Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор и основание экспериментальных методик исследования





Введение

В последнее десятилетие большое значение придается изучению проблем старения и старости. Связано это не только с демографическими и культурно-историческими изменениями, происходящими во всем мире. Значительное увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности, затрагивая области политики, экономики, медицины, общественно-социальных институтов. Старение населения большинства стран ставит вопросы перед наукой и практикой, стимулируя их развитие на уровне всего общества и на уровне каждой конкретной личности.

Цель преддипломной практики – формирование общего представления о психологической службе пансионата и теоретическое и практическое ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.

Задачи преддипломной практики:

1. Познакомиться с организационной структурой учреждения;

2. Наблюдать за деятельностью психолога в организации ;

3. Изучить профессиональные функции и должностные обязанности психолога;



4. Проанализировать содержание, формы и методы работы психолога с людьми пожилого возраста;

5. Изучить систему диагностики, используемой психологом в данном учреждении;

\Общая характеристика психологического центра

Пансионат Милосердие располагается в категории «Дома отдыха». Организация располагается по адресу: Россия, Дорожный, Брянская, 14.

Пансионат «Милосердие» создан, чтобы обеспечить Вашим близким комфортную старость. Это место, где людям пожилого возраста уютно и комфортно. Жизнь каждого из постояльцев полна и насыщенна. Качественный уход за престарелыми людьми осуществляется квалифицированным персоналом круглосуточно.

Задачей пансионата является, прежде всего, обеспечение качественного ухода за пожилыми людьми, с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей

Целью деятельности пансионата «Милосердие» является:

1. Оказание медицинской, психологической и социальной помощи, гражданам пожилого возраста частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении,



2. Создание для них наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности

3. Эффективную реабилитацию

3. Круглосуточный уход и мониторинг состояния здоровья (измерение температуры, АД, пульса, контроль за приемом лекарственных препаратов)

4. Соблюдение медицинских рекомендаций

5. Кормление для людей с нарушениями глотания и жевания.

6. Гигиенические процедуры: умывания, чистка зубов, личная и интимная гигиена, одевания, стрижка волос, ногтей, бритьё ( по желанию клиента).

7. Слежение за соблюдением режима сна и бодорствования.

8. Помощь в передвижениях при помощи ходунков, тростей, кресел-каталок, для лежачих больных: наблюдение за положением тела, переворачивания, массаж.

Используя индивидуальный подход к каждому человеку в сочетании с душевным теплом и заботой,
коллектив пансионата помогает подопечным:

 

· Успешно выздоравливать после перенесенных тяжелых заболеваний и операций;

· Возвращать навыки самообслуживания (социализация);

· Наполнять свой досуг интересными увлечениями;

· Чувствовать себя хорошо и получать удовольствие от каждого дня;

· Чтобы старшее поколение не чувствовало себя одиноким и брошенным, а получало грамотный круглосуточный уход, полноценную опеку и внимание к своим нуждам;

· Приемлемые цены на услуги и близость пансионата к городу дает возможность частого посещения своих пожилых родственников без ущерба для работы и семьи;

· Оснащение помещений, отсутствие межкомнатных порогов, широкие дверные проемы, коридоры и санузлы. Уютные комнаты с удобной мебелью, кровати с противопролежневыми матрасами и многое другое обеспечивает пожилым людям комфортные условия проживания;



· Специально подобрано питание, учитывающее особенности возраста и индивидуальные диетические требования, для каждого постояльца;

· Предусмотрены ежедневные прогулки на свежем воздухе по благоустроенной территории вокруг дома, благотворно влияющие на состарившийся организм;

· Оздоровительный комплекс включает в себя: бассейн с обогревом воды и помещения, тренажерный зал, гидромассаж, а так же имеется баня из сруба, включающая в себя помимо парной, душевой зал с камином для чаепития;

· Грамотная организация досуга, комфортное общение со своими сверстниками способствуют развитию теплых дружеских отношений между постояльцами, созданию теплого домашнего микроклимата.

 

В своей работе пансионат «Милосердие» придерживается следующих положений:

- раннее начало;

- индивидуальный подход;

- непрерывный комплекс реабилитационных мероприятий.

Психологический реабилитационный центр оборудован современной медицинской аппаратурой и психолого-педагогической методической и компьютерным оборудованием.

Медицинская реабилитация включает: комплекс восстановительного лечения, диагностика, лечебные манипуляции, физиотерапия, ЛФК.

Социально-психологичсекая реабилитация

С возрастом у пожилых людей резко возрастает потребность не только в уходе и медицинской помощи – им нужна психологическая поддержка и социальная защита. Людям преклонного возраста не всегда хватает энергии и мотивации для активного включения в социальную жизнь. Процесс реабилитации протекает медленно и требует настойчивости, а также учета их физического и эмоционального состояния.

Пансионат осуществляет реабилитацию пожилых людей и инвалидов – , принято выделять следующие ее виды:

· Медицинская реабилитация предполагает восстановление утраченных функций органов и систем, возвращение нормального самочувствия.

· Психологическая реабилитация – это поддержание бодрого духа и хорошего настроения, а также веры в свои силы, без чего невозможно никакое лечение.

· Социальная реабилитация пожилых людей проводится для восстановления способности к самообслуживанию, достойному существованию и взаимодействию с обществом.

· Профессиональная реабилитация более актуальна для инвалидов моложе 50 лет, хотя порой она нужна и лицам старшего возраста. Этот вид реабилитации предполагает восстановление способности человека к труду и профессиональной деятельности, а также обеспечение человека работой.

· Просветительская реабилитация включает в себя информирование и консультирование по медицинским, социально-бытовым и юридическим вопросам, что дает человеку возможность взвешенно принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

· Геронтологический уход – это комплекс мер по обслуживанию пожилых людей, учитывающий все возрастные физические и психологические особенности.

Для пожилых минимальной задачей реабилитации является восстановление способности к самообслуживанию и независимости, улучшение психологического состояния и возвращения хорошего самочувствия, а максимальной – хотя бы частичное восстановление трудоспособности.

Выбор и основание экспериментальных методик исследования

Основные исследовательские методы в психологии – наблюдение и эксперимент, а так же вспомогательные методы

Метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.:

Лабораторный эксперимент должен проводиться в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры. Осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Кроме того, имеется крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.

К вспомогательным методам относят различные методики и методические приемы, которые, как правило, используются в комплексе.

Прежде всего, это выяснение мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей различных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.

В условиях нашего исследования применение вспомогательных методов исследования оказалось самым оптимальным.

В связи с тем, что наше исследование изучает отношение индивида к процессу собственного старения, нами были выбраны методики дающие информацию о таком отношении, а также в процессе исследования будет выяснена самооценка испытуемого в период старения.

Таким образом, методиками приемлемыми для нашего исследования были выбраны:

Методика М.Куна "Кто Я?", Метод личностного дифференциала, Метод Дембо-Рубинштейн, Вопросник Розенберга.

Задачи и содержание

Одна из особенностей сложившейся ситуации состоит в том, что "вхождение в старость" происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Это влечет за собой не только бедность и экономическую зависимость, но и ухудшение здоровья, усугубляя тем самым социальную изолированность и психическое неблагополучие.

Другой стороной проблемы является то, что подрастающее поколение должно учиться жить в "мире старых людей". Знание обществом специфики процесса старения, включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптации и приспособляемости является одним из условий оптимизации взаимоотношений в обществе между представителями различных половозрастных групп, что облегчало бы приспособление людей позднего возраста к своим возрастным изменениям, к возрасту социальных потерь (статуса, работы, ролей и т.п.).

Целью эксперимента является выявить психологические особенности процесса старения у мужчин и женщин

Исходя из данной цели, можно сформировать и соответствующие задачи эксперемента .

1.Подбор психодиагностических методик для исследования индивидов.

2.Формирование выборки испытуемых в количестве 52 человек.

3.Проведение эксперементально -психологического исследования.

4.Анализ индивидуально психологических особенностей лиц ,пожилого возраста.

Объектом исследования являются процесс старения, а также компоненты и формы самооценки личности мужчин и женщин во время старения.

Испытуемые: Мужчины и женщины пожилого возраста ,в количестве 52 человек.

Для изучения личностных особенностей и самоанализа мужчин и женщин позднего возраста, применяются психологические методы.

Анализ экспериментально психологических исследований

 

Анализ индивидуально психологических особенностей лиц ,пожилого возраста.

Объектом исследования являются процесс старения, а также компоненты и формы самооценки личности мужчин и женщин во время старения.

Испытуемые: Мужчины и женщины пожилого возраста ,в количестве 10 человек.

Для изучения личностных особенностей и самоанализа мужчин и женщин позднего возраста, применяются психологические методы.

 

2.3 Анализ экспериментально психологических исследований

 

1.Метод Куна

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос "Кто Я?" напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом "Я" или Я-концепцией (см приложение1)

2. Метод Дембо-Рубинштейнн

Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье (Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.). Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала метод.

Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки (фон настроения), устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость), степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении), степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки), (см.приложение 2)

3.Шкала самоуважения Розенберга

Шкалы: самоуважение

Назначение теста

Диагностика уровня самоуважения испытуемого.

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителецй.(см.приложение3)

4.Личностный дифференциал

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике. (см.приложение4)

1 Метод Куна

 


 

Описание результата. Метод куна.

Диаграмма общих показателей результатов обследования мужчин и женщин методикой Куна "Кто Я"

В результате исследования было выявлено

По шкале социальной идентичности мужчины социальное Я -100%,коммуникативное Я-60%, материальное Я-65% ,фзическое Я-80%, деятельное Я-85%, перспективное Я-75%, рефлексивное Я-65%

По шкале социальной идентичности женщины социальное Я-100%, коммуникативное Я -70%, материальное Я-65%, физическое Я-80%. Деятельное Я-95%, перспективное Я-90%, рефлексивное Я-75%

Вывод: У женщин показатели: коммуникативное Я, деятельное Я, перспективное Я, рефлексивное Я- немного завышены ,чем у мужчин ,что говорит о стремлении к жизни ,вызванное общительностью, увлечениях, интересах, мечтах ,связанных с семейным статусом(иметь детей).

2 Метод Дембо -Рубинштейн

Описание результата метода.

 


Таблица1.Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки мужчин и женщин в пожилом возрасте.

условное обозначение параметр --- Х О
здоровье
ум
характер
счастье

 

 

Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

 

В результате исследования было выявлено:

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти люди составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3 Метод личностный дифференциал

Описание результата метода.

 

 

В результате исследования было выявлено:

У мужчин:оценка-15%

сила-1%

активность-5%

У женщин: оценка-9%

сила-9%

активность-14%

Вывод. Показатель оценки у мужчин характеризует такие аспекты, как принятие себя как личности, признание у себя социально одобряемых качеств (высокие показатели)

Показатель активности у женщин характеризуют самовосприятие как человека общительного, активного, энергичного, эмоционально откликающегося на ситуацию

4 Методика Розенберга

Описание результата метода.

Женщины Мужчины

 

  А (1) В (2) С (3) D (4) А (1) В (2) С (3) D (4)
·       ·      
  ·           ·
    ·     ·    
      ·   ·    
    ·         ·
  ·       ·    
  ·       ·    
  ·         ·  
    ·       ·  
·           ·  

 

По результатам данного исследования было выявлено: у женщин после оценки показатели по пунктам 1, 3, 4, 6, 7 и пунктам 2, 5, 8, 9, 10 оказались приблизительно равны (12 и 11 соответственно), можно сделать вывод, что женщины адекватно и без преувеличения оценивают себя по показателям самоуважения.

У мужчин после данного теста результаты оказались следующими: по показателям 1, 3,4, 6, 7 сумма равна 9, а по показателям 2, 5, 8, 9, 10 равна 17, отсюда следует, что мужчин достаточно высокие показатели самоуважения.

Вывод. Совокупность полученных сведений служит подтверждением тезиса о том, что старость не означает однонаправленного процесса угасания. Напротив, факты активного приспособления и деятельного стиля жизни в этот период свидетельствуют о возможности дальнейшего развития человека, в частности развития его личности.

 

2.4 Программы по психологической помощи (поддержке) пожилых людей

 

В процессе нашего исследования мы выяснили, что дальнейшее изучение переживания процесса старения, в том числе его полововозрастных особенностей, позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

Пожилому человеку после выхода на пенсию иногда надо помочь утвердиться в новой для него социальной роли. Работа с пожилыми людьми должна быть направлена на те стороны их жизни, в которых чаще всего проявляется социальная дезадаптация: преодоление усиливающейся социальной изоляции пожилых людей и чувства одиночества, помощь в сложных жизненных ситуациях, при утратах близких людей и крахе надежд, решение социально-психологических проблем, семейных и других микросоциальных конфликтов, помощь в приобретении новых интересов и досуговых занятий. Немаловажное значение для сохранения социальной активности пожилых, преодоления одиночества (что является одним из факторов уменьшения риска психического заболевания), кроме центров социальной защиты, имеют клубы с социально-реабилитационной и культурной программой, сообщества пожилых для решения их схожих проблем. Пожилые и престарелые люди — категория граждан особо нуждающихся в медицинской помощи и социальной защите. Развитие психиатрической помощи в структуре учреждений общесоматической и гериатрической службы имеет особое значение для лиц, страдающих психогенными и соматически обусловленными психическими нарушениями, которые в настоящее время неохотно обращаются в психоневрологический диспансер.

Говоря о помощи пожилым людям, нельзя не упомянуть и самый доступный и экономически эффективный вид экстренной психологической помощи - это оказание ее по телефону. Не зря такие службы в нашей стране называют "Телефон Доверия". За последнее десятилетие при поддержке государства и общественных организаций службы экстренной психологической помощи по телефону активно развиваются и распространяются. Первоочередные задачи, стоящие перед ними - это предотвращение суицида и снижение психологического напряжения населения. В зависимости от качества помощи, оказываемой психологами – консультантами по телефону, растет или напротив снижается психологическая культура населения и как результат в целом может возрастать доверие к психологам. У психологов, использующих этот метод появилась твердая уверенность в успехе заложенном в самой сути этого метода.

Кроме всего сказанного, следует отметить, что одним из главных "помощников" пожилым людям является государство. Только государство может помочь стареющему человеку укрепить веру в себя, придать уверенность в своем завтрашнем дне. Пожилой человек, скорее всего, не так остро будет переживать процесс старения, если будет уверен, что его старость станет обеспеченной хорошей пенсией, возможностью получения социальных льгот, доступным лечением.

Неплохо было бы увеличить объем социальной рекламы, с напоминанием о том, что детям и внукам нужно помнить о своих родителях бабушках и дедушках; о том, что пожилой человек нуждается в заботе.

В воспитании детей необходимо напоминать о том, что пожилым людям нужно помогать, уступать места в транспорте.

Необходимо ужесточить санкции, применяемые государством за нарушения при конструкции, например, входных дверей в общественных местах, обустройством их пандусами или хотя бы перилами, там где имеется высокое крыльцо, чтобы пожилому человеку было удобно посещать такие места без опасения повредить свое здоровье.

Возможно, в этом случае общество обратит внимание на проблемы пожилых людей, а для тех, в свою очередь, такое отношение будет хорошим стимулом для того чтобы испытывать меньше тревог по поводу происходящего с ними старения.

В нашей стране такая помощь понемногу начинает налаживаться – во многих регионах пожилым людям предоставляется возможность бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте; пожилым людям выдают путевки в местные санатории; появились магазины социального обслуживания, где пожилые люди могут не только покупать продукты со скидкой, но и просто провести время в социальном кафе со своими сверстниками; проводятся Дни пожилого человека, когда в честь стариков устраивается праздник, они получают подарки и благодарности – иногда пожилые люди ничего больше и не требуют – главное для них, чтобы о них помнили, чтобы они чувствовали заботу и внимание к себе. Это и есть самая большая психологическая поддержка – знать, что о тебе помнят и заботятся.

 


Заключение

 

Подводя итог всему вышесказанному, еще раз хотелось бы отметить, что особенности переживания процесса старения у мужчин и женщин должны рассматриваться с точки зрения гендерной и возрастной психологии.

В процессе исследования была подробно рассмотрена категория "переживание". В результате этого рассмотрения было выяснено, что переживание процесса старения – это психологическое отношение конкретного индивида к самому переносимому именно им процессу старения.

Переживание – это внешнее проявление внутреннего состояния индивида, проявляющееся, в том числе, в поведении человека, в отношении его к окружающим и т.п.

Переживание процесса старения может быть как сознательным – когда человек осознает свое переживание, понимает, что он переживает из-за именно старения, так и бессознательным – когда человек неосознает, что он переживает процесс старения, но при этом находится в состоянии присущем переживанию – нервничает, беспокоится и т.д.

Как выяснилось в процессе нашего исследования – именно отношение человека к своему переживанию, понимание и осознание из-за чего он переживает, дает возможность скорее справиться с переживанием и своими страхами относительно процесса старения, что в последующем приведет к повышению самооценки индивида и комфортному психологическому состоянию, а значит спокойной жизни для себя и окружающих.

Одной из задач нашего исследования являлось выявление особенностей отношения мужчины и женщины к старению. Как выяснилось, не последнюю роль в этом играют социальные роли. Известно, что для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

Основные проблемы пожилых людей, которые выявились в процессе исследования, можно свести к следующим: сужение круга общения; социальная, трудовая невостребованность; отсутствие или неясность целей и смысла жизни; проблема досуга; передача опыта; семейные и супружеские проблемы; ухудшение здоровья (неверное представление о здоровом образе жизни, бессонница, неврозы, ослабление памяти, внимания, сексуальные, эмоциональные проблемы).

При определении психологических и социологических особенностей стареющих мужчин и женщин были выявлены как негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический портрет пожилого человека: снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, угрюмость, раздражительность, пессимизм, снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость и т.д., а также и противоположные - положительные черты: общительность, проявление интереса к жизни других людей, интереса к политике и т.п.

При проведении экспериментального изучение процесса старения было выявлено, что процесс старения тяжело переживается пожилыми людьми. Причем, как выяснилось, более сильному переживанию подвержены одинокие, не имеющие интересов или каких-либо социальных обязанностей люди.

Совокупность полученных сведений служит подтверждением тезиса о том, что старость не означает однонаправленного процесса угасания. Напротив, факты активного приспособления и деятельного стиля жизни в этот период свидетельствуют о возможности дальнейшего развития человека, в частности развития его личности.

Кроме того, выяснилось, что особенностями самооценки у стареющих является то, что она имеет выраженные индивидуальные вариации и различия по признаку пола.

Так, самыми устойчивыми характеристиками личностных черт у мужчин оказались такие как интеллектуальные интересы, изменчивость настроения, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний. У женщин такие черты, как настойчивость, эстетичность, отзывчивость, жизнерадостность, желание дойти до пределов возможного.

В свете представленных материалов исследования и многочисленных литературных данных, возникает задача подготовки людей к старению, решение ее не исчерпывается лишь поддержанием физического состояния индивида, но требует заботы со стороны его психологической адаптации, создания установки и разработки мер психологического обеспечения, направленных на то, чтобы человек жил, а не доживал. А дальнейшее изучение переживания процесса старения, в том числе его полововозрастных особенностей, позволит не только лучше понять причины отклонений, но и помочь в их коррекции, ускорить и оптимизировать адаптацию пожилых людей к новому возрастному периоду, а также хотя бы частично преодолеть те негативные факторы, которые связаны с отрицательной оценкой своего жизненного пути.

 

 

Список использованных источников

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. ? Екатеринбург : Деловая книга 2000. - 622 с.

2. Абрамова, Г. С. Психология человеческой жизни. - М. : Академия, 2001. -224 с.

3. Альперович, В. Д. Социальная геронтология. Ростов: Феникс, 2002- 576 с.

4. Альперович А.А., Краснова Е.И., Воронина И.Ю., Минигалиева А.Р. Отношение к людям пожилого возраста их социально-психологические и личностные особенности, психические состояния. 2002; У.Б. Поднебесная, 363 с.

5. Альдохина Г.Р., Минигалиева А.Р., Салтыкова И.Т. Представления о пожилых людях и старости 2003, 138 с.

6. Бондаренко Г.И., Морозов А.И., Пушина Г.Ш., Гудков И.Н. Условия и качество жизни пожилых людей и проблемы оказания им психологической помощи., 2005, 297 с.

7. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте// Психологический журнал, 2005, том 20 № 3.

8. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах. М., 2003г.

9. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.

11. Вольшанский, М. И. Перспективы занятости пожилых людей: международное сравнение // Российский журнал социальной работы. - 2001- № 1. - С. 17 - 22.

12. Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М. Ноосфера, 2001- 272 с

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.