Сделай Сам Свою Работу на 5

Шариат и бытовая культура: Шариат





Шариат – это путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник») – совокупность правовых, морально-этических и религиозных нормислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна изконфессиональных форм религиозного права. Шариат появился в VII–XII века.

Шариат опирается на Коран, Сунну и фикх; включает элементы конституционного,гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения
^

Степени предписаний


В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать всесовершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф», а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф».

Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин».

«Аф’ааль-уль-Мукаллафин» состоит из восьми разделов:



1 – Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение – награда, за неисполнение – наказание).

2 – Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «Витр» и «Праздничный намаз».

3 – Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение – награда, за неисполнение – нет наказания).

4 – Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздачамилостыни (кроме закята) или дополнительный пост (за исполнение – награда, за неисполнение – нет наказания).

5 – Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.

6 – Макрух: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом (за исполнение – нет наказания, за неисполнение – награда).

7 – Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.



8 – Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека;воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям (за исполнение – наказание, за неисполнение – награда).

Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгоенаказание и в этой жизни (шариатская гвардия), и в жизни потусторонней (мучения ваду). Избегающие харама из-за страха наказания получат «благость ВсевышнегоАллаха»; отрицающие недозволенное, с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных.

Примечание: Совершеннолетие, согласно шариату, у подростков наступает в момент, когда «они начинают отличать добро ото зла», на практике это трактуется правосудием по-разному: в разное время, в зависимости от организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки – от девяти до пятнадцати лет. После пятнадцати лет по мнению шириатских специалистов все подростки являются совершеннолетними.

^

Наказания за преступления:

·
Отсечение руки за воровство (5:38)

·
Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей) (24:4)

·
100 ударов плетью за прелюбодеяние для незамужней женщины или мужчины, который не женат (для этого обязательно наличие не менее четырёх свидетелей или собственное признание) (24:4)

·
80 ударов плетью за недоказанное обвинение в прелюбодеянии (24:4)

·
Смертная казнь за предумышленное убийство и возмездие за предумышленное причинение инвалидности (но жертва или семья мёртвого имеют право отказаться от своего права) (5:45)



·
Вира за непредумышленное убийство. Вира – это мера наказания за убийство, зависит от положения в обществе убитого и от положения убийцы (4:92)

·
80 ударов плетью за употребление опьяняющних и одурманивающих веществ.


^ Некоторые законы из шариата

Джихад (главные правила):

Джихад – религиозная война обязательна для каждого мусульманина совершеннолетнего, здорового, в полном уме и свободного. "Один день войны более ценится Богом, чем целый месяц поста" говорит пророк ислама.

Религиозная война предпринимается в 3-х случаях (в некоторых экстремистских течениях неверие в догматы ислама считается достаточной причиной для начала войны)'.

1. Против неверных, не повинующихся власти, мусульман.

2. Против тех, которые хотя и находятся под властью мусульман, но отказываются от повиновения и уклоняются от платежа податей.

3. Против тех, которые восстают против имамов, хотя бы они и были мусульмане – и, вообще, против всех тех, которые сами начинают военные действия.

Мусульмане не только не должны требовать вознаграждения и жалованья во время войны против неверных, но напротив того, богатые и достаточные люди обязаны жертвовать частью своего имущества для ведения войны.

С неправоверными не заключается окончательного мира, а только одно перемирие, которое может быть прервано во всякое время, лишь только начатие войны покажется для мусульман выгодным.

Всякое движимое имущество, взятое в неприятельской стране или отнятое у неприятеля во время войны, входит в военную добычу, поступает в общий раздел всему войску. Недвижимая собственность, земля, сады, строения – остаются во владении жителей, если они, и не соглашаясь принять ислама, добровольно повинуются власти мусульман и обязуются платить поголовную и с имения подати. Размер этих податей не определяется законами, а зависит от произвола имама.

Неверные, принявшие мусульманскую веру, остаются в полном владении всей своей собственности и, кроме десятины, ничего не обязаны платить. Те же неверные, которые добровольно не пожелают повиноваться, не должны ожидать никакой пощады. Все мужчины, взятые в плен, если не примут исламизма, должны быть убиваемы, женщины же и дети поступают в неволю.

Земля в завоеванной стране поступает в пользование мусульман по разделу имамом, которому принадлежит вся власть над сими землями. Неправоверные, платящие подать, ограждаются мусульманами в своих правах; но они должны оказывать особое уважение к правоверным.

Входить в мечеть им возбраняется и они должны отличаться от мусульман особой одеждой; строения и дома их не должны быть выше и красивее жилищ правоверных: пышность и роскошь вообще не должны быть допускаемы между ними.

Эти законы противоречат христианской нравственности и общепринятому праву.

Бытовая культура напрямую связана с мировоззрением человека. Для мусульман это особенно характерно. Как мы знаем, дифференциация мирской и духовной сфер в исламе крайне слаба, что связано со слабым чувством испорченности, несовершенства, падшести мира сего, еще требующего внутреннего преображения. Исламу в принципе чуждо характерное для христианства различение понятий "Божьего" и "кесарева", что проявлялось и у средневековых мусульманских богословов, и у мусульманских реформаторов первой половины ХХ в. (например, у Рашида Риды, считавшего, что "ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал"), проявляется и в девизе современных "братьев-мусульман": "ислам есть религия и государство".

Высшая ценность и цель человеческой жизни в мусульманстве – принадлежность к "миру ислама", к мусульманской (исламской) общине и, значит, – достижение спасения и райского блаженства. Напомню, что "Установление" Божие включает в себя три основных элемента: "пять столпов ислама", "веру" (иман) и "благие дела" (ихсан).
^

Ислам как образ жизни


Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычкек. Абсолютно исключаются из употребления алкоголь и все аналогичные ему вещества - например, наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Коран, рекомендуя мусульманам мужского пола иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырех женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему социального страхования: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей уверенность в будущем.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

 

·
Правдивость (ас-сидк).

·
Надёжность и верность (аль-амана).

·
Искренность (аль-ихлас).

·
Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).

·
Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).

·
Сила нравственная и физическая (аль-кувва).

·
Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).

·
Скромность (аль-хайя).

·
Достоинство и самоуважение (аль-изза).

·
Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).

·
Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).

·
Щедрость (аль-джуд валь-карам).

·
Терпение (ас-сабр).

·
Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).

·
Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).

·
Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).

·
Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).


Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.


^ Запреты на изображение человека, животных, бога

Как мы знаем, изображение живых существ в мусульманстве запрещено. Едва ли эти запреты были связаны только с борьбой против идолопоклонства, они имели принципиальное мировоззренческое значение, через них утверждалась целостная мусульманская концепция миропонимания. Эти запреты имели глубокий социальный смысл, они должны были отвратить взоры правоверного мусульманина от бренного мира, направить его помыслы, чувства и желания к единому эпицентру мироздания – к Аллаху. И от поколения к поколению создавалась устойчивая система, устойчивый динамический стереотип поведения, в котором отсутствовало стремление воспроизвести, понять внешний мир или, по крайней мере, эта естественная потребность человека была основательно приглушена в религиозном мироощущении мусульманина.

В практике религиозной жизни мусульманство было нетерпимо к образной, изобразительной интерпретации основных понятий и представлений веры. Эта нетерпимость в практике религиозной жизни еще более проявилась в мусульманской обрядности (в особенности в ортодоксальном сунизме), которая строилась на принципах предельного аскетизма, экстатической экзальтации и жесткого соблюдения религиозной догмы. В свою очередь, представления и обрядность формировали и эмоциональный мир правоверного мусульманина, его настроения и чувства, из которых ислам стремился изъять все антропоморфное и наглядно-природное. Коль скоро мир реальный, мир земной не должен быть изображаем как не имеющий ценности, а человек – часть этого мира, то и человек не имеет какой-либо ценности, он не вершина творения, он всего лишь муслим, покорный раб земных царей и послушное орудие в руках всесильного Аллаха.

И все же мусульманство, так же как и всякая религия, не может обойтись без искусства, не может не обращаться к эстетической потребности человека, к его естественному, органическому стремлению к прекрасному, возвышенному, совершенному. В исламе возникает и существует огромная апокрифическая литература, в которой с восточной пышностью и гиперболизмом прославляются Аллах, пророк Мухамет, Али и сонмы святых. Хорошо развивается и достигает больших высот орнаментальное искусство. Применительно к бытовой культуре, можно сказать, что самое почитаемое женское занятие – не считая материнских обязанностей – вышивка, если так можно выразиться, «икон». Это небольшие полотна, на которых женщины вышивают цитаты из Корана и украшают их орнаментом. Такие полотна вешались на стены.

И если в христианстве борьба иконопочитателей и иконоборцев привела все же к победе первых и христианство создало широкую основу для воспроизведения мира, для создания образа бога-человека, то в исламе этот путь был исключен. Получается парадокс: восприняв во многом христианскую теологию, ислам совершенно отверг принципы христианской художественной образности. Преодоление страстей и освобождение от мирских наслаждений – вот путь истинного праведника, и, естественно, на этом пути не может быть искусства, эстетического отношения человека к миру и даже к богу.

Из этих факторов и вытекает бытовая культура мусульман. Причем в свое время эта культура была одна из самых высоких и развитых. От мусульман к нам пришли с одной стороны, индийские цифры, которые мы называем арабскими, а с другой – многие античные тексты, на которых и было построено Возрождение. О высоте бытовой культуры мусульман в средние века говорят уровень их медицины и образования.

Брак и семья:Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследу­ются и развиваются. Система семьи и отно­шения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества. (Сайд Куатб, современный мусульманский реформатор)

Семья.

Мусульмане рассматривают семью как ин­ститут, предписанный Богом. По этой причи­не Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственни­ков или даже членом соседнего семейства, семья наверняка объединится и окажет под­держку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко опреде­ленную роль и обязанности. Особое место от­водится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители име­ют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начи­нается с рождения ребенка. Глава семьи ше­потом произносит на ухо ребенку азан (при­зыв к молитве) с тем, чтобы первое услышан­ное им слово было "Аллах". Постепенно ро­дители учат своих детей традициям, прису­щим религии и обществу в целом. Источни­ком этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разрос­шейся семьей.

Тот, у кого нет сострадания к малым мира сего и кто не почитает старших, не достоин
быть одним из нас./Хадис
Наставление детям

В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострада­тельны, уважительны, добры и послушны.
Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.
Обращаться к родителям по имени невеж­ливо.
Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо изви­нитесь.
Помогайте им без просьб.
Когда родители достигнут преклонного воз­раста, не забывайте, что к ним нужно отно­ситься с большим терпением и добротой.
Наставления родителям

Избегайте самоуверенности и ложной гор­дости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.
Дайте им по возможности наилучшее обра­зование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.
Помогите им обрести счастье в браке.
Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.
Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.
Не возлагайте на них тяжелую ношу, ста­раясь заставить их делать то, что превыше их сил.
Учите их быть мусульманами.
Мужчины в женщины.

Ислам учит, что Аллах создал все взаи­модополняющими парами, и поэтому мужчи­ны и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значитель­ным шагом вперед по сравнению с доислам­ской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права насле­дования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими су­ществами. Однако наряду с этим ислам все­гда принимал во внимание физические раз­личия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и рас­пад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес не­оценимый вклад в жизнь женщин:

супружество стало единственным разре­шенным законом местом для сексуальных отношений;
женщина стала более свободной — теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало не­обходимо вначале получить ее свободное согласие;
был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедли­вое содержание;
женщинам было дано право обладать соб­ственностью и наследовать ее.
Жена и мать.

Назначение мусульманской женщины пре­жде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусуль­манской женщине разрешается ходить на ра­боту, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульман­ских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут се­бя скромно и одеваются в соответствии с за­конами ислама. Находясь на улице или на ра­боте, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.

Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой.Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность./ Хадис
Женщины обычно покрывают голову ка­ким-либо шарфом или вуалью; руки они за­крывают до запястий, а ноги — до щиколо­ток. Ношение черной "чадры" или вуали, по­крывающей лицо, зависит от местных обыча­ев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Да­вая жизнь новому существу, она должна пом­нить неотъемлемые права каждого ребенка:

право на жизнь и равные возможности в жизни;
право на законность — каждый ребенок
имеет право носить имя своего отца;
право на хорошее и любящее воспитание.
Муж и отец.

Несмотря на равенство, которое Коран да­ет мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако соци­альное положение мужчи­ны в значительной степе­ни зависит от того, на­сколько он является хо­рошим мужем и отцом. Мужчина должен мате­риально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким общест­вом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключа­ется в лидерстве, ответст­венности, исполнении долга перед семьей, а так­же занятости в сфере эко­номики, бизнеса, торгов­ли и коммерции.

Лучший подарок, который отец дает своим детям, — хорошее образование и воспитание./Хадис
Брак.

В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями. В мусульманских странах считается вполне нормальным, что родствен­ники, не входящие в одну и ту же семью (на­пример, двоюродные братья и сестры), могут сочетаться браком. Это делает разросшуюся семью более тесно связанной.

...Он создал Зля вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость./Коран 30:20
Мы создали вас мужчиной и женщиной... чтобы вы знали друг друга…/Коран 49:13
Ислам учит, что присущие каждому чело­веку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения стра­даний. Мусульмане считают, что секс благо­творен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.

Когда муж и жена разделяют интимное уе­динение, это вознаграждается, и на них снис­ходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния./ Хадис
Поэтому ислам запрещает любую интим­ную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-ни­будь для будущей стабильности данной се­мьи. Утверждение, что супружеская пара должна "испытать" и таким образом лучше "узнать" друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значитель­ным "опытом" предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.

Сосватанные пары.

Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это преж­де всего объединение уже существующих се­мей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители по­могают своим детям в выборе.

Пророк сказал: "Женщина должна быть заму­жем только за тем человеком, который доста­точно хорош для нее или совместим с ней." /Хадис
Мусульмане думают, что родители знают своих детей и, будучи сами женатыми людь­ми, знают, какие качества необходимы для хорошего брака. Они считают, что влюблен­ность — это опасное и волнующее состояние ума, которое может с легкостью смутить пра­вильное суждение. Хотя любовь у пар, испо­ведующих ислам, обычно приходит после свадьбы, а не до нее, процент разводов в му­сульманских странах очень низок. Потенциальные мусульманские супруже­ские пары узнают друг друга с тем, чтобы по­нять, есть ли основа для взаимопонимания. Перед свадьбой они имеют возможность встречаться с тем, чтобы чувства любви, дружбы и близости могли развиваться. Одна­ко юноша и девушка обычно не остаются на­едине друг с другом; во время этих встреч их сопровождает кто-то из старших членов се­мьи. Ухаживание является лишь первым ша­гом к женитьбе и не обязательно заканчива­ется бракосочетанием, поэтому репутация и целомудрие женщины не должны пострадать. Самыми главными составными мусуль­манского брака являются разделяемые обои­ми супругами духовные и нравственные цен­ности. При этом даже если муж и жена про­исходят из разных культур и традиций, они имеют одинаковые основы мировоззрения, отношения и привычки, которые связывают их вместе. Самая главная совместимость — это совместимость сердца.

Не вступайте в брак с человеком только из-за его внешнего вида; красота может стать
причиной морального падения. Лучше вступай­те в брак на основе религиозной приверженно­сти./Хадис
Несмотря на то, что мусульмане часто со­четаются браком с родственниками, межра­совые и межнациональные браки не являются необычными: исламская семья — уммах — пересекает границы рас и национальностей. Люди прежде всего являются мусульманами, а лишь потом членами какой-то конкретной нации или государства.

Бракосочетание.

Церемония бракосочетания обычно прово­дится в доме невесты. Невеста и жених при­носят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем ново­брачные обмениваются кольцами; составля­ется и подписывается брачный контракт

Самое лучшее из сокровищ — хорошая жена. Она радует глаз своего мужа, покорна его сло­ву и охраняет его собственность во время его отсутствия; и лучшие из вас те, кто лучше всего относятся к своим женам./Хадис
Через несколько дней после брачной цере­монии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пыш­ное празднество с вручением большого коли­чества подарков.

Развод.

Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каж­дый брак оказывается удачным. Поэтому ис­лам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.

Самое последнее действие, которое разре­шил Бог, это развод./Хадис
До развода все члены обеих семей прини­мают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отноше­ния к вопросам семьи и брака процент разво­дов среди мусульман крайне низок.

Супружеская измена.

Супружеская измена рассматривается му­сульманами как самый бесчестный и постыд­ный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, по­тому что может вызывать распад даже не од­ной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глу­боки, что их почти невозможно простить.

Никогда не занимайтесь супружеской изме­ной, потому что это постыдная вещь и зло, открывающее дорогу другому злу./Коран 7:32
Поэтому мужчинам-мусульманам запре­щается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа. Хорошая жена предпочтет смерть бесчестию.

Полигамия.

В мире господствует много предрассудков относительно присущей исламу идеи полига­мии. Однако в действительности ислам, до­пуская ограниченную полигамию, отнюдь ее не поощряет. Идеальная мусульманская се­мья моногамна и почти все мусульманские браки являются моногамными. Мужчинам-мусульманам разрешается иметь до четырех жен, но только при определенных условиях:

первая жена должна знать об этом;
следующие жены не должны быть причи­ной раздоров в семье;
ко всем женам нужно относиться одинаково.
Так как последнее условие практически невыполнимо, мусульмане часто говорят, что когда Мухаммед давал этот совет, на самом деле он имел в виду, что мужчины должны иметь только одну жену.

Мужчина может взять себе вторую жену если:

первый брак не дал детей;
первая жена так плохо себя чувствует, что за ней, а, значит, и за ее мужем и детьми, нужен уход.
Мусульмане отмечают, что в странах Запа­да существует своего рода "последовательная полигамия", когда мужчины меняют жен од­ну за другой, в результате чего появляется много детей, растущих без отца. Мусульмане считают, что было бы лучше разрешить поли­гамию, чем иметь в обществе тысячи непол­ных семей и преданных стареющих женщин. Однако, как уже говорилось, моногамные браки являются, без сомнения, идеальными для мусульман.


Влияние вероучение ислама на арабо-мусульманскую эстетику, своеобразие художественной Культуры:

Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры

Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламские доктринальные положения и социально-философские концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобретали целостное видение мира.

В самом исламе сегодня существуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам, первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направление называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие от салафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов с западной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-технических достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

Ислам, возникший в доисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространения арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенности преломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная часть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. На эту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманской культуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

Особую ценность в арабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати... Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.