Сделай Сам Свою Работу на 5

Российская культура в первой половине Х1Х в.





Общие условия развития русской культуры. К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.

В огромном государстве отсутствовали элементарные праваисвободы. Век Просвещения привнес в наше отечество западноевропейские идеи «свободы, равенства, братства», в ХIХ веке эти идеи полностью овладевают умами и сердцами россиян.

Катализатором, усилившим свободолюбивые настроения сталаОтечественная война 1812 г. Разгром Наполеона воспринимался как общая национальная победа. По воспоминаниям современников, появилось ощущение независимости и силы. Крестьяне, вынесшие на своих плечах основные тяготы войны, крестьяне – победители, побывавшие за границей, увидевшие совсем иную жизнь, вернулись к тому же бесправному состоянию. Они справедливо ожидали перемен, ждали волю.

В дворянских кругах появляется вера в особую миссию русского народа – объединителя евразийства, а крепостное право и отсутствие свобод воспринимается как свидетельство глубокой отсталости и дикости страны. Победа вселяла веру в великую Россию, где государство и народ могут быть сплочены и едины. Многие надеялись увидеть «рабство, падшее по манию царя».



Александр I пообещал реформы, но они постоянно откладывались, что стало основной причиной выступления декабристовна Сенатской площади. Иллюзии на скорые перемены начали рассеиваться, но их ожидание остается главным в настроениях российского общества, порождает массу споров о будущем России, раскалывает мыслящую интеллигенцию – одни ей предрекают западный путь развития, другие спасение видят в возрождении национальных традиций. В сконцентрированном виде эти идеи получили воплощение в двух течениях – западников и славянофилов.

По сути дела, Россия ХIХ в.пробудилась от сна. Здесь теперь уже не только мечтают о переменах, но и стараются приблизить их, что вызвало отчаянное сопротивлениесамодержавия. Александр I, по началу, придерживавшийся политики «просвещенного абсолютизма», наделяет широкими правами Аракчеева, которого в народе прозвали Огорчеевым и Змеем Горынычем. «Я друг царя и на меня жаловаться можно только богу», – заявлял Аракчеев. Декабрист Н. Бестужев cвидeтeльcтвoвaл: «Едва возникал малейший ропот и навечно исчезал в пустынях Сибири, в смрадных склепах крепостей».



Усиливается цензура. Если цензурный устав 1804 г. еще можно было назвать либеральным, то новый устав, утвержденный в 1826 г. после восстания декабристов, получил справедливое название «чугунного». По замечанию современников, наступила полная «свобода молчания». Провинившихся цензоров и авторов сажали на гауптвахту. Когда друг Пушкина и декабристов П. Чаадаев напечатал «Философическое письмо», прозвучавшее как обличение деспотического режима, цeнзopa уволили, редактора журнала выслали в Вологду, а Чаадаева, по приказу Николая Iобъявили сумасшедшим и обязали ничего не писать.

В связи с Французской революцией 1848 г. и этих драконовских мер показалось мало. Был создан особый секретный комитет для тайного надзора за деятельностью, теперь уже цензуры. Генерал Бутурлин, председателькомитета, заявил, что если бы евангелие не было такой известной книгой, его следовало бы исправить. Из учебников истории вычеркивали имена древних греков и римлян на том основании, что они были республиканцами. Даже из писем Екатерины II исключались ее комплименты Вольтеру.

Таким образом, в России первой половины ХIХ в. столкнулись две непримиримыетенденции – стремление к реформам, свободе, с одной стороны, и не только не желание, но и паническая боязнь каких либоперемен, с другой. Эта противоречивость нашла отражение во всех областях культурной жизни страны.



Образование и просвещение. В конце XVIII – первой половине XIX в. сложилась замкнутаясословная система образования. Высшее обра­зование было доступно фактически только привилегированным сословиям. В 1827 г., по распоряжению Ни­колая I, был категорически закрыт доступ крепостным в средние и высшие учебные заведения. Студенты на 60–70% являлись дворянами.

Все образова­тельные учреждения и программы находились под строгим правительственным контролем. Насаждалось религиозно-монархическоевоспитание. «Мне не нужно ученых голов, мне нужно верноподданных», – говорил Николай I. Bce преподавание правительство стремилось основывать на уваровских принципах «самодержавия, православия и народности».Министерство народного просвещения признало, что «закон божий есть единственное твердое основание всякому полезному учению». В связи с этим, в университетах было прекращено преподавание философии, естественного права и политической экономии.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Для крепостных крестьян школьное обучение вообще не было предусмотрено. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Начальник III отделения и шеф жандармов А.Х. Бенкендорф фактически повторил слова Екатерины Великой: «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти».

Однако, экономические потребности страны вынуждали правительство постепенно увеличивать число учебных заведений. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I особо покровительствовал инженерно-техниче­скому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское тех­ническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений, по-прежнему, игралиуниверситеты. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом (здесь учились А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин) и Демидовский в Ярославле.

Для городского населения недворянского происхождения создавалисьсредниеучебныезаведения – уездные училища, для детей дворян – гимназии и военизированные кадетские училища. По указу 1803 г. гимназии предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет общее число гимназий было доведено до 43. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или дома. Основное внимание уделялось изучению иностранных язы­ков, словесности, музыки, живописи, воспитанию хороших манер. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты «великой армии» пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

В первой половине века продолжалось развитие системы женскогообразования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

Особое значение для просвещения населения играло широкое развитиекнигопечатания. В 30–40-е годы помимо государственных типографий распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи изданий и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В первой половине XIX в. значительно возросло числогазет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, «Вестник Европы») печатались не более чем в 1500 экземплярах. С 1811 г. стала выходить первая русская провинциальнаягазета – «Казанские известия». С 1838 г. во многих провинциальных центрах стали издаваться «Губернские ведомости». Начали выходить женские и детские журналы.

Среди русских журналов начала XIX в. особой популяр­ностью пользовался «Вестник Европы» (основан. Н.М. Карамзиным), «Полярная звезда» (издавался А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым), «Современник» (осно­ван А.С. Пушкиным), «Отечественные записки» (особую популярность приобрел когда отдел критики возглавлял Белинский). В журналах сотрудничали известнейшие поэты, писатели, критики. Студент, приткнувшийся в коридоре у окна и читающий «Отечественные записки» – это обычная картина университетской жизни того времени. Чтобы прочесть свежий номер журнала, студенты записывались в длинные очереди.

В 1814 г. в Петербурге начала работать публичнаябиб­лиотека. В дальнейшем библиотеки появляются во многих про­винциальных городах. Начали открываться общедоступные музеи, в том числе и богатейшие коллекции Эрмитажа. В Петербурге на основе собраний графа Н.П. Румянцева был создан Румянцевский музей, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических материалов. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне – Российская государственная библиотека). Примечательно, что более быстрыми темпами музейное дело развивалось в провинциальных городах.

Необходимость просвещения соотечественников в полной мере осознали русские ученые. Распространению знаний способствовали ежегодные всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки, научныеобщества: Географическое, Минералогическое, Химическое, Математическое, Истории, Любителей русской словесности.Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Достижения наук и техники. Первая половина XIX в. – время бурного развития отечественной исторической науки. Было создано общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве». Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России. Большую известность получили работы историков Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина.

Откликаясь на запросы обще­ственности, Александр I поручил Н.М. Карамзину написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью. Карамзин считал, что история человечества – это история борьбы разума с заблуждением, прогресса с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий был основным приемом объяснения исторических событий. Автор успел довести события до 1611 г. «История Государства Российского» имела огромный успех и неоднократно переиздавалась.

Однако этот труд вызвал немало негативных откликов. В эпиграмме, автором которой, возможно, являлся Пушкин, говорилось:

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам без всякого пристрастья

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

С критикой идей Карамзина выступили Н. Муравьев и другие декабристы.

Замечательные достижения принадлежали России в областиестественныхнаук. Астрономической столицей мира, по отзыву иностранных ученых, становится открытая в 1839 г. Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я.Струве. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Гениальный скачок в будущее математики совершил разработкой неевклидовой геометрии профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский. Не отставала Россия и в области химии и биологии. Н.Н. Зинин впервые получил анилиновую краску из бензола, до открытия это красящее вещество добывали из индиго, растущего в южных странах.

В области физики важные открытия сделали В.В. Петров (исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов), Б.С. Якоби (провел исследования в области создания электрических машин, телеграфа, электро­химии, открыл метод гальванопластики) и Э.X. Ленц (изучил превращение тепловой энергии в электрическую).

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Н.И. Пирогова стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Еще в 1847 г. в Академии наук он сделал сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

Среди технических достижений России следует отметить пер­вый в мире электромагнитный телеграф, разработанный с 1832 г. Шиллингом, а также спущенный в 1839 г. на Неву первый в мире электроход, созданный Б.С. Якоби. Чуть раньше появилась и перваярусская железная дорога, построенная крепостными механиками отцом и сыном Чере­пановыми в 1834 г. на одном из уральских заводов. В 1837 г. Петербург был соединен с летней резиденцией царя – Царским Ceлoм железнодорожной линией в 25 км.

Отечественные географы изучали острова Тихого океана, Китай, Японию, Сахалин и Камчатку, составили подробные карты исследованных мест. В 1803–1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Ее возглавили адмиралИ.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Русские капитаны исследуют северные берега Тихого океана, полярные моря. В 1819 г. Ф.Ф. Беллингсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открывают Антарктиду. Экспедиция выполнила обширные океанологические иссле­дования, собрала богатые коллекции растений и животных.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головнинымобследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г.И. Невельского.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Первую треть XIX в., называют «золотым веком» русской культуры, которая прошла большой путь развития от классицизма и сентиментализма, которые еще господствовали в начале века, до прогрессивного романтизма 20–30-х годов и критическогореализма, утвердившегося в 40–50-х годах.

Литература.Именно литература определила название этого времени как «золотого века». Утверждаются многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости.

В начале века появились написанные в духе классицизма пьесы Озерова, читатели восхищались «Бедной Лизой»Н. Карамзина, виднейшего представителя отечественного сентиментализма. Бурные события первой половины века, накопившиеся проблемы внутри страны не могли не вызвать к жизни романтизмс его особым интересом к личности, и противопоставлением реальномумирумираидеального. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принци­пу контраста к окружающей жизни, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

В.А. Жуковский в своих балладах воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин иМ.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием. «Дух беспокойный» воссоздает Лермонтов в истории Тамары (поэма «Демон»), пытается передать в космических образах трагедию современного человека и отношение самого поэта к реальной действительности: «Где не умеют без боязни // Ни ненавидеть, ни любить».

Основоположником критическогореализма в русской литературестал, величайший национальный поэт А.С. Пушкин. Связанный дружескими узами со многими декабристами, Пушкин отразил в своем творчестве зарю освободительного движения. Вольнолюбивые стихи и эпиграммы на тогдашних правителей России – Александра и Аракчеева знала наизусть всямолодежь. Его роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов»,лирические стихи читались по всей России, становились известны в Польше и Чехии, во Франции и Англии.

Сороковые годы – эпоха «гоголевского периода» русской литературы.Н.В. Гоголь создал незабываемые по выразительности картины, яркие и живые образы России в романе «Мертвые души», в комедии «Ревизор» под несравненным юмором нельзя не различить горечь и боль автора за гнетущую атмосферу русской общественной жизни. После первого представления «Ревизора», восторженно встреченного зрителями, Николай Iсказал: «Всем досталось, а мне больше всех».

В 40-х годах крепнет демократическая направленность литературы.Н.А. Некрасов священным долгом художника полагал гражданственную смелость во имя любви к народу. Этому девизу служило творчество и отнюдь не склонного к радикализму молодогоИ.С. Тургенева. В печатавшихся с 1847 г. «Записках охотника» Тургенев показал высокую мораль подавленного несправедливым строем крепостного человека. Цензор, допустивший ее к печати, был уволен, а Тургенев, провинившийся еще и некрологом Гоголю, выслан в деревню.

Очень важно, что в первой половине века формируется русскийлитературныйязык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Театр первой половины XIX в. приобрел крупное общественное значение. Классическими произведениями драматургии этого периода наряду с «Ревизором» являлись «Горе от ума» A.С. Грибоедова и позднее в начале 50-х годов первые пьесы Н. Островского. Комедия Грибоедова была блестящей сатирой на дворянскую Москву и разошлась в 20-е годы в списках по всей России. Стихи ее тотчас стали крылатыми, но автор так и не увидел ее на сцене. Впоследствии «Горе от ума» заняло почетное место в репертуаре и сейчас не сходит со сцены многих театров. Комедии Островского вывели на сцену «темное царство» невежественного и жадного купечества.

В первой половине века в России существовали различные виды театров. Крепостные театры принадлежали известным русским аристократическим фамилиям – Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым. Однако они играли все меньшую роль в театральной жизни. Лучшие актеры переходят из них на казенную сцену. В 20–40-х годах в Москве в Малом театре во всем блеске раскрылось многогранное сценическое дарование сына крепостного крестьянина М.С. Щепкина. По выражению Герцена, он «пер­вый стал не театрален на театре». Другими замечательными арти­стами в Петербурге и Москве были А. Мартынов, В. Каратыгин, В. Самойлов, П. Мочалов.

Успехи русского балетного театра были связаны во многом с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. Среди русских танцовщиц следует назвать Истомину.

Музыка. В первой половине XIX в. в России формируется вполне самостоятельная и оригинальная музыкальная школа. Среди талантливых композиторов первой трети XIX в. – А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев (автор свыше 200 романсов и песен и в том числе исключительно популярного «Соловья»), А.Л. Гурилев.

Особенно велик вклад в развитие русской музыки М.И. Глинки. Оперы «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин») и «Руслан и Люд­мила» сразу же поставили Глинку, по выражению Чайковского, в ряд с крупнейшими композиторами мира. Но если первая из них имела громкий успех, то вторую публика встретила холодно.

«Создает музыку народ, а мы, художники, только аранжируем ее» – утверждал Михаил Иванович. Наверное поэтому, «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», удивительные романсы («Я помню чудное мгновенье...») были столь популярны и в России и за ее пределами.

Пушкинские сюжеты легли в основу опер «Русалка» и «Каменный гость»А.С. Даргомыжского. «Русалка» встретила холодный прием у столичной публики. «Большинство наших любителей и газетных писак не признает во мне вдохновенья, – писал огорченный композитор. – Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить для них музыку для забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали слово. Хочу правды».

Благородную задачу распространения классической музыки взяло на себя столичное Филармоническое общество. Благодаря его инициативе петербургские ценители музыки могли слушать произведения Гайдна, Моцарта, Баха. Впервые прозвучали в Петербурге некоторые партитуры Бетховена. Громадным успехом пользовались в русской столице композиторы Ф. Лист и Г. Берлиоз.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в эконо­мическом и социально-политическом развитии Россия отставала от пе­редовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в гра­мотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процес­сы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выражен­ный национальный характер. Существенное влияние на литературу, те­атр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Алек­сандра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало ши­рокому народному образованию. Крепостничество не давало возможно­сти пользоваться высокими культурными достижениями всему населе­нию. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

На верх

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.