Сделай Сам Свою Работу на 5

Античная (греко-римская) философия (часть 1)





Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества

Вопросы:

1.Мировоззренческая природа (сущность) философии.

2.Структура, функции и значение философии.

Для чего мы изучаем философию?Философия нужна потому в ВУЗе, что каждый студент, не только будущий специалист, а в первую очередь человек.

«Каждый в душе своей философ».

Объем понятия – это множество предметов и явлений им охватываемых.

Содержание понятия –это то, что говорится (смысл значения понятия).

Общие понятия (абстрактные) – односторонние. Конкретные – многосторонние.

Закон Эйлера:Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание (смысл изучения).

Философия(filio – наука, sofia – любить). Вначале она возникла примерно в одно и то же время в Индии, Китае и Греции между VIII-II вв. до н.э., так называемое «осевое» время (К. Ясперс). В этот период философами, любителями мудрости и философии именовали стремление к знанию и само знание. Позднее, начиная со средних веков до XIX века включительно, философию считали наукой наук или служанкой б-гословия. Большинство современных философов пришли к выводу, что предметом философии (и мудрости) является предельно абстрактные, мировоззренческие проблемы.



Мировоззрение –взаимоотношения Я и мира (не Я, то, о чем мои мысли). Это совокупность всеобщих (предельно абстрактных) взглядов человека на мир и отношения к этому миру.

Особенности мировоззрения:

1.Интровертно направлено на самого себя.

2.Сокрытость.

3.Эти мысли предельно абстрактны, «горизонты», трансцендентны (выходящие за пределы опыта (человек, счастье, мир)).

4.Мировоззренческие ответы опираются не только на сущее (на опыт), но и на должное (желаемое будущее)

5.Мировоззренческие ответы фундаментальны.

Исходный принцип мировоззрения – выбор … материального или духовного. Сторонники первого – материалисты, вторые – идеалисты.

Формы и типы мировоззрения:

1.По горизонтали (в зависимости от того, какие способности человека задействуются мировоззрение может быть в форме мироощущений, мировосприятий и миропонимания)

2. По вертикали(в историческом плане возникли и сосуществуют сегодня мифологическое (коллективно разделямое, почти без сомнения, выделенности Я), религиозное (ответ дается с помощью сверхсущества), философское (концентрированное и отрефлексированное, осмысленное мировоззрение) и повседневное(главная черта основана на ближайших человеку явлениях жизни, ограничена родовыми, городскими связями и т.д.) типы мировоззрения.



Структура философии:

В зависимости от сторон мира и вопроса «я к нему» различают систему теоретических философских знаний:

1. Онтология(учение о сущем) – что есть мир? бесконечна ли вселенная?

2. Гносеология(учение о знании) – можно ли познать мир до конца?

3. Аксиология(учение о ценностях)

4. Социальная(философия общего)

Философская антропология

Философия права

Этика

Эстетика

Плюрализм

Функция философии:

Мировоззренческая

2. Практическая -знание ее не позволит человечеству превратиться в обезьянник.

Методологическая

Лекция 2. 4.02.2014

История философии. Философия востока (Индия и Китай)

Принципы изучения истории философии. Предпосылки ее возникновения, философия Индии.

Основные идеи философии Китая.

Зачем нам надо знать историю философии?Мировоззренческие ответы на философском уровне требуют задействования не только личного жизненного опыта, научного знания, культуры современников, но и общечеловеческой истории

Принципы изучения:

Хронологический (временной)

Типологический (качественный)

Руководствуясь ими считается, что философия возникла почти одновременно между 800 – 200 гг. до н.э., в так называемое «осевое» время (К. Ястер). В этот период мифологическое сознание постепенно дополняет философское, отодвигает его, а как мы знаем философия требует самостоятельного критического осмысления базовых мировоззренческих вопросов.



Предпосылки возникновения философии

Философия возникла в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Этому способствует три основных типа предпосылок:

1. Экономические (достигнут достаточно высокий уровень развития экономики и у части населения этих регионов освободилось время для размышлений непосредственно не связанных с практическими нуждами)

2. Политические(достигнут достойный уровень демократизма высказываний)

3. Культурные(эпос, мифы, письменные источники)

Философия Индии

Главной культурной предпосылкой возникновения философских идей Индии являются письменные источники:

1. Древних первобытных арийских племен (веды по объему очень значительны, включаются стихи, гимны Б-гам, заклинаниям, жертвоприношения. В ведах, а особенно комментариям к ним – упанишадах (у ног учителя), содержат отдельные философские мысли о мироустройстве, о предназначении человека, его судьбе и т.д.). Если веды возникли примерно во II – м тыс. до н.э., то комментарии для них позднее, в «осевое» время.

2. Народный эпос (Махабхарата, Рамаяна)

В индийской философии разделяют три этапа:

1. Ведийский (1500 – 500 лет до н.э.)

2. Брахманский, классический (500 до н.э. – X век н.э.). Брахман (жрец)

3. Современная философия Индии (индуистский этап) (X век - …). Не только на санскрите, но и на родном для индусов языке.

Особенности:

1. Индийская философия опирается на универсальный , а не только рациональный, мыслимый опыт жизни.

2. Практицизм. Философия существует прежде всего для жизни и присутствует в решении как семейных, так и политических, культурных и т.д. проблем.

3. Религиозный характер индийской философии. Особенно на первых этапах её
развития (буддизм).

4. Традиционализм.Такая установка, когда настоящее оценивается по меркам прошлого. Вышеизложенные источники до настоящего времени являются авторитетными книгами для жизни. (ну и загнул)

5. Плюрализм(многообразие). Наличие многих, равноправных школ в индийской философии – даршан. Остальных философских школ – 9. Наиболее известная – веданта. Шесть ортодоксальных, неуклонно следуют ведам, и три новых (нео) – чарвакка, вакаята.

Главные идеи индийской философии:

1. Признание сущностного, принципиального (субстанциального) единства всех живых существ. Во всех индийских текстах и ведах человек рангово не выделяется. Ибо все существа созданы верховным Б-гом Брахманом. «Ты такой же, как и они»

2. Не выделяясь рангово, иерархично человек отличается горизонтально (качественно): он может сознательно следовать мировому закону (Дхарме (пер. защита, закон, обязанность)). Каждый человек обладает кармой (воздаяние), то есть совокупностью добрых и злых дел с положительной кармой люди ближе к дхарме, способствуют ей, то есть содействуют замыслам Брахмана.

3. С этим связана следующая особенность – трансцендентализм (выход за пределы опыта). Это знание о Б-ге Брахмане. Средневековый философ Шанкара (788 – 820) спрашивает: «Откуда мы знаем о Брахмане?». Ответ: «Так как каждый знает о существовании собственного я». И это я и есть Брахман.

4. Идея свободы, как особенность только человека. Свобода у индусов означает освобождение от майи, колдовского обмана: от частной собственности, от чувственных наслаждений и взлет к тайнам жизни, к размеренности, терпению, щедрости, к внутренней удовлетворенности. В одной из даршан – йоге. Занятие йогой, то есть системы тренировок, медитации направлены на достижение этой, так понимаемой, свободы. В буддизме достижение нирваны (слияние с Брахманом).

Вывод:индийская философия не выделяет отдельных индивидов, как европейская. Рамакришна, а также первый президент свободной Индии Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Гхош. Главная борьба – победить себя.

Философия Китая

Главным источником китайской философии является Уцзин (Пятикнижие). Главной социально-политической предпосылкой философии Китая является традиционный уклад жизни, выражением которого был ритуал, церемонии, то есть следование определенным действиям той или иной ситуации.

Основные периоды развития китайской философии:

1. Древняя философия (XI-II век до н.э.)

2. Средневековая философия (до X века)

3. Новая философия (наше время)

Особенности во многом сходны с индийской.

1. Носит практический характер.

2. Традиционализм.

3. Плюрализм школ и течений. Главные школы – даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

4. Главной отличительной особенностью китайской философии является ее своеобразное представление о мироустройстве – натурфилософия:

Согласно этому представлению все возникло из хаоса, но было упорядочено двумя началами (ян и инь). Ян – это легкое, активное, духовное, светлое, небесное, мужское начало, и Инь – темная, тяжелая, малоподвижная, пассивное, телесное.

Кроме этой пары понятий Пятикнижие указывает еще на две – Ци (дыхание, энергия, то есть эфирная жизненная сила всего сущего) и Ли (порядок). Объединяясь с Ян и Инь в разных пропорциях эти частицы образуют качественно разнообразные вещи и явления.

В результате их взаимодействия возникли единичные и базовые элементы мира: пять элементов природы, пять состояний природы (влага, сухость, тепло, холод, ветер), пять главных свойств человека…, пять аффектов человека (забота, страх, гнев, радость и созерцательность)

5. Еще одна особенность натурфилософии Китая – это представление о едином пути развития, поясняемом с помощью понятий Дао, закон, путь и Дэ – средство для Дао.

Даосизм основал Лао Цзы (учитель Лао). Достаточно сложная для обычного человека философия. Сам Лао Цзы полумифический персонаж.

Конфуцианство. Главные темы размышлений: нравственные и политические темы, нравственные и политические темы. Воспитать благородного мужа – жень, следующего золотому правилу этики. В политике сын неба или император отец своего народа, а народ его деятель, как в семье.

Лекция 3. 11.02.14

Античная (греко-римская) философия (часть 1)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.