Сделай Сам Свою Работу на 5

Бортинженер космических «союзов» 9 глава





В самом начале Великой Отечественной войны Коммунистическая партия поставила перед партийными организациями районов, которым угрожала оккупация, задачу организовать народное партизанское движение.

Партийный актив Путивльского района Сумской области УССР, выполняя решения Центрального Комитета, сформировал три партизанских отряда. Первый возглавил председатель Путивльского горсовета С. А. Ковпак, второй — полковой комиссар запаса С. В. Руднев и третий — председатель Воргольского колхоза Кириленко.

Ковпака и Руднева судьба свела еще в годы мирной жизни. Оба участники гражданской войны. Ковпак партизанил тогда в Котелевском районе Полтавщины, воевал у Чапаева, гонялся за бандами Махно по степям Украины. Руднев еще юношей участвовал в штурме Зимнего дворца, воевал в гражданскую войну.

Мирные годы они провели по-разному. Руднев служил в армии, был на политработе, а Ковпак до 1926 года был военкомом в Большом Токмаке, Геническе, Кривом Роге и Павлограде, позже работал в хозяйственных, советских и партийных органах. Война застала его председателем Путивльского городского Совета. А до этого он был начальником дорожного строительства. И вот уже в партизанские времена, особенно в удачные месяцы, когда, бывало, начальник штаба Базима приносил месячную сводку и Ковпак доходил до графы, где указывалось (в погонных метрах), сколько взорвано и сожжено железнодорожных и шоссейных мостов, в штабе воцарялась комическая пауза, и Руднев [493] провозглашал:



— Внимание! Товарищ директор Дорстроя подводит баланс ремонтных работ. Ну как, Сидор, промфинплан выполнил?

— Выполныв, чорты його батькови в печинку, — говорил в ответ Ковпак, ставя свою подпись под отчетом.

В первых числах сентября 1941 года враг оккупировал Путивльский район. Отряды ушли в леса.

Вначале отряды Ковпака, Руднева и Кириленко действовали каждый самостоятельно и связи между собой не имели. Ковпак первым бросил вызов врагу. Его отряд стал активно действовать на дорогах, по которым разъезжали автомашины и танки противника.

И вот друзья встретились. Очень обрадовались они друг-другу. Разные по возрасту и характеру, люди эти в одном были совершенно одинаковы: в преданности своему партийному долгу, в непреклонной решимости выполнить порученное им дело.



Командиры обсудили положение, поделились опытом первых дней борьбы и решили слить свои отряды в один. Руднев, исполняя обязанности комиссара, энергично начал помогать Ковпаку сколачивать отряды, укреплять дисциплину. Командир и комиссар считали обязательным для себя образцовое выполнение воинского долга и требовали того же от подчиненных.

По опыту старого солдата в империалистическую войну и командира партизанского отряда в гражданскую Ковпак понимал, что нужно обязательно выиграть первый бой, пусть маленький, нанести хотя бы незначительный урон врагу. Это было необходимо для сплочения отряда.

Первые бои объединенного партизанского отряда с вражескими танками 19 октября и с более крупной группировкой фашистов 20 октября 1941 года принесли успех, несмотря на то что отряд не имел и ста бойцов.

1 декабря 1941 года стало переломным моментом в жизни партизанского отряда. Боевая обстановка вынудила партизан искать выход из тру71ного положения. Лес, в котором базировался и действовал Путивльский объединенный отряд, был невелик и легко мог быть окружен тремя-четырьмя батальонами пехоты. Враг, имея в своем тылу активный отряд, нарушавший пути подвоза к фронту на тактически важных направлениях, решил уничтожить партизан, укрывшихся в Спадщанском лесу. Утром противник силой до трех тысяч штыков начал наступление. Лес был окружен. Главный удар наносился со стороны села Новая Шарповка. Первая засада партизан, у дома лесника, что в километре западнее Новой Шарповки, была оттеснена. Не [494] распыляя своих и без того малочисленных сил, отряд занял круговую оборону в лесу, вокруг своих баз-землянок.



Центром обороны был немецкий танк, ранее захваченный партизанами в бою. Руководил обороной командир отряда Ковпак.

Немцы продолжали теснить заставы партизан, и пехота противника вклинилась глубоко в лес. Но тут ударили орудия трофейного танка, и первая атака противника была отбита. Потеряв надежду с ходу разгромить отряд, враг подтянул резервы и предпринял еще ряд атак. Партизаны, воодушевленные примером командира и комиссара, которые сражались вместе с бойцами, ни на шаг не отступили от занятой ими позиции, отбили все атаки. Противник потерял до 200 человек убитыми и ранеными. Потери партизан — трое убитых, один раненый. Трофеи — пять пулеметов, 20 винтовок. На заградительной мине в лесу подорвалась пятитонная машина с 75-миллиметровой пушкой и расчетом. Остальные трофеи подобраны не были, так как бой закончился ночью и отряд тотчас вышел в рейд.

Именно в этих первых боях проявились боевой опыт командира отряда Ковпака, его мужество, храбрость, сочетавшиеся с трезвым расчетом, хладнокровием в бою и глубоким пониманием природы партизанской тактики. Ковпаковцы провели впоследствии сотни боев, прошли тысячи километров по тылам врага, нанесли противнику огромный ущерб, но основа, фундамент будущей славы и грозной силы были заложены именно в этих боях горсткой храбрецов, которые бесстрашно приняли бой с врагом, имевшим более чем тридцатикратное численное превосходство и к тому же вооруженным танками, артиллерией и самолетами.

С этого дня Ковпак и Руднев резко изменили тактику: отряд стал рейдовым, подвижным.

В декабре 1941 — январе 1942 года Путивльский. отряд совершил боевой рейд в Брянские леса. Там он быстро вырос до 500 человек, пополнился оружием — отечественным и трофейным, боеприпасами. Это был первый рейд ковпаковцев.

Во время этого рейда отряд Ковпака и Руднева оказал организационную помощь Севскому партизанскому отряду, Ямпольскому отряду Гнибеды, отряду под командованием Гудзенко. Ковпаковцы помогли перейти к активным боевым действиям отрядам Глуховского, Конотопского, Шалыгинского и Кролевецкого районов, которые потом слились с Путивльским в одно боевое соединение партизанских отрядов Сумской области. Ряд совместных операций был осуществлен с отрядом Червонного [495] района, отрядом Покровского, а позже с соединением Сабурова по разгрому гарнизонов противника и карательных экспедиций оккупантов.

Второй рейд на родную Сумщину начался 15 мая и продолжался до 24 июля 1942 года.

Потери гитлеровцев за два летних месяца только в боях против ковпаковцев составили до полутора тысяч человек. Но противник не прекращал яростных атак. С 11 по 20 июля, силами трех дивизий, оснащенных танками и авиацией, враг пытался ликвидировать партизанские соединения. С. А. Ковпаку с его отрядом пришлось отойти в южную часть Брянских лесов.

...Мне довелось встретиться с ковпаковцами, когда они вернулись из второго рейда по Сумской области снова на Брянщину, где я выполнял задание штаба фронта.

Узнав Ковпака ближе, я решил для себя, что буду воевать с ним вместе.

Уезжая на несколько дней на наш партизанский аэродром, который к тому времени уже создали, я был недоволен только одним: я не видел ни танков, ни самолетов Ковпака, о которых шла партизанская молва. Вернее, я видел, что их нет и не было, и все же таилась надежда, что командир соединения, в то время уже Герой Советского Союза, легендарный вожак народных масс о вражеском тылу, о котором шла стоустая молва как о мудром человеке, где-то припрятывает их.

В это время многих командиров украинских, белорусских и орловских партизанских отрядов вызвали в Москву, где их приняли руководители Советского правительства. На этой встрече обсуждались вопросы дальнейшего развития партизанского движения. Была поставлена задача создать в каждом городе, в каждом населенном пункте, на территории, временно оккупированной гитлеровцами, новые резервы партизанского движения, направить главные силы партизан и подпольщиков на разрушение вражеских коммуникаций.

Центральный Комитет партии и Советское правительство приняли ряд практических мер по оказанию помощи советским патриотам, борющимся во вражеском тылу.

Пламя партизанского движения разгоралось с новой силой. Враг вскоре узнал мощную силу ударов по самому чувствительному нерву своего тыла — по коммуникациям. Вся деятельность украинских партизанских отрядов и соединений проходила под непосредственным руководством ЦК партии Украины. Приказы Центрального и Украинского штабов партизанского [496] движения требовали усиления боевой деятельности партизан и еще большей координации их действий с Советской Армией.

5 августа 1942 года ЦК партии Украины предложил всем партизанским отрядам усилить удары по железнодорожным коммуникациям врага.

Вместе с тем большое внимание уделялось организации далеких рейдов в тылы врага.

В отряде Ковпака началась подготовка к новому рейду. Такого рейда еще не было в истории. Свыше ста лет назад полковник Риего, руководитель герильясов — испанских партизан, совершил два рейда по Южной Испании. Каждый из них продолжался по нескольку дней и был протяженностью 200 — 300 километров. Рейд славного партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова по тылам наполеоновской армии был больше — до 800 километров. Он проходил по лесной местности от Смоленщины до Гродно.

По заданию главкома партизанскими силами Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова соединению Ковпака нужно было пройти от Орла к границам Западной Украины, форсировать Десну, Днепр, Припять и перейти бесчисленное множество мелких рек, железных и шоссейных дорог, затем от северо-восточной границы Украины дойти до западной ее границы.

* * *

Стояли погожие дни осени 1942 года. Лес засыпал палатки партизан багрово-красными и ярко-желтыми листьями. Прошли первые осенние дожди, вечера были теплые, а по утрам подмораживало. Долгие часы просиживали мы у огня. Ковпак и Руднев каждый вечер обходили костры, беседуя с бойцами и командирами. Здесь, у костров, без громких речей, иногда вскользь брошенным шутливым словом велась настоящая подготовительная работа. Конкретных целей маршрута они не могли раскрывать из соображений конспирации. Но коммунисты знали, что соединение идет выполнять особое задание Центрального Комитета партии.

В партизанском отряде авторитет командира приобретает особенно большое значение. Ковпак пользовался огромным авторитетом, он старался всячески поднять роль коммунистов как в своих отрядах, так и среди населения оккупированных областей, через которые мы проходили. Партийные организации наших партизанских отрядов являлись костяком, вокруг которого группировались все, кому были дороги честь и свобода Родины.

Осенний лагерь партизан гудел, как пчелиный улей: подковывали лошадей, чинили повозки, подгоняли сбрую, грузили боеприпасы и продукты питания, прилаживая ящичек к ящичку, [497] подкладки под каждую гайку, обматывали колеса. Ковпак ходил между повозками, постукивал палкой по колесам, иногда похлопывал по плечу ездового:

— Щоб було по-партизанскому, щоб ничего не стукнуло, не грюкнуло, а тильки щоб шелест пишов по Украини!

По приказу главкома одновременно двинулись к Днепру соединения Ковпака и Сабурова. Вслед за ними пошли на запад партизаны Наумова, а позже — Федорова, Мельника.

Центральный Комитет нашей партии еще за пять месяцев до победы на Волге поставил перед этими отрядами боевую задачу: к моменту выхода Советской Армии на рубеж Днепра развернуть на Правобережье массовое партизанское движение против немецко-фашистских захватчиков. Обстановка, создавшаяся в районе, куда предстояло совершить рейд соединениям Ковпака, Сабурова, Наумова, Федорова и Мельника, была правильно определена в приказе главнокомандующего партизанскими силами.

В октябре — ноябре 1942 года партизаны с честью выполнили поставленную перед ними задачу: прошли за 25 — 30 ходовых дней более тысячи километров, пересекли несколько областей Украины и Белоруссии, нанесли врагу большие потери, продвинули на запад очаги партизанского движения.

Закончив успешно рейд за Днепр, соединение Ковпака — Руднева разгромило лельчицкий фашистский гарнизон, разбило флотилию врага на Припяти, провело Сарпскую операцию. Соединение Сабурова — Богатыря осуществило крупную Словеченскую операцию. Обосновавшись в Украинском Полесье, Ковпак провел операцию «Сарнский крест» — одновременный взрыв пяти железнодорожных мостов на реках Случь и Горынь. Крупный железнодорожный узел Сарны был надолго выведен из строя.

Ковпак и Руднев проявили в этом рейде зрелое воинское мастерство. Им первым из партизанских командиров партия и правительство присвоили воинское звание генерала, а Ковпак был награжден орденами Суворова и Богдана Хмельницкого I степени.

Рейд продемонстрировал силу партизанского движения на Украине, показал народу, что можно наносить врагу серьезные удары в глубоком тылу. Во всех рейдах отряды пополнялись патриотами из местных жителей. Продвижение отрядов заставило в то же время прислужников и предателей, поступивших на службу к немцам, задуматься над своей участью. В каждом районе народные мстители беспощадно расправлялись с изменниками. [498]

Рейды показали неспособность гитлеровцев справиться с возрастающей силой партизанского движения. Они укрепили в народе веру в недолговечность вражеского нашествия, подняли многие десятки партизанских отрядов и подпольных групп на открытую вооруженную борьбу с захватчиками, воодушевили их своей смелостью. Рейд нанес сильный удар по немецкой тотальной мобилизации. Партизаны всюду призывали население уклоняться от принудительной вербовки в Германию, а в ряде случаев, когда позволяла обстановка, сами проводили мобилизацию, первичное обучение и отправку через линию фронта бойцов, призванных в действующие части Советской Армии.

Выход крупных украинских соединений на правобережье Днепра способствовал укреплению и некоторых белорусских отрядов. Так, например, в декабре 1942 года соединение С. А. Ковпака помогло отряду гомельских партизан под командованием Беленчика наладить связь с советским тылом.

В свою очередь белорусские партизаны помогали украинским соединениям устанавливать связь с населением, избегать невыгодных боев с превосходящими силами противника. Когда под натиском крупных сил врага соединение С. А. Ковпака было вынуждено отойти в район Червонного озера, в зону действий белорусских партизанских бригад Куликовского, Кравченко, Болотпна и Капусты, между ними установилось тесное взаимодействие, не давшее противнику возможности захватить освобожденный район.

Находясь на протяжении всего января в районе белорусского «Князь-озера», где действовали отряды полковника Г. М. Линькова ( «Бати»), Ковпак организовал на льду озера аэродром, на который принимал самолеты. Они снабдили соединение боеприпасами и вывезли раненых ковпаковцев и белорусских партизан. Сюда же прибыл депутат Верховного Совета В. А. Бегма — будущий командир Ровенского партизанского края.

В последних числах января фашистская авиация разбомбила лед.

2 февраля соединение Ковпака двинулось на юг. Форсировав Припять недалеко от Пинска, оно совершило в феврале — апреле рейд но Ровенской, Житомирской и Киевской областям Украины, завершив его севернее города Чернобыла на Припяти, где разгромило флотилию противника.

Летом 1943 года Центральный Комитет Компартии Украины поставил перед соединением генерала Ковпака задачу выйти на Карпаты. [499]

Для разработки практических мер, направленных на выполнение этой задачи, в мае 1943 года на севере Житомирской области, в расположении партизанского соединения А. Н. Сабурова, состоялось заседание нелегального ЦК партии Украины совместно с командирами и комиссарами семи соединений партизанских отрядов Украины. На заседании присутствовали члены нелегального ЦК Компартии Украины: секретарь ЦК Д. С. Коротченко, С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров, В. А. Бегма, С. В. Руднев, А. Н. Сабуров, командиры и комиссары соединений партизанских отрядов, работники ЦК Компартии республики и Украинского штаба партизанского движения. Были подведены итоги боевой и политической деятельности во вражеском тылу, детально обсужден оперативный план боевых действий партизан на ближайший период. Главное внимание при этом было обращено на необходимость активизации боевой и разведывательно-диверсионной деятельности партизан в целях оказания максимальной помощи наступавшей Советской Армии.

По территории всей Западной Украины прошли партизаны Ковпака до Венгрии, Румынии и Чехословакии. Слава об их боевых подвигах перешагнула государственные границы и способствовала усилению патриотического движения в Словакии, Польше.

Гитлер и Гиммлер требовали от своих генералов полного разгрома «банды Кольпак». Специально с этой целью в Карпатах была создана большая группировка войск СС — свыше 30 тысяч. За голову Ковпака была назначена крупная награда золотом. Но и на этот раз фашистские каратели просчитались. Резко изменив оперативно-тактические приемы, ковпаковцы вышли из-под удара, хотя и понесли в боях тяжелые потери. Смертью героя погиб комиссар С. В. Руднев. С. А. Ковпак был ранен. Погибли многие ветераны-ковпаковцы: комиссар Шульга, командиры рот Карпенко и Горланов, бравые разведчики и бойцы Галя Борисенко, Дудка, Соловьев, Деркач, Черемушкин, Чусовитин, Семенистый и другие. Пришлось взорвать пушки, оставить обоз и тяжелое вооружение. Но жива была партийная и комсомольская организации соединения, живы были бойцы-ковпаковцы и ученики Ковпака — командиры, прошедшие на практике академию народной, партизанской тактики и стратегии. Соединение вышло шестью группами и вновь собралось в Житомирской области.

Пройдя по тылам врага более 2 тысяч километров, ковпаковцы отвлекли на себя до трех вражеских дивизий, вывели из строя около 4 тысяч фашистских солдат и офицеров, пустили [500] под откос 19 железнодорожных эшелонов противника, взорвали 82 шоссейных и железнодорожных моста, разгромили десятки вражеских складов, узлов связи и промышленных объектов, нанесли удар по нефтяным промыслам Биткува и Яблунова. Рейд на Карпаты — пятый рейд соединения Ковпака. За этот рейд он был награжден второй «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

Однако из-за ранения Ковпак вынужден был уехать в Киев, уже освобожденный к тому времени от гитлеровских захватчиков.

Переформированное в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени Ковпака партизанское соединение совершило еще два рейда — уже за пределы нашей страны, чем приумножило славу советских партизан и своего любимого командира.

Шестой рейд начался 5 января 1944 года из района Олевска. В январе — апреле 1944 года дивизия прошла по территории Ровенской, Волынской и Львовской областей и Жешувского, Люблинского, Варшавского воеводств Польши, Пинской, Брестской, Барановичской областей Белоруссии.

Седьмой — Неманский — рейд дивизия имени Ковпака совершила в июне — августе 1944 года по территории Пинской, Барановичской, Гродненской, Брестской областей. В районе Гродно по приказу командования она вышла в тыл Советской Армии.

Дивизия имени С. А. Ковпака была награждена правительством Украины Красным знаменем Верховного Совета УССР, а комсомольская организация дивизии — еще и знаменем ЦК ВЛКСМ.

Восемь учеников и соратников С. А. Ковпака удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Друг легендарного Ковпака комиссар соединения генерал-майор С. В. Руднев удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Около тысячи ковпаковцев награждены орденами и медалями СССР.

Партизаны-ковпаковцы совершили семь крупных рейдов, действуя на территории Украины, РСФСР, Белоруссии и Польши, и прошли по тылам врага 18 тысяч километров.

А. Хоробрых

Наука побеждать

КОЖЕДУБ ИВАН НИКИТОВИЧ

Иван Никитович Кожедуб родился в 1920 году в селе Ображеевка Шосткинского района Сумской области в семье крестьянина-бедняка. По национальности украинец. Член КПСС с 1943 года. После окончания Шосткинского аэроклуба в феврале 1940 года начал учебу в Чугуевском военно-авиационном училище летчиков. Как один из лучших выпускников, был назначен летчиком-инструктором. В училище работал до конца 1942 года. Первую победу в воздушном бою одержал в июле 1943 года над Курской дугой, последнюю — в небе поверженного Берлина. За 26 месяцев, проведенных на Воронежском, Степном, 2-м Украинском, 3-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах, совершил 330 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, лично сбил 62 самолета врага.

Звание Героя Советского Союза Ивану Никитовичу Кожедубу присвоено 4 февраля 1944 года. 19 августа 1944 года за новые подвиги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками он удостоен второй медали «Золотая Звезда», а 18 августа 1945 года — третьей. Награжден также многими орденами и медалями СССР.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а затем Академию Генерального штаба. В настоящее время генерал-полковник авиации И. П. Кожедуб продолжает службу в Военно-Воздушных Силах. Был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, делегатом ряда съездов КПСС. Почетный гражданин города Бельцы. Он член ЦК ДОСААФ, председатель федерации авиационного спорта СССР. Его перу принадлежат книги «Служу Родине» и «Верность Отчизне».

Трудно, да, пожалуй, и невозможно, найти в нашей стране человека, который не знал бы имени этого замечательного летчика. Иван Никитович Кожедуб воистину стал всенародным героем, гордостью советского Воздушного флота. Более 30 лет он служит в рядах Советской Армии, и все эти годы отданы защите социалистической Родины, воспитанию мужественных и умелых бойцов крылатого строя.

Каждый воздушный бой — это величайшее испытание воли, морально-политической и психологической закалки, мужества, воинского мастерства. Тем более если воздушный бой приходится вести с численно превосходящими силами противника. Кожедуб десятки раз участвовал в подобных сражениях и всегда добивался победы. Таким героем вправе гордиться любая страна.

Что же помогало ему выходить победителем из самых сложным положений? Что было главной причиной его легендарных успехов в воздушных боях?

«В бою побеждает тот, — писал Кожедуб после войны, — кто отлично владеет самолетом и оружием, первым нападает на противника, применяет нужный маневр и овладевает инициативой. Чем лучше боевой летчик владеет техникой пилотирования и вооружением самолета, тем меньше его внимание отвлекается на управление самолетом. Такой летчик может целиком сосредоточиться на отыскании наиболее целесообразных приемов и способов атаки, может точно выбрать наиболее благоприятный момент для открытия огня».

Таким летчиком Кожедуб стремился стать с первого дня войны — и стал им. Еще в училище, где работал инструктором, он оттачивал искусство владения боевой машиной на любых [503] режимах и высотах полета, скрупулезно изучал все тонкости воздушного боя, учился метко стрелять. Кожедуб внимательно читал подробные описания летно-технических характеристик, знал уязвимые места вражеских самолетов, вычерчивал их силуэты, строил пространственные схемы воздушных боев, отдельных фигур высшего пилотажа.

Большое внимание уделял развитию физической силы. Никто в училище не мог так ловко управляться с двухпудовой ф1-рей, как это делал Иван Кожедуб. В его руках она казалась невесомой.

Готовил себя Кожедуб к воздушным боям и морально: воспитывал волю, вырабатывал характер, учился хладнокровию и самообладанию в сложной обстановке.

Суворовская «Наука побеждать» стала его настольной книгой. В старом блокноте сохранились цитаты и афоризмы, которые не раз помогали ему на фронте принять правильное решение, найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Слова В. И. Ленина: «...действовать с величайшей решительностью и непременно, безусловно переходить в наступление» — стали нормой поведения Кожедуба в каждом воздушном бою.

...Август 1943 года. Кожедубу только что вручили партийный билет. И вдруг команда на взлет. В сторону Рогани шла большая группа вражеских бомбардировщиков.

Через несколько минут десятки истребителей поднялись в воздух. Их повел командир эскадрильи Федор Семенов. Неразлучная пара — Иван Кожедуб и Василий Мухин шли в замыкающем звене. Выжимали из самолетов все, что они могли дать, а с земли по радио неслось: «Быстрее, соколы, быстрее!»

Рогань проплыла под крылом. Точно по курсу показалась группа Ю-87. Штук сорок, под прикрытием истребителей.

— Атака! — скомандовал Семенов.

«Лавочкины», развернувшись по фронту, помчались в лоб бомбардировщикам. Истребители прикрытия не ждали такого маневра. Они, очевидно, приготовились отражать атаку сзади. Расчет был точен. Экипажи «юнкерсов» не выдержали смелого натиска советских летчиков и начали разворот.

Строй бомбардировщиков рассыпался. Кожедуб устремился за «юнкерсом», который пытался уйти со снижением. Навстречу «лавочкину» потянулись огненные трассы из кабины стрелка-радиста. Кожедуб сделал резкий маневр и сразу же перешел в атаку. Повторно гитлеровец прицелиться не успел. Пушечная трасса советского истребителя уперлась прямо в пилотскую кабину «юнкерса». [504]

— Есть! Восьмой! — не удержался Василий Мухин.

Чуть дальше к югу от Рогани рухнули еще два бомбардировщика. Остальные ушли.

— Соколы! Соколы! Будьте внимательны! — предупредил Семенов. — Впереди «мессеры».

А выше уже шел напряженный воздушный бой. Пара Кожедуба поспешила на помощь товарищам. И вдруг команда с земли: «На большой высоте подходит группа «хейнкелей». Атакуйте их! Атакуйте!» Что делать? Основная часть группы связана боем. «Хейнкелей» — около двадцати.

— Набор! — передал Кожедуб Мухину и боевым разворотом набрал высоту.

Черные кресты на желтых плоскостях, вот они, совсем рядом. Но что это? «Хейнкели» поспешно начали избавляться от своего смертоносного груза. Бомбы пролетали рядом с крыльями «лавочкиных».

— Осторожно, не столкнись с бомбой, — крикнул Кожедуб ведомому по радио и начал сближение с бомбардировщиком. Огонь! «Хейнкель» горит. Остальные повернули на юго-запад. Но на их место — откуда ни возьмись — двадцать МЕ-109. Тощие, с вытянутыми фюзеляжами, они, казалось, заполнили все небо. Малейшая ошибка грозит гибелью.

— Лучший вид обороны — наступление, — Кожедуб нажал на кнопку передатчика, бросившись в атаку. Рядом — Мухин. Короткими очередями он отсекал от командира вражеские самолеты.

Через несколько секунд положение изменилось. Теперь уже Кожедубу пришлось выручать ведомого. Гитлеровцы, обрадованные возможностью легкой добычи — десять на одного, — навалились со всех сторон. Они так спешили, что мешали друг другу. И в эту минуту группа Семенова подошла на помощь. Враг, не приняв боя, повернул назад.

Здесь, на фронте, Кожедуб познал законы воздушного боя на практике, при встрече с врагом. Командир, старшие товарищи помогали расти, выработать свой стиль, свой почерк. Не будь рядом майора Солдатенко, капитана Семенова, всей дружной требовательной семьи коммунистов полка, кто знает, что было бы с будущим трижды Героем.

Боевая судьба летчиков-фронтовиков складывалась по-разному. Одни много летали, часто участвовали в воздушных боях, но редко добивались победы. Другие не возвращались из первых же боевых вылетов.

— Мне здорово везло, — вспоминает генерал Кожедуб, — отличный ведомый попался, да и самолет прекрасный дали. Но [505] главное — рядом всегда были надежные боевые друзья, отличные авиационные командиры...

Если до начала Курской битвы я усвоил только два правила — храбро драться с врагом и, не отрываясь от группы, пристально следить за действиями командира, то в ходе дальнейших боев началась настоящая боевая учеба. Многим я обязан капитану Семенову, моему командиру эскадрильи. У него отвага сочеталась с хладнокровием и расчетом. Этому он учил и нас, молодых. И по сей день помню его слова об осмотрительности, о том, что нельзя бросаться в атаку сломя голову, не разобравшись в обстановке. Сколько раз это выручало меня!

С уважением и благодарностью вспоминает Кожедуб механика самолета Виктора Иванова. На подготовленных им боевых машинах летчик уничтожил 45 гитлеровских самолетов.

— И какое бы количество «юнкерсов», «мессеров» или «фокке-вульфов» ни встречалось мне в воздухе, — говорит Иван Никитович, — я всегда был уверен в своем ЛА-5.

Не один десяток неравных воздушных боев пришлось провести Кожедубу, когда он вынужден был один принимать огонь нескольких фашистских истребителей и бомбардировщиков. И не только простым воздушным бойцом, но и руководителем боя, ведущим группы. И всегда воздушный бой становился подлинным триумфом отваги и мастерства советского летчика, его виртуозного владения самолетом и пушками!

В один из дней тяжелых боев полк прикрывал переправы и плацдармы советских войск на правом берегу Днепра. Кожедуб совершал третий в тот день боевой вылет. Случилось так, что к концу барражирования он остался один. И вдруг сквозь треск в наушниках отчетливо прозвучал позывной Кожедуба.

— Сокол-31. Юго-западнее Бородаевки бомбардировщики. Немедленно атакуйте.

Кожедуб полетел в заданный район. Горючего в обрез. Бой предстоял тяжелый, без прикрытия. Возможно, придется покинуть самолет.

— Сокол-31! Немедленно атакуйте! — доносилось с земли.

— Понял. Противника вижу. Атакую!

Впереди, в полукилометре ниже, 18 бомбардировщиков выходят на боевой, начинают пикировать. Кожедуб бросил машину наперерез: ошеломить, ударить по ведущему, нарушить строй.

ЛА-5 ураганом врывается в боевой порядок гитлеровцев. Его неожиданные, не предусмотренные никакими уставами маневры и опасные сближения с бомбардировщиками приводят гитлеровцев [506] в замешательство. Их боевой порядок нарушается. «Юнкерсы» пытаются стать в круг, ощетиниться пулеметными трассами. Кожедуба выручил высший пилотаж. Он сделал какую-то невероятную фигуру и тут же оказался рядом с одним из «юнкерсов». Короткая очередь. Самолет фашиста вспыхнул. Остальные — 17 машин! — ушли на запад.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.