Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Организационный момент





Класс делится на три группы (три космических корабля), назначаются командиры кораблей.

В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает поощрительный жетончик в виде солнышка. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку “отлично”. Две другие команды делят второе и третье места, получают отметку “хорошо”.

II. Мотивация

Слова учителя:

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое путешествие на космических кораблях: “Восток”, “Восход”, “Союз”, а чтобы добраться до намеченной цели, вам нужно будет выполнить задания и узнать тему урока. Мне доверено руководить вашим полетом из “центра управления полетами”. Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета вашим кораблям.

Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабли вышли на космическую орбиту.

III. Проверка знаний учащихся

И сейчас мы узнаем, как вы справитесь с первым заданием.

1. Разминка: вопросы каждой команде.

1. Корабль “Восток” поднялся на высоту 80 - 100 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки в атмосфере Земли?



2. Корабль “Восход” приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу?

3. Внимание, на горизонте корабля “Союз” “хвостатое чудовище”. Как вы объясните это явление?

(Ответы: 1) метеоры, 2) астероиды, 3)комета.)

(Ребята дают развернутое объяснение).

Молодцы! С первым заданием вы справились отлично.

Рефлексия (размышление) “Горячий стул”.

Внимание, внимание! На кораблях обнаружены неисправности. Командиры кораблей должны выйти в космическое пространство и устранить поломки.

(Командиры по очереди выходят, и садятся на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся групп, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Термины: сверхгигант, планета, Вселенная).

Молодцы, командиры устранили неисправности, и вы летите дальше.

Тест “Выбери из трех”. Работа в группах.

Ребята, ваши космические корабли следуют заданному маршруту, вам необходимо заполнить “маршрутные листы” (Тест “Выбери из трех”) Приложение1. На это задание вам дается 5 минут.



Заполненные “маршрутные листы” отложите в сторону.

Сообщения.

В иллюминаторы вы наблюдаете звезды на небе, а что такое созвездия?

(Ответы ребят).

А какие мифы о созвездиях вы знаете?

(Выступление ребят от каждой команды по 2 человека с сообщениями о созвездиях, сопровождающиеся демонстрацией рисунков: Ковш Большой Медведицы, Близнецы, Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас, Персей)

5. Игровое задание “Космический бой”. Работа в парах.

Ребята, вы летите все дальше и дальше, и теперь настало время определить тему нашего урока. Определить тему вы сможете, сыграв в небольшой “космический бой”.

  А Б В Г Д Е Ж
  Г          
М       Н   А
Л О          
             
    Б       К
      Р      
  Т       И  
    З        
      Е      

Б1, Ж2, А3, Ж2, Ж5, Б7, Е7, Ж5, Е7.

А2, Д2, Б3, Б1, Б3, Б3, В5, Г6, Ж2, Е8, В8, Г9 Б1, Ж2, А3, Ж2, Ж5, Б7, Е7, Ж5.

(Учащиеся в парах определяют тему урока: “Галактики. Многообразие галактик” и формулируют цель: познакомиться со звездными системами, расширить представление о строении Вселенной).

IV. Изучение нового материала

(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией Приложение2).



Полет продолжается, цель определена, открыли свои “бортовые журналы” и записали тему урока: “Галактики. Многообразие галактик”.

(Слайд №1).

Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой. В Галактику входят все те звезды, которые мы видим в созвездиях и невооруженным глазом, и в телескоп. Наша Галактика – это Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого.

(Слайд №2).

Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.

(Слайд №3).

Итак, давайте запишем: “Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система”. Существует миф древних греков, что Млечный Путь напомнил им молоко, брызнувшее из груди богини Геры.

Запишем: “Галактика (от греческого слова “галактикос” - млечный, молочный).

(Слайд №4)

Что же представляет собой Млечный Путь? Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром. Но диск не сплошной. Он состоит из спиральных ветвей, или рукавов. Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь. Откройте учебники с. 41. Вы видите рисунок Млечного Пути, зарисуйте в ваши “бортовые журналы”. (Ребята рисуют).

(Слайд №5).

Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.

Запишем:

“Световой год – это путь, который проходит свет за один год.

Скорость света – 300 тысяч километров в секунду.

За год свет преодолевает 10 триллионов километров.

Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).

(Слайд №6)

Раньше считали, что между звездами - пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.

(Слайд №7)

Галактика Млечный Путь находится в постоянном движении. Она вращается и одновременно “мчится” в космическом пространстве с огромной скоростью. Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.

Запишем:

“Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.

Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.

Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет”.

(Слайд №8)

Кажется, как огромна, как необъятна наша Галактика, но она – лишь небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик.

Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей. Их можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Впервые их наблюдали участники кругосветного путешествия Ф. Магеллана.

(Слайд №9)

А мы можем увидеть на звездном небе галактику Андромеды. Она крупнее нашей и находится от нас на расстоянии свыше 2 млн. световых лет. Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака и галактика Андромеды изображены и у вас в учебнике (с. 40 – 41).

(Слайд №10).

Галактики различны по форме, размерам, составу, удаленности от нашей Галактики, они образуют скопления. Также схема внешнего вида галактик изображена в учебнике (с. 42).

(Слайд №11).

Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик, некоторые из них вы сейчас видите, пролетая на своем “корабле”.

(Слайды №12 - №22).

Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:

Бесконечная Вселенная

“Наша” Метагалактика

“Наша” Сверхгалактика

“Местное скопление” Галактик

Наша Галактика

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Страна Россия

Город Нижний Новгород

Запишите.

(Слайд №23)

V. Закрепление

Вопросы.

Итак, что вы узнали сегодня, путешествуя в космосе?

Что такое Млечный Путь?

Что такое галактика?

Каково строение нашей галактики?

Как движется галактика?

Что такое световой год?
Из чего состоит межзвездное вещество Галактики?

Какие вы запомнили галактики?

(Ответы ребят)

Ребята, ваш полет подходит к завершению.

Итак, вы благополучно вернулись на Землю, в свою школу, на свой урок. А сейчас поменяйтесь “маршрутными листами”, и по “ключам” проверьте ответы ваших одноклассников. (Учитель раздает “ключи”). Правильный ответ – один балл. На маршрутных листах проставьте баллы и верните команде.

(Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки).

VI. Задание на дом

Записываем домашнее задание: с. 40-41, ответить на вопросы серии “Проверьте свои знания”, “Какие утверждения верны”, “Подумайте”.

Урок закончен, до свидания.

 

 

План-конспект урока по познанию мира в 4 классе
Тема урока: Глобус – модель Земли.
Цели:
1.Познакомить с понятиями: «глобус-модель», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы». Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию. Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.
2.Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся. Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе. Развивать творческое, критическое мышление, расширять кругозор учащихся.
3.Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок - исследование.
Дидактическое оснащение урока:
• Учебник «Познание мира» 4 класс, Аймагамбетова К.А. и др., Алматыкитап баспасы, 2011.
• Раздаточный материал.
• Глобусы;
• Карта полушарий;
• Карточки-задания для работы в группах.

Ход урока.
I. Организационный этап.
Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Начинается урок,
И пойдет он всем нам впрок,
Постарайся все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Ребята, мы продолжаем изучение раздела «Земля – космическое тело».
II. Проверка домашнего задания.
Тест – опрос по пройденному материалу. (В каждой группе конверты с тестами для каждого ученика).

1. Галактика, в которой мы живём, называется…
а) Млечный путь;
б) Туманность Андромеды.
2. Звезда – это…
а) раскалённый газовый шар;
б) холодный шар, состоящий из твёрдых веществ.
3. Созвездия – это …
а) группы звёзд, имеющие свои очертания;
б) группы звёзд, не имеющие свои очертания.
4. Полярная звезда всегда находится на…
а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке;
5. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их…
а) 7; б) 8; в) 11.
6. Земля – это…
а) космический спутник;
б) звезда;
в) планета.
III. Определение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим учиться вести самостоятельные исследования. И тема нашего исследования «Глобус». Дома вы собирали информацию по данной теме. Работа на уроке будет проходить в группах.
- Вы знаете, что существует много разных способов получения необходимой информации. Давайте вспомним. А что надо сделать в первую очередь перед тем, как начать собирать нужную информацию. (Подумать, какая информация необходима для исследования.)
(Учитель открывает на слайде слово ДУМАТЬ)

- А какие еще методы сбора информации вы использовали в своих исследованиях? Давайте выстроим алгоритм нашего исследования.
(У детей на партах лежат карточки со словами:
ПРОНАБЛЮДАТЬ, СПРОСИТЬ, ПОСМОТРЕТЬ, ПРОВЕСТИ, ОПЫ, ПРОЧИТАТЬ, НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ).
(Дети выбирают нужные слова, идет коллективное рассуждение).
Составление плана исследования.

- Вспомните вопросы, по которым вы искали информацию и давайте обсудим их последовательность.
(Учащиеся логически выстраивают вопросы.)
В результате обсуждения на слайде появляется план исследования темы урока.
1. Что такое глобус?
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?
5. О чем может рассказать глобус?
- Вы согласны с такой логикой изложения материала, если мы будем придерживаться данного плана по составленным вопросам?
- Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на все эти вопросы.
IV. Изучение новой темы. Этап поиска.
Самостоятельная исследовательская работа в группах.
V. Физкультминутка. Разминка для глаз. .

VI. Презентация групп по теме исследования.
- Итак, наш первый вопрос исследования: «Что такое глобус?»
Формирование понятий «модель», «глобус».

- Что такое глобус? Давайте поразмышляем.
- Как назвать предметы, лежащие на столе? ( лежат игрушки: самолет, вертолет, машинка )
- На что похожа игрушка: самолет? … вертолет? … машинка?
- Чем они похожи на настоящие предметы? (Похожи - формой)
- Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются - размером)
( Дети пробуют сформулировать понятие «модель»)
- Как вы понимаете значение слова «модель»?
( Модель – это уменьшенное изображение предмета).
- Как называется предмет, который стоит у меня на столе? (Глобус)
- Давайте выясним, что такое глобус?
- Информацию по этому вопросу собрали ребята первой группы?
Давайте их послушаем.
( Дети первой группы делятся с ребятами своей информацией)

1 группа
- Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель.
- Глобус – это модель Земли.
Глобус – латинское слово, оно означает шарообразный, шар круглый.
( Ученикам информация дается из энциклопедии)
- Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.
- А теперь учащихся второй группы поделятся с нами своей информацией по второму вопросу нашего исследования: « Какие глобусы самые древние?»
( Дети второй группы делятся своей информацией).

2 группа
- Посмотрите на слайд. Это древний глобус. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э.
- Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.
( На слайде - первый глобус)

- Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
- Этот глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.
- Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята третьей группы.
( Учащиеся третьей группы делятся своей информацией)

3 группа
Глобусы – “моряки”.
- Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.
- Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые
глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.
- Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.
- Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Это политические глобусы.

- Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Это рельефные глобусы. Есть лунный глобус и глобус Марса. Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь.
- Молодцы, очень интересную информацию собрали. Наше исследование продолжается, впереди нас ждет еще один вопрос: «Как устроен глобус?»
- Что интересного вы заметили, когда работали с глобусом?
Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы».
- Своими наблюдениями по этому вопросу с нами поделятся ребята четвертой группы. Слайд №14.
( С опорой на демонстрацию глобуса, учащиеся четвертой группы рассказывают о своих наблюдениях)
4 группа
- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.
Зачем нужен экватор?
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
- Еще есть Северный полюс и Южный полюс.
- На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.
- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке».
- Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.
- Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. ( Происходит смена дня и ночи.)
- Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.
VII. Физкультминутка.

VIII. Этап промежуточных результатов и выводов.
- Наше исследование подходит к концу, но нам осталось еще ответить на последний вопрос: «О чем может рассказать глобус?»
- Искать информацию на этот вопрос мы будем вместе, и главными нашими помощниками станут глобусы.
Формирование понятий «океан», «материк».
- Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.
- Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета».
- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)
- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)
- Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.)
- Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.
- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.
IX. Закрепление изученного. Работа в группах.
- Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.
- Найдите и покажите на глобусе материки и океаны.
(Самостоятельная работа в группах.)
Задание для первой группы.
Найдите на глобусе материки, назовите их .
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________

Задание для второй группы.
1) Определите самый большой и самый маленький материки.
Самый большой материк - ________________________________________________
Самый маленький материк - ______________________________________________
2) Как называется материк, на котором мы живем?
( - материк самый большой? / Евразия/- самый маленький? / Австралия /)
Задание для третьей группы.
Найдите на глобусе океаны и назовите их.
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.)
Задание для четвертой группы.
Определите самый большой и самый маленький океаны.
Самый большой океан - ________________________________________________
Самый маленький океан - ______________________________________________
(самый большой океан- Тихий, самый маленький- Северный Ледовитый ).
- Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе.
X. Этап обобщения информации.
- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи.
- Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Итак, вы готовы?
Игра « Гонка за лидером» начинается!
Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает____________.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На
земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются __________________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ и ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ,БЕРЕЧЬ)
- Молодцы! Победила дружба.
XI. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
- Много очень важную информацию вы унесли с этого урока.
- Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь!
Оценка работы на уроке.

- Продолжи предложение.
Я узнал…….
Я смог…….
Мне удалось…….
Мне хотелось бы…..
– А за что вы можете похвалить себя?
- Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку?
- О чем захотелось узнать поподробнее?
- Где могут пригодиться умения сбора информации?
Домашнее задание по выбору.

- уметь показывать на глобусе материки и океаны.
-подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.