Сделай Сам Свою Работу на 5

Военачальник советской закалки





ХРЮКИН ТИМОФЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Тимофей Тимофеевич Хрюкин родился в 1910 году в городе Ейске Краснодарского края в семье рабочего-каменщика. По национальности русский. Член КПСС с 1929 года.

Трудовой путь Т. Т. Хрюкин [544] начал рано; был грузчиком, молотобойцем, рабочим депо. В 1926 году вступил в комсомол. Работал секретарем Каневского райкома комсомола Краснодарского края. После окончания рабфака поступил в сельскохозяйственный институт. В 1932 году по партийному набору был принят в Луганскую авиационную школу. Участвовал в боях в Испании. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он окончил оперативные курсы при Академии Генерального штаба, а затем курсы усовершенствования высшего комсостава при этой же академии. В годы войны сражался на Карельском, Юго-Западном, Сталинградском и других фронтах. Авиационные части под командованием генерала Т. Т. Хрюкина особенно отличились при разгроме немецко-фашистских оккупантов в Крыму и Восточной Пруссии.

22 февраля 1939 года Т. Т. Хрюкину присвоено звание Героя Советского Союза; 19 апреля 1945 года он был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.



В послевоенный период генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин отдавал много сил дальнейшему укреплению советской авиации. В июле 1953 года после продолжительной и тяжелой болезни он скончался.

Казалось, совсем недавно курсант Тимофей Хрюкин сдал последний экзамен в авиационной школе, выполнил зачетный полет на учебно-боевом самолете. Еще свежи в памяти воспоминания о выпускном вечере, на котором зачитали приказ народного комиссара обороны, добрые напутствия командования, школьных преподавателей и инструкторов.

— Летной вам погоды, друзья!

Да, все это было недавно, если измерять прожитое только временем. Но если оглянуться и прикинуть, сколько военных путей-дорог пройдено за эти годы, то срок неизмеримо удлиняется. Военный летчик Хрюкин не сгибался под самым сильным ветром, не прятался от самых суровых бурь. Он был все время на переднем крае.

Уже вскоре после того как окончил школу, Тимофей Хрюкин по зову своего сердца оказался среди тех, кому довелось скрестить оружие против японских милитаристов, помогая китайскому и монгольскому народам в их справедливой освободительной борьбе. А спустя некоторое время он был уже на западе, водил свой бомбардировщик в небе героической Испании, нанося удары по войскам фашистских мятежников и интервентов.



Имя этого несколько сурового на вид человека с «Золотой Звездой» Героя на мундире было известно всей стране. Генерал авиации был очень молод: ему едва перевалило за тридцать.

Начало Великой Отечественной войны застало генерал-майора авиации Хрюкина в пути. Он закончил высшие курсы Академии Генерального штаба и направлялся к своему месту службы в качестве командующего военно-воздушными силами 12-й армии. Вверенные Хрюкину авиасоединения были быстро приведены в полную боевую готовность. Авиационную технику [545] и личный состав удалось переместить на запасные аэродромы. И сразу же в воздухе развернулись ожесточенные бои.

Обстановка на фронте менялась быстро. Хрюкин организовывал противовоздушную оборону Киева, дрался за Умань, за Канев. В течение месяца руководимые им летчики самоотверженно помогали армии Р. Я. Малиновского сдерживать натиск мощной ударной группировки Клейста, пытавшейся форсировать Днепр. Командование армии проявило большое искусство, срывая все попытки врага строить переправы. В распоряжении командующего были значительные силы, и он сосредоточил их для уничтожения скоплений вражеских войск перед переправой. Авиация наносила непрерывные массированные удары по подходящим группировкам противника.

Особенность ее действий заключалась в том, что генерал Хрюкин использовал имевшиеся силы сосредоточенно, что было довольно необычным для того времени, тем более что самолетов пока еще не хватало. Часто по этому поводу возникали ожесточенные споры, высказывались резкие возражения. Но генерал отличался настойчивостью и непреклонностью. Он не различно убеждался в преимуществе массированных ударов авиации перед действиями рассредоточенных групп самолетов, поэтому горячо отстаивал свою точку зрения, убеждал сомневающихся. Иногда по решению командующего в воздух поднималась одновременно треть или половина всех сил авиации и наносила сокрушительный удар по наиболее уязвимому месту врага, где намечалось главное направление его наступления.



Тесное взаимодействие авиации с наземными войсками в немалой степени способствовало тому, что группа Клейста, несмотря на неоднократные попытки, так и не смогла переправиться через реку под Днепропетровском. Клейст был вынужден перебросить войска из этого района на север, к Кременчугу.

Выигрыш времени в тех условиях имел очень большое значение для срыва замыслов Гитлера. Все возрастающее сопротивление Советской Армии, особенно на направлении группы немецких армий «Юг», спутало карты агрессоров.

В жестоких боях накапливался опыт ведения борьбы с сильным и коварным врагом.

В августе 1941 года генерал Хрюкин получил новое ответственное назначение — командующим военно-воздушными силами вновь создаваемого Карельского фронта. Ему предстояло организовать прикрытие с воздуха Мурманска и Кировской железной дороги. [546]

Вспомним, что в планах Гитлера намечалось осуществить в кратчайший срок захват Мурманска с его незамерзающим портом, а также прекратить движение по жизненно важной для нашей страны Кировской железной дороге. С этой целью гитлеровцы сосредоточили здесь отборные войска. Среди них были и гренадеры-эсэсовцы, и горные егеря, штурмовавшие Крит, и тирольские стрелки, овладевшие Нарвиком. Эти войска победным маршем прошли по Франции, Греции, Норвегии. Сюда устремились все силы 5-го воздушного флота Германии. В распоряжении гитлеровских летчиков была удобная аэродромная сеть, созданная немцами еще до войны в Норвегии и Финляндии. На север, в Баренцево море, фашистское командование перебросило значительные силы своего военно-морского флота, в том числе линкоры «Тирпиц», «Шарнгорст», крейсер «Принц Евгений», десятки миноносцев, подводные лодки, вспомогательные суда.

Все эти силы нацеливались на Мурманск, на Советскую Карелию, на Кировскую железную дорогу. В случае успеха гитлеровские войска вышли бы в район Вологды и стали наступать на Москву с севера.

Совместно с наземными соединениями нашей авиации предстояло сорвать эти замыслы врага. Авиация должна была помимо надежного прикрытия с воздуха всего района боевых действий и железнодорожной магистрали совместно с Северным флотом охранять и корректировать движение судов, которые шли из Англии. И все это ВВС фронта приходилось делать, испытывая острый недостаток боевых машин.

Генерал Хрюкин принимал самые экстренные меры, чтобы немедленно расширить самолетный парк, подобрать кадры, которые могли бы правильно оценить сложившуюся обстановку и действовать энергично, проявляя максимум инициативы и расторопности. Трудности отнюдь не уменьшились, когда в его распоряжение стали поступать боевые машины.

Дело в том, что при крайней нужде в современных для того времени скоростных истребителях потребности ВВС Карельского фронта не могли быть удовлетворены полностью отечественными самолетами. В армию приходили самолеты из США и Великобритании. И вот когда самолеты наконец поступали, то оказывалось, что к ним нет сборочных механизмов или в некомплекте соответствующее оборудование. Затруднения возникали и при освоении незнакомых самолетов, потому что никому из советских летчиков до этого не приходилось летать на подобных машинах. Но медлить было нельзя. [547]

Ряд трудностей обусловливался особенностями самого театра военных действий. Местность здесь безориентирная, глазу летчика, как говорят, не за что зацепиться: населенные пункты редки, ландшафт однообразный. Аэродромов не хватало. Да и те, что имелись, не всегда были удобны для выполнения боевых заданий.

В таких условиях командующему и его штабу приходилось решать множество неотложных дел. Генерал Хрюкин непосредственно занимался и учебой личного состава, и перевооружением частей, и организацией аэродромной сети, средств радионавигации и светомаяков, и другими вопросами. Даже такой вопрос, как планирование работы частей и самого руководства, приобретал здесь особое значение. Летом день на Севере длится непрерывно. Значит, нужно строго спланировать, в какие часы отдыхать командиру части и в какие — заместителю. На каждый боевой самолет командующий решил прикрепить по два экипажа летчиков: одни бодрствуют в первую половину суток, другие — во вторую. Так обеспечивалась круглосуточная боевая готовность без увеличения количества частей.

Удалось увеличить и число действующих аэродромов. Новые аэродромы строили в виде посадочных полос между гор и в тундре. Сооружали деревянные решетчатые полосы, превращая таким образом топкие болота в аэродромы. Делали и насыпные площадки: срезали холмы и этим грунтом засыпали овраги. Через глубокие и широкие овраги перекидывали деревянные эстакады, которые, соединив два обрыва, превращались в полосы для взлета и посадки.

Так самоотверженным трудом командующего, его помощников и всего личного состава в неимоверно трудных условиях создавались военно-воздушные силы Карельского фронта. Генерал Хрюкин проявил себя как блестящий организатор и умелый военачальник, осуществлявший гибкое и умелое руководство боевыми действиями авиации. Авиация, действовавшая на Карельском фронте, наносила серьезные удары по аэродромам противника, не раз неожиданно для врага с большой эффективностью штурмовала его крупные аэродромы.

Немецко-финским войскам, несмотря на большое превосходство в боевой технике и людях, так и не удалось осуществить планы захвата Советского Заполярья. Провалилась и их фронтальная атака на Мурманск, и попытки прорваться южнее — на Кандалакшу и Лоухи, чтобы перерезать Кировскую железную дорогу. Во всем этом сыграла свою роль авиация Карельского фронта, которой руководил генерал Хрюкин. [548]

В бесплодных попытках к наступлению враг потерял десятки тысяч солдат и офицеров и вынужден был перейти к обороне. После этого фашисты хотели путем интенсивных ударов с воздуха блокировать железнодорожную магистраль и Мурманский порт. На Карельском фронте развернулись огромные воздушные бои, настоящие воздушные сражения, в которых участвовало по 100 — 200 самолетов с каждой стороны. И снова замыслы противника сорваны. Летчики генерала Хрюкина уничтожили в небе Заполярья лучшие кадры 5-го немецкого воздушного флота. Порт Мурманск продолжал работать без каких-либо существенных перебоев, а по железной дороге шли и шли советские поезда.

Бои на Карельском фронте были очень серьезной проверкой сил и способностей каждого бойца и командира. Авиационный генерал Хрюкин с честью ее выдержал.

В начале июня 1942 года Хрюкина вызвали в Москву. Там генерала ожидало новое ответственное назначение.

К весне 1942 года гитлеровское командование, оправившись после зимних поражений и пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, стало концентрировать силы для нового крупного наступления на советско-германском фронте. На этот раз Гитлер намеревался нанести свой удар на Юго-Западном фронте, захватить междуречье Волги и Дона и Кавказ. По его расчетам, в результате летнего наступления гитлеровские войска должны были не только выйти к берегам Волги, но и форсировать ее и, таким образом, перерезать важнейший путь снабжения Советской Армии и всей нашей страны. Овладев Кавказом, Гитлер надеялся пополнить запасы нефти, в которой Германия испытывала острую нужду.

На Юго-Западном фронте для Советской Армии создалась весьма сложная обстановка. Гитлеровские войска овладели Харьковом, вышли к Ростову.

Именно в это время Верховное командование приказало генерал-майору авиации Т. Т. Хрюкину возглавить военно-воздушные силы Юго-Западного фронта.

Немецко-фашистские войска начали свое летнее наступление к берегам Волги. Подготовив плацдарм, противник устремился на Валуйки, Купянск, Новый и Старый Оскол. Командующему, как и на Севере, пришлось руководить боевыми действиями авиации, одновременно занимаясь реорганизацией и перевооружением армии на новую материальную часть. На вооружение поступали истребители «яки» и «лагги», бомбардировщики ПЕ-2, штурмовики ИЛ-2. Осваивая новую для себя технику, [549] летный состав с ходу вступал в бой. Но учеба и поиски наилучших приемов использования авиации не прекращались даже в самый разгар боев.

Командующий 8-й воздушной армией, используя накопленный опыт борьбы, придерживался принципа массированного применения сил на направлениях главного удара. Под Купянском, например, Клейст бросил в сражение около 500 танков. С воздуха их прикрывала отборная эскадра гитлеровской авиации. Чтобы сорвать этот удар, с нашей стороны в бой было введено до 180 истребителей. Противник в итоге боя потерял не менее 90 самолетов. Эскадра «Питкус» практически полностью потеряла боеспособность, и гитлеровское командование вынуждено было отвести ее в тыл на переформирование.

Здесь же, в боях на подступах к Сталинграду, в 8-й воздушной армии родился новый метод действий штурмовой авиации. До этого «ильюшины», как правило, сбрасывали с бреющего полета бомбы замедленного действия. При таких условиях замедление было неизбежно, чтобы обезопасить при взрыве собственные самолеты. Однако это давало возможность и противнику спрятаться в укрытиях или удалиться на безопасное расстояние.

А нельзя ли бомбить на «ильюшиных» с пикирования? Тогда можно применить взрыватели мгновенного действия.

Командующий поставил этот вопрос перед специалистами. Получив согласие, генерал сам выехал к штурмовикам, побеседовал с летчиками, обсудил в частях, как это практически лучше осуществить, а затем приказал применить новый метод в бою. В результате эффективность штурмовых ударов значительно возросла.

С середины июля 1942 года генерал Хрюкин возглавил воздушную оборону Сталинграда. В оборонительный период численность нашей авиации была относительно невелика, если учесть, что противник имел здесь 4-й воздушный флот в полном составе. Поэтому нашим летчикам приходилось вылетать по три-четыре и даже пять раз в день.

Генерал Хрюкин прилагал все силы, чтобы обеспечить наибольшую согласованность в действиях авиации и наземных частей. Его командный пункт до последней возможности оставался в городе, на правом берегу Волги, — там, где находились командующие наземными войсками. Но когда передний край оказался в 800 метрах от КП, руководство авиацией пришлось осуществлять, переместившись на противоположный берег. Тут же располагались танкисты и артиллеристы. Командующие [550] каждый день тщательно согласовывали между собой планы действий своих частей и соединений. Батареи гвардейских минометов, артиллерия и авиация совместно обрушивали свои удары на боевые порядки противника, уничтожая его живую силу и боевую технику. Неся огромные потери, враг был вынужден вводить в бой все новые и новые дивизии.

И так каждый день на протяжении всей героической обороны Сталинграда, до того момента, пока Советская Армия не перешла в решительное контрнаступление.

В период боев за ликвидацию окруженной гитлеровской группировки генерал Хрюкни предложил план блокады ее с воздуха. Его летчики совместно с авиацией 16-й воздушной армии, руководимой генералом С. И. Руденко, сумели наглухо захлопнуть «крышку» над котлом, в который попали 22 вражеские дивизии.

Хвастливые заверения Геринга о том, что он сумеет обеспечить снабжение окруженных войск с воздуха, потерпели полный крах. За время блокады советские летчики сбили свыше 450 фашистских самолетов, пытавшихся прорваться к своим войскам, и не менее 400 самолетов противника было уничтожено и повреждено на аэродромах. Большую помощь оказала авиация наземным войскам и в разгроме группировки фельдмаршала Манштейна, пытавшегося разорвать кольцо окружения извне.

8-я воздушная армия, которой командовал генерал Хрюкин, в Сталинградской битве решала боевые задачи в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и авиаторами других соединений и объединений Военно-Воздушных Сил. Вскоре после завершения гигантского сражения в междуречье Волги и Дона Военный совет 62-й армии писал: «Празднуя победу, мы не забываем, что она завоевана также и вами, товарищи летчики, штурманы, стрелки, младшие авиационные специалисты, бойцы, командиры и политработники объединения т. Хрюкина. Те восторженные отзывы о нашей победе, которыми пестрят страницы газет, в равной мере относятся и к вам... С самых первых дней борьбы за Сталинград мы днем и ночью беспрерывно чувствовали вашу помощь с воздуха... В невероятно трудных и неравных условиях борьбы вы крепко бомбили и штурмовали огневые позиции врага, истребляли немецкую авиацию на земле и в воздухе... За это от имени всех бойцов и командиров армии выносим вам глубокую благодарность».

Славными вехами боевого пути прославленного авиационного соединения в Отечественной войне после Сталинграда [551] стали его героические действия по поддержке наших наземных войск при взятии Ростова, освобождении Донбасса, прорыве мощной обороны на реках Миус и Молочная. Летчики надежно сопровождали пехоту, танки и конницу в стремительном наступлении в Крыму.

Авиаторы 8-й воздушной армии под командованием Т. Т. Хрюкина проявили образцы боевого мастерства и отваги. И не случайно в память о героях-летчиках 8-й воздушной, отдавших свою жизнь в боях за Родину, в городе-герое Севастополе, на Малаховом кургане, воздвигнут памятник.

В июне 1944 года Т. Т. Хрюкин возглавил 1-ю воздушную армию. Используя богатый опыт, накопленный в предыдущих операциях Отечественной войны, он с честью сумел справиться со своими нелегкими обязанностями в сражении за освобождение Белоруссии и Литвы. Летчики 1-й воздушной армии надежно прикрывали с воздуха наземные войска 3-го Белорусского фронта, которыми командовал талантливый советский полководец, дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Д. Черняховский.

Восточно-Прусская операция и штурм Кенигсберга венчали славный боевой путь Т. Т. Хрюкина.

...На второй день операции по овладению Кенигсбергом перед авиационными соединениями была поставлена задача наращивать удар, чтобы ускорить продвижение наземных войск. С этой целью части авиации должны были бомбить вражескую крепость днем. Впервые такая задача поручалась тяжелым бомбардировщикам. И генерал Хрюкин сделал все, чтобы надежно обеспечить их помощью своих истребителей и штурмовиков. Небо над Кенигсбергом было очищено от фашистских самолетов. Наши войска ворвались в город с севера и с юга.

Непрерывно, днем и ночью, продолжался этот всесокрушающий штурм. В ночь с 9 на 10 апреля остатки гарнизона крепости и города Кенигсберг капитулировали. После окончания героического штурма десятки и сотни отличившихся воинов всех родов войск были отмечены высокими правительственными наградами. Правительственных наград удостоились многие летчики воздушной армии. А ее командующему генералу Хрюкину была вручена вторая «Золотая Звезда».

Генерал Т. Т. Хрюкпн заботливо и терпеливо воспитывал и растил кадры, поощрял и выдвигал на должности авиационных командиров наиболее достойных. В двух воздушных армиях, которыми он командовал в годы минувшей воины, выросла целая плеяда известных всей стране советских асов, таких, как дважды [552] Герои Советского Союза А. В. Алелюхин, Амет-Хан Султан, Л. И. Беда, П. Я. Головачев, В. С. Ефремов, В. Д. Лавриненков.

В годы Великой Отечественной войны имя генерала Тимофея Тимофеевича Хрюкина слышал, пожалуй, каждый советский человек. Неоднократно упоминалось оно в приказах Верховного Главнокомандующего, где назывались командиры и полководцы, части и соединения, отличившиеся в боях. Генерал-полковник авиации Хрюкин — военачальник советской закалки, коммунист-боец — все свои силы, талант, творческую энергию неутомимого организатора отдал своей Родине. И Родина достойно оценила его подвиг.

П. Степанов

В небе двух морей

ЧЕЛНОКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Николай Васильевич Челноков родился в 1906 году в Иркутске в семье железнодорожника. По национальности русский. Член КПСС с 1940 года. В Советской Армии с 1928 года. Окончил военную школу летчиков.

В годы Великой Отечественной войны, будучи командиром частей истребительной авиации, участвовал в боях в составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. В ходе войны его эскадрилья уничтожила большое количество боевой техники и живой силы противника.

Н. В. Челноков лично потопил один транспорт, торпедный катер, сторожевой катер и 2 десантные баржи. В вылетах с группой он уничтожил 12 торпедных катеров, 8 сторожевых катеров и 20 десантных барж.

14 июня 1942 года Н. В. Челнокову присвоено звание Героя Советского Союза. 19 августа 1944 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями. В 1949 году ему присвоено звание генерал-майора авиации. Н. В. Челноков избирался депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. После войны окончил Академию Генерального штаба и до 1954 года продолжал службу в Военно-Морском Флоте.

В июле 1974 года Н. В. Челноков скончался.

«Как выполнено задание?» Этот вопрос командир дивизии уже дважды задавал командиру полка морских штурмовиков. И каждый раз, стараясь говорить спокойно, командир полка отвечал:

— Самолеты еще не вернулись.

— Связь с ведущим есть?

— Прервалась полчаса назад.

— А вы уверены, что задание будет выполнено?

— Уверен. Группу повел Челноков.

— Челноков? — переспросил далекий голос. — Да, Челноков должен выполнить... Как выясните обстановку, доложите немедленно.

— Слушаюсь.

Беспокойство авиационных командиров о судьбе группы морских штурмовиков было понятно. Задание, на которое они отправились, было трудным и важным. Предстояло в тумане, при низкой облачности, отыскать в море вражеские корабли и, преодолев огонь зениток, уничтожить их. Вел группу Николай Васильевич Челноков — один из опытных и смелых летчиков полка.

И когда все самолеты вернулись на свою базу, командир полка сообщил об этом командиру дивизии.

— Я же говорил, что задание будет выполнено, раз летал Челноков. Его вся Балтика знает!

Действительно, в грозные годы ленинградской блокады все авиаторы знали имя этого бесстрашного морского летчика-штурмовика. Он одинаково метко поражал цели на суше вдоль побережья и далеко в белесых космах волн Финского залива.

— Я воюю в дважды родном небе, — говорил Челноков своим однополчанам, и в этом был глубокий смысл. [555]

...Трудовая жизнь Николая Челнокова началась на ленинградской земле. Еще мальчиком познал он первые радости и невзгоды самостоятельной жизни. Работая сначала грузчиком, потом штукатуром, он напряженно учился. Стал комсомольцем. Советская власть открыла перед Николаем Челноковым, как и перед тысячами других рабочих парней, широкие двери к знаниям. Однако окончить Ленинградский электротехнический институт ему не пришлось. Стране нужны были молодые специалисты — и электрики, и химики, и транспортники. Но еще больше нужны были летчики. Надо было крепить оборону Родины, создавать авиацию. Комсомол взял шефство над Военно-Воздушным Флотом. И Николаю в райкоме комсомола вручили комсомольскую путевку.

Двадцатидвухлетним пришел Николай Челноков в авиацию. В Севастопольской школе морских летчиков он впервые сел в самолет Р-1. Шли годы. Николай Челноков не только выработал в себе первоклассные летные качества, но и научился воспитывать подчиненных. В дружной и творческой армейской семье сформировался и закалился характер молодого летчика. Будучи инструктором, командиром звена, а потом и командиром отряда, Челноков познал всю силу войскового товарищества.

Когда над Родиной начали сгущаться военные тучи, он был уже авиационным командиром.

И вот грянула Великая Отечественная война. С первых ее дней капитан Челноков командир эскадрильи, оказался на страже Ленинграда — города, где началась его комсомольская юность.

Враг рвался к городу. Челноков поднял эскадрилью в воздух. Ни вражеские истребители, ни сплошной зенитный огонь не могли помешать выполнить боевое задание. Группа бомбардировщиков под командой капитана Челнокова пробилась к цели и точными бомбовыми ударами уничтожила более 10 танков противника и 14 фургонов с войсками. Танковый маневр врага был сорван.

Эскадрилья, которой командовал Челноков, стала грозой для вражеских танков, артиллерии и пехотных полков. Днем и ночью, в туман и непогоду в ленинградском небе, над водами, Финского залива и Балтийского моря отважно летал Челноков, нанося сокрушительные удары по неприятельским портам, железнодорожным станциям, вражеским войскам на дорогах, ведущих к Ленинграду.

Говорят, что у добрых вестей легкие крылья. Так и весть о боевых делах бесстрашного воздушного рыцаря вскоре широкой [556] волной разнеслась по Северо-Западному фронту, защищавшему подступы к городу Ленина.

На вооружение стали поступать новые самолеты — штурмовики. Челноков быстро освоил машину, полюбил ее и на ней воевал до конца войны. В его руках «ильюшин» был грозой для фашистов не только на суше и в воздухе, но и на море.

Да, на море! Поначалу «илы» считались машиной, предназначенной для штурмовки наземных целей. Немало штурмовок провел Челноков по вражеским колоннам. Впервые он испытал превосходные боевые качества новой машины под Кременчугом, на правом берегу Днепра. Потом на подступах к Ленинграду. Только за восемь месяцев боев Челноков уничтожил десятки вражеских танков, множество автомашин с боеприпасами и пехотой. Он быстро овладел тактикой штурмовых ударов.

Теперь он хотел применить новую машину для штурмовых ударов по морским целям. И вскоре на практике доказал, каким грозным оружием являются «илы» на морском театре военных действий.

Когда Челнокову присвоили звание Героя Советского Союза и назначили командиром гвардейского штурмового полка, он стал еще более требовательным к себе. К выполнению каждого боевого задания подходил творчески. Этого неустанно требовал и от своих подчиненных.

— Напал на цель — добей до конца, — не раз говорил оп молодым летчикам. — Мало поразить — надо уничтожить врага. Не шаблон, а четко разработанная схема каждого удара обеспечивает победу.

Этому золотому правилу Челноков следовал всюду, где бы ни приходилось ему воевать.

Летом сорок третьего года он получает новое назначение: бесстрашно сражается за Керчь, Феодосию и Севастополь. Здесь, в небе Черноморья, с особой силой проявилось неутомимое новаторство Челнокова-штурмовика. Это он нашел и впервые применил тактические приемы бомбоштурмовых ударов по морским транспортам противника. Так зародилось прицельное бомбометание с малых высот. Этот прием нашел убежденных сторонников среди морских летчиков и, по существу, решил исход борьбы с феодосийской группировкой фашистских кораблей.

Под натиском штурмовых ударов противник вынужден был отказаться от дневных операций на коммуникациях Новороссийск — Анапа — Керчь. Но советские летчики успешно громили врага и ночью. [557] До этого бытовало мнение, будто транспорты — цель только для бомбардировщиков, а отнюдь не для штурмовиков. Это подтверждала и тактика фашистов: они держали свои корабли в радиусе действия штурмовиков.

В боях за освобождение Севастополя челноковцы опровергли и это мнение: они потопили 24 транспорта и несколько танкеров противника, доказав, что не только малые, но и крупные корабли могут быть доступны «илам».

К Николаю Челнокову, пожалуй, больше всего относились слова популярной во время войны песни: «Смелого пуля боится...» Во многих боях участвовал он и каждый раз выходил победителем и даже невредимым. Боевые друзья говорили ему:

— Под счастливой звездой родился, Николай!

Находились даже шутники, утверждавшие, что Челноков летает на самолете, специально построенном для него, и других подобных машин в соединении нет.

— Машина моя обыкновенная, серийная, никаких особенных приспособлений на ней нет. Люблю я ее, знаю хорошо, вот она и слушается меня, — говорил он.

Челноков не раз подчеркивал, что для успеха в бою надо верить в машину, уметь в совершенстве управлять ею.

— Даже в минуты опасности не уходи от врага на полном газу, — любил говорить он. — Главное — сумей обмануть врага, найди выгодную позицию и сбей его...

...Серебрится морская гладь, лениво перекатываются волны, играя в лучах утреннего солнца. Для морского летчика эта игра цветов на утренней заре — большая дополнительная трудность: с высоты летящего самолета очень сложно различить цель на более темном фоне морского залива. Зная это, противник старается использовать для продвижения своих транспортов именно ранние часы.

Еще затемно командиры групп Челнокова прибыли на тряской полуторке к своим самолетам, возле которых добрых полночи трудились механики, мотористы, оружейники. Придирчиво осмотрели летчики машины. И эта придирчивость не обижала авиаспециалистов: летчик идет в бой, он должен быть уверен в своем самолете, в оружии.

— Пятый, взлет! — услышал Челноков лаконичную команду.

Он дал полные обороты двигателю, и машина, содрогаясь, сначала медленно, а потом, набирая скорость, пошла от линии старта вперед, в утреннюю дымку, прикрывавшую аэродром. [558]

Вскоре группа легла на боевой курс. Район цели — небольшой квадрат морского залива, отмеченный на карте красным карандашом. Здесь рано утром должен пройти вражеский конвой кораблей. Его надо уничтожить.

Скрылись из виду очертания родных берегов; внизу, под крылом, — унылая и однообразная картина. Челноков смотрит на приборы и определяет время. Да, через несколько минут должны показаться фашистские корабли.

Штурмовики идут в строю «правый пеленг». Челноков еще раз смотрит на часы: пора! Он пристально глядит вниз, на синевато-серебристую гладь моря, пытаясь увидеть цель. Ее нет. Челноков передает команду изменить курс на 90 градусов и вводит свой самолет в разворот.

Опять пристальный взгляд на рябоватую поверхность залива и опять разворот...

— Цель слева! Атакую, — первым обнаружив едва различимые силуэты вражеских транспортов, передал Челноков команду группе.

И в то мгновение, когда он, отдав ручку от себя, повел свой самолет на флагман вражеского конвоя, рядом с «илами» возникли черные шапки взрывов зенитных снарядов.

С нарастающим ревом мотора «ил» стремительно мчался вниз, навстречу морской пучине. Растет и скорость, падает высота. Но вот Челноков начинает выбирать на себя ручку управления, и послушный «ил», почти задевая мачты вражеского флагмана, выходит в горизонтальный полет, а за какое-то мгновение до этого летчик успевает нажать на кнопку электросбрасывателя бомб.

Внизу белое облако пара, перемешанное с черными космами дыма, окутывает фашистский корабль.

Краснозвездные «илы» один за другим атакуют фашистские корабли. Челноков разворачивается и опять ведет свою группу в атаку. Вот самолет вздрогнул, ручка управления стала тяжелой, малопослушной. «Повредили самолет», — решает Челноков, но из боя не выходит. Он продолжает атаки, сбрасывает на вражеский конвой все бомбы, ведет огонь из пушек. И так действуют все экипажи его группы.

Через несколько минут штурмовики, собравшись, легли на обратный курс. И, словно в отместку за дерзкие атаки, за три пущенных ко дну транспорта, в небе появляются «мессершмитты».

«В круг!» — лаконично приказывает Челноков, и «илы» из «пеленга» быстро перестраиваются в так называемый оборонительный круг. Воздушные стрелки держат «мессеров» на почтительном [559] расстоянии. Так, отбиваясь от фашистских истребителей, группа штурмовиков возвращается на свой аэродром.

Летчики идут докладывать о результатах налета, а техники и механики — подсчитывать количество пробоин и повреждений в боевых машинах. Авиаспециалисты торопятся: они знают, что с наступлением сумерек Челноков опять пойдет на боевое задание. И так будет и завтра, и послезавтра, и через месяц, до тех пор, пока не будет разбит враг...

Герой Балтики, герой Черного моря. В августе сорок четвертого года на его груди заискрилась вторая золотая медаль Героя Советского Союза.

После освобождения Крыма Челноков снова на Балтике. Теперь он командир Краснознаменного Ропшинского авиационного соединения. Новое положение ко многому обязывало, но зато и в значительной мере расширяло круг боевой деятельности. Челноков оставался верен своему правилу: действовать не по шаблону, а по строго разработанному плану каждого боевого задания.

Вскоре по прибытии на Балтику был получен боевой приказ: уничтожить отряд кораблей, состоявший из 14 вымпелов и прикрывавший левый фланг вражеских войск, упиравшихся в Нарвский залив. Отряд фашистских кораблей нес дозорную службу в заливе. Не раз наши летчики обрушивали свои удары на этот отряд, но он, как заколдованный, оставался невредимым. Хорошо организованная зенитная оборона не давала нашим самолетам возможности нанести прицельные удары.

Челноков возглавил группу. Умело маневрируя, штурмовики неожиданным ударом со стороны солнца парализовали зенитную оборону противника и в несколько заходов почти полностью разгромили отряд сторожевиков. Фланг войск противника со стороны залива был оголен.

И снова бои, но теперь бои, поддерживающие грозное наступление Советской Армии, прокладывающие путь к окончательном победе над врагом. Нарвский залив, остров Эзель, Кенигсберг, Пиллау, Данциг — всюду, где в небе проносились машины, ведомые Челноковым, враг ощущал карающую руку воинов-освободителей.

...Отгремели бои. Великая победа была завоевана ратными подвигами славных сынов Родины. В рядах первых среди них был Николай Челноков, отважный советский воин, человек большой воли и мужества.

Прошли годы. По состоянию здоровья Николай Васильевич Челноков ушел в запас. Он часто ездил в Ейск, где прошла его [560] молодость. Здесь, в школе летчиков, он всегда бывал желанным гостем, присутствовал на торжественных церемониях принятия военной присяги курсантами. Николай Васильевич беседовал с будущими морскими летчиками, рассказывал им о славных боевых подвигах ее многочисленных воспитанников, об истории их школы, делился своим боевым опытом. И курсанты, и преподаватели школы видели в генерале Н. В. Челнокове своего искреннего друга и душевного наставника. Славная боевая эстафета старшего поколения передана в надежные руки.

Петр Никитин

Человек воинского долга

ЧЕРНЯХОВСКИЙ ИВАН ДАНИЛОВИЧ

Иван Данилович Черняховский — видный советский военачальник. Он родился в 1906 году на Украине в городе Умань в семье железнодорожника. По национальности украинец. В Советской Армии с 1924 года. Член КПСС с 1928 года.

В том же году окончил артиллерийскую школу в Киеве, а в 1936-м — Военную академию механизации и моторизации РККА.

В годы Великой Отечественной войны командовал танковым корпусом, одной из общевойсковых армий Воронежского, а затем 1-го Украинского фронта, войсками 3-го Белорусского фронта. Успешно провел ряд операций в Белоруссии, Литве; под его командованием наши войска в октябре 1944 года первыми ворвались в Восточную Пруссию, вышли на подступы к Кенигсбергу. 18 февраля 1945 года в районе города Мелезак генерал армии И. Д. Черняховский был тяжело ранен и в тот же день скончался.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.