Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура СССР в предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны.





Значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР в годы Великой Отечественной войны внесла наука. Во второй половине 1941 г. на Восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. В этот период научные исследования были направлены на решение военно-технических задач, совершенствование промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Так, в конце 1941 г. была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А. А. Байков, И. П. Бардин, С. Г. Струмилин, М. А. Павлов и др. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы скоростной плавки металла в мартеновских печах, литья стали высокого качества, получения проката нового стандарта. Несколько позднее специальная комиссия ученых во главе с академиком Е. А. Чудаковым внесла важные предложения по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья. Благодаря ученым-геологам А. Е. Ферсману, К. И. Сатпаеву и В. А. Обручеву были разведаны месторождения железной руды в Кузбассе, нефти в Башкирии, молибденовых руд в Казахстане. Значительным был вклад ученых-математиков П. С. Александрова, А. Н. Колмогорова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова, Н. И. Мусхелишвили. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам, химики Н. Д. Зелинский, И. В. Гребенщиков, А. Н. Несмеянов, А. Е. Фаворский, Н. Н. Семенов. Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель и др. успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 г. была разработана технология выделения плутония из облученного урана, а в 1944 г. под руководством академика И. В. Курчатова создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом "внутрь", в начале 1945 г. был пущен комбинат по производству оружейного плутония. Огромное значение имела деятельность ученых-медиков (академики Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулев, Л. А. Орбели, А. И. Абрикосов, профессора-хирурги С. С. Юдин и А. В. Вишневский и др.), вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. В. К. Модестов сделал ряд важных оборонных изобретений, в том числе замену гигроскопической ваты целлюлозной, использование турбинного масла как основы для изготовления мазей и др.





В 1941 г. число вузов уменьшилось с 817 тыс. до 460 тыс., прием в них сократился вдвое, численность студентов - в 3,5 раза, а сроки обучения составляли 3-3,5 года. Однако к концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла Академия педагогических наук РСФСР, созданная в 1943 г. и возглавляемая академиком В. П. Потемкиным.

В этот период плодотворно трудились создатели оружия и военной техники. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и минометов, большая заслуга в этом принадлежит ученым и конструкторам В. Г. Грабину, И. И. Иванову, М. Я. Крупчатникову, Ф. Ф. Петрову, Б. И. Шавырину и др. Успехи в производстве стрелкового вооружения были достигнуты конструкторами Н. Е. Березиным, С. В. Владимировым, В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым, Ф. В. Токаревым, Г. С. Шпагиным, Б. Г. Шпитальным. Советским ученым удалось во много раз сократить сроки разработки новых образцов вооружения. Так, 152-миллиметровая гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 г. за 18 дней, а ее массовый выпуск освоен за 1,5 месяца. Половина всех типов стрелкового оружия и подавляющее большинство новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов - примерно в пять раз. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского "Танкограда", быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках, по своим характеристикам они значительно превосходили зарубежные аналоги. Заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозову, Л. С. Троянову и др.



Со второй половины 1942 г. наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым стал штурмовик Ил-2. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолетов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создании и совершенствовании новых боевых машин участвовали авиаконструкторы А. А. Архангельский, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, создатели авиамоторов В. Я. Климов, А. А. Микулин, С. К. Туманский, А. Д. Швецов.

Художественная культура. С началом Великой Отечественной войны основной в советской литературе стала патриотическая тема С июня 1941 г. печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н. Н. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, публицистические статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А, Шолохова и др. С 27 июня в Москве и других городах вывешивались агитационно-политические плакаты "Окна ТАСС". В их создании активное участие принимали поэты А. А. Адуев, Д. Бедный (Е. А. Придворов), С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и др., художники-графики и карикатуристы Н. Ф. Денисовский, П. П. Соколов-Скаля, А. П. Бубнов, Н. А. Долгоруков, А. А. Радаков, М. М. Черем-ных. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 "Окон ТАСС", которые распространялись и за рубежом. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС (В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман, М. А. Шолохов, А. А. Сурков, А. П. Гайдар, С. В. Михалков и др.). В штатах фронтовых редакций работали В. А. Закруткин, Ю. П. Герман, А. С. Левада,

И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. П. Щипачев, Н. К. Чуковский и др. В газетах впервые появились "Наука ненависти" М. А. Шолохова, "Народ бессмертен" В. С. Гроссмана, "Фронт" А. Е. Корнейчука, "Василий Теркин" А. Т. Твардовского, "Весна на юге" Б. Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи были подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы ("Морская душа" Л. С. Соболева, "Март - апрель" В. М. Кожевникова, "Рассказы Ивана Сударева" А. Н. Толстого). Проблема роста и мужания солдата в боях была показана в повести А. А. Бека "Волоколамское шоссе" (1943-1944). Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шолохова "Они сражались за Родину" и А. А. Фадеева "Молодая гвардия" (1945). Особое значение в годы войны приобрели поэзия и песни: "Священная война" В. И. Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом" М. В. Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Софронова и десятки других. В тылу и на фронте распространялись сатирические произведения С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. П. Щипачева, М. И. Алигер, А. А. Ахматовой. Развитие получила и эпическая поэма: "Киров с нами" Н. С. Тихонова, "Ленинградская поэма" О. Ф. Берггольц, "Зоя" М. И. Алигер и др. В военные годы резко возрос спрос на историческую литературу. Среди этих произведений особую известность получили "Багратион" С. Н. Горбатова, "Порт-Артур" А. Н. Степанова, "Емельян Пугачев" В. Я. Шишкова и др. Важный вклад в воспитание советских людей внесли драматурги В. П. Ставский (пьеса "Война"), К. А. Федин ("Испытание"), Л. М. Леонов ("Нашествие") и др.

В деятельности кинематографистов основным направлением была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в ее освещении занимала хроника. На фронтах работали киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политуправления фронтов и флотов. К концу 1941 г. они подготовили спецвыпуски "Все силы на разгром врага" и "На защиту родной Москвы". Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Битва за нашу Советскую Украину" и др. Всего в годы войны было выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 номеров киножурнала "Новости дня", более 100 документальных картин. Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках и партизанах, тяжкой жизни на оккупированной территории. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались такие фильмы, как "Секретарь райкома" (режиссер И. А. Пырьев, 1942), "Радуга" (режиссер М. С. Донской, 1944), "Человек № 217" (режиссер М. И. Ромм, 1945), "Два бойца" (режиссер Л. Д. Луков, 1943), "Жди меня" (режиссер А. Б. Столпер, 1943), "Антоша Рыбкин" (режиссер К. К. Юдин, 1942) и др. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др. В годы войны па экраны вышли художественные фильмы на историко-революционную тему: "Оборона Царицына" (режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы, 1942), "Александр Пархоменко" (режиссер Л. Д. Луков, 1942). Всего в военный период было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.

Не остались в стороне и деятели театра. 3 июля 1941 г. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжали 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра "Нашествие" (режиссер И. Я. Судаков, 1943), театра имени Вахтангова "Фронт" (режиссер Р. Н. Симонов, 1942), МХАТа "Офицер флота" (режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Раевский, 1945) и др. На сценах театров блестяще играли В. П. Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др.

Советская культура в годы Великой Отечественной войны фактически являлась таким же важным оружием, как новейшие образцы военной техники, а ее бойцы - писатели, художники, актеры - действительно "приравняли к штыку" свои творческие дарования.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»).Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж.А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плакатаКукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский компонент.

Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам «корифей наук» – Сталин. Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть.

Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946–48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП (б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»», «Об опере В. Мурадели «Большая жизнь»». Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.

В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (Кампов) (1908–1981). В 1946 г. им была создана«Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич(«Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя»(«Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картинаФ. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.