Сделай Сам Свою Работу на 5

История становления философских взглядов на общество





В античности наиболее высокий вклад в постановку проблем об обществе внесли классики: Платон (о государстве), Аристотель (политика). В них государство и общество – одно и то же. Люди объединяются для удовлетворения потребности в плодах своего труда.

Платон – идея идеального государства, в которой каждая группа людей занимается делом, свойственным его душе. Мыслящие философы размышляют о благе и поэтому должны управлять полисом. Вторая категория – с яростной душой – воины, обеспечивают безопасность общества, третья – земледельцы, купцы, склонные к наслаждению производят материальное благо, которое затем делят поровну, это первый коммунистический проект.

Теоцентрическая мера представления об обществе.

В новое время усилиями Д. Локка, Т. Гоббса впервые общество было отделено от государства. Цель общества – защита личных интересов, а государства – общих. Государство по Гоббсу есть Левиафан.

Джон Локк, а за ним французский просветитель Монтескье разработали идею разделению властей. В XIX века француз Э. Дюркгейм, К. Маркс чётко отделили общество как целое от представления о нем, как сумме индивидов: «У общества нет головы на плечах, а у отдельных индивидов есть». Следовательно, к изучению целого нужно подходить иначе, чем к изучению отдельных личностей.



«Общество – волнующееся море, в котором люди – волны возникают, сталкиваются и исчезают, бурлит и не умолкает!» П.А. Сорокин.

Возникли два подхода к понимаю общества: как целое, совокупности индивидов.

Методология изучения общества

В современной философии можно выделить две тенденции:

1. Критическая. Критика негативных сторон общества, например, лидер современного постмодернизма Жан Бодрийяр считает, что современная эпоха характеризуется виртуальностью жизни, гиперреальность – искусственными связями и отношениями (живые контакты вытеснил интернет). В этой ситуации социология и философия могут предложить людям лишь размытое представление и новое понятие для характеристики виртуального мира.

2. Позитивная. Наиболее яркими являются две концепции общества: формационная и культурно-цивилизационная Н.Я. Данилевского



Преимущества культурно-цивилизационной модели перед информационной в том, что она позволяет сравнить разные общества не только по вертикали (эпохи), а по горизонтали (сосуществующие одновременно).

В современной философии новый импульс к развитию позитивного подхода придает общенаучный метод системности, который предложил австрийский биолог Людвиг фон Берталанфнум. Под системой понимают целостность определенным образом связанных элементов. Элементы – это неотъемлемая составляющая системы, без которых она существовать не может, в отличие от частей целого.

Системные объекты обладают структурой (самоорганизация).

Общество – это сложная, самоорганизующаяся, изменяющаяся система, которая на том или ином этапе эволюции могут стать решающими.

Проблема происхождения общества

Здесь условно можно выделить два подхода: с участием сверхъестественных сил и без (религиозный и атеистический). Два подхода – субъективистский (от индивида к общества) и объективистский (без сознательной воли индивида). В современной философии философы стремятся объединить оба подхода, учесть, как субъективный, так и объективный факторы. Например, сторонники теории коммуникации (общения) учитывают язык как объективное условие, а субъективные интересы как субъективное.

Субстанциальные элементы общества. Их раскрывает понятие социальная реальность.

Социальная реальность – это условие, деятельность и ее результаты отдельных индивидов и социальных групп. Как и физическая реальность, социальная реальность есть фактическое, ощутимое бытие. Свойствами социальной реальности являются социальная деятельность и отношения, поэтому общество кратко можно определить, как деятельностные отношения людей в системе.



Социальная деятельность – это действия, ориентированные на других, т.е. не индивидуальные. Социальная деятельность:

1. целенаправленна

2. опосредована искусственными орудиями.

3. совместна.

Социальные отношения – это категория, выражающая способ взаимозависимого бытия двух людей, сущность которого состоит в наличии реальной возможности вступать во взаимосвязь через деятельность и ее подгруппы.

Социальные отношения означают:

· они существуют реально, но специфически

· не воспринимаются соответствующими органами чувств

· не существуют вне сторон, которые соотносятся

· предпосылкой отношений является общее основание

· имеет объективную (предписания, нормы к действиям субъекта) и субъективную стороны (коллективные переживания, разделяемые членами общества

· являются предпосылками действия, а затем и его результатами

· для новых поколений: получены по наследству, но затем ими создаются в ходе социальной деятельности

В зависимости от характера отношений и деятельности общество можно образно представить в виде сферы, пересекаемой универсальными свойствами отношений и деятельности: экономическая, политическая и духовная.

Лекция 15. 5.05.14

Философия истории

Предмет философии истории. Проблема смысла и цели истории.

Философия о причинах, движущих силах, направленности истории.

Предмет философии истории. Проблема смысла и цели истории.

История с греческого «узнавание», «изучение» употребляется в разных смыслах. В современном значении это и рассказ о прошлом, и наука о развитиии общества(народов, цивилизаций и человечества в целом) и Большая Универсальная история, как история коэволюции природы и общества. Философия истории есть нечто иное. Она изучает вопросы обозначеные в вопросах лекций(см. вопросы этой лекции). Как самостоятельный раздел философии возникла в 19м столетии, однако отдельные философские идеи содержались и у первых историков.

Например, Ксенофонт размышлял о влиянии на человеческую историю различных типов характера.

Полибий рассматривал эволюцию человечества как круговорот. От анархии к аристократии, демократии.

Платон создал модель идеального общества, то есть рассмотрел проблему целей истории.

В средневековье история представлялась единой для всего человечества. Так Аврелий Августин считал люди живут одновременно в двух мирах или измерениях: граде земном(следуя желаниям тела), и в граде божием(духовном). История завершится победой града божьего(Армагеддон). В новое время возникает сам термин «философия истории» (автор — Вольтер). Однако первая концепция в которой бы были объединены несколько философских ответов относительно движения человечества было предложено не Вольтером, а итальянцем, профессором неапольского университета Дж. Вико. Он стремился обосновать:

1. Идею тождества(совпадения) реальной, объективной и рассказанной (субъективной) истории. Считая, что труды историков также влияют на реальные события.

2. История есть непрерывный круговорот: рождение-> рассвет ->упадок->гибель->новое рождение …. В отличие от Полибия круговорот относится не только к греческому и римскому, но ко всем народам мира.

3. Двигателем истории, ее источником является:

а) Активность элитного общества, а на отдельных решающих этапах народ, простонародная мудрость.

 

Позднее немецкий просветитель Гердер объявил философию истории самостоятельной науки. Предметом ее по его мнению является всемирная история человечества, как продолжение естественной истории. Он критиковал европоцентризм(точка зрения согласно которой европейцы являются лидерами истории и образцом для подражания другим народам).

В целом для философии нового времени характерно то, что историю понимали как движение подчинённое неким естественным, сверхчеловеческим законам. «Развитие общества — это естественный исторический процесс» (Ф.Энгельс). Такую установку именую историцизмом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.