Сделай Сам Свою Работу на 5

Гуманизм и гуманисты Возрождения





В период с середины XIV по начало XV века в Европе начинаются серьезные социально-экономические и мировоззренческие трансформации. Начало всему, как это бывает в истории человечества, положили назревающие изменения в развитии экономики. Феодальная модель хозяйствования, основанная к тому же на экстенсивно развивающемся сельском хозяйстве, перестает удовлетворять потребности производства основных материальных благ и ценностей.

Социальные классы – феодалы и угнетенные ими крестьяне –начинают сходить со сцены. Всевозрастающие аппетиты феодалов, обнищание и забитость крестьян, в сочетании с их низкими моральными качествами и уровнем образованности, начинают ставить эти социальные группы в невыгодное положение по отношению к нарождающемуся сословию горожан – предтече будущих граждан. В Европе происходит рост городов, осуществляются подвижки в социальных и имущественных отношениях. Развитие новой экономики требует и нового человека. Таким образом, потребности зарождающегося капитализма – строя свободных предпринимателей – во многом определили становление мировоззрения эпохи Ренессанса – философию Человека.



А становление и развитие ценностей человеческого привнесли изменения во все области деятельности, связанной с ним, начиная с медицины и заканчивая культурой и искусством. Вернее, наоборот! Ибо развитие философии человека в эпоху Возрождения началось именно с литературы, поэзии, живописи, благодаря которым красота и ценность человеческого, много веков скрытая под спудом божественного, начала пробивать себе дорогу во всех сферах социальной жизни. Однако отметим еще раз: Становление и утверждение человеческой ценности являлось во многом средством развития и усиления новых социально-экономичес­ких отношений – капиталистического способа производства.

Историю Возрождения нельзя ни переоценить, как и не стоит её

идеализировать. Как бы ни хотелось в это верить, но человек все-таки был скорее средством, нежели целью, зарождения новых отношений. Просто теперь он из орудия церкви превращается в орудие новых буржуа и финансовых олигархий. Такого презрения к человеку, как в эпоху Возрождения, пожалуй, не было вплоть до XX века. Развитие капитализма потребовало таких огромных жертв, таких страшных и бессмысленных воин, такого насилия и нового рабовладения, что только в Германии в период XV–XVI веков погибло и умерло более трети населения. Это в то-то время! Одни только войны католиков и протестантов (гугенотов во Франции) стоили Европе около 2 миллионов человеческих жизней. Политические интриги иезуитствующих священников, политическая борьба светской и церковной власти, циничная деятельность венецианских купцов и финансистов вместе со становлением новой социальности современного капитализма уже тогда потребовали огромных человеческих жертв! Поэтому однозначно гуманистически оценивать эпоху XV–XVI веков в Европе не стоит.



Гуманизм (от лат. humanus человеческий) – идейное и мировоззрен­ческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения и ставшее её идеологией. В центре гуманизма стоит человек, провозглашенный как высшая ценность и цель. Однако востребованность идей гуманизма, как мы поняли, была чаще всего связана с внутренними потребностями развития европейского общества той эпохи. Эпоху Возрождения от всех предшествующих эпох отличала важнейшая особенность – сильно выросшая роль умственного труда и появление той категории лиц, которыми впоследствии стали именовать гуманистами. Это положило начало, по сути, процессу возникновения светской интеллигенции, вышедшей из различных социальных кругов. Гуманисты провозглашали идею самоутверждения и разрабатывали концепции, в которых высока была роль нравственного совершенствования, созидательной и преобразовательной силы знания и культуры. Родиной гуманизма стала Италия.



 

Проблема метода в философии Ф. Бэкона

Философия Декарта

Декарт возродил философию. Его новый революционный образ мышления о мире и нашем в нем месте постепенно реформировал европейскую мысль. Он спровоцировал повсеместный отказ от отжившего свой век аристотелианизма, который мертвой хваткой держал европейские умы. С тех пор аристотелианизм не принимался всерьез ведущими философами, но это философское течение продолжало еще много лет оказывать свое роковое влияние на образование в университетах и семинариях. Но на развитие философской мысли оно не повлияло. Следующему поколению философов, включая Лейбница, Локка, Беркли и Юма, пришлось выдержать обучение по Аристотелю.

 

Именно это побудило их искать новые пути. Такая философия их не устраивала, поэтому каждый из них решил думать сам. И каждый из них искал свою методологию и в определенный период своей жизни открывал для себя Декарта. Будучи истинными философами, они быстро поняли несовершенство его новой науки. (Ни один великий философ, имеющий право таковым считаться, не принимает заключения своих предшественников, не подвергнув их учение сомнению. И для любого философа существует единственный неопровержимый образ мышления - его собственный.) В итоге все эти новые философы выдвинули свои неопровержимые объяснения сущности мира и его движущих сил. Но все эти мыслители, вне зависимости от того, отказывались ли они от идей Декарта или развивали их, оказались перед ним в долгу.

 

По Декарту, основополагающим тезисом философской науки является учение о превосходстве души и анализе человеческого сознания. Акцент он ставил на рационалистическом подходе, а не на догматическом. Любую проблему следует решать с точки зрения разума. Но заключения, расходящиеся с учением, ведущим свои истоки с эпохи изобретателей бронзового века или из идей мудреца с Балкан, который умер две тысячи лет назад, отвергать целиком необязательно.

 

Как и подобает оригинальной личности, Декарт приобрел отряд последователей. Они развили его идеи и создали философское течение, которое стало известным как картезианство. И тогда стало понятно, в чем заключаются слабые места философии Декарта.

 

Декарт настаивал на рациональном подходе: вопросы, которые ставит философия, можно решить, анализируя их посредством одного интеллекта.

 

Его знаменитый метод сомнения во всем предполагает верным лишь наличие разума. Сомневаясь в достоверности наших ощущений, он отрицал опыт как источник истинного знания. (Тут Аристотель остался прав: наука может базироваться только на опыте.) По мнению Декарта, вся Вселенная механистична. Физические и биологические законы мироздания действуют наподобие механизмов, и, таким образом, механистичность, которую содержит в себе Вселенная, можно - по крайней мере, теоретически - рассчитать. Вера в подобного рода идеи Декарта сохраняется и по сей день. Об этом можно судить не только по предположению о том, что субъядерные частицы - вопрос расчета, но мы верим, что ответы должны поддаваться расчету.

 

Отказ Декарта от признания опыта источником знания вскоре доказал свое право на существование.

 

Европа вступала в великий век научных открытий, величайшим из которых стал закон Ньютона о всемирном тяготении. Все открытия, начиная с теории кровообращения Гарвея и кончая открытием кометы Галлея, состоялись исключительно благодаря наблюдению.

 

В то же самое время другие философы отказались от идей Декарта. Английские ученые-мыслители Локк, Беркли и Юм перешли к эмпиризму - вере в превосходство опыта как источника знаний.

 

Но картезианство не было полностью предано забвению. Среди последователей философии Декарта было несколько ярких личностей, которые способствовали развитию научной революции.

 

Парижанин Режи произвел сенсацию, демонстрируя физические опыты по Декарту на своих публичных лекциях, приобретших такую популярность, что Людовик XIV запретил их, дабы не на рушать общественное спокойствие. Самый знаменитый последователь Декарта, французский священник Мальбранш настолько уверился в механистических идеях Декарта, что даже считал, что битье собак доказывает мысль о том, что животные представляют собой лишь механизмы, наделенные предсказуемыми реакциями (башмак, лай). Мальбранш соглашался с тем, что Декарт не сумел дать объяснение взаимодействию души и тела между собой, но, чтобы исправить это упущение, он предложил теорию окказионализма. Согласно Мальбраншу, душа и тело суть две различные субстанции, которые никогда не взаимодействуют между собой и не в состоянии оказывать друг на друга влияние. Но что в таком случае происходит, когда мозг командует ноге сделать движение, а затем ударить собаку? В любом случае, когда душа хочет чего-нибудь в своей отдельной субстанции, объяснял Мальбранш, Бог делает так, чтобы материальная субстанция параллельно соответствовала.

 

Не существует ни причины, ни следствия, есть лишь две отдельные параллельные субстанции. В философии окказионализма две эти субстанции всегда действуют случайно в зависи мости от воли Бога. Следует отметить оригинальность этого нового философского течения, но все же оно мало чем отличается от старой теологии.

 

Последним из заметных последователей Декарта был философ XVIII века Ламетри. Он, в соответствии с логикой, отказался от духовной субстанции и оставил лишь чисто механистический материализм, презрев не только параллельные универсумы, но и самого Бога. Ламетри закончил свою карьеру придворным философом Фридриха Великого, там он счел благоразумным скрывать свои атеистические взгляды. Но именно чересчур впечатляющая демонстрация своего бескомпромиссного материализма и привела его к смерти.

 

Ламетри умер, объевшись фазаньим паштетом, пытаясь доказать придворным интеллектуалам механистичность пищеварительной системы.

 

Убеждение Декарта в первичности души и важности изучения человеческого мышления оказало огромное влияние на развитие философской мысли в дальнейшем. И рационалисты, и их противники, эмпирики, соглашались с тем, что главным в философии является человеческое сознание.

 

И такое понимание продолжало в той или иной форме занимать в философии главное положение очень долго. Лишь сравнительно недавно, с появлением логического анализа, превосходство личности и анализ человеческого сознания заменили словарь и анализ его содержания.

 

Философии снова требуется Декарт, чтобы она смогла возродиться.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.