Сделай Сам Свою Работу на 5

Оттепель» в культурной жизни общества (1950-1960-е гг.).





Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Емким, образ­ным определением новых веяний времени стало название романа И.Эренбурга "Оттепель", изданного в 1954 г. и вызвавшего в те годы бурные дискуссии. Потепление не было устойчивым, идео­логические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Но значение "оттепели" выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, начались возвращение культур-ного наследия эмиграции, восстановление культурной преем­ственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интел­лигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в пере­стройке. Большие последствия для общественного сознания име­ло возникновение альтернативных источников информации - са­миздата, передач зарубежных радиостанций.

Крупная реформа системы руководства культурой была про­ведена в марте 1953 г., вскоре после похорон Сталина. Создава­лось союзно-республиканское Министерство культуры, объеди­нявшее несколько министерств и комитетов - высшего образова­ния, кинематографии, трудовых ресурсов, радиовещания и ра­диоинформации, по делам искусств. По пути укрупнения пере­страивались и партийные органы - так, отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС вошел в состав отдела науки и культуры. Очевидно, что решение о создании нового министер­ства готовилось заранее. Само содержание реформы - усиление централизации управления - подтверждает ее связь со сталинс­ким руководством.



Новый управленческий орган оказался чересчур громоздким. С 1954 г. началось разукрупнение Министерства культуры - из него выделились Министерство высшего образования, комитеты по культурным связям с зарубежными странами, по радиовеща­нию и телевидению, по кинематографии.

Первым министром культуры СССР был назначен П.К.Пономаренко, секретарь ЦК, " занимавший до этого долж­ность министра заготовок. После смены нескольких таких же случайных лиц во главе Министерства культуры была поставлена Е.А.Фурцева, занимавшая этот пост с 1960 по 1974 г. По пути разукрупнения была проведена и реорганизация партийных орга­нов - отдел науки и культуры был разделен на два. Во главе отде­ла культуры был поставлен Д.А.Поликарпов.



Хотя Министерство культуры и отдел культуры ЦК были не­посредственными преемниками ранее существоваших органов руководства культурой, в их деятельности происходили опреде­ленные перемены. Лозунгами дня стали "восстановление ленинс­ких норм партийно-государственного руководства" и преодоле­ние "последствий культа личности". Была объявлена борьба бю­рократизму, волоките. Сужались функции управленческих ор­ганов, расширялась самостоятельность творческих коллективов.

Возросла роль творческих союзов. Регулярно стали собирать­ся съезды художественной интеллигенции. Крупными событиями в культурной жизни страны явились Второй (1954) и Третий (1959) Всесоюзные съезды писателей, Первый Всесоюзный съезд художников (1957 г.; на нем завершилось оформление Союза ху­дожников СССР), Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1958 г. состоялся Первый съезд писателей РСФСР, на котором был образован Союз писателей Российской Федерации. Состоялись Всесоюзные совещания строителей и архитекторов (1954), историков (1962). В 1957, 1962 и 1963 гг. были организо­ваны встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства.

Вместе с тем демократизация системы управления культурой носила формальный характер. Творческие союзы действовали как иерархические бюрократические организации, подчиненные партийно-государственному руководству. Концепция культур­ной политики не изменилась. Культура рассматривалась как "участок коммунистического строительства", а деятели культуры были "бойцами идеологического фронта". Расширяя самостоя­тельность творческих союзов, партийное руководство стремилось возложить на них задачи идеологического контроля, прорабо­ток и наказания виновных.



Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение пре­ступников, орудовавших в органах государственной безопаснос­ти, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.

Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, лите­ратуры и искусства, ставших жертвами беззакония: Н.И.Вави-лова, В.Э.Мейерхольда, Б.А-Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля и многих др. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д.Лукова "Большая жизнь" (2-я серия), осужден­ный постановлением ЦК 1946 г. После долгого перерыва были изданы сборники А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко. Однако одиоз­ные ждановские постановления не были отменены. Напротив, предложения некоторых писателей отменить их были расценены как политически ошибочные, а в партийных журналах появились статьи, обосновывавшие безупречность классовой партийной ли­нии в литературе и искусстве. Лишь в 1958 г. было принято по­становление ЦК КПСС "Об исправлении ошибок в оценке опер •Великая дружба», 'Богдан Хмельницкий* и 'От всего сердца» . Это было связано с реабилитацией народов Северного Кавказа, реп­рессированных в годы войны. (В постановлении 1948 г. "Об опере 'Великая дружба* В.Мурадели" содержались уничижительные высказывания в адрес представителей этих народов.)

В годы "оттепели" широкая аудитория наконец получила дос­туп к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвес­тным. Публиковались стихи С.А.Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. Стали исполнять­ся почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX - первой половиныXX в. На выставке, посвященной 30-летию МОСХа, в 1962 г. были широко пред­ставлены работы 20-30-х годов, долгие годы пылившиеся в запас­никах. Оживлению культурной жизни общества способствовали публикация новых и возобновление издания некоторых старых литературно-художественных журналов, таких, как "Нева", "Юность", "Иностранная литература", "Наш современник", "Молодая гвардия", "Москва", "Дон", 'Вопросы литературы", Творчество", "Советский экран", 'Музыкальная жизнь".

По мере улучшения международной обстановки активизиро­вались международные связи советской культуры. В 1954-1955 гг. ЦК партии принял ряд постановлений о расширении куль­турных контактов с Италией, Францией, Англией. За ними пос­ледовали фестивали зарубежных фильмов, гастроли театральных трупп. Событиями в культурной жизни страны стал первый фес­тиваль итальянских фильмов и гастроли "Комеди Франсез" в 1954 г. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофести­валь (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музы­кальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского, проводимый в Москве (первый из них со­стоялся в 1958 г.).

Начался культурный обмен с США. Первыми пробили брешь в "железном занавесе" советские музыканты-исполнители Э.Ги-лельс, Д.Ойстрах, М.Ростропович, которые гастролировали за океаном в 1955-1956 гг. (После концертного турне С.С.Про­кофьева в 1921 г. и гастролей МХАТа в 1923-1924 гг. никто из русских в Америке не выступал.)

Советские люди получили возможность познакомиться с зару­бежным изобразительным искусством. Была восстановлена экс­позиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, ко­торая перед войной была переведена в запасники. Стали прово­диться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции. Широкий общественный резо­нанс получила выставка П.Пикассо в 1956 г.

Укреплению культурных контактов способствовал Междуна­родный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познако­миться с современной музыкой и изобразительным искусством зарубежных стран.

Значительно расширилось участие советских ученых в работе международных научных организаций и печатных органов, в международных научных конгрессах и совещаниях. В 1953 г. в СССР стали издаваться реферативные журналы с обзорами ми­ровых научных изданий. Преодоление пренебрежительного от­ношения к западным научно-техническим достижениям благо­приятно сказывалось на развитии советской науки.

Однако инерция старых привычных методов руководства была велика. При поддержке сверху в биологической науке сохраня­лось монопольное положение Т.Д.Лысенко и его сторонников. Непривычные по форме и содержанию произведения литературы и искусства с трудом пробивали дорогу к читателям и зрителям. Случались рецидивы публичных проработок, как это было с Б.Л.Пастернаком в связи с публикацией на Западе его романа "Доктор Живаго". В 1958 г. выдающийся поэт был несправедливо исключен из Союза советских писателей (восстановлен в 1987 г. посмертно). С резкой критикой молодых тогда поэтов и худож­ников выступал Н.С.Хрущев. Оценки, данные руководителем партии и правительства, воспринимались как непреложные ука­зания вышестоящих органов.

В конце 50-х годов усилился административный нажим на церковь. Религия была объявлена самым вредным пережитком в сознании людей. Это было связано с разработкой новой партий­ной программы, рассчитанной на построение коммунистического общества. Под разными предлогами стали закрываться церкви и монастыри.

Консервативные и либеральные тенденции были тесно пере­плетены в политике и культурной жизни периода "оттепели". Противостояние шло не по линии интеллигенция - власть, а внутри интеллигенции и среди высшего партийного руководства. Либеральная и сталинистская интеллигенция в борьбе друг с дру­гом искали поддержки наверху, так же и цековские "кон­серваторы" и "реформаторы" искали союзников в интеллигентс­кой среде. Размежевание интеллигенции углублялось в поворот­ные моменты "оттепели". Власть, напротив, консолидировалась по мере углубления либеральных настроений в обществе.

Первая волна "оттепели" относится к 1953 -1954 гг., когда в ряде журнальных статей были подняты острые вопросы положе­ния дел в литературе и искусстве. Эти публикации вызвали большой общественный резонанс, так как вопросы выходили за рамки литературной жизни. В центре полемики оказалась статья В.Померанцева "Об искренности в литературе" ("Новый мир" 1953, № 12). Мнение читателей, поддержавших автора, корен­ным образом разошлось с позицией критики, обвинившей его в забвении принципа партийности литературы. Результатом дис­куссии стали закрытое решение ЦК об ошибках журнала "Новый мир" и отстранение А. Твардовского от должности главного ре­дактора в августе 1954 г.

Вторая волна "оттепели" была связана с общественной реакцией на доклад Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС о культе личнос­ти Сталина. Часть интеллигенции, поддержавшая курс на пре­одоление последствий культа и выступавшая за его последова­тельное осуществление во всех сферах политической и культур­ной жизни, невольно оказалась главной мишенью партийной критики. Брожение умов после XX съезда партии было расцене­но как "праворевизионистские шатания". В 1957 г. по стране прошла волна арестов, направленных на ликвидацию зарожда­ющихся диссидентских групп. В Ленинграде были арестованы группа Р.Пименова "Союз коммунистов", в Москве "Союз рево­люционного ленинизма" и группа аспиранта исторического фа­культета МГУ Л.Краснопевцева. Организационно разрозненные, они были объединены общими идеями. Они считали, что стали­низм исказил природу социалистического строя, и видели выход в возрождении революционного коммунистического идеала. Но ни аресты, ни кампания борьбы с "ревизионизмом" и с "очернительством советской действительности" не смогли полно­стью задавить ростки свободомыслия. Из-за невозможности от­крытого обсуждения накопившихся общественных проблем большая социальная нагрузка ложилась на литературу и искусст­во. Литературно-художественные дискуссии периода "оттепели", вовлекавшие не только профессионалов , но и массового читате­ля, играли роль трибуны для выражения гражданской позиции.

По мере укрепления личной власти Хрущева консервативные тенденции в культурной политике усиливались. На июльском пленуме ЦК 1963 г. прозвучало требование "привести в боевой порядок все виды идейного оружия". Политика нового руковод­ства, пришедшего после отставки Хрущева, окончательно похо­ронила надежды либеральной интеллигенции на перемены.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.