Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные показатели крови у детей разного возраста.





 

Показатель Новорожденный Ребенок до 1 года Ребенок старше 1 года
Гемоглобин г/л 170-240 120-150
Эритроциты 10х12 5-7 3,7-4 4-5
СОЭ мм/ч 2-3 3-5 4-12
Лейкоциты 10х9 4-9
Нейтрофилы % Уменьшение до 15 Увеличение до 60
Лифмоциты % Увеличение до 70 Уменьшение до 30
Тромбоциты 10х9 150-170 200-400

 

Кровь новорожденного содержит 60-80% фетального гемоглобина. В течение первых 3 месяцев происходит его замена на гемоглобин взрослого. У новорожденного приблизительно такое же, как у взрослого соотношение нейтрофильной и лимфоцитарной фракций лейкоцитов. Однако в возрасте 5-6 дней и 5-6 лет отмечается первый и второй перекрест лейкоцитарной формулы, когда их количество становится примерно одинаковым.

В периоде новорожденности свертываемость замедлена, что связано с низкой активностью компонентов протромбинового комплекса.

Эндокринная система.

Эндокринная система является главным регулятором роста и развития организма. Некоторые эндокринные железы функционируют уже в периоде эмбрионального развития. До 2-2,5 лет преобладающим влиянием на организм ребенка обладает щитовидная железа. Ведущая роль передней доли гипофиза в развитии организма ребенка становится заметна после 3 лет. Вилочковая железа (железа детства) максимально развита у детей до 2 лет, затем происходит ее обратное развитие. Половые железы начинают усиленно функционировать только к периоду полового созревания.



Нервная система и органы чувств.

К моменту рождения ребенка ЦНС – наименее зрелая. Масса головного мозга при рождении относительно велика (1/8 массы ребенка против 1/40 у взрослого), богат сосудами и водой, но мозговые извилины и борозды плохо развиты, серое вещество плохо дифференцировано от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Нервные клетки недостаточно сформированы, их дифференцировка достигается к 3 годам. К моменту рождения кора головного мозга еще не функционирует, у новорожденного есть только безусловные рефлексы (сосательный, глотательный) и ни одного условного. Новорожденный имеет и ряд безусловных рефлексов, характерных только для его возраста: опоры, автоматической походки, защитный (Моро), ладонно-ротовой (Бабкина), поисковый, хватательный (Робинсона), рефлекторного ползания (Бауэра). После 3 месяцев примитивные безусловные рефлексы постепенно угасают. Основная доминанта жизнедеятельности новорожденного – это питание и образование условных рефлексов в этот период ограничено. Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессами возбуждения, обычные внешние раздражители являются для него сверхсильными, основное время ребенок спит. Продолжительность сна новорожденного 22 часа, в 1 год – 14-16 часов, в 3 года – 12 часов, к 7 годам – 10 часов. К 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого.



Отмечается незрелость центров продолговатого мозга: дыхательного (апноэ), сердечно-сосудистого (аритмии), терморегуляции (поддержание постоянной температуры тела) и пр.

Наиболее функционально развитым к моменту рождения является спинной мозг, он у новорожденного относительно более длинный, поэтому спинно-мозговая (люмбальная) пункция детям раннего возраста проводится на уровне 3-4 поясничного позвонка (взрослым на уровне 1-2).

К моменту рождения у ребенка хорошо развиты осязание (особенно много тактильных рецепторов в коже лица, пальцев), вкус. Наименее зрелые – зрение и слух.

Физическое и нервно-психическое развитие детей.

Физическое развитие понимается как динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание различных органов и систем в основном запрограммированы наследственными механизмами. Неблагоприятные факторы, особенно в раннем возрасте могут нарушить этот процесс. Наиболее значимыми для нормального физического развития ребенка помимо наследственности, базового состояния здоровья (отсутствие значимым пороков и дефектов) являются его питание (плацентарное и внеутробное), двигательная активность, полноценный сон, социально-бытовые и экологические факторы.



Показателями физического развития ребенка являются результаты антропометрии. Для зрелого доношенного новорожденного оптимальными показателями являются: масса – 3300-3500 г, рост (длина тела) – 50-52 см, окружность головы – 34-35 см, окружность груди – 33-34 см. На первом году жизни антропометрия проводится ежемесячно на профилактических осмотрах ребенка в детской поликлинике.

Ежемесячные весовые и ростовые прибавки ребенка 1-го года жизни

 

Возраст Прибавка в весе Прибавка в росте
1 месяц
2 месяца
3 месяца
4 месяца 2,5
5 месяцев 2,5
6 месяцев 2,5
7 месяцев 1,5
8 месяцев 1,5
9 месяцев 1,5
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев

 

Чем моложе ребенок, тем быстрее он растет. Сравнительно небольшая прибавка в весе на первом месяце жизни связана с физиологической убылью массы тела новорожденного, становлением энтерального питания, лактации. К 6 месяцам масса тела ребенка удваивается, а к году утраивается и составляет примерно 10-10,5 кг. Длина тела увеличивается ежемесячно в 1 квартале на 3-3,5 см. во 2 квартале на 2,5 см, в 3 квартале на 1,5 см и в 4 квартале на 1 см. Рост ребенка 1 года составляет примерно 75 см, т.е. увеличивается по сравнению с новорожденным на 50%. К моменту рождения окружность головы ребенка больше окружности его груди. Ориентировочно узнать приблизительную массу тела ребенка старше года можно по формуле 10+ 2n, где n – число лет.

К году окружность головы составляет примерно 45 см (увеличивается на 10-11 см), к 5-6 годам – 55 см, а далее растет очень незначительно и является скорее показателем развития головного мозга.

Более точно оценить физическое развитие ребенка можно по центильным таблицам. Осуществляется оценка гармоничности развития и определяется соматотип.

В физическом развитии детей наблюдаются периоды первого (4-6 лет) и второго (10-12 лет) вытяжения, когда дети активно растут в длину, что изменяет пропорции их тела. Помимо активного физического развития ребенка раннего возраста очень высокие темпы роста наблюдаются и в периоде полового созревания (12-16 лет).

Физическое развитие ребенка находится в тесной взаимосвязи с его нервно-психическим развитием. Процесс нервно-психического развития скачкообразен и неравномерен. Наиболее активно идет психомоторное развитие ребенка на первом году жизни. Наиболее значимыми показателями нервно-психического развития детей этого возраста являются приобретение моторных умений, речевое развитие, развитие эмоциональной сферы и органов чувств. Новорожденный способен совершать лишь хаотичные, беспорядочные движения, эмоции у него только отрицательные, он реагирует только на сильные звуковые и зрительные раздражители.

 

 

Возраст Моторика Речь Эмоции Органы чувств
1 месяц Пытается удерживать головку   4-5 недель – первая улыбка Пытается фиксировать взор, прислушивается
2 месяца Уверенно удерживает головку гуление Улыбается знакомым лицам Разглядывает игрушки, людей
3 месяца Держит головку, опираясь на предплечья (поза «сфинкса») Певучее гуление Комплекс оживления Следит за перемещениями игрушки, пытается ее ухватить
4-5 месяцев Поворачивается на бочок, спину, животик Певучее гуление Комплекс оживления Захватывает и удерживает игрушки (ладонный захват)
6 месяцев сидит лепет Отличает близких от незнакомых людей Различные манипуляции с игрушками
7-8 месяцев ползает Первые слова Отличает близких от незнакомых людей Различные манипуляции с игрушками
9-10 месяцев Стоит с опорой, ходит с поддержкой Слова- обозначения («ава» - собака) Играет в примитивные игры («ладушки»), может показать где у игрушки глазки, ротик, носик Играет с игрушками-животными, машинками, кубиками, пирамидками, рассматривает картинки
12 месяцев Самостоятельно ходит Говорит 10-12 слов («мама», «папа», «баба», «ляля» и т.д.) Активно общается и выражает самые разнообразные эмоции Играет с игрушками-животными, машинками, кубиками, пирамидками, рассматривает картинки

 

Нервно-психическое развитие каждого ребенка – индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов: состояние здоровья, темперамент, наличие соответствующих возрасту игрушек, постоянного общения. Поэтому сроки появления тех или иных показателей приблизительны. Нервно-психическое развитие детей старше года представляет собой еще более сложный многофункциональный процесс, который оценивается по многим показателям. Совершенствуются двигательные умения, речевое развитие, активно развивается эмоциональная сфера, приобретаются навыки самоухода, появляются сначала предметная, а потом и ролевая игра. У детей дошкольного возраста невысокие показатели сосредоточения и внимание при занятиях умственной деятельностью, они быстро устают и теряют работоспособность. Но с возрастом они могут справляться все с более длительными нагрузками, совершенствуют память и внимание, развивается интеллектуальная сфера. У ребенка появляются предпочтения в выборе деятельности (чтение, рисование, активные игры), формируется личность (морально-этические принципы, правила поведения и воспитания).

Сестринский процесс при вскармливании ребенка первого года жизни

Возможные проблемы ребенка и его родственников:

 

Дефицит знаний о темпах физического и нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Дефицит знаний о способах стимуляции физического и нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Дефицит знаний об особенностях гигиенического ухода за кожей и слизистыми оболочками ребенка первого года жизни

Дефицит знаний об особенностях функционирования ЖКТ у детей грудного возраста и соответственно правилах их питания

Сестринские вмешательства:

Проведение регулярного (ежемесячного) осмотра ребенка с целью оценки его физического и нервно-психического развития, состояния здоровья

Информировать родственников ребенка об особенностях строения и функционирования у него нервной системы, внутренних органов

Дать рекомендации родственникам ребенка о способах стимуляции его физического и нервно-психического развития: питание, распорядок дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, общение, развивающие игрушки и игры, психоэмоциональный комфорт

 

Контрольные вопросы по теме:

Расскажите об анатомо-физиологических особенностях кожи и слизистых, костно-мышечной системы у детей

Назовите показатели частоты дыхательных движений, пульса, АД у ребенка 1 года

С какими анатомо-физиологическими особенностями связаны частые заболевания отитами, развитие ложного крупа у детей грудного возраста?

Почему у детей грудного возраста часто развиваются диспептические расстройства?

Перечислите цифры весовых прибавок ребенка на первом году жизни

Расскажите об основных показателях нервно-психического развития детей грудного возраста


 

ПМ 01.

МДК 01.01.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.