Сделай Сам Свою Работу на 5

Христианство как духовный стержень европейской культуры





 

Христианство (от греческого christos - помазанник), зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материальной основой, вступив с ней в противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необыкновенную силу экспансии. В I в. н.э. оно распространилось среди рабов-вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного шара.

Историки религии (Л.О. Васильев, И. Келлер и др.) указывают на следующие условия возникновения христианства. Во-первых, оно появилось в достаточно развитом обществе, раздираемом множеством противоречий, и, следовательно, должно было предложить миллионам людей достаточно весомые способы разрешения этих противоречий. Во-вторых, ему следовало преодолеть этническую ограниченность, свойственную ранним религиозным системам, чтобы привлечь на свою сторону представителей самых различных сословий и групп. И наконец, новая религия должна была иметь высокий интеллектуальный уровень и аккумулировать в себе достижения существовавших до нее религиозных систем ближневосточно-средиземноморского региона.



Внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III-IV вв.) привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей.

Достаточно быстрому распространению христианства на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (IX - первую половину XI в.) в большой степени способствовал отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства - искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который в свою очередь включает течения - лютеранство, кальвинизм, англиканство.

Католицизм формировался в феодальной Европе и в настоящее время является самым многочисленным направлением в христианстве.



Вероучение католической церкви основывается на Священном писании и священном предании, причем она в число источников вероучения включает постановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимает почитание богородицы - девы Марии. В 1854 г. был провозглашен специальный догмат о «непорочном зачатии девы Марии», свободном от «первородного греха», а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат - о телесном вознесении богородицы на небо.

Необходимо отметить, что с благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой античности» с ее свободомыслием. Хотя церковная традиция, культивировавшая латынь, и сохранила значительную часть рукописного наследия античности, а подправленное учение Аристотеля стало почитаться наряду с Библией, многое было безвозвратно утеряно и прежде всего духовная свобода. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции.

Жестокий фанатизм и активная агрессивность католицизма, опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти во главе с римским папой, вызвали неудовольствие государей и нарождающейся буржуазии, что привело к протесту со стороны антиклерикальных сил, причем именно в той сфере, где всесилие церкви представлялось наиболее полным, - в сфере культуры. Наступила эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело, и др.) опрокинула веками создававшийся церковный закон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Оставив в стороне церковные догмы с их мертвящей схоластикой, деятели Возрождения щедрой пригоршней черпали из сокровищницы культурных традиций античности, способствуя восстановлению свободы мысли и творчества. Именно Ренессанс и в конечном счете способствовал последовавшей позже Реформации, в результате которой возник протестантизм.



Преследуя цель сохранить церковь от ударов, нанесенных ей Возрождением, и выступив против ассимиляции католических элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к реформе основ католического христианства. Ее лидеры - Лютер, Кальвин, Мюнцер - резко выступали против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом. Реформаторы выступили с позиций религиозного индивидуализма, нашедшего воплощение в провозглашении права каждого верующего свободно читать и истолковывать Библию. Поэтому во всех конфессиях протестантизма Библия объявлена единственным источником вероучения, причем в этой связи особое значение приобрел перевод Священного писания на национальные языки. Идея упрощения церковной структуры и характера богослужения, призыв к строгости и скромности церкви, к противопоставлению внутреннего нравственного самоконтроля исступленной вере фанатиков - все это импонировало нарождающейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как это в свое время показал М. Вебер, стал духовной основой и этической нормой складывающихся буржуазных государств Западной Европы.

Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к контрреформации, католическая церковь сумела выстоять, и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм - следом за протестантской церковью - вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», т.е. весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имеющим прямого отношения к религии и не зависящим от ее вмешательства и оценки. Это отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в успешном развитии Западной Европы по капиталистическому пути. Ныне протестантизм во всех его многочисленных направлениях и сектах, распространенных в Западной Европе и США (кальвинизм, лютеранство, баптизм, адвентизм и др.) активно внедряется на территории СНГ.

Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определяла особенности средневековой эпохи. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие:

- специфически средневековое понимание Вселенной, где Бог выступает главной мировой творческой силой, вмешательство человека в божественное дело было недопустимо;

- средневековый монотеизм, в котором Вселенная мыслилась как абсолютно подчиненная Богу, которому только и доступны законы природы и божественный космос. Эта сила была беспредельно могущественнее человека и довлела над ним;

- человек - ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире, и частицы божественного мира ему доступны только через искупление грехов и поклонение Богу,

Таким образом, центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.

Основные черты культуры, основанной на средневековой модели мира, ее противоречия, характер формирования и развития можно изучить только вместе с исследованием феноменов средневековой жизни. Прежде всего, понятие «средневековье» подразумевает особый тип личности, предельно развитую религию и соответствующую систему духовных ценностей: искусство, способ производства, особый тип экономики, а также государственно-социальную структуру и городское устройство.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.