Сделай Сам Свою Работу на 5

Избавьтесь от штрафов и автоподстав на дороге





Закажите видеозеркало CAR MIRROR до конца дня и получите ...

ПОДРОБНЕЕ

В рамках советской культуры развивалась и культура Белорусской республики. В официальной культуре господствовал принцип социалистического реализма, определявший основные стили и направления художественной культуры. Славу белорусскому искусству принесли имена М.Савицкого, З. Азгура, М.Пташука, П.Панченки, П.Бровки, М.Шамякина и др.

Современная социокультурная ситуация в Республике Беларусь характеризуется неоднозначностью и противоречивостью. Наряду с государственной политикой в сфере образования и культуры получают развитие альтернативные нетрадиционные субкультурные и контркультурные феномены, возникают многочисленные объединения и союзы творческой художественной интеллигенции, растет признание белорусских мастеров за рубежом. Мировым признанием обладает Белорусский Государственный театр балета под руководством В.Елизарьева, Государственный театр оперы, Белорусский симфонический оркестр, ансамбль «Песняры», художник Г.Х.Ващенко является лауреатом премии ЮНЕСКО И ООН.

 

Конец XIX – начало ХХ вв. – время нового взлета культуры, получившее наименование «серебряного века». Это весьма сложный и противоречивый период, характеризующийся расцветом и появлением новых культурных форм, утонченностью, высокой духовностью, элитарностью художественных и интеллектуальных форм, с одной стороны; но в то же время – упадочностью настроений, предчувствием близкой катастрофы и гибели мира.



Первоначально культурные тенденции серебряного века проявились как реакция на засилье в духовной жизни русского общества народнического понимания культуры: подчинение ее утилитарно прогрессистским идеям, непомерное увеличение социальнополитического значения искусства, вырождение художественного реализма в политическую публицистику – короче, превращение культуры в служанку политики.

Неприятие этих черт накладывалось на общеевропейскую духовную атмосферу, которая в тот момент находилась под впечатлением исчерпанности творческого потенциала основ классической европейской культуры XIX в. Сомнению и критике в том числе подвергались вера в прогресс, вера в разум и безграничные возможности только рационального познания (выражением этого взгляда был позитивизм), т. е. критике подвергались те черты, вульгарная абсолютизация которых легла в основу народнического восприятия культуры.



Новое мировосприятие и в Европе, и в России проявилось в художественно-эстетическом течении модернизма1, основой которого стал отход от традиции изображения внешнего подобия к новому метафорическому построению образа через свободное соответствие выразительной формы изображаемым настроениям, переживаниям и т. д.

В России наиболее полно и ярко новые культурные тенденции раскрылись в литературе, и в первую очередь, в явлении декадентства2. Декадентство – явление чисто негативное, выступавшее против мещанства, мелкобуржуазной морали, против утилитаризма, материализма и позитивизма. Им оно противопоставило культ красоты, индивидуализм и независимость художника, эстетизацию порока как вызов привычным нормам и представлениям.

Из декадентства выросло одно из самых значительных направлений серебряного века – символизм. Начавшись под знаком отрицания реалистического метода и провозглашения «чистого искусства», символизм наполняется позитивным содержанием – стремлением к объединению мира явлений с миром божественного. Прежняя исчерпавшая себя культура, по мнению символистов, должна смениться новым миром, грядущим богоявлением. Среди символистов – Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А.А. Блок, Вяч. И. Иванов и др.

В русском символизме остро выразилось ощущение подспудно зреющего перелома в судьбах России и всего мира, предчувствие трагического характера грядущего века. Трагизм обреченности, страх перед надвигающимся хаосом и одновременно жажда обновления мироздания



– в этих противоречивых чувствах выражались настроения всего серебряного века. Дальнейшая творческая эволюция символизма отражала черты будущих потрясений: символизм окрашивается в неславянофильские тона, пытается проникнуть в глубины русской души, разрушительной стороне которой вскоре суждено будет вырваться в революции 1917 г. Усталость от болезненной утонченности декаданса и культурного одиночества (распространение идей символистов было очень ограничено) рождала, с одной стороны, отказ от многозначности и рафинированности искусства в акмеизме3, выросшем из символизма в 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузьмин, ранние Л. С. Гумилев, А. А. Ахма-това, О. Э. Мандельштам), возврат к предметности, к стихии «естества»; а с другой – тоску о варварстве в самом символизме как воплощении здоровой, естественной, свежей жизненной силы, выраженную в

 

1 От фр. moderne – новейший, современный.

2 От лат. decadentia – упадок.

3 От греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила.

«Скифах» А. А. Блока. Завершением же символистской идейной эволюции стали «Двенадцать» того же А. А. Блока.

Помимо мощного течения, порожденного символизмом, в русской литературе заметное место занимал футуризм, который характеризовался также отрицанием традиционной культуры, культивацией эстетики урбанизма и индустрии, анархическим протестом против капиталистического мира (В. Б. Хлебников, И. Северянин, В. В. Маяковский). В прозе сохраняются традиции реализма, критика социальных пороков и пошлости мещанских идеалов (В. Г. Короленко, И. А. Бунин, А. И. Куприн). Новые влияния в литературе не обошли ее стороной. Максим Горький в ранних произведениях развивает традиции романтизма (также востребованного модернистской культурой). Лев Толстой, переживающий в этот период и в личной жизни, и в творчестве глубокий кризис культуры, не принимает модернизм в искусстве и уходит в профетизм1. А. П. Чехов, пожалуй, самый оригинальный и сложный писатель своего времени. Не отвергая реализм, Чеховпоказывает современное ему общество, человека в условиях упадка, потери ориентиров, свойственных культуре эпохи, в то время как символизм сосредотачивался на переживании этого.

Другой показательной стороной культуры серебряного века стали достижения общественной мысли и философии. С 90-х гг. XIX в. растет интерес к марксизму, который также выступает в качестве альтернативы народничеству, но уже в сфере общественно-политических воззрений. Менее распространенным в среде русской интеллигенции, но, несомненно, более сложным явлением стало развитие религиозной философии (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Фло-ренский, И. А. Ильин и др.). Владимир Соловьев, стоявший у истоков русской философско-религиозной мысли серебряного века, проводил идеи возможности синтеза религий и культур, рисовал картины грядущих социальных катастроф (призрак желтой опасности с Востока) и победы всемирной теократии. Новая религия должна была стать главным фактором нравственного обновления человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.