Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Изучение новой темы.





ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира и проведу его я – Марина Николаевна.

Учитель: Всё кругом бело-синее,

Всё в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней.

Учитель: Ребята! О каком времени года это стихотворение?

Дети: О зиме.

Учитель: Верно! И пусть в этот зимний и морозный день у вас будет только хорошее настроение. А мы начинаем наш урок.

 

II. Проверка домашнего задания по теме: «Все профессии важны».

Учитель: Ребята! Одним из домашних заданий являлась подготовка к написанию теста по теме «Все профессии важны». Сейчас мы проведём этот небольшой тест. Приготовьтесь к его написанию. Подпишите свои листочки вверху.

Тест по теме: «Все профессии важны».

1. Какая профессия самая важная?

а) Врач.

Б) Все.

в) Учитель.

2. Культурные учреждения это-…

а) Больница.

б) Магазин.

В) Театр.

3. Образовательные учреждения это..

а) Стройка.

б) Вокзал.

В) Институт.

4. Кто играет роли в театре?

А) Артист.

б) Водитель.

в) Учёный.

5. Человек, какой профессии варит обед?



а) Сталевар.

б) Маляр.

В) Повар.

6. Он воспитывает детей в детском саду

А) Воспитатель.

б) Учитель.

в) Учёный.

7. Кто вас лечит?

А) Врач.

б) Продавец.

в) Водитель.

8. Кто изучает природу?

А) Учёный.

б) Инженер.

в) Строитель.

9. Кто водит самолеты?

а) Маляр.

Б) Летчик.

в) Композитор.

10. Кто пишет книги?

а) Продавец.

б) Кузнец.

В) Писатель.

(Дети пишут тест.)

Учитель: Хорошо, ребята! А теперь передайте свои работы.

 

III. Изучение новой темы.

1) Актуализация имеющихся знаний.

Учитель: Ребята! Что такое природа?

Дети: Тела и явления нас окружающие.

Учитель:Какая бывает природа?

Дети: Живая и неживая.

Учитель:Что относится к живой?

(Ответ детей.)

Учитель: Что относится к неживой природе?

Учитель: Ребята! Посмотрите на экран (слайд 1): назовите предметы неживой и живой природы:

дерево озеро снег
река солнце корова
муравей облако звезда
луна человек вода
небо воздух почва

Учитель: Молодцы, ребята!

 

2) Постановка учебной задачи.



Учитель: На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить!

Учитель: Утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем?

Дети: Узнать, какая погода…

Учитель: В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

Учитель: А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Предположения детей.)

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях природы с приходом зимы.

Учитель: Ребята, а какие две части природы вы знаете?

(Ответ детей.)

Учитель: А как вы думаете, о какой природе - живой или неживой – мы начнем сегодня с вами говорить?

(Предположения детей.)

Учитель: Верно, сегодня мы более подробно поговорим об изменениях в неживой природе. Тема нашего урока «Неживая природа зимой» (слайд 2).

3) План решения учебной задачи.

1. Анализ понятия «неживая природа зимой».



2. Синтез (формулировка понятия «неживая природа зимой»).

3. Отработка понятия (знакомство с зимними явлениями неживой природы).

4. Расширение понятия (знакомство с разнообразием неживой природы зимой).

4) Решение учебной задачи.

1. Анализ понятия «неживая природа зимой».

Учитель:Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Зима.

Учитель: Приведите доказательства-примеры, что у нас зима?

(Ответ детей.)

Учитель: Верно, ребята! (Слайд 3)

Учитель: Вот сколько примет зимы вы назвали, молодцы!

Учитель: Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Декабрь, январь и февраль.

Учитель: Да, декабрь, январь, февраль. (Слайд 4)

Учитель: А кто знает, как ещё называют эти месяцы?

(Ответ детей.)

Учитель: Хотите узнать? Сейчас ребята нам немного расскажут о зимних месяцах.

1 ученик: Декабрь “ветрозим”. У него такое название. Потому что полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах; а также он год кончает, зиму начинает. (Слайд 5)

2 ученик: Январь “студень”,потому что это самый холодный и ветреный месяц в году; январь – году начало, зиме – середина. (Слайд 6)

3 ученик: Февраль “снежень”, потому что это месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца; говорят: “вьюги да метели под февраль прилетели”. (Слайд 7)

Учитель: Спасибо, ребята!

Учитель: Ребята! Скажите, какие явления в неживой природе происходят зимой?

Дети: Оттепель, гололедица, снегопад, изморозь, метель, вьюга, пурга

Учитель: Верно! Но с этими зимними явлениями неживой природы мы познакомимся немножечко позже.

 

2. Синтез (формулировка понятия).

Учитель: Итак, мы назвали с вами зимние явления неживой природы.

Учитель: Какой вывод можно сделать о неживой природе зимой?

(Ответ детей.)

Учитель: Верно! Неживая природа зимой – это зимние явления природы.

 

3. Отработка понятия.

Учитель: Как вы думаете, когда наступает зима?

(Предположения детей.)

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

Учитель: А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки- это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Учитель: Ребята! Вы сегодня шли в школу и видели, что вокруг белым-бело. А что это такое? Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников?

Дети: Снег.

Учитель: Из чего состоит снег?

Дети: Из снежинок.

Учитель: Посмотрите на экран. Что вы там видите?

Дети: Снежинки.

Учитель: Верно! Вы видите разнообразные виды снежинок (слайд 8).

Учитель: А вот как образуется снег, нам расскажет Артем.

(Рассказ об образовании снега.)

Артем: Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Это снегопад.

Учитель: Спасибо, Артем!

Учитель: Ребята! Всегда ли снегопад одинаков?

(Наблюдения детей)

Учитель: Чтобы вспомнить, какие ещё изменения происходят, мы с вами будем отгадывать загадки.

Учитель: Бежал по тропке луговой -

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Речка сделалась рябой. (слайд 9)

(Ветер)

Учитель: Охарактеризуйте ветер. Какой он зимой?

Дети: Холодный, обжигающий, колючий, лютый.

Учитель: Следующая загадка:

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (слайд 10)

(мороз)

Учитель: Где можно увидеть рисунки мороза?

Дети: На окнах.

Учитель: А почему они там появляются?

Дети: Из-за разности температур внутри помещения и снаружи.

Учитель: Правильно! Следующая загадка:

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (слайд 11)

(метель)

Учитель: Кому приходилось видеть метель? Что при этом происходит?

(Ответ детей.)

Учитель: Следующая загадка:

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан ... (слайд 12)

(иней)

Учитель: С чем можно сравнить деревья, покрытые инеем?

Дети: Белоснежным покрывалом, с кокосовой стружкой, ажурной шалью и т. д.

Учитель: Хорошо, ребята! Молодцы!

4. Расширение понятия.

Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах. Так как вы уже сидите по группам, начинаем нашу исследовательскую работу. Каждая группа будет рассматривать свою группу зимнего явления. У каждой группы есть алгоритм исследовательской работы, а также есть карточки с текстом, который вам нужно изучить.

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ «……».

1. Прочитайте внимательно текст, который позволит вам ответить на следующие вопросы:

- Как называется группа зимних явлений, которую изучаете?

- По каким признакам вы узнаете это зимнее явление?

- Как возникает это зимнее явление неживой природы?

- На выполнение – 8 минут.

(Учащиеся выполняют задание.)

Текст №1. «Оттепель».

Зимой бывают и оттепели. Оттепель – это повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период. Оттепель возникает, когда из других более теплых районной приходит воздух с положительной температурой. Оттепель может вызываться также при нагревании воздуха солнцем. Тогда снег подтаивает, становится влажным и легко лепится.

Текст №2. «Гололедица».

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают. Так на дорогах образуется гололедица. Гололедицей называют обычно твердую корочку, которая называется «наст». Гололедица – это слой очень плотного льда, который образуется, когда замерзают капельки тумана или дождя. Гололедица обычно наблюдается при температуре воздуха от 0 до -3°С, но иногда и более низких. Гололедица образуется не только на дорогах, но и на любых предметах, находящихся на улице.

Текст №3. «Изморозь».

Изморозь чаще бывает при тумане, слабом ветре, низкой температуре. В холодном воздухе влага находится в виде мелких кристалликов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нем. Невидимые для глаз человека, кристаллики льда возникают пушистой бахромой на тонких ветках деревьев как прямо из мороза, потому-то и назвали эти пушистые иголочки изморозью (из мороза).

Текст №4. «Метель».

Метель - выпадение снега при сильном ветре. Сухой, пушистый снег лег ко переносится ветром. Бывает, что и без снегопада сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли, закружит, и не поймешь, то ли снег сверху, то ли с зем ли. Если разыгралась сильная метель да пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах ее называют по-разному: буран, пурга. Сквозь снежную пелену днем, как в густом тумане, ничего не видно. Такое «помутнение» воздуха от снежинок называют снежной мглой.

Учитель: Назовите, пожалйуста, зимние явления неживой природы.

(Ответ детей.)

Учитель: Верно, ребята! Давайте послушаем более подробно о них.

(Один представитель от группы пересказывает прочитанное, а остальные дополняют его ответ.)(Слайды №13-16)

Учитель: Спасибо, ребята! Поработали хорошо!

 

IV. Физкультминутка.

Учитель: Давайте немножко отдохнем.

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.