Сделай Сам Свою Работу на 5

Мастер стремительных рейдов 2 глава





Плотников повел самолет под нижней кромкой облаков. Внизу все чаще и чаще появлялись темнеющие на белом фоне воронки от разрывов снарядов, извилистые линии окопов.

— Скоро линия фронта, — доложил штурман. [169]

Плотников увеличил скорость до максимальной и на. малом высоте проскочил опасную зону. Впереди сверкнула извилистая лента Днепра. Высота нижней кромки облачности стала подниматься. Когда самолет подходил к станции Смела, Плотников увидел самолет Пашкова, а сзади него два вражеских истребителя. Они уже заходили в атаку, стараясь взять советский самолет в клещи и сбить его.

Сначала Плотников хотел отвлечь истребителей на себя. Но в это время самолет Пашкова, энергично маневрируя, ушел из-под атаки в облачность. Фашистские истребители остались внизу, подкарауливая его. Схватка с ними могла сорвать выполнение боевого задания. Ведь для сбрасывания бомб по железнодорожной станции бомбардировщикам нужно было выходить из облаков.

Плотников изменил решение. Самолет его скрылся в облаках и полетел в сторону вражеских истребителей. Чтобы не потерять их, летчик на мгновение выскакивал вниз и снова скрывался.



Истребители были уже совсем близко — всего несколько десятков метров. Советский летчик зашел на них сзади и с короткой дистанции открыл огонь. Очередь, другая, третья... После четвертой очереди один фашистский самолет загорелся и рухнул на землю. Бомбардировщик сбил истребителя — редкий случай!

Пока Плотников фотографировал обломки сбитого самолета, второй фашистский истребитель пытался атаковать его. Но советский бомбардировщик снова ушел в облачность. Пока шел этот необычный бой, Пашков вышел на станцию Смела с севера и сбросил бомбы.

Самолет Плотникова взял курс на запад. Советский летчик решил зайти на цель с тыла, чтобы отвлечь истребителей противника от района цели и беспрепятственно нанести точный удар. Его расчет оправдался. Вражеские зенитные пушки и пулеметы открыли огонь по бомбардировщику Плотникова только тогда, когда бомбы уже взорвались и самолет уходил от цели.

Задание командования выполнено. Оба советских экипажа благополучно вернулись на свой аэродром. Командир полка похвалил их за боевое мастерство, взаимную выручку в бою.



Павел Плотников прибыл на фронт в октябре 1941 года. Не сразу он стал воздушным снайпером. Первые вылеты не все были эффективны.

Группе советских бомбардировщиков, в том числе экипажу Плотникова, было дано задание нанести удар по наступавшим

немецко-фашистским войскам. Когда советские самолеты приближались к линии фронта, они увидели впереди огненные шапки разрывов зенитной артиллерии. А через некоторое время к самолетам потянулись сверкающие пулеметные трассы.

Павел Плотников старался выдержать заданный боевой курс, чтобы точно выйти на цель. Но его взгляд невольно задерживался на вспыхивавших разрывах зенитных снарядов, пулеметных трассах, мелькавших то справа, то слева.

«Вот оно, первое испытание», — подумал молодой летчик. К счастью, в воздухе не было фашистских истребителей.

— Бомбы сбросил! — с облегчением услышал Плотников голос штурмана. Летчик даже не смог посмотреть, куда упали бомбы. Штурман доложил — в районе расположения вражеских войск.

Не без труда экипаж довел самолет на свой аэродром: сказывалось нервное напряжение. Вышли из самолета усталые.

Летчики с удовольствием улеглись под крылом самолета. Хотелось, как говорится, прийти в себя, осмыслить первый боевой вылет, в котором экипаж встретил интенсивное противодействие противника, проанализировать свои действия. Но вскоре послышалась команда:

— Готовиться к вылету.

И так каждый день. Иногда совершали по 4 — 5 боевых вылетов. Времени оставалось только на сон. Вражеская авиация имела численное преимущество. Компенсировать это нашим летчикам приходилось увеличением количества вылетов в день. Ну, а доучивались, приобретали необходимые навыки непосредственно в боях. Да, это было трудное время. Не один советский самолет был подбит вражескими зенитными пушками или пулеметами. Гибли наши летчики и от атак немецко-фашистских истребителей. Тяжело переживались эти потери.



Однако в ходе жарких боев мужали наши летчики, закалялась их воля, росло боевое мастерство.

Павлу Плотникову особенно запомнился один из воздушных боев в ноябре 1941 года. Тогда экипаж выполнял задачу по разведке противника. Самолет уже лег на обратный курс, когда стрелок-радист Михеев сообщил, что атакуют два вражеских истребителя. Они внезапно свалились на бомбардировщик со стороны солнца. Плотников резко развернул свой самолет, чтобы уйти из-под атаки.

Вражеские истребители проскочили недалеко от советского бомбардировщика. Плотников энергично отжал штурвал от себя. И пока фашистские самолеты разворачивались, бомбардировщик [171] стремительно несся к земле. Но скорость у него была гораздо меньше, чем у истребителей, и они быстро приближались к советскому самолету, когда тот шел на бреющем. Однако у земли, на фоне местных предметов, бомбардировщик был виден хуже, чем на большой высоте, он сливался с местностью, и это затрудняло прицеливание фашистским летчикам.

Но вот впереди Плотников увидел желтое поле скошенной пшеницы. На ее фоне советский бомбардировщик виден как на ладони. И отвернуть некуда.

Лихорадочно работала мысль. Как быть? Еще секунда, другая, третья... и все будет кончено.

Вражеские истребители попытались использовать этот момент для атаки и стремительно понеслись в пике. В любую секунду ливень огня мог обрушиться на советский бомбардировщик.

Решение пришло мгновенно. Плотников резко взял на себя сектора газа моторов и энергично потянул штурвал. Бомбардировщик взмыл вверх, скорость его полета сразу упала. Вражеские летчики не ожидали такого, проскочили вперед, их атака сорвалась. Более того, при выходе из пикирования один вражеский истребитель сам попал под огонь нашего бомбардировщика. Штурман экипажа Запорожко немедленно воспользовался этим и длинной очередью прошил фашистский самолет. Свалившись на крыло, он рухнул на землю. Второй истребитель, круто набирая высоту, развернулся и взял курс на запад. Вслед ему Михеев послал длинную пулеметную очередь.

Плотников выровнял свой самолет, прибавил обороты моторов и взял курс на свой аэродром. Взглянув вниз, он увидел дымящиеся обломки сбитого вражеского самолета.

Позади два фронтовых года, полные напряженных боев. Павел Артемьевич Плотников воевал на Южном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Уже в ноябре 1942 года за мужество и отвагу он был награжден орденом Красного Знамени.

Благодаря выдержке, высокому мастерству и находчивости экипаж Павла Плотникова любое задание командования выполнял только на «отлично».

...В апреле 1942 года нужно было разбомбить большой транспорт противника в Таганрогском порту. На это задание был послан экипаж Плотникова. Преодолевая сильный огонь зенитной артиллерии, отважный экипаж пробился к цели. На малой высоте заходить было опасно, так как вокруг порта фашисты густо расставили зенитные орудия и пулеметы. А с большой [172] высоты судно казалось едва заметной точкой. Только большой мастер смог направить сюда бомбы. И Плотников сделал это. Атаковав цель, он прямым попаданием взорвал транспорт.

В августе того же года он получил задание разбомбить переправу в районе города Армавира. И это задание Павел Артемьевич выполнил с честью.

В сентябре 1943 года группа пикирующих бомбардировщиков под командованием Плотникова нанесла бомбовый удар по железнодорожному мосту через Днепр, по которому немецко-фашистское командование перебрасывало резервы на фронт. Мост прикрывался сильным зенитным огнем. Но это не смогло остановить советских летчиков. Мост был надолго выведен из строя. Вскоре такая же участь постигла и другой мост через реку Днепр в районе Кременчуга.

В октябре 1943 года из сообщения Совинформбюро вся страна узнала о смелом героическом подвиге советских летчиков. Двенадцать пикирующих бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Полбина возвращались с боевого задания после бомбардировки железнодорожного узла противника и встретили большую группу фашистских самолетов, летевших под прикрытием истребителей бомбить наши сухопутные войска.

Бомбардировщики, как известно, не предназначены для атаки самолетов в воздухе, тем более истребителей. Но советские летчики не могли допустить, чтобы фашисты безнаказанно бомбили наши войска. Они смело врезались в гущу самолетов противника, поливая их огнем. Было сбито семь самолетов врага. Одного из них уничтожил Павел Плотников.

За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с фашистскими оккупантами Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР в августе 1944 года Павлу Артемьевичу Плотникову было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокая награда воодушевила героя на новые подвиги.

Однажды в часть пришел приказ командующего фронтом: уничтожить переправы через реку Днестр в районе города Дубоссары.

Когда приказ стал известен летчикам, они, как обычно, взялись за карты, чтобы изучить район предстоящих действий. Восточное и западнее Днестра параллельно ему шли железнодорожные линии. Их соединяли шоссейные дороги и переправы через реку. Следовательно, переправы были теми уязвимыми звеньями, нарушив которые можно было надолго прервать сообщение западного берега Днестра с восточным. Разбомбить [173] переправы — значит задержать движение фашистских резервов.

Несколько пикирующих бомбардировщиков поднялось в воздух, направляясь в сторону Днестра. Экипажи взяли курс на переправу. Небо было спокойным, и казалось, ничто не сможет помешать им сбросить бомбы на цель. Но вот впереди вспыхнул разрыв зенитного снаряда, за ним другой, третий. Их появлялось все больше и больше. Шапки разрывов все ближе и ближе. Осколки снарядов забарабанили по обшивке самолетов. Силой взрывов их бросало из стороны в сторону. От летчиков требовались большие усилия, чтобы выдержать боевой курс. Но вот самолет, ведомый старшим лейтенантом Зиновьевым, накренившись, резко развернулся и пошел к земле. Другие два бомбардировщика продолжали лететь к цели. Однако прицеливаться было трудно, и сброшенные бомбы в переправу не попали.

Через некоторое время было послано еще звено пикирующих бомбардировщиков. Противник встретил их также сильным огнем. Один советский самолет был сбит. 11 этот вылет не принес успеха.

Время шло, а приказ еще не был выполнен. И вот командир полка решил послать на переправу экипаж бомбардировщика Павла Плотникова. Взлетев с аэродрома, самолет Плотникова вошел в облака и, скрывшись в них от истребителей противника, вскоре оказался недалеко от переправы. Противник встретил бомбардировщик шквалом огня. Но летчик упорно пробивался к цели. Вот и едва заметная полоска, пересекающая реку, — переправа.

— Боевой курс, — передал штурман.

Теперь уже нельзя сворачивать. Надо точно идти по линии заданного пути, несмотря на огонь. Переправа все ближе и ближе. Справа и слева рвались зенитные снаряды, но летчик твердой рукой ввел самолет в пикирование.

Стремительно пикирует самолет. Летчик точно направляет его на цель. На заданной высоте штурман Яшин нажимает на кнопку бомбосбрасывателя, и бомбы летят вниз.

— Бомбы легли в цель. Переправа взорвана! — с радостью доложил стрелок-радист Михеев, наблюдавший за результатами удара.

Теперь Плотников направил свой самолет на другую переправу. Здесь круто менялось течение Днестра. Самолет энергично развернулся и пошел на малой высоте над серединой реки, укрываясь от зенитного огня за высокими обрывистыми берегами. Вдали виднелась переправа. По ней тянулись автомашины, [174] орудия, колонны солдат. Вот она все ближе и ближе. Уже видно, как заметались фашисты. Бомбардировщик выскочил на переправу и с ходу сбросил бомбу. Но она лишь подняла фонтан воды. Через несколько минут Плотников развернул самолет и снова, теперь уже под небольшим углом к переправе, зашел на нее. На этот раз удар был точен.

Приказ командования выполнен. В одном вылете экипаж Павла Плотникова взорвал две переправы. Путь немецко-фашистским резервам прегражден.

Личное мастерство, добытое в горячих боях, Павел Плотников передавал молодым летчикам. В октябре 1944 года его назначили командиром эскадрильи гвардейского полка.

В январе 1945 года эскадрилья под командованием Плотникова получила задание нанести удар по скоплению эшелонов на железнодорожной станции Опочно. Отважный командир точно вел своих питомцев на цель. Но вот фашистские зенитные орудия открыли огонь. Разрывы снарядов будто закрыли все небо. Молодым летчикам казалось, что пробиться к станции уже нельзя. Но они видели впереди самолет командира, который, искусно маневрируя, вел их вперед. И прошли. Один за другим бомбардировщики пикировали на вражеские эшелоны, стоявшие на путях станции. В конце их были видны дымящиеся паровозы.

Взрывы фугасных бомб потрясли воздух. Как показали фотоснимки, удар оказался снайперским. Были уничтожены десятки вагонов с автомашинами, боевой техникой, гитлеровцами. Железнодорожная станция надолго вышла из строя.

Эскадрилья гвардейцев Павла Плотникова громила врага и на территории Германии. Особенно отличилась она в бомбежке аэродрома Ламсдорф. Здесь гвардейцы за один вылет уничтожили 21 самолет противника и взорвали бензосклад.

За годы войны Павел Артемьевич совершил 343 боевых вылета, уничтожив десятки железнодорожных эшелонов, орудий, танков, автомашин и много другой боевой техники. Несколько крупных мостов и переправ рухнули от его метких ударов.

В конце июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР мужественный летчик награжден второй медалью «Золотая Звезда».

С честью носит коммунист Плотников звание советского летчика. Он заслуженный военный летчик СССР, опытный командир. Свой боевой опыт и высокое мастерство передает молодому поколению наших авиаторов.

Людмила Попова

Две звезды героя

ПОКРЫШЕВ ПЕТР АФАНАСЬЕВИЧ

Петр Афанасьевич Покрышев родился в 1914 году в селе Голая Пристань Голопристанского района Херсонской области в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1941 года. В Советской Армии с 1934 года. В 1935 году окончил военную школу пилотов. Участвовал в освобождении Западной Украины.

В годы Великой Отечественной войны П. А. Покрышев сражался на Ленинградском фронте, считался одним из лучших летчиков фронта. Проявил выдающуюся храбрость и героизм. Командовал эскадрильей, совершившей сотни боевых вылетов, а затем полком истребителей, блестяще выполнявшим сложные боевые задания.

П. А. Покрышев участвовал в 60 воздушных боях, в которых лично сбил 22 вражеских самолета и 7 — в группе. 10 февраля 1943 года он удостоен звания Героя Советского Союза, а 24 августа 1943 года награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Награжден также многими орденами и медалями. По окончании Великой Отечественной войны генерал-майор авиации П. А. Покрышев продолжал службу в рядах Советской Армии. В 1954 году окончил Академию Генерального штаба. Был депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва. С 1961 года по состоянию здоровья в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта. В 1967 году П. А. Покрышев скоропостижно скончался.

Ранним июньским утром 1941 года Петр Покрышев облетывал новый, только что полученный его частью истребитель конструкции Яковлева. Точеные формы новой машины восхитили его еще на аэродроме. И, находясь в воздухе, он с чувством радостного удовлетворения выполнял двойные «бочки», «развороты», «спирали» — все фигуры, применявшиеся в учебных боях.

Усталый и довольный результатами полета, Покрышев посадил машину на аэродром. Но не успел еще подрулить к стоянке самолетов, как протяжно завыла сирена. Воздушная тревога!

Так началась для Петра Покрышева война с фашистской Германией.

Со всей полнотой ощутил тогда Покрышев, какой счастливой жизнью жил он до этой войны; понял, что вся Родина встает на защиту своего счастья и что это чувство Родины вошло в его кровь и неотделимо от биения его сердца.

Он полюбил небо еще мальчиком, когда впервые увидел в прозрачной синеве легкий, стремительный самолет с красными звездами на крыльях. Небо стало страстной мечтой, когда, окончив школу ФЗУ и работая слесарем на харьковском заводе «Серп и молот», он впервые услышал в ленинском уголке доклад о планерах...

Его мечта осуществилась: он поступил в Горьковский аэроклуб. Потом стал курсантом Одесской школы военных пилотов. Познал, наконец, то ни с чем не сравнимое чувство полета, которое испытывает летчик, уносящийся в небо на мощном и легком истребителе.

В 1934 году впервые увидел он легендарного летчика Валерия Чкалова, посетившего Одесскую школу пилотов и показавшего [177] курсантам свое искусство летчика-истребителя. На всю жизнь, как какое-то неповторимое чудо, остался в памяти Покрышева этот чкаловский полет. Чкалов стал кумиром молодого летчика, и Покрышев поставил своей целью добиваться такого же совершенства в выполнении фигур высшего пилотажа.

По окончании летной школы в 1934 году он был направлен в Ленинградский военный округ. Его эскадрилья базировалась на том же аэродроме, где начинал свою летную жизнь Валерий Чкалов. И это воодушевляло молодого летчика, помогало ему стать настоящим воздушным бойцом.

А когда Чкалов и его друзья Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершили свои легендарные полеты, сперва над Арктикой на Дальний Восток, а затем через Северный полюс в США, какую бурю восторга вызвали в душе Покрышева эти полеты, как хотелось тогда ему так же, как многим молодым летчикам, броситься к своему самолету и летать, летать, как Валерий Чкалов...

Под крылом Покрышева не раз проплывал Ленинград: излучина Невы, купол Адмиралтейства, похожий сверху на золотую чашу, строгие линии проспектов, голубоватые дымки заводских районов. Этот город щедро раскрывал перед ним сокровищницы русского гения. В этом городе обнажал он голову перед великими памятниками Революции.

И судьба Ленинграда, как и судьба всей Родины, стала его судьбой. Уже дни войны с Финляндией явились для него суровой проверкой всех его качеств воздушного бойца. Были у него победы и неудачи. Он запомнил, как, охваченный дымным пламенем, падал первый сбитый им самолет врага и как тогда же загорелся его «ястребок», раненный вражеской зениткой.

На горящей машине перелетел он линию фронта; прорубив в мелколесье просеку, посадил на небольшой поляне машину и выскочил из охваченной огнем кабины.

«Летчик должен летать не только как спортсмен, но и как боец», — вспомнились ему в те минуты слова Чкалова, обращенные к советским летчикам, и Покрышев дал себе слово добиться такого искусства боя, чтобы он и его машина были неуязвимы в схватке с любым врагом.

И вот война с фашистской Германией.

Командир части, в которой служил Покрышев, прочертив на полетной карте первые боевые маршруты своих летчиков, обвел красным кружком Псков и вызвал командиров эскадрилий:

— Главная наша задача сейчас, — сказал он, — уничтожать вражеские бомбардировщики. В любой обстановке надо пробиваться [178] сквозь прикрытие истребителей к «юнкерсам» и «хейнкелям» и жечь их, не допуская к Пскову. Всем эскадрильям находиться в боевой готовности номер один. Первой вылететь эскадрилье старшего лейтенанта Покрышева.

— Есть вылететь, — отозвался Покрышев.

Невысокого роста, худощавый, с черной копной вьющихся волос, с блестящими черными глазами, Покрышев стоял около истребителя, окруженный летчиками своей эскадрильи, и говорил:

— Враг готовит бомбовый удар по Пскову. Нам приказано уничтожать вражеские бомбардировщики на пути к городу. Будем бить с коротких дистанций. По самолетам, товарищи!

Покрышев повел эскадрилью на перехват «хейнкелей». Уже издали заметили летчики на бледном фоне неба темные силуэты вражеских бомбардировщиков. Покрышев первый со своим ведомым ринулся на врага. Сбросив куда попало бомбы и резко снижаясь, «хейнкели» пытались уйти от советских летчиков, но Покрышев дал короткую очередь по бензиновым бакам ведущего бомбардировщика и увидел, как «хейнкель», тяжело перевалившись через крыло, камнем пошел к земле.

— Бей по бензобакам! Здорово горят! — передал он по радио своему ведомому.

Разламываясь в воздухе на части, пошел к земле второй «хейнкель», сбитый напарником Покрышева. Летчики вернулись на свой аэродром с первой победой. Шел второй день войны.

Крупные воздушные соединения фашистской Германии готовились обрушиться на Ленинград. Летчики, оборонявшие город, разведывали пути продвижения врага, вели дневные и ночные бои с превосходящими по численности вражескими истребителями и бомбардировщиками.

Уже на четвертый день войны по всему миру прокатилось эхо взрыва пылавшего бомбардировщика, брошенного капитаном Гастелло на вражеские танки. И рядом с бессмертным именем Гастелло вскоре встали имена ленинградских летчиков, повторивших его подвиг, — Леонида Михайлова, Луки Муравецкого, Назара Губина, Семена Косинова, Ивана Черных.

— Своими подвигами они победили смерть. Вечно будут жить их имена в нашей памяти, — взволнованно говорил Покрышев летчикам своей эскадрильи и, глядя в их лица, ясно видел, что все они так же, как и он сам, готовы выполнить любой приказ Родины.

Анализируя боевые полеты своих товарищей и свои собственные, Покрышев убеждался, что наилучших результатов истребители [179] достигают, действуя парами — ведущий и ведомый. Ведущий, уверенный в том, что ведомый надежно его защищает с хвоста, смело идет в атаку.

Во главе шестерки «Яковлевых» Покрышев вылетел на задание. Его ведомым был Медведев — молодой летчик, воспитанник комсомола. Группа патрулировала над нашими войсками, когда, вывалившись из облака, ее атаковали шесть «мессершмиттов». Наши летчики смело вступили в бой. Пулеметные очереди с близких дистанций, и один за другим падают пять пылающих «мессершмиттов».

На аэродроме Покрышев отдал короткий рапорт командиру части:

— Из шести самолетов противника сбито пять. Все наши машины пришли домой без повреждений. Боевой порядок пар обеспечил успех в бою.

В августе 1941 года Петр Афанасьевич Покрышев был принят в члены Коммунистической партии.

Вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеской блокады. В городе опустели продовольственные склады и магазины. Враг надеялся задушить Ленинград голодом... И когда в ноябре 1941 года транспортные самолеты с продовольствием полетели с Большой земли к городу-фронту, командование поручило Петру Покрышеву во главе пятерки «Яковлевых» сопровождать первый такой воздушный караван из девяти транспортных самолетов, летевший через Ладожское озеро. Внизу по-осеннему чернело огромное озеро, а в небе рыскали вражеские самолеты. Покрышев заметил на горизонте большую группу фашистских истребителей, несущуюся прямо на его пятерку.

— Приготовиться! Атакуем сверху и в лоб, — приказал Покрышев по радио своим истребителям.

Атака была стремительной. Фашистские летчики растерялись, и в короткое время восемь их самолетов рухнуло в озеро.

Вечером на аэродроме командир полка передал Петру Покрышеву телеграмму командования, поздравлявшего его с победой.

Шли тяжелые синявинские бои 1942 года. Эскадрилья Покрышева не выходила из боев. Так, прикрывая шестеркой истребителей группу бомбардировщиков, наносившую удар по огневым позициям врага, Покрышев провел тяжелый бой с 30 фашистскими истребителями. В этом бою он огнем своего пулемета [180] вогнал в землю ведущего «мессершмитта». А рядом срывались в свой последний штопор другие самолеты, сбитые его летчиками и летчиками другой, пришедшей на помощь эскадрильи.

Возбужденные и радостные, возвращались наши летчики на свой аэродром. Когда пролетали над Шлиссельбургом, на них внезапно накинулись 25 «мессершмиттов».

Решение пришло молниеносно.

— Сопровождайте бомбардировщиков до аэродрома, — приказал Покрышев четверке своих летчиков. Сам он с молодым ведомым Федором Чубуковым вступил в бой с фашистами.

Два — против двадцати пяти!

Наши самолеты ушли. Покрышева и Чубукова окружили «мессершмитты». Маневр и огонь с самых коротких дистанций! Покрышев нажал на гашетки пулеметов. В вихре дымного пламени рухнул с высоты четырех тысяч метров ведущий «мессершмитт», вслед за ним — второй, сбитый Чубуковым. Обозленные неудачей, фашистские летчики с остервенением кинулись на отважную пару.

— Держись, Чубук! — крикнул Покрышев своему ведомому.

Фашистам удалось отколоть Чубукова от Покрышева. Одна группа «мессершмиттов» ринулась на Покрышева, остальные — на Чубукова. Искусно маневрируя, Покрышев сбил еще один самолет. Но тут вражеский снаряд ударил по его истребителю, и он свалился на крыло. Покрышев понял: повреждение серьезно. Но нет! Они еще рано торжествуют победу!

Вниз! К земле! Он бросил свою машину в пике — так падают сбитые самолеты. Стрелка высотомера быстро поползла к нулю. Теперь фашисты могли думать, что разделались с ним. Но почти у самой земли Покрышев вывел самолет из пике и дошел на бреющем до своего аэродрома. Он. увидел, как над летным полем кружилась его четверка, дожидаясь в воздухе своего командира.

Покрышев первым посадил своп самолет и, тяжело дыша и вытирая пот, вышел из кабины. Один за другим шли на посадку его истребители. Не хватало только одной машины. Не было его ведомого Чубукова.

Покрышев курил папиросу за папиросой. Взглядом, полным тревоги, всматривался в высоту.

— Чубук! Чубук! Мы с тобой в паре сбили уже несколько самолетов... Тебя только что приняли в партию... Ты должен прийти! — твердил он про себя.

И, словно в ответ ему, в небе показался неловко летящий истребитель. Он осторожно заходил на посадку. Еще минута — и из кабины выпрыгнул Чубуков. [181]

— Живы! Вы живы, товарищ командир! — радостно восклицал он, спеша навстречу Покрышеву, сияя счастливыми глазами. — А у меня пробило маслобак, но он не загорелся. Потом ударило по машине, заклинило руль поворота. Прыгать нельзя было: фашисты расстреляли бы в воздухе. Я крутился на месте. Один паразит подловчился, трахнул меня еще раз по хвосту. Я все же вывернулся. Удалось укрыться в облаках.

— Молодец, Чубук! Не родился еще такой враг, который бы нас победил, — сказал Покрышев, крепко обнимая Чубукова.

В ноябре 1942 года полку было присвоено наименование гвардейского. Запомнилось прозрачное осеннее утро, широкое поле аэродрома и сияние гвардейского знамени, которое представитель командования вручил командиру части. Покрышев мысленно повторял произнесенную командиром клятву: «Будем драться с врагами нашей Родины, не щадя своих сил, а если потребуется, не щадя и самой жизни...» И с честью выполнял эту клятву.

В напряженное время прорыва вражеской блокады готовность номер один, когда летчик находится в кабине самолета, чтоб по первому сигналу вылететь в бой, стала постоянной в эскадрилье Покрышева.

Шел жестокий бой за Шлиссельбург. Летчики помогали нашим артиллерийским и пехотным частям расправляться с засевшими в этой древней крепости фашистами, нанося им удары с воздуха. Петр Покрышев садился на снежную, искрящуюся гладь аэродрома, чтоб только заправить самолет горючим и с очередной группой своих истребителей снова уйти в морозную синеву для схватки с вражеской стаей.

— Маневр и огонь! Огонь с самых коротких дистанций! Вот твоя формула боя, Петро, — говорил он себе.

«Фокке-вульфы», «мессершмитты», «хейнкели» и «юнкерсы» сгорали от его меткого огня. Его черные глаза зорко смотрели через стекло фонаря. От этих глаз, от его крепкой руки враг не мог уйти.

Дни прорыва блокады Ленинграда были днями массового героизма ленинградских летчиков.

И незабвенны имена пилотов,
Что во втором военном январе
Шли над Невой на штурм фашистских дзотов
Через огонь несметных батарей.

Тех, что с врагом дрались на всех высотах,
Тех, что смотрели всем смертям в лицо, [182]
Но поддержали с воздуха пехоту,
Ломавшую зловещее кольцо!

Не все домой пришли из битвы этой,
Но как святыню сохранит страна
В боях простреленные партбилеты
И облитые кровью ордена.

...Войдет в легенду ночь. Январский холод,
На славных памятниках лунный свет,
Сразившийся с самою смертью город
Во всем его бессмертном торжестве!

В феврале 1943 года вместе с другими летчиками своей части Петр Покрышев был командирован в Москву для приема новых самолетов. Здесь, в столице Советской Родины, он узнал, что Указом Президиума Верховного Совета ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Летчики-герои были приглашены в Кремль.

— Я оправдаю доверие партии и правительства. Все свое искусство летчика, всю мою жизнь отдам я нашей великой Родине, — сказал он, получив из рук Михаила Ивановича Калинина «Золотую Звезду» Героя и орден Ленина.

Летом 1943 года Петр Покрышев был назначен командиром расположенной по соседству части. Он хорошо знал многих ее летчиков и все же с волнением думал о предстоящей ему новой и многогранной работе командира. Справится ли он с ней? Должен справиться!

На другой день он вылетел к новому месту службы.

Лучи восходящего солнца горели на стеклах кабины, на крыльях самолета. Утреннее небо было спокойным. Прошло не более минуты полета, как на горизонте показались три темные точки. «Может, наши вылетели мне навстречу», — мелькнуло у Покрышева. Точки увеличились, и он ясно различил: навстречу летят вражеские бомбардировщики.

Драться? Но он летит принимать новую часть. К тому же он один, без ведомого. Но бомбардировщики летят курсом на Ленинград! Как же он может их пропустить? Покрышев стремительно атаковал ведущего «хейнкеля» и сбил его прежде, чем тот успел открыть огонь. Другие поспешили покинуть поле боя. Вдруг сверху, из-за солнца, выскочила шестерка «фокке-вульфов». Раздумывать было некогда. Резкий набор высоты. Крутой поворот. Молниеносная атака в лоб — и ведущий «фокке-вульф» загорелся. Но тут к оставшимся пяти подошли еще два. Теперь вся стая бросилась на советского летчика. У Покрышева кончились патроны. Он был один против семи. [183]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.