Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные определения системного подхода





Основоположниками системного подхода являются: А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Эвард де Боно, Линдон ла Руш, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер, С. А. Черногор, Малюта А.Н.

  • Система — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
  • Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей (картина связей и их стабильностей).
  • Процесс — динамическое изменение системы во времени.
  • Функция — работа элемента в системе.
  • Состояние — положение системы относительно других её положений.
  • Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
  • Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Основные допущения системного подхода



  1. В мире существуют системы
  2. Системное описание истинно
  3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
  4. Следовательно мир — это тоже система

Особенности системного подхода

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики(учение о развитии) к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:



  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.



Так, например, В.И. Ленин писал: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования".

Системный подход входит в состав 14ти научных подходов, которые рекомендуется применять при разработке управленческих решений.

§ Комплексный

§ Интеграционный

§ Маркетинговый

§ Функциональный

§ Динамический

§ Воспроизводственный

§ Процессный

§ Нормативный

§ Количественный

§ Административный

§ Поведенческий

§ Ситуационный

§ Системный

Культура: сущность и тенденции развития.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Содержание и сущность культуры

Культура как “вторая природа” порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие – с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура – это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура – это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В культуре фиксируются:

· общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;

· качественное своеобразие форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;

· особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Структура и принципы культуры

В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства. Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким… 1) понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой…

Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции: · Прежде всего, она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то… · Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует,…

Тенденции развития культуры в современном мире

Преодоление кризиса, сохранение культуры опираются на основные тенденции ее саморазвития, эволюции. Культура – открытая система, т. е. она не завершена, продолжает развиваться и… Культура – это “не природа”, она возникла и развивается во взаимодействии с природой. Их отношения складывались

Право как продукт общественного развития характеризует культуру обще­ства в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры во­обще.

В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полнокультуру можно определить как совокупность материальных и духов­ных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общест­венно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура может бытьматериальной и духовной. При этом основополага­ющее понятие в ее характеристике — категория «ценность».

Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов обще­ственной культуры и содержит как духовные, так и материальные компонен­ты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации.

Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совер­шенства законодательства и юридической практики, выражающее утвержде­ние и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юриди­ческое богатство» общества (проф. С.С. Алексеев).

Проф. В.В. Лазарев отмечает, что можно выделитьчетыре разновидности проявлений правовой культуры:правовые идеи, правовые нормы и институ­ты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, исферами ее действия.

В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще,по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонен­тов правовой системы.

При этом оцениваются:

а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;

б) уровень законности;

в) уровень совершенства законодательства;

г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры.

В правовой культуре можно выделять такжеобщечеловеческийинацио­нальный компоненты.

По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуруоб­щества в целом и правовую культуруиндивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.

Вопрос 46.

Культура-совокупность материальных и духовных ценностей.

Правовая культура – качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем; выражается в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, степени гарантированности прав и свобод человека. Правовая культура – образ мышления, норма и стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

Менталитет (от лат. mens или mentis – ум и лат. alis – другие) – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности.

Чаще всего в структуре правовой культуры вычленяют три составляющие:

знания о праве;

отношение к праву;

навыки правового поведения.

+

правовые идеи

правовые нормы и институты

правовые проступки

правовые учреждения

 

В зависимости от субъекта культуры, выделяют: культура об-ва и культура личности.

 

Правовую культуру общества отличают следующие черты:

  1. уровень совершенства законодательства;
  2. правовая активность населения государства;
  3. уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования;
  4. соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал;
  5. эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

  1. знание, а вместе с этим и понимание права;
  2. отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
  3. уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
  4. правовая психология;
  5. правовая идеология.

 

 

Виды (в зависимости от уровня):

Уровни правовой культуры:

 обыденный – ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;

 профессиональный – свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне – присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности. Профессиональная культура определяет работу всех государственных учреждений, государственного аппарата.

 теоретический – включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательство, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.