знающим о хадисах Посланника Аллаха?" Он сказал: "Да". Я сказал: "И что он был знающим о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?" Он сказал: "Да". Я сказал: "А был Малик искусным в суждениях по аналогии?" Тот сказал: "Нет".

Тогда я сказал: "Я заклинаю тебя Аллахом, ты знаешь что ваш учитель Абу Ханифа, был джахилем о Книге Аллаха, Свят Он и Велик?" Тот сказал: "Да". Я сказал: "И был джахилем о хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и также был джахилем о разногласиях сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?" Он сказал: "Да". Я сказал: "Был ли он искусным в суждении по аналогии?" Он сказал: "Да".

Тогда я сказал: "Собрались в нашем учителе три качества, без которых невозможно давать фетву, и нет одного. И заблуждается ваш учитель в трех, и есть у него одно. И после этого ты говоришь, что не следует нашему учителю говорить, а вашему молчать?!"

Источник: "Адаб Аш-Шафии уа манакибух", 1-154, иснад достоверный как солнце в ясный день

И огромное количество саляф сказали, что Абу Ханифа не имел права давать фетвы и не был муджтахидом.

- Сказал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль:

حَدثنِي أبي قَالَ حَدثنَا إِسْحَاق بن عِيسَى الطباع عَن بن عُيَيْنَة قَالَ قلت لِسُفْيَان الثَّوْريّ لَعَلَّه يحملك على أَن تُفْتِي إِنَّك ترى من لَيْسَ بِأَهْل للْفَتْوَى يُفْتى فتفتي قَالَ أَبِي يَعْنِي أَبَا حنيفَة

"Рассказал мне мой отец, что рассказал ему Исхак Ибн Иса ибн ат-Тыба, от Ибн Уейны, что он сказал: "Я сказал Суфьяну ас-Саури: "Видимо, тебя подталкивает давать фетву то, что ты видишь, что дает фетву тот, кто не имеет право ее давать, поэтому ты даешь фетвы". Сказал мой отец: "Он имеет ввиду Абу Ханифу"

См. "Аль-Иляль уа марифату ар-риджаль", 2-329

- Передал имам аль Харави, что сказал имам аш Шафии:

لَا يَحِلُّ لِأَحَدٍ مِنْ أَهْلِ الرَّأْيِ أَنْ يُفْتِيَ ، فَإِنْ حَلَّ فَلِمُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ

"Не разрешено давать фетвы никому из приверженцев суждений по собственному мнению, и если бы было разрешено давать фетвы хоть кому то из них, то Мухаммаду Ибн Хасану"

Источник: "Замм аль калям", 359

- Сказал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази:

حدثني علي بن سعيد النسوي ، قال : سمعت أحمد بن حنبل : « يقول لهؤلاء ، أصحاب أبي حنيفة : ليس لهم بصر بشيء من الحديث ، ما هو إلا الجرأة »

"Рассказал мне Али Ибн Саид ан-Насави, сказал он: "Я слышал как Ахмад Ибн Ханбаль сказал этим последователям Абу Ханифы: "Нет у них знания ни в чем из хадисов, всё это лишь ничто иное, как смелость!"

См. "Солятуль витр", 1-67, иснад достоверный

И даже обьективные из поздних признали, что Абу Ханифа не был муджтахидом.

- Сказал аль-Газали:

وأما أبو حنيفة فلم يكن مجتهدا لأنه كان لا يعرف اللغة وعليه يدل قوله ولو رماه بأبو قبيس وكان لا يعرف الأحاديث ولهذا ضري بقبول الأحاديث الضعيفة ورد الصحيح منها ولم يكن فقيه النفس بل كان يتكايس لا في محله على مناقضة مآخذ الأصول

"Что касается Абу Ханифы, то он не был муджтахидом. И это потому, что он не знал арабский язык должным для муджтахида образом, и на это указывают его слова: "Если бы он кинул в него АбА Кубейс..", и не знал хадисы, и поэтому он отвергал достоверные из них и принимал слабые, и не был глубоко понимающим в фикхе, однако изображал проницательность там где это неуместно, и нарушал то на что указали доказательства"

Источник: "Аль-Манхуль", стр. 618

- Сказал Абу аль-Маали аль Джувейни называемый "Имамом аль-Харамейн":

أما أبو حنيفة فما كان من المجتهدين أصلا لأنه لم يعرف العربية حتى قال لو رماه بأبا قبيس وهذا لا يخفى على من شدا أدنى شيء من العربية ولم يعرف الأحاديث حتى رضي بقبول كل سقيم ومخالفة كل صحيح ولم يعرف الأصول حتى قدم الأقيسة على الأحاديث ولعدم فقه نفسه اضطرب مذهبه وتناقض وتهافت

"Что касается Абу Ханифы, то он вообще не был муджтахидом! Ведь он не знал арабский язык, и дошло до того что он даже сказал: "Если он кинет в него Аба Кубейсом". И ошибка этого выражения не скроется от того, кто получил хотя бы малейшие знания в науках арабского! И потому, что Абу Ханифа не знал хадисы, и дошло до того что он довольствовался всяким слабым, и противоречил всякому достоверному. И также потому, что он не знал основы фикха - и ставил кыяс выше хадисов. И также потому что у него не было фикховского понимания и ментальности - в результате чего его мазхаб запутался, и противоречил сам себе и был слабым в доводе"

Источник: "Аль Бурхан фи усуль аль-фикх", 2/873

- Сказал Ибн аль-Джаузи:

. القسم الثالث: قوم طعنوا فيه لميله إلى الرأي المخالف للحديث الصحيح، وقد كان بعض الناس يقيم عذره ويقول: ما بلغه الحديث، وذلك ليس بشيء لوجهين: أحدهما: أنه لا يجوز أن يفتي من يخفى عليه أكثر الأحاديث الصحيحة. والثاني: أنه كان إذا أخبر بالأحاديث المخالفة لقوله لم يرجع عن قوله

"Третья группа: те, кто порицали его за его склонность к суждению на основе собственного мнения, которое противоречило достоверному хадису. И некоторые люди пытались его оправдать, говоря: "Не дошел до него хадис". И это – абсолютно никчемное оправдание, по двум причинам. Первая: что не разрешается давать фетву тому, от кого скрылось большинство достоверных хадисов. Вторая: что когда ему сообщали хадисы, противоречащие его мнению, он не отказывался от его слова"

Источник: "Аль-Мунтазам" Ибн аль-Джаузи

Таким образом - Абу Ханифа не был муджтахидом, и не разрешено мусульманину делать таклид его мазхабу. И вся хвала Аллаху.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.