Сделай Сам Свою Работу на 5

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Начиная работу над формированием диалектического подхода в психотерапии, Уикс (1977) предположил, что диалектика могла бы послужить созданию теоретической базы парадоксальной терапии.

Он признал, что диалектический подход в терапии кажется обоснованным, поскольку сущностью диалектики является измене­ние. Помимо того он утверждал, что существует множество общего между диалектической теорией и принципами, вышедшими из парадоксальной теории изменения. Как уже упоминалось, Вацлавик (1974) обнаружил сходство между своей теорией изменения второй ступени и диалектикой Гегеля.

Все терапевты - косвенно или непосредственно - опираются в своей практике на какую-то теорию личности. А каждая теория упрощает и направляет процесс терапии. Она детерминирует стиль терапевта, подбор техник и реакции на ожидания пациентов. Пациент всегда воспринимается сквозь призму данной теории. Образ человека, вытекающий из диалектической теории, соответствует принципам парадоксальной терапии. Наиболее прозрачную теоретическую формулу диалектического образа человека предложил Рыхляк (1968, стр. 471-473). Вот некоторые из его постулатов: а) человек подходит к любому жизненному испытанию с багажом основополагающих концепций на тему значений и формирует этот жизненный опыт по крайней мере в такой же степени, в какой этот опыт формирует его; б) способ восприятия окружения, предопределяющий его интерпретацию, является в сущности поиском значения; в) человек хранит в памяти информацию, полученную в прошлом, и помимо этого создаёт значения для будущих событий, принимая во внимание в своих рассуждениях давние значения; г) в мыслительном процессе, сопутствующем целенаправленной, творческой деятельности человека, с самого начала заложено диалектическое противоречие, которое в определённый момент приводит к возникновению альтернативы, не сразу осознаваемой; д) мысль в момент появления приобретёт характер ценности; е) человек может осуществить воображаемые им возможности, пережив их.



Данный диалектический образ человека выделяет как внутренние, так и внешние противоречия и конфликты. Борьба - неотъемлемая часть человеческого бытия. Развитие заключается в разрешении всё новых противоречий (Ригель, 1976). Это концепция человека - активного участника в мире, участника, который формирует свой мир и одновременно формируется этим миром. С этой точки зрения люди не обладают постоянными, абсолютными или же универсальными чертами, особенностями и т.д. Они постоянно изменяются. Часто они заняты поиском скорее отсутствия равнове­сия, нежели равновесия.

Двигателем их деятельности выступает беспрестанное отрицание - это означает, что они постоянно становятся тем, чем не являются, а не тем, чем они являются.

ДИАЛЕКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ И ПАРАДОКСАЛЬНАЯ

ТЕРАПИЯ

Парадоксальная терапия и диалектика встречаются на философской почве, а объединяет их концепция изменения. Изменение является сущностью диалектики. Но нам не хотелось бы, что-бы читатель подумал, что здесь мы обращаемся к известной триаде - тезе, синтезе и антитезе. В действительности сам Гегель выступал против использования этих упрощённых терминов; они переиначивают его философскую мысль, поскольку являются статическими и механическими. Если мы хотим понять теорию изменения Гегеля, нам следует отнестись к диалектике как к исследованию природы быта. Маркус (1954) кратко трактует принципы онтологии Гегеля:

Желая узнать, чем в действительности является данная вещь, мы должны выйти за пределы наблюдения за её актуальным состоянием (S является S) и проследить процесс, в ходе которого данная вещь превращается в нечто иное, нежели то, чем она является (Р). Однако в процессе превращения в Р, несмотря ни на что, S продолжает оста­ваться S. Действительностью S является вся динамика становления чем-то иным и объединение со своим «отличием». Этот диалектический паттерн повествует - а следовательно является «правдой» - о мире, пропитанном негативизмом, мире, в котором всё является чем-то иным, нежели в действительности, и в котором противоречия и противоположности определяют процесс (стр. 49).

Басс (1976) пишет об изменении и развитии:

Существование определяется в категориях Превращения, а Превращение требует отрицания нашего нынешнего состояния. Врождённая склонность к негативизму является источником нашего развития-противоречия, вызывающие кризис, находят в дальнейшем своё разрешение, и всё это ведёт к высшим уровням существования (стр. 9).

Автором наиболее обстоятельного исследования над полярностью, диалектикой и систематикой является Вам (1970). Принимая во внимание предмет наших рассуждений, мы ограничимся обсуждением взглядов Бама на изменение и постоянство. С диалектической точки зрения оба этих аспекта являются неразрывно связанными между собой. Установление полярности «изменение-постоянство» требует определённого повторения - т.е. что-то есть, потом его нет, а затем оно вновь есть. Второе проявление отчасти схоже с первым, а отчасти разнится с ним. Другими словами, между ними существуют как сходства, так иразличия.Например, каждый полный оборот стрелки часов схож с предыдущим в том плане, что это очередной оборот, но он отличается от предыдущего тем, что это инойоборот. Итак, чем чаще происходит изменение одного и того же типа, тем более оно в определённом смысле неизменно, а в ином смысле - различно.

А следовательно, существование характеризуется противоречием, конфликтом и отрицанием существующего состояния. Диалектическое изменение не является механическим процессом, это неожиданный, спиралеобразный и динамический процесс. Всё дело в том, что прежде чем совершится какое-либо изменение (отрицание или отрицание отрицания), данный объект должен вначале, парадоксально, стать тем, чем он является.

Данная теория проявляется в следующей концепции: негативизм является существенным элементом человеческой экзистенции и условием изменения. Данная точка зрения имеет много общего с почерпнутым из кибернетики понятием положительной обратной связи. Например, терапевт может вновь привести в движение диалектику развития, применив парадоксальную директиву или прописав симптом. Директива такого рода вызывает терапевтическую дилемму - это значит, что прагматический парадокс не предоставляет человеку никакого выбора. Терапевт в определённом смысле говорит пациенту оставаться таким, каков он есть, а в другом смысле - внушает ему необходимость измениться. Дирек­тива помогает выделить один из полюсов диалектической оппозиции «изменение-постоянство, «усиливая положительную обратную связь и позволяя человеку осознать то, что он делает, чувствует или думает.

Прагматический парадокс изменяет значение, приписываемое симптому. То, что до сих пор воспринималось как неконтролируемое, благодаря директиве начинает подвергаться осознанному контролю, что представляет собой изменение второй ступени. Помимо этого в систему вводится новый тип обратной связи, поскольку всякий раз, когда появляется симптом, происходит именно так потому, что пациент хотел его вызвать. А вот изменение, описываемое Бамом (1970) - что-то повторяется. Каждое проявление симптома является одновременно чем-то таким же самым, как и чем-то иным. Болезненное проявление уже не является, тем, чем оно было, поскольку сейчас оно осознанно контролируется (не-а); однако вместе с тем оно неявляется не-а, поскольку выглядит так же, как и первичный симптом (а). Симптом становится «не-а, и одновременно не-а, «и человек освобождается из ловушки решения проблемы первой ступени.

Стентон в (1981) разработал теорию, объясняющую механизм действия парадоксальных интервенций. Несмотря на то, что в наших рассуждениях мы делаем акцент на философский аспект, теория Стентона схожа с нашим подходом в том отношении, что она также подчёркивает полярность, или диалектические силы, действующие в семейных системах. При объяснении парадокса Стентон использует понятие «сжатия» (compression). Он заметил, что дисфункциональные семейные системы циклично колеблются между состоянием чрезмерной близости, слияние, сплочённости и состоянием распада, отдаление друг от друга в сторону семей про­исхождения членов системы. Парадоксальная интервенция «сжимает» элементарную семью (nuclear family) с более дальней род­нёй (extended family), вызывая взрывную реакцию. Однако терапевт блокирует эту реакцию и её последствия, подводя к изменению в системе. И хотя неясно, предлагал ли Стентон применять такой подход по отношению к каждому члену данной семейной системы, такие действия кажутся логическим следствием представленных здесь принципов.

Многие терапевты не в состоянии оценить преимущества диалектического взгляда на личность человека и на психотерапию (Рыхляк, 1973). Возможно это вытекает из специфики западной цивилизации, которой чужда концепция сосуществования противоречий, как источника развития, в человеке. Иногда нам недостаёт способности заметить тот факт, что противоречивые аспекты жизни связаны между собой. Абрахам Маслоу одним из первых среди психологов оценил значение осознания дихотомий и их преодоления. Более того, он полагал, что данное умение является отличительной чертой личности, добившейся успеха на пути к самореализации. Несколько позднее Ригель (1973) заявил о существовании пятого этапа когнитивного развития на котором личность оценивает противоречия и использует их для собственного развития. Создаётся впечатление, что парадоксальные техники воздействуют именно на этом пятом уровне когнитивного развития.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.