Особенности философии истории (в отличие от исторической науки).
Общее:
У обеих историй то, что они изучают человеческие действия, а также представители той и другой признают условием изменений жизни людей во времени не прерывающийся поток сознания. «История — одна из форм сознания, в которой общество имеет о самом себе, подобно тому как самосознание есть аспект сознания личного» (Р.Арон).
Отличия:
Философия истории есть мысль «второго порядка» (Р.Дж.Коллингвуд).Это означает что цель философа «не воскресить», то есть максимально объективно воспроизвести прошлое, а оценить его по меркам желаемого будущего, по меркам идеалов и ценностей выработанным человечеством. Отличны обе истории по урокам: уроки науки истории локальны - ориентируют на ближайшее будущее. Метауроки философии истории более универсальны, общечеловечны и ориентированы на дальнее будущее. Пример: историк «Германия проиграла вторую мировую войну», философ истории «Свобода преодолела рабство германского нацизма».
Обе истории тесно взаимодействуют, а именно историк снабжает философа фактами, философ возвращает долг - формируя мировоззрение историка и вооружая его методологией познания. Это проявляется в выборе историком тем для изучения и метода изучения. Так современная история активно применяет герменевтический метод. Смысл его в том, что чем больше рассказов, текстов, интерпретаций об историческом событии тем более точно его характеристика. «Сегодня о греках мы знаем больше, чем сами они знали о себе».
Итак, философия истории есть раздел философского знания относительно всеобщих мировоззренческих проблем движения человечества во времени. Среди них проблема смысла и цели истории.
Оба понятия «смысл» и «цель» тесно связаны. Без цели не было бы смысла. Однако смысл понятие более абстрактное. Включает не только цель, но и средство, траекторию и другие факторы истории. В философии проблемы цели философии называют историософской (Н.А.Бердяев). Существует два противоположных ответа: финализм и инфинализм. Финалисты считают, что человечество развивается к определённой, конечной или бесконечной цели, (град божий или свобода). Конечная цель это завершение истории. Например, марксизм в его ленинской интерпретации. Полагали, что идея коммунизма может быть реализована в конкретный исторический период. Представители постмодернизма убеждены в инфинализме истории — в невозможности и неспособности человечества выделить однозначно высшие горизонтные цели.
На ряду с финализмом и инфинализмом существует и третья точка зрения — неоклассическая. Смысл ее в том, что людям необходимы горные вершины: справедливость, свобода, равенство... Но движение в ним бесконечно, зато позитивная функция этих целей — объединение людей.
Философия о причинах, движущих силах, направленности истории.
Выделяют два подхода: субъективистский и объективистский. Объективисты, например, Т.Мальтус, К.Маркс, отводят людям роль акушеров истории, или инженеров, но не конструкторов. Субъективисты (экзистенциализм, постмодернизм) считают главным режиссёром и актером истории самих людей. В современном обществе благодаря СМИ ряды и режиссёров, и актеров растут.
Направленность истории:
Три классических подхода — прогресс, регресс, круговорот. В современной философии их дополняет поливекторно-драматическая модель.
Тенденции истории:
1. Интеграционная
2. Дезинтеграционная(энтропийная).
Примирением обеих может стать этические принципы коммуникации, умение слышать друг друга.
Лекция 16. 13.05.14
Философская антропология (философия человека)
Философия о сущности человека, свойствах и структуре познания.
Проблемы происхождения человека, свободы, смерти и бессмертия.
Философия о сущности человека, свойствах и структуре познания
Сам термин «антропология» впервые употребил Лейбцегский философ Магнус Хундт. Однако как комплексная наука о человеке философская антропология возникла в 19м веке.
Философская антропология стремится показать, что есть, каким может и должен быть человек. Основатели философской антропологии немецкие философы Макс Шеллер и Арнольд Гелем.
Основные проблемы:
1. Каковы родовые свойства человека.
2. В чем смысл жизни человека.
3. Проблема смерти и бессмертия.
4. Свободы.
5. Счастье.
В обыденном сознании переходим к рассмотрению проблем.
Философия сущности человека.
Макс Шеллер: «Человек есть вершина живого + нечто новое. Греки называли это разумом, но если к разуму добавить веру, волю, доброту, любовь, фантазию, свободу, то это новое можно назвать дух, носителем и вместилищем которого является личность». Дух, духовность это свойство отличное от тела, естественно природных явлений. В разные периоды истории его трактовали по-разному. В античности у Платона, например, человек разумное(познающее) животное.
В средние века философия человека поднята на новую высоту благодаря вере, а не только разуму. В эпоху возрождения человек — хозяин земли благодаря научному разуму. В новое время человек понимается как часть мирового разума. Философия современности, представленная постмодернизмом, трактует человека как существо иррациональное, неразумное, нелогичное и неуверенное.
В неоклассическом подходе разумность как бы возвращается, занимает прежние позиции, но при этом разум признается не всесильным.
Свойства сознания. Благодаря наукам о человеке: физиологии, психологии - духовность — это сознание в широком смысле слова. Неотъемлемыми свойствами духа сознания («атрибутами») философы и психологи признают самосознание. Способность выделять свое «Я», смотреть на свои мысли со стороны (Рене Декарт).
1. Идеальный характер сознания — недоступность для наблюдения внешними органами чувств.
2. Опережающий характер сознания — способность планировать действия. Проигрывать наперед возможные ситуации.
3. Интенциональность(направленность) сознания. Это открытие сделал Франс Бентано. Сознание не бывает неочем. Оно всегда о чемто.
4. Эксцентричность сознания. То есть вечная неудовлетворённость человека(Хельмут Плеснер). Причиной вечной неуспокоенности человека является изменчивость ситуаций, которые человек сам создает и попадает.
5. Защитные реакции человека на новые ситуации является смех и плач. Макс Шеллер: «Юмор помогает нам подняться над собственным существованием».
6. Человеческое сознание противоречиво(начиная с Омара Хайама).
7. Человек существо играющее, то есть соревнующееся с себе подобными(голландский философ Йохан Хейзинга). Современные постсмодернисты концентрируют все внимание на этом.
Уровни сознания:
Безсознательное(неподотчетное контролю субъекта). Оно составляет большую часть нашего сознания.
Сознание в узком смысле слова. Мысли о чем-то.
Надсознательный или сверхсознательный. В философии его называли «разум», учитывающий трансцендентное, предельные цели и ценности.
Человек существо не только духовное, психическое, сознательное, но и телесное. Наука показала не только устройство человеческого тела, но и раскрыла уникальность его адаптивных возможностей.
Геном человека содержит огромный объем информации, а именно в каждой из 4х хромосом человека есть молекула ДНК, содержащая 20 млрд битов информации. Число различных состояний в которых может находитс мозг человека намного превышает число протонов и электронов во вселенной. Телесная составляющая также изменяется, как и сознание: Растет стресостойкость и скорость реакции.
Брахикефализация — расширение головы(размеров).
Грациолизация – утончение черепной коробки.
Человек существо не только духовное и телесное, но и социокультурное. То есть он обязан своими свойствами, рождением и развитием, другим людям, обществу. Человека определяет не столько телесное, сколько культурное, то есть нормы и ценности приобретённые в обществе. Вне культуры и общества человек не реализуется, оставаясь на уровне животного. Главное средство приобщения к культуре — воспитание, труд и язык.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|