Сделай Сам Свою Работу на 5

Бортинженер космических «союзов» 6 глава





Немало внимания уделял М. В. Захаров решению такой чрезвычайно важной проблемы, влияющей на темп наступления, как управление войсками. Он принимал меры, чтобы управление на протяжении всей операции оставалось устойчивым, особенно подвижными соединениями, действовавшими в оперативной глубине. Вспомним ту же Уманско-Ботошанскую операцию. Конечно, наши танковые соединения, введенные в прорыв, способны были действовать вне дорог, но ведь перед ними открывалось пространство, в любом месте которого можно было встретить — так оно и случалось не раз — очаги вражеского сопротивления. Данный этап операции мог бы оказаться опасным для ее судьбы, если бы танкисты, располагавшие ограниченным запасом горючего и боеприпасов, ввязались в борьбу с подобными очагами. И если этого удавалось избегать, то лишь потому, что штаб непрерывно следил за их действиями, снабжал их информацией о намерении противника, предупреждал не вступать в бой с отдельными его группами, а обходить их, сосредоточивая усилия на выполнении основной задачи — овладении районами переправ через Южный Буг и Днестр.

Чтобы исключить потерю управления, начальник штаба, как правило, проводил цикл занятий с руководящим составом полевого управления фронта, с начальниками штабов армий и отдельных соединений, особенно тех, что предназначались для ввода в прорыв и действий в оперативной глубине. Принципиальной [448] основой управления являлось максимальное приближение всей ее системы; линии фронта, жесткая централизация как в начале операции, так и в ходе ее. При таком управлении ударные группировки представляли собой монолитный, достаточно слаженный боевой организм. На первый взгляд казалось, что централизация управления могла сковывать инициативу командиров всех степеней. Однако этого не случалось. Всем им предоставлялась возможность проявлять инициативу в рамках поставленных задач.



Система связи в ходе операции базировалась в основном на радиосвязи. Это позволяло своевременно доводить до исполнителей боевые приказы и распоряжения. Довольно широко практиковались подвижные средства связи, в частности самолеты. Получая от войск данные об обстановке, штаб фронта стремился в короткий срок изучить их и подготовить командующему все материалы для принятия новых решений. Хорошо была организована служба офицеров связи, чьи донесения помогали вовремя использовать благоприятно сложившуюся ситуацию для достижения успеха или предотвратить затяжные бои. Характерен пример из опыта Ясско-Кишиневской операции.



На 2-м Украинском фронте после артиллерийской подготовки, дополненной бомбовыми ударами авиации, дивизии первого эшелона 27-й армии взломали главную полосу вражеской обороны, вышли к реке Бахлуй и, форсировав ее, ворвались в середине дня во вторую полосу. Действия развивались в соответствии с намеченным планом. Еще один натиск — и можно ввести в сражение 6-ю танковую армию, стоявшую в ожидании сигнала в предбоевых порядках. Находившиеся здесь офицеры связи штаба фронта обнаружили, что два моста, проложенные через Бахлуй, исправны и ими могли бы немедленно воспользоваться наши танкисты, не дожидаясь, пока саперы наведут понтонные переправы. Офицеры радировали М. В. Захарову. Выслушав сообщение начальника штаба, командующий фронтом генерал армии Р. Я. Малиновский усомнился: неужели мосты невредимы? Да, это так, подтвердили офицеры. Теперь решение напрашивалось само собой: не теряя ни минуты, вводить в прорыв 6-ю танковую! И тотчас в шлемофонах танкистов прозвучали цифры, названные начальником штаба фронта, означавшие — вперед! Последствия общеизвестны: 6-я танковая армия, проломив — правда, не без труда — третий оборонительный рубеж, пролегавший по горному хребту Маре, на второй день вышла на оперативный простор. [449]



Начальника штаба не могла не волновать такая проблема, как материально-техническое обеспечение наступательных операций. Крупный знаток этой области военного дела, М. В. Захаров умел предельно точно определить размеры требуемых запасов техники, боеприпасов, горючего, продовольствия и вместе с тем подсказать работникам органов тыла целесообразное использование различных видов транспорта для доставки грузов. В период подготовки операции эта проблема решается, как правило, без особых осложнений. Но трудности возникают и усугубляются сразу же, когда наступление принимает более длительный характер, когда одна операция перерастает в другую и нужно создать ударные группировки с высокими плотностями. Так было во время боевых действий 2-го Украинского фронта по освобождению Румынии и Венгрии. Однако штабу и его начальнику удавалось преодолевать многие организационные трудности и накапливать необходимые ресурсы для обеспечения войск...

Ветераны войны помнят, что, начиная с Курской битвы, приказы Верховного Главнокомандующего, возвещавшие о победе над врагом, адресовались лишь командующим фронтами. Но 30 ноября 1944 года такой порядок претерпел изменение. Как это произошло, рассказал генерал армии С. М. Штеменко: «В тот день готовили приказ войскам 2-го Украинского фронта. Как обычно, с начальником штаба фронта генерал-полковником М. В. Захаровым уточнялись детали. Он покритиковал Генштаб за недооценку роли штабов фронтов — всех упоминали в приказах, а начальников штабов нет. Мы это учли и доложили Верховному Главнокомандующему. Он сказал: Захаров прав, роль штабов велика, впредь приказ давать в два адреса — командующего и начальника штаба... Начальники штабов фронтов очень хорошо это восприняли».

В июле 1945 года М. В. Захаров вступил в должность начальника штаба Забайкальского фронта, входившего в состав советских войск на Дальнем Востоке. Войскам этого фронта отводилась решающая роль в разгроме более чем миллионной Квантунской армии.

Новый театр военных действий, с его специфическими природными и климатическими условиями, разительно отличавшимися от тех, с которыми пришлось столкнуться на Западе, требовал иного подхода к решению многих возникших проблем. Одной из таких проблем, имевших не меньшую значимость, чем обеспечение войск боеприпасами, горючим, продовольствием, было водоснабжение. М. В. Захарову пришлось детально изучать [450] гидрографию местности, анализировать подсчеты суточного расхода воды на человека, на автомобиль, танк, наконец, на целую стрелковую дивизию во время марша и отдыха. Установленные нормы позволили определить объем работ по расширению сети водоисточников на маршрутах движения войск в районы сосредоточения и в самих районах. А как наладить снабжение армии водой в ходе наступления, если емкость табельных резервуаров для ее транспортировки и хранения вмещала всего лишь полусуточный запас? Выход найден: решено было доставлять воду на автомобилях в деревянных чанах, изготовленных частями фронтового управления оборонительного строительства. Поскольку войскам предстояло форсировать реки, фронт располагал значительным числом понтонных парков. Поэтому для транспортировки и хранения воды использовали труднозатопляемые поплавки типа ТЗИ да, кроме того, еще и мешки Иолшина, предназначавшиеся для переправы конницы.

Сотни документов, расчеты, по которым можно судить о масштабах материальных средств, графиков, отражавших время движения войск на марше, принадлежат теперь истории. За каждым из них видна кропотливая работа начальника штаба и подчиненных ему офицеров, которая сама по себе могла бы стать предметом интереснейшего научного исследования. Можно лишь представить себе, сколько умственного напряжения потребовалось начальнику штаба, чтобы организовать взаимодействие войск во время перехода Большого Хингана, считавшегося, по мнению японцев, непроходимым, тем более для боевых машин. Как справедливо отметил главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза А. М. Василевский, одно только преодоление этого высоченного хребта явилось подвигом, не имевшим себе равных в современной войне. Ратный труд многих воинов, в том числе и М. В. Захарова, получил высокую оценку Родины. Он удостоен звания Героя Советского Союза.

...Приказом народного комиссара обороны генерал армии М. В. Захаров в сентябре 1945 года был назначен начальником Высшей военной академии. В ее стены пришли учиться командные кадры — победители фашистского вермахта и японской армии. Они приобрели на полях сражений огромный боевой опыт. Теперь перед ними стояла задача систематизировать этот опыт, осветить его теорией.

М. В. Захаров сосредоточил усилия профессорско-преподавательского состава и слушателей на всестороннем изучении и обобщении опыта войны. Этому способствовали регулярные общеакадемические [451] научные сообщения и конференции, которые проходили в обстановке горячих дискуссий и споров, но, умело направляемые начальником академии, они всегда завершались выработкой единого подхода к оценке уроков войны, единого толкования различных вопросов военного искусства и единого понимания направлений его дальнейшего развития. Да и сам М. В. Захаров анализировал опыт войны, отвергая все нетипичное для этого опыта в целом, и вносил предложения, призванные совершенствовать организационную структуру Вооруженных Сил и их боевое применение. За обширную научно-теоретическую и практическую деятельность генералу армии М. В. Захарову было присвоено ученое звание профессора.

Сугубо научное поприще всегда было по душе Матвею Васильевичу. Однако его влекла жизнь войск, повседневная практика их обучения и воспитания, тем более на новом этапе — этапе коренных качественных изменений в средствах и способах вооруженной борьбы. С 1949 по 1960 год он главный инспектор Советской Армии, командующий войсками Ленинградского военного округа и главнокомандующий Группой советских войск в Германии.

В этот период своей деятельности М. В. Захаров сосредоточивает внимание на разработке и внедрении таких методов обучения и воспитания личного состава вверенных ему войск, которые в достаточной степени отвечали бы научному пониманию природы современной войны. В поле его зрения — организация учебного процесса, позволяющего в сжатые сроки осваивать оружие массового поражения, иметь систематизированные познания в физике, математике, химии, радиоэлектронике и в других науках. Бывая в войсковых частях и соединениях, М. В. Захаров показывал, как следует готовить и проводить тактические занятия, чтобы они давали правильное представление о характере боевых действий, максимально закаляли, их в морально-психологическом отношении.

С апреля 1960 по сентябрь 1971 года М. В. Захаров — начальник Генерального штаба и первый заместитель министра обороны СССР» На этом высоком посту он много внимания уделял дальнейшему укреплению всех видов вооруженных сил в соответствии с той ролью, которая предназначена каждому из них в современной войне. Известно, что появление ракетно-ядерного оружия привело к изменению взглядов на характер вооруженной борьбы, внесло новые элементы в военное искусство, принципиально отличающиеся от тех, что имели место в теории и практике прошлого. М. В. Захарову принадлежит большая заслуга в формировании этих взглядов, в определении условий возникновения войны и на этой основе выбора наиболее оптимальных вариантов применения сил и средств.

М. В. Захаров — автор ряда трудов по различным вопросам военного дела, в том числе о сущности научного подхода к руководству войсками, ставшего властным велением времени. Он обстоятельно раскрыл все возрастающую, прогнозирующую роль науки в дальнейшем упрочении обороноспособности государства и огромное значение научно обоснованных, опирающихся на объективные законы и закономерности методов руководства при решении всех проблем военного строительства. И в самом деле, постоянное совершенствование управления войсками — прерогатива не только крупных штабов и военачальников, занимающих высокие посты, но и всех без исключения командных кадров. Под непосредственным руководством М. В. Захарова и при его участии созданы интересные военно-теоретические труды: «50 лет Советских Вооруженных Сил», «Освобождение Центральной и Юго-Восточной Европы», «Финал» и другие.

Признанием выдающихся заслуг Матвея Васильевича Захарова перед Советским государством и Вооруженными Силами СССР явилось награждение его второй медалью «Золотая Звезда».

Н. Костин

Цена секунды

КАМОЗИН ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ

Павел Михайлович Камозин родился в 1917 году в городе Бежица (ныне один из районов города Брянска) Брянской области в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года.

В прошлом слесарь бежицкого завода «Красный профинтерн». Без отрыва от производства занимался в областном аэроклубе, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу. В Советской Армии с 1938 года.

С первых дней Великой Отечественной войны находился на фронте. Участвовал в боях на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском и других фронтах. Всего за годы войны лично сбил 35 самолетов врага и 13 самолетов — в групповых боях. Войну закончил в звании гвардии капитана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Павлу Михайловичу Камозину присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года за новые боевые подвиги он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

После окончания войны прославленный советский летчик демобилизовался из армии и вернулся в свой родной город. Ныне П. М. Камозин живет в Брянске, работает в гражданской авиации.

Война застала младшего лейтенанта Камозина в запасном авиационном полку, в должности летчика-инструктора. 22 июня над военным городком прозвучал сигнал боевой тревоги. Знакомый голос диктора сообщил по радио, что гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.

Короткий митинг на строевом плацу. Зажигательная, гневная речь комиссара. Сотни суровых лиц, ненавистью горящих глаз. Единый порыв патриотов — в бой, на фронт!

После митинга младший лейтенант Камозин обратился к командиру полка с просьбой откомандировать его в действующую армию. Командир, внимательно выслушав летчика, сказал:

— Мне тоже хочется на фронт. Но пока мы нужны здесь.

В справедливости слов командира Камозин убедился в первые же дни войны. Летали днем и ночью. Переподготовку летчиков вели по ускоренной программе. И все же мысль о фронте ни на минуту не покидала Камозина.

И вот однажды к нему подошел посыльный из штаба:

— К командиру полка!

Командир тепло улыбнулся летчику, когда тот переступил порог кабинета.

— Завидую вам, Камозин, — сказал он авиатору. — Через неделю будете на фронте. Приказ уже подписан. Закалку вы получили у нас хорошую, большие надежды на вас возлагаем.

— Спасибо, товарищ майор! — только и смог выговорить младший лейтенант.

В октябре 1942 года Павел Камозин прибыл в боевую часть. Летчика-истребителя назначили командиром звена. Началась фронтовая жизнь, полная риска и непредвиденных опасностей. [455] На второй же день пребывания в полку его послали на выполнение боевого задания.

Семерка истребителей, возглавляемая младшим лейтенантом Камозиным, патрулировала над побережьем Черного моря, прикрывая высадку десанта. Время от времени командир группы накренял самолет с крыла на крыло и зорко осматривал воздушное пространство. Внизу проплывали плантации виноградников, горные речки и озера, змеевидные ленты шоссейных дорог. Вдали виднелась светлая полоса моря. Но вот из-за облаков вынырнули шесть «мессершмиттов». Они уверенно шли на сближение. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке.

Первый воздушный бой с настоящим врагом. Камозин готовился к нему с того дня, когда впервые сел в кабину самолета. Он учился уничтожать врага в летной школе и в запасном полку. Он отлично стрелял по конусу и по мишеням на полигоне. Не дрогнет ли сейчас рука?

В голове летчика одна мысль — победить, выиграть первый бой. До «мессершмиттов» 500... 200... 100 метров... Пора открывать огонь. Не дрогнула рука, не подвел натренированный глаз. Первая атака — первая победа!

Гитлеровцы, понеся потери, вызвали с ближайшего аэродрома подкрепление. Вскоре -к месту боя подоспело еще 15 «мессершмиттов». Тройное превосходство не испугало советских истребителей. Один за другим падают на землю еще два самолета, сбитые Павлом Камозиным. Не отстают от командира и ведомые, Они дерзко атакуют фашистов, не дают им ни секунды передышки.

Пора возвращаться на аэродром. Горючее на исходе. Летчик ликовал. В первом бою — три сбитых вражеских самолета! Когда Камозин приземлился и вылез из кабины, к самолету подошел командир полка полковник Смирнов и крепко расцеловал молодого летчика.

Победа, одержанная над врагом, вселила в Павла Камозина уверенность в своих силах. Окреп его командирский авторитет. Подчиненные увидели в нем человека, на которого можно положиться в трудную минуту.

Боевая слава Павла Камозина умножилась в боях за освобождение Севастополя. Эскадрилья, которой он командовал, уничтожила в знойном крымском небе 63 гитлеровских самолета. Лично Павел Камозин сбил 19 самолетов противника. Своих потерь камозинцы не имели. Президиум Верховного Совета СССР присвоил летчику звание Героя Советского Союза. [456]

Часто вылетая на «свободную охоту», командир эскадрильи не упускал ни одного случая, чтобы сразиться с врагом, уничтожить его или обратить в бегство. Вот и на этот раз, совершая полет по тылам фашистов, Павел Камозин заметил на горизонте тяжелый гитлеровский самолет. Он шел к линии фронта в сопровождении шести «мессершмпттов».

«Обыкновенный бомбардировщик не будет прикрываться шестью истребителями», — подумал советский летчик и подал ведомому сигнал приготовиться к атаке.

На легкую победу Камозин не рассчитывал. Знал, что фашисты будут драться до последнего. Набрал высоту, зашел со стороны солнца и бросил самолет в пике. Если с первой атаки не сбить, враг уйдет: второго удара истребители прикрытия не допустят. Все ближе и ближе вражеская машина. Камозин уже четко различает паучью свастику и все же не нажимает на гашетку. Сейчас с ним поравняется ведомый, и они вместе ударят по врагу. Очередь, другая, третья... Бомбардировщик задымил и резко пошел на снижение. «Мессершмитты» шарахнулись в разные стороны. А Камозин и его ведомый ушли на свою территорию.

Через несколько дней в штаб полка пришло сообщение, что Павел Камозин и его ведомый сбили самолет, на котором летела группа фашистских генералов и офицеров. Они везли из Берлина железные кресты для вручения «особо отличившимся» солдатам и офицерам действующей армии. Во фронтовых частях по случаю гибели генералов гитлеровское командование объявило траур.

Гибель группы высших фашистских генералов вызвала переполох в ставке гитлеровского командования. Был отдан приказ любыми средствами уничтожить русского аса Павла Камозина. Из «бриллиантовой» эскадрильи Геринга на участок фронта, где сражался Камозин, перебросили опытного летчика, широко известного в фашистской авиации под кличкой «Граф». Сотни боевых вылетов произвел он, сражаясь с англичанами в небе Норвегии. Он расстреливал с воздуха на дорогах Франции беззащитных женщин и детей, бомбил советские госпитали в Минске, удостоился личной благодарности Геринга за массовое уничтожение беженцев на дорогах Украины. Ему-то и поручено было «убрать» Камозина.

Коварный замысел гитлеровцев стал известен советскому командованию. В полк, где служил Павел Камозин, полетела срочная шифровка. Полковник Смирнов, ознакомившись с документом, вызвал Павла Камозина. Летчик, выслушав командира, сказал, что отныне усилит бдительность, но от специальной охраны отказался.

Командир и комиссар полка переглянулись. Они были довольны своим питомцем. За него можно быть спокойным: сумеет постоять за себя и за честь советского оружия.

— Уничтожить «Графа», — заметил комиссар, — значит выбить из фашистов «бриллиантовый» дух, одержать над врагом большую моральную победу.

Из штаба полка Павел Камозин направился к оружейникам. Боевых вылетов в этот день не предвиделось, и он решил вместе с ними проверить самолет и заново произвести пристрелку оружия.

С каждым днем войны обогащался боевой и командирский опыт Камозина, но он по-прежнему отличался скромностью и трудолюбием. Он стремился использовать малейшую возможность для повышения летного и огневого мастерства. Сколько раз оно выручало Камозина и его товарищей в бою! Павлу вспомнилось, как однажды он спас от неминуемой гибели лейтенанта Тоичкина. Молодой летчик не заметил, как в хвост ему пристроился гитлеровец. Секунда, другая — и самолет Тоичкина полетит к земле, объятый пламенем. Но прицельной очереди врага не последовало: в последнее мгновение фашист был свит Павлом Камозиным.

За этот подвиг летчика наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

— В бою решают секунды, — всегда говорил молодым летчикам Павел Камозин. — Цена секунды — жизнь!

И вот, готовясь к встрече с фашистским асом, Павел Камозин изучал тактику врага, его сильные и уязвимые места. Но «Граф» пока не показывался. Видимо, он тоже не терял времени зря и наблюдал за действиями Камозина со стороны.

Боевое напряжение с каждым днем нарастало. Павел Камозин чувствовал, что «Граф» ходит где-то рядом и вот-вот должен показать свои когти. Однажды под вечер, когда командир эскадрильи возвращался после боевого задания на аэродром, по радио ему передали:

— В воздухе «Граф».

Командир эскадрильи, заметив противника, поднял свою четверку на высоту 6500 метров. Да, «Граф» предусмотрел многое. Выбрал момент, когда Камозин уже возвращался с боевого задания. Значит, устал и горючее на исходе. Вел воздушный бой. Значит, боеприпасов мало. Обстановка сложилась не в пользу Камозина, и он мог бы уклониться от боя. Но командир [458] эскадрильи, решительно отдавая приказания ведомым, уже занимал исходное положение для первой атаки.

У Камозина созрел оригинальный замысел боя. Ведомые Камозина удивились, увидев, как близко прошел командир мимо «Графа» и как вяло сделал боевой разворот. Фашист соблазнился легкостью добычи и устремился за Камозиным. Навстречу «Графу» ринулись два резервных самолета, находившиеся несколько выше основного состава. Гитлеровец прервал атаку и стал обороняться, потеряв из виду Камозина.

Не теряя ни секунды, Камозин набрал высоту и, когда «Граф» заложил очередной вираж, бросил самолет в пике и нажал на гашетку. Очередь была меткой и сокрушительной. Фашистский самолет начал разваливаться на части в воздухе. Так было покончено с «Графом» — гордостью «бриллиантовой» эскадрильи Германа Геринга.

На аэродроме Павла Камозина и его ведомых ждал командир авиадивизии. Поседевший в боях генерал горячо поблагодарил камозинцев за мужество и отвагу.

В тот день Павел Камозин писал родным: «Время на фронте горячее. Каждый день — напряженные воздушные бои. Мы научились ненавидеть врага и беспощадно его уничтожать».

...Этот бой был одним из самых тяжелых воздушных боев, в которых участвовал Павел Камозин. В группе, которую он возглавлял, было всего 5 «лаггов», а против — 18 «мессершмиттов» и 7 «хейнкелей». Камозинцы знали, что победа в этом бою зависит от того, как будет драться каждый из пяти советских летчиков. Никто не думал отступать, уклоняться от встречи с врагом. Все хотели одного — уничтожить фашистов, обратить их в бегство. Камозин плотнее сомкнул группу и напал на врага первым. Одна за другой последовали дружные дерзкие атаки советских летчиков. И когда после второго удара на землю упало три «мессершмитта» (двух сбил Камозин, одного — лейтенант Тоичкин), противник стал драться неуверенно, перешел на виражи. 30 минут длился этот тяжелый бой. Фашисты потеряли шесть самолетов. У советских летчиков не было уже боеприпасов, но они не прекращали своих атак до тех пор, пока оставшиеся 19 гитлеровцев первыми не покинули район боя.

Павел Камозин любил повторять слова своего друга летчика-героя подполковника Калараша: «Летчик должен иметь сердце из стали, тогда и с деревянной спинкой сиденья он не дрогнет в бою». Таким был сам Павел Камозин...

12 января 1944 года. В этот день старший лейтенант Павел Камозин сделал несколько боевых вылетов. Как всегда, он появлялся [459] в точно указанное время в районе патрулирования и по первому сигналу станции наведения уверенно устремлялся на врага.

Двумя группами шли 13 «юнкерсов» под прикрытием четырех «мессершмпттов». Первую группу в лоб атаковал подполковник Смирнов, вторую в хвост — старший лейтенант Камозин. Атака обоих увенчалась успехом. И тот другой сбили по одному самолету врага.

После этого старший лейтенант Камозин завязал бой с двумя «мессершмиттами», но те поспешили удрать, не приняв вызова советского аса.

Во втором боевом вылете Павел Камозин во главе группы истребителей снова прикрывал советские наземные войска. Немецкие бомбардировщики решили пройти линию фронта под облаками, чтобы избежать встречи с советскими истребителями. Но Павел Камозин и его боевые друзья были начеку. Они сумели разгадать замысел врага и встретили фашистов при выходе из облаков меткими сокрушительными атаками. Камозин первым атаковал флагмана вражеской группы и почти в упор расстрелял его кинжальными очередями. «Юнкерс» загорелся и, перевалившись на крыло, полетел вниз. Сраженная летчиком Владыкиным, упала на землю еще одна вражеская машина. Но бой не затихал, бой продолжался.

В это время станция наведения передала Камозину: «На бреющем полете под вами идет еще одна группа бомбардировщиков. Перехватить!»

Старший лейтенант Камозин устремился на перехват второй группы бомбардировщиков. На пути он встретил двух «мессершмиттов» и с ходу атаковал одного из них. Вражеская машина загорелась. Тогда Камозин устремился на отражение налета бомбардировщиков.

В упорных и жестоких воздушных схватках Павел Камозин сбил 12 января 1944 года две немецкие машины. На счету героя стало 30 лично сбитых самолетов врага. Армейская газета «Крылья Советов» в эти дни призывала на своих страницах: «Истребитель, дерись, как Павел Камозин!»

«Почему же Камозин дерется успешнее других, в чем его сила?» — спрашивала газета. И отвечала: «Она кроется в стремительности атаки. Шансы на победу в бою у того летчика, который первым заметит врага. Это прекрасно понимает Камозин. Его зоркий глаз всегда ищет и первым находит противника. Именно этим отважный летчик создает себе преимущество над врагом». [460]

Газета разъясняла, что умелый поиск цели, разумеется, еще не означает победу. Она, как известно, сама не приходит. Ее завоевывает Павел Камозин благодаря другому замечательному качеству — мастерству атаки. Настойчивость в достижении цели, дерзость, исключительная меткость огня, искусный маневр — сот что обеспечивает успех отважному летчику-истребителю.

Павел Камозин верен испытанному правилу истребителя-аса: он бьет врага с близкой дистанции, короткой прицельной очередью. Он не пугает фашиста, а в упор расстреливает его. Именно так были уничтожены им в последних боях пять вражеских самолетов.

В одной из последних воздушных схваток Павел Камозин оказался в исключительно трудном положении. Ему одному пришлось вступить в бой и драться с группой фашистских истребителей. Но и в таком положении Камозин не оборонялся, а нападал, атаковал. Советский летчик выстоял в неравном бою и вышел из него победителем. Два фашиста нашли себе смерть в крымском небе.

Павел Камозин неустанно совершенствовал свое боевое мастерство, от победы к победе повышал знания, умение, боевые навыки. Он учил своего ведомого младшего лейтенанта Владыкина не отрываться от ведущего в бою, быть его надежной защитой в воздухе и верным другом и товарищем на земле.

Летчик-истребитель Павел Камозин воплощал в себе пример умелого, храброго и дерзкого воздушного бойца. На его славных боевых делах воспитывалась наша летная молодежь.

Капитан Камозин воевал на самых ответственных участках фронта, всегда оказывался там, где труднее. До конца войны он в общей сложности сбил 35 фашистских самолетов лично и 13 — в групповых воздушных боях. Советское правительство наградило крылатого воина второй золотой медалью Героя Советского Союза.

Дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин не расстался с авиацией. Он плодотворно трудится в Гражданском воздушном флоте СССР. Земляки из города Бежицы знают его как активного общественного деятеля, человека большой души.

Ф. Важин

Над городом Ленина

КАРПОВ АЛЕКСАНДР ТЕРЕНТЬЕВИЧ

Александр Терентьевич Карпов родился в 1917 году в деревне Феленево Перемышлъского района Калужской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1942 года. До 1938 года работал слесарем на Калужском машиностроительном заводе. Без отрыва от производства занимался в аэроклубе, а в 1940 году окончил военную авиационную школу.

За годы Великой Отечественной войны вырос от рядового летчика до командира эскадрильи. Сражался на Ленинградском фронте. Совершил около 500 боевых вылетов, участвовал в 97 воздушных боях. Сбил лично 28 самолетов противника и 8 — в групповых боях.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 го5та Александру Терентьевичу Карпову было присвоено звание Героя Советского Союза. 22 августа 1944 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

20 октября 1944 года при выполнении боевого задания гвардии капитан А. Т. Карпов погиб. Приказом министра обороны зачислен навечно в список полка, в котором служил.

После суровых морозов памятной ленинградцам зимы 1941/42 года наступило потепление. Но ледовая трасса, проложенная через Ладожское озеро, как и зимой, еще продолжала оставаться единственной дорогой, связывавшей осажденный город со страной. На ней, насколько можно было видеть, чернели колонны автомашин. Они шли и шли день и ночь, разбрызгивая воду от таявшего под весенним солнцем снега. Ленинградцам нужно было продовольствие, защитникам города — оружие и боеприпасы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.