Сделай Сам Свою Работу на 5

ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ





ДИАЛЕКТИКА

Понятие «диалектика» впервые в древнегре­ческую философию ввел Сократ, для постижения истины он разработал искусство спора или диалог, направленный на взаимно заинтересованное обсуж­дение проблемы с целью достижения истины путем противопоставления и противоборства мнений.

Этот подход был принят и развит Платоном, кото­рый разработал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Он называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий проис­ходит познание истинно сущего - идеи, движение мысли от низших понятий к высшим.

Софисты придали термину "диалектика* негатив­ный оттенок, приписывая ему способность ложное и сомнительное представлять как истинное.

В философии Аристотеля диалектика - это способ доказательства, когда исходят из положений, полу­ченных от других, достоверность которых неизвестна. В диалектическом доказательстве исходят из вероят­ных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектиче­ского умозаключения только случайно.



В средневековой фил. диалектику признавали осо­бым учением о сущем. Абеляр определял ее как ис­кусство различения истины и лжи или логику вообще или искусство дискуссии. В кантовской философии диалектика называется логикой видимости, которая не приводит к истине. Гегель, согласно своей концеп­ции принципиального единства объективного и субъ­ективного начала бытия и познания, объединяет столкновение противоположностей в познании со столкновениями противоположностей в бытии. По мнению Гегеля, это является главным и постоянным источником развития Вселенной.

В философии 20 века понятие "диалектика" упот­ребляется в трех основных значениях:

Диалектика - совокупность объективных законо­мерностей и процессов, действующих в материаль­ном мире в ходе его движения и развития. Диалектика - это процесс, изучаемый логикой.

Диалектика - один из общих методов познания, который используется не для получения конкретных знаний, а для определения подходов к изучению бытия.

Главная проблема диалектики - проблема разви­тия. Развитие - общее свойство и гл. признак мате­рии: изменение материальных идеальных объектов причем не механическое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является пере­ход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние - основа развития. Движение - внутреннее свой­ство матери. Оно характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий. Движе­ние - способ связи в материальном мире.



Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей взаимной связи и принцип разви­тия через противоречия, принцип системности, прин­цип причинности, принцип историзма.

Основные законы диалектики:

Закон перехода качественных изменений в количе­ственные. При определенных количественных изме­нениях обязательно меняется качество.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Все сущее состоит из противоположных начал, ко­торые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал - внутренний источ­ник движения и развития всего сущего.

Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрица­ет старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Категории диалектики: не основные законы и наи­более общие понятия, которыми оперирует филосо­фия для раскрытия сути диалектических проблем. Специфика фил. категорий - их полярность: причина и следствие, случайность и необходимость, содержа­ние и форма, материя и сознание, истина и ложь, абсолютное и относительное, целое и часть, хаос и порядок и т.д.



 

АЛЬТЕРНАТИВЫ ДИАЛЕКТИКИ

Диалектика в философии - учение о всеоб­щих связях и развитии бытия, природы, общества и мышления человека. Она не является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней суще­ствуют и другие теории со сходным предметом фило­софского интереса. В функционировании диалектики существует внутренняя и внешняя противоречивость, что обусловило ее историческую и современную аль­тернативность. К альтернативным диалектикам отно­сятся: метафизика, "негативная" диалектика, софис­тика, эклектика, догматизм, релятивизм. Но диалекти­ка имеет устойчивое содержание: единство катего­рий, законов и принципов.

Альтернативность диалектики состоит в существо­вании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности развития бытия.

Оно может быть рассмотрено в трех основных ас­пектах.

Во-первых, существуют разные учения а самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчи­вости бытия. Имеется в виду существование а теории диалектики идеалистического и материалистического учения. В их взаимодействии и противостоянии со­стоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обос­нование первичности развития идей и понятий. Мате­риалистическая диалектика аргументирует первич­ность развития материи, бытия, отражаемого закона­ми, понятиями и принципами.

Обе эти диалектики объясняют развитие бытия, при этом используют одни и те же понятия, законы и принципы. Существенное различие между ними со­стоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Идеалисты отстаивают первичность разви­тия нематериального, духовного. Сторонники мат. диалектики считают первичным объективный, матер, мир, а потом сознание и его содержание.

Во-вторых, возникли и спожились учения вне диа­лектики, составляющие ее оппозицию. Это антидиалектические концепции бытия: "траги­ческая диалектика", "метафизика жизни", "негативная диалектика", мистический рационализм и др. Главной альтернативной диалектикой является метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и раз­витии, о способах и формах познания, объясняя их принципиально другими методами, чем диалектика. Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные во­просы метафизика смотрит с позиций противополож­ных диалектике.

Сторонники метафизики отстаивают независи­мость элементов бытия в соотношении с их взаимо­зависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних. Они утверждают, что движение не может исходить из самой материи, его причиной явл. внешний толчок. Характер развития состоит в эволю-ционности или катастрофизме, но не в единстве по­степенного, количественного и качественного разви­тия как в диалектике.

Диалектика видит окружающую действительность во геем ее многообразии (цветное видение), а мета­физика однообразно, по принципу "черное - белое". Направленность развития сторонники метафизики видят в прогрессе, регрессе или в "движении по кру­гу", отрицая их развитие по "спирали". Диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизи­ка - состоящим из отдельных вещей и явлений.

В-третьих, диалектика противоположна метафизи­ке как методу познания. Она ориентируется иа позна­ние бытия в его отдельных связях и покое, на изуче­ние отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как ме­тоду познания составляет агностицизм. Он ориенти­руется не на принципиальную познаваемость Бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм и мистику.

Таким образом, метафизика и диалектика - две противоположные теоретические системы осмысле­ния действительности и развития. Конечно, диалекти­ка представляет наиболее полное и богатое по со­держанию учение, объясняющее развитие.

 

 

, человек обладает ограниченной позна­вательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает саму себя. Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рацио­нализм, творчество и интуиция, метод и факт.

Центральное место в системе категорий гносеоло­гии занимает истина. В познании существуют различ­ные уровни: чувственное познание, логическое, эмпи­рическое, теоретическое.

Основными элементами, составляющими позна­ние, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в опреде­ленных формах чувственного и логического отраже­ния действительности.

Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей -носителей

нная в созна­нии человека, который в своей деятельности отража­ет, идеально воспроизводит объективные закономер­ные связи реального мира.

Познание - обусловленный практикой процесс приобретения и развития знании, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результа­том которого является новое знание.

Термин знание употребляется в трех основных ас­пектах: 1) способности, умения, навыки, которые ба­зируются на осведомленности; 2) любая познава­тельно значимая информация; 3) особая познава­тельная единица^ существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисциплины -теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыден­но-практическое познание, это сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных свя­зях и т. д. Основой данной формы познания были опыт ловседневкой жизни и практика. Одной из исто­рических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, Оно представляет собой фантастическое отражение ре­альности, является бессознательно-художественной переработкой природы ia общества народной фанта­зией. В рамках мифологии вырабатывались опреде­ленные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-эбразная форма познания, которая в дальнейшем, получила наибольшее развитие в искусстве.

Древнейшими формами познания являются фило­софское и религиозное познание.

Важнейшей формой познания является научное чознание. Наука - это форма духовной деятельности пюдей, направленная на производство знаний о при-хще, обществе и самом познании. Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способство­вать их изменению.

Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни, формы и противоречия. Аристотелем была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали

Диалектику, исследовались проблемы истины и за-луждения.

Большой шаг в развитии теории познания и мето­дологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального ис­следования таких философов, как Локк и Лейбниц которыми были разработаны эмпирический, рациона­листический и универсальный методы, заложены ос­новы математической логики, сформулирован ряд диалектических идей.

Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логи­ка Канта его учение о категориях и антиномиях, анти­тетический метод Фихте, диалектическая натурфило­софия Шеллинга. Гегель представил диалектику.как систему категорий, обосновал положение о совпаде­нии диалектики, логики и теории познания, дал сис­тематическую критику метафизического метода мыш­ления.

Много продуктивных мыслей, связанных с разра­боткой теории познания, содержится в русской фило­софии. Это идеи о роли практики в знании, о совпа­дении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В Соловьев занимался вопросами различий между философской и формальной, логикой, о формах зна­ния и истине.

В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивиз­ма, структурализма, аналитической философии, гер­меневтики, эволюционной эпистемологии. Содержа­тельно и адекватно проблемы познания решает диа-лектико-материал/стическая гносеология

 

ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и ре­альности, знания и веры, субъекта и объекта позна­ния, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания.

Теория познания - не изолированная научная дис­циплина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология - учение о бытии как таковом, диалектика - учение о всеобщих закона бытия и по­знания, а также с логикой в ее различных модифика­циях и методологиях.

Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания ши­роко использует данные фил. антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

Познавательная деятельность имеет свои источ­ники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодейст­вие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания.

Д/алектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувст­венного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отраже­ние - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощуще­ние, восприятие, представление.

Логическое отражение - способ познания действи­тельности при помощи абстрактного мышления. Ос­новные формы: понятие, суждение, умозаключение.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразова­нию материальных систем. На практике осуществля­ется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к ноаому циклу познания.

Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от позна­ния формы - к познанию содержания, от случайного -к необходимому, от явления - к сущности, от сущно­сти первого порядка - к сущности второго порядка и т.д., бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бы­тия, она определяет основные черты, главное содер­жание и тенденции развития предмета. Явление ха­рактеризует внешнее, непосредственное обнаруже­ние сущностей, способ ее проявления.

Явление дается человеку в ощущениях, воспри­ятиях и представлениях. Любой новый предмет пред­стает перед нами как совокупность явлений - внеш­них признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постига­ется посредством абстрактного мышления с исполь­зованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувство­вания и интеллекта.

Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотно­шение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необхо­димо временно уходить от него в область абстракт­ных образов.

Таким образом, познание является сложным диа­лектическим процессом, осуществляемым в чувст­венных и логических формах на основе практики. Це­лью познания является обоснование истины. Позна­ние осуществляется не только в формах чувственно­го и абстрактно - логических этапов, но также в фор­мах иррационального постижения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.