Сделай Сам Свою Работу на 5

К. Тараданкин, С. Ковалев 5 глава





Терять нельзя было ни часа. В короткий срок Военный совет фронта издал массовым тиражом «Организационные указания по подготовке войск к действиям в горах», а также различные инструкции по применению в новых условиях артиллерии, танков, использованию инженерных частей. Все командиры, работники штабов и политорганов были брошены на проведение командно-штабных и полевых занятий с войсками, организацию партийно-политической работы в новых условиях.

И вот 9 сентября 1944 года после мощной артиллерийской подготовки 1-я гвардейская армия силами 107-го стрелкового корпуса предприняла наступление из района города Санок. Это было начало Восточно-Карпатской наступательной операции.

К концу сентября 1-я гвардейская армия с боями вышла к Главному Карпатскому хребту. Своими действиями она отвлекла много сил и боевой техники с других участков фронта, облегчив продвижение вперед соседям — 18-й и 38-й армиям.

20 сентября части 1-й гвардейской армии первыми во фронте вступили на чехословацкую землю.

Октябрь. 1-я гвардейская — снова в наступлении.

В течение пяти дней — с 3 по 8 октября — части 1-й гвардейской армии овладели Русским перевалом, а к 28 октября вышли на венгерскую равнину.



Преодолев Главный Карпатский хребет, войска 4-го Украинского фронта лишили противника важного стратегического рубежа, прикрывавшего Чехословакию с востока. «В итоге, — как пишет А. А. Гречко в своей книге «Через Карпаты», — на карпатско-пражском направлении создалась совершенно новая [319] ситуация, благоприятствовавшая развитию наступления в глубь Чехословакии».

В ноябре — декабре 1944 года войска 1-й гвардейской армии с боями продвинулись еще на 70 километров. Впереди лежал Моравско-Остравский горнопромышленный район — один из основных индустриальных центров Чехословакии, жизненно важная для гитлеровцев металлургическая база. После потерн Рура и Силезии эта база оставалась единственной. Неудивительно, что на подступах к этому индустриальному центру фашистское командование создало мощную оборону.

Войска 4-го Украинского фронта, в составе которого действовала 1-я гвардейская армия, в упорных боях преодолели и этот рубеж. Операция, начавшаяся 10 марта, длилась 57 дней. Была разгромлена крупная группировка противника. Потеря Моравско-Остравского промышленного района явилась непоправимым ударом по бившейся в агонии гитлеровской Германии. Наступило 9 мая 1945 года.



В этот день передовые части 1-й гвардейской армии вместе с армиями других фронтов вошли в столицу Чехословакии. Освобожденная Прага ликовала. Ликовал и весь мир: фашистская Германия капитулировала. Но для войск, которыми командовал генерал-полковник А. А. Гречко, война не закончилась. Еще несколько суток добивали они северо-восточнее Праги последние группировки озверевших, бессмысленно и яростно сопротивлявшихся фашистов...

Прошли годы — годы мирного труда и созидания. Но с годами не меркнет слава защитников Родины, сквозь призму времени становится зримее, четче подвиг, свершенный во имя свободы Отчизны.

«За умелое управление войсками и проявленные мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны присвоить Маршалу Советского Союза Гречко Андрею Антоновичу звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»».

Этим Указом Президиума Верховного Совета СССР Родина по достоинству оценила ратный труд своего верного сына.

...Метельным декабрьским вечером 1919 года в хату, где остановился командир эскадрона знаменитой Первой Конной, вошел шестнадцатилетний юноша. — Дядя, запишите меня в армию, — сказал он решительно. [320]

— Армия — не детский дом, — столь же решительно ответил комэск. — Подрастешь, тогда и приходи.



Юноша не стал спорить, ушел.

А на следующий день появился вновь. Но не один, а вместе с начальником 11-й кавдивизии Матузенко.

Начдив тут же распорядился:

— Зачислить на вещевое и котловое довольствие! — И, заметив, как нахмурился комэск, добавил: — Мы с тобой, брат, не вечны. Будущим поколениям надо уметь защищать Советскую власть.

Так шестнадцатилетний Андрей Гречко стал полнонравным бойцом Первой Конной.

Гражданская война, напряженная учеба и служба в частях Красной Армии в мирные дни, битвы, испытания, горечь неудач и радость победы в Великую Отечественную... От рядового Первой Конной А. А. Гречко прошел суровую школу бойца, офицера, генерала, став одним из видных строителей и руководителей Вооруженных Сил Советского Союза.

С апреля 1967 года А. А. Гречко — министр обороны СССР.

Советский народ знает цену миру. И министр обороны Советского Союза, руководствуясь ленинскими принципами военного строительства, политикой и указаниями Центрального Комитета Коммунистической партии, проявляет постоянную заботу о повышении боевой готовности Советской Армии и Военно-Морского Флота, направляет усилия военных кадров на глубокую разработку коренных военно-теоретических проблем, смелое внедрение в практику прогрессивных методов управления войсками.

За большие заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в строительстве и укреплении Вооруженных Сил СССР член Политбюро ЦК КПСС, министр обороны СССР, депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

Высокую награду Родины, доверие ленинской партии, народа Андрей Антонович Гречко оправдывает с честью. Все свои силы, способности, опыт отдает он дальнейшему укреплению обороноспособности Советского государства.

В. Вихренко

Высшая честь

ГРИЦЕВЕЦ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

Сергей Иванович Грицевец родился в 1909 году в деревне Боровцы Новогрудского района Гродненской области в семье бедного крестьянина. По национальности белорус. Член КПСС с 1931 года.

После окончания в 1927 году семилетки несколько лет работал на станции Шумиха, а затем на Златоустовском механическом заводе. Был чернорабочим, слесарем. В 1931 году поступил в Оренбургскую школу летчиков, которую окончил в 1932 году. Затем служил в истребительной авиации. Был командиром звена, командиром отряда, инструктором летчиков. Участвовал в боях в Испании и в боях с японскими интервентами на Халхин-Голе. На его боевом счету более 40 сбитых самолетов противника.

За выполнение спецзаданий правительства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года Сергею Ивановичу Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза. 29 августа 1939 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда». 16 сентября 1939 года при исполнении служебного долга майор С. И. Грицевец погиб.

Шумят зелеными кронами белоствольные березки, гуляет свежий ветер над перелеском, что виднеется за крайними домами поселка. По улице шумной стайкой бегут школьники, торопясь к первому звонку. Но, поравнявшись с постаментом, на котором возвышается бюст военного, замедляют шаг, останавливаются и застывают в неподвижности.

В который раз читают они скупую надпись на постаменте: «Грицевец С. И. 1909 — 1939», смотрят на две звезды, что красуются на груди летчика, вглядываются в ставшие знакомыми черты героя — высокий, открытый лоб, орлиный разлет бровей, плотно сжатые губы, мужественный овал лица, волевой взгляд чуть прищуренных глаз, устремленный в безбрежную синеву неба.

О чем думают они, эти юные сыны и дочери Советской Отчизны, школьники 70-х годов, познающие тайны великих битв и геройских подвигов из рассказов ветеранов, по книгам да вот по таким безмолвным памятникам тем, кто жизнь свою отдал за счастье будущих поколений?

Памятник прославленному советскому летчику дважды Герою Советского Союза Сергею Ивановичу Грицевцу высится в поселке Балбасово Оршанского района, что на Витебщине. Здесь в далеком 1939 году при исполнении служебных обязанностей трагически погиб один из отважных богатырей земли советской, военный летчик Сергей Грицевец. Верный сын Родины, он навеки обессмертил свое имя подвигами ради торжества справедливости на земле, ради светлого будущего.

Очень короткую, но какую яркую жизнь прожил этот человек! Родился Сергей Грицевец в Белоруссии, в деревне Боровцы, в четырех километрах от Барановичей. В годы первой

мировой войны эти места были ареной жестоких боев, и семья Грицевец, спасаясь от нашествия кайзеровских войск, перебралась на Урал. Окончив школу, юноша уезжает в промышленный Златоуст и поступает там на завод.

Комсомольские годы Сергея Грицевца — это незабываемые годы первой пятилетки. Советские люди строят. Магнитогорск и Днепрогэс, прокладывают железные дороги, осваивают богатейшие месторождения в Сибири, на Дальнем Востоке, создают колхозы и совхозы. Единственная в мире страна социализма занята созидательным трудом и в то же время укрепляет свою обороноспособность.

Идет перевооружение армии, создаются новые виды войск. С восторгом следит Грицевец за беспримерными по тому времени полетами Михаила Громова, полярных летчиков. Авиация становится его страстью, его мечтой.

А тут еще призыв партии, комсомола: стране нужны летные кадры — зоркие стражи воздушных рубежей Советской Отчизны. В авиационные училища подали заявления сотни юношей.

В 1931 году надел курсантскую гимнастерку в Оренбургской военной школе летчиков и Сергей Грицевец. Спустя год он уже летчик-истребитель.

«Перспективный летчик» — так заканчивается служебная аттестация на коммуниста Сергея Грицевца за первый год летной работы. Да, он занял прочное место в рядах лучших летчиков. Прекрасно пилотирует машину, учится метко стрелять по конусу, поражать наземные цели, вести воздушный бой с предельными перегрузками. И не случайно в 1933 году его назначают командиром звена, а затем и отряда.

Воздушный бой — призвание Сергея Грицевца. В части, кажется, нет равного ему летчика-истребителя, а он рвется к новым высотам пилотного мастерства. Ему идут навстречу и посылают в 1936 году учиться в школу воздушного боя под Одессой. Из этой школы выходит зрелый, сформировавшийся летчик-истребитель капитан Сергей Грицевец.

И вот первая проверка огнем. Не учебный бой, не имитация атаки, а настоящий враг, злобный, коварный, атакует истребитель Сергея Грицевца. Под крылом территория свободолюбивого испанского народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом. Опасно? Да. Но Грицевец не пасует и перед смертью, ибо выполняет свой интернациональный долг, долг человека, отдавшего всего себя борьбе за счастье трудового народа, против сил черной реакции. Так завещал Ленин, так учит партия большевиков, с которой он навеки связал свою судьбу. [324]

Сколько их было, жарких схваток с врагом, трудно перечислить. Защищая крупный город от вражеских бомбардировщиков, ведет в бой группу истребителей Сергей Грицевец. Бомбардировщиков противника около шестидесяти. Они идут нагло, напролом, уверенные в своей неуязвимости. И вдруг на них обрушивается маленькая группа истребителей.

Разгорается ожесточенный бой. По истребителям ведут огонь десятки пулеметов, а они, стремительные, недосягаемые, подходят на малые дистанции к бомбардировщикам и наносят разящие удары.

Неуклюже валится вниз, охваченный пламенем, один, за ним другой, третий вражеский бомбардировщик... Когда был сбит девятый самолет, противник не выдержал. Не прорвались бомбардировщики к городу, не сбросили смертоносный груз на жилые кварталы, а трусливой хищной стаей повернули назад.

В следующий раз схватка в небе с фашистскими истребителями. И опять численное превосходство на стороне противника. Но Сергей Грицевец так искусно атакует и сам выходит из-под ударов, так смело руководит своей группой, что кажущееся преимущество врага сводится к нулю.

В групповом воздушном бою сбито четыре вражеских самолета. Советские летчики вернулись на свою базу без потерь; правда, в плоскостях их машин было немало пробоин. Что и говорить, победа далась нелегко.

Во многих сражениях участвовал Сергей Грицевец в те месяцы, которые провел вдали от родной Отчизны. Смерти в глаза не раз смотрел он в тяжкие минуты боя, но не дрогнул, не покинул поля боя.

Мир жил в тревожном предчувствии надвигавшейся грозы. Империалисты наглели, развязывая то тут, то там локальные войны против свободолюбивых народов. Абиссиния, Китай, Испания... Фашизм репетировал мировую войну.

Летом 1938 года японские милитаристы вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. Завязались бои с агрессорами на земле и в воздухе. Десятки краснозвездных самолетов поспешили на помощь нашим наземным войскам. Прибыл в этот район со своей группой и Сергей Грицевец.

Советские летчики быстро захватили инициативу в свои руки, дали достойный отпор врагу. За несколько дней группа, возглавляемая Сергеем Грицевцом, уничтожила не один вражеский бомбардировщик. Первым открыл боевой счет сам командир.

Пламя войны жарким летом 1939 года переметнулось в степи Монгольской Народной Республики. Японские захватчики по-разбойничьи напали на миролюбивый монгольский народ, пытаясь завладеть богатствами этой страны. На помощь братскому народу пришла Советская Армия.

Тяжело было советским летчикам в первые дни боев с фашистскими агрессорами: сказывались численное превосходство противника в воздухе, недостаток опыта у некоторых наших летчиков. Вот прилетела новая группа наших истребителей и сразу же вступила в бой. На шестерку И-16 обрушилась большая группа японских истребителей. Было сбито три наших самолета. Через день на десятку И-15 в районе Халхин-Гола вновь напала целая армада вражеских истребителей. Никто на свой аэродром не вернулся. Восемь из десяти погибли, а двое, подбитые, сели в степи. Однако ни один советский летчик не дрогнул, не вышел из боя. Предпочли смерть, но не запятнали свою честь.

Смелость смелостью, но где же опыт, мастерство? На фронт прибывают летчики с боевым опытом, такие, как Григорий Кравченко и Сергей Грицевец. Они сразу организуют учебу, тут же, в ходе боев.

Грицевец знакомится с обстановкой, с типами самолетов, имеющимися на вооружении у противника. Учит летчиков элементам, из которых состоит воздушный бой: осмотрительности, набору высоты, скорости, маневру, стрельбе.

Не было учебных классов, полигонов; занятия проходили под плоскостями самолетов в дежурных звеньях и эскадрильях.

Вот Грицевец собрал возле себя летчиков, укрывшись в тени самолета от нещадно палящего солнца. Молодежь успела полюбить этого простого, удивительно располагающего к себе человека, прониклась уважением к зрелому, опытному бойцу.

— Для истребителя главное качество — осмотрительность, — говорит Грицевец. — Если я увидел врага первым, он уже мне не страшен: ведь я первым приму решение. Наш «ишачок» по сравнению с японским И-97 имеет преимущество в скорости. Значит, хочу — нападаю, хочу — маневрирую. Помните: опередил — победил, прозевал — жди удара. Как увидеть врага? Надо приучить себя все время искать его. Голова должна быть как на шарнирах: смотри вправо, вверх, вниз, назад. Все время наблюдай, в любой момент, ни на минуту не забывай об этом. Нужна, товарищи, такая «гимнастика», очень нужна...

Учеба шла на земле и в воздухе. По сигналу майор Грицевец повел свою группу навстречу врагу. Он умно оценил обстановку и, встретив японских истребителей, завязал с ними бой.

Один вражеский самолет оторвался от группы. И-16 Грицевца на какой-то миг застыл у него в хвосте, блеснул огонь — и противник, словно споткнувшись, рухнул в реку.

Десятки молодых летчиков прошли в те незабываемые дни воздушных сражений с японскими милитаристами прекрасную школу обучения воспитания у Сергея Грицевца. Было чему учиться молодежи у этого зрелого воздушного воина. В боях он довел счет лично сбитых вражеских самолетов до внушительной цифры — 42. Ну а каков человек был Грицевец, видно хотя бы из такого факта.

В кипении ожесточенного воздушного боя над территорией, занятой японскими захватчиками, был подбит самолет командира полка майора Забалуева. Десятки машин крутились в воздухе в смертельной схватке, падали вниз горящие японские истребители; и трудно было заметить, чей самолет, оставляя дымный след, стремительно пошел к земле. А Сергей Грицевец заметил. Зоркий взгляд его охватывал мгновенно огромное воздушное пространство, всю арену битвы. Понял он и трагическую судьбу командира полка, сразу оценил сложность обстановки. Какой-то японский летчик, надеясь на легкую добычу, попытался настичь подожженный советский истребитель и добить его. На выручку к боевому другу поспешил Сергей Грицевец. Он резко бросил машину вниз и дал несколько коротких заградительных очередей из пулеметов.

Бой переместился в сторону, а Грицевец продолжал охранять машину товарища. Вскоре дымящийся самолет коснулся земли. Из кабины выскочил летчик. Он похлопал по кобуре, словно проверяя оружие, огляделся по сторонам. Потом, завидев в небе одинокий истребитель, сорвал с головы шлем и помахал им летчику: прощай, дескать, друг, передай нашим, что живым в руки врага не дамся.

До линии фронта около 60 километров по открытой степи, где каждый человек как на ладони, а кругом рыщут самураи.

Но что это?

Краснозвездный истребитель, тот, кто, покачав крыльями, ушел на восток, возвращается и идет на снижение! Ты что, друг, с ума сошел? Ведь рядом враги, ты идешь на отчаянный риск, почти на смерть. Грицевец действовал хладнокровно и точно.

Подпрыгивая на кочках, одноместный истребитель остановился неподалеку от майора.

Но как сесть двоим в одноместный истребитель? Почти невозможное оказалось возможным, и Забалуев втиснулся в кабину к Грицевцу. [327] Только бы не забарахлил мотор, только бы не подломились подкосы шасси, только бы хватило мастерства при взлете в труднейших условиях...

А спустя час друзья уже качали на руках Сергея Грицевца, поздравляли майора Забалуева. Кажется, что поэта вдохновил именно подвиг Сергея Грицевца, когда он писал крылатые стихи о взаимной выручке летчиков. Ведь это о нем сказано:

У летчиков наших такая порука,
Такое заветное правило есть:
Врага уничтожить — большая заслуга,
Но друга спасти — это высшая честь.

Как легенду, передавали летчики из уст в уста рассказ о подвиге Грицевца, и каждый был готов в душе поклясться, что, если потребуется, и он поступит так же.

По словам генерала А. В. Ворожейкина, один из молодых летчиков, Павел Хопин, узнав о подвиге Грицевца, воскликнул с восхищением:

— Вот это человек!

Прежде мало заметный в эскадрилье, Хопин в последующие дни дрался с врагом с удивительной храбростью, не щадя себя. Отвагу и мужество проявили в боях летчики Иван Красноюрченко, Виктор Раков, Василий Трубоченко и многие другие. Лейтенант Александр Мошин над Халхин-Голом совершил воздушный таран. Группе летчиков было присвоено звание Героя Советского Союза. Немало замечательных дел совершил и майор В. Забалуев. Впоследствии он командовал авиационной дивизией, корпусом и также удостоился звания Героя Советского Союза.

Сражения на реке Халхин-Гол продолжались. Грицевец по-прежнему учил молодежь, воспитывал воздушных бойцов. В разгар боев пришли новые машины — И-153. «Чайка» — так любовно окрестили самолет летчики. Грицевец быстро овладел новой машиной, уяснил ее сильные стороны, испытал в небе на различных высотах и режимах полета. Так боец проверяет оружие перед битвой, так охотник прикидывает к плечу новое ружье, делает пробные выстрелы.

Новый самолет выгодно отличался повышенной маневренностью, вооружением. Пока враг не разобрался, надо использовать элемент внезапности, решил Грицевец.

В первом же боевом вылете он приказал летчикам не обнаруживать повышенных маневренных качеств нового самолета. Пусть враг думает, что это знакомые ему машины. [328] Впереди шел Сергей Грицевец. Правее — звено Александра Николаева, левее — Павла Коробкова. В воздухе произошла встреча двух групп истребителей в лобовой атаке. Лобовая атака кратковременное огневое соприкосновение воюющих сторон, проба сил, после чего противники обычно стремятся как можно скорее развернуться, чтобы зайти в хвост неприятелю. Кто скорее сделает это, тот завладеет инициативой.

Именно на этом построил план предстоящего боя командир группы. Как только вражеские самолеты проскочили мимо, Грицевец дал команду на разворот, а затем «чайки», увеличивая до предела скорость, уже зашли в хвост группе японских истребителей.

Противник не ожидал, что советские истребители сумеют выполнить стремительный маневр для захода в атаку. Японские самолеты стали метаться из стороны в сторону, но было поздно. «Чайки» выбирали цели, подходили с хвоста на близкое расстояние и разили врага наверняка. Один за другим падали на землю вражеские самолеты.

— Теперь противник уже знает наши машины, знает, на что они способны, — говорил вечером на разборе полетов Сергей Грицевец. — Значит, нам надо менять тактику, искать новые приемы. Давайте думать вместе...

И летчики по примеру командира думали, анализировали, сопоставляли. Новые тактические приемы рождались в бою, и немало их было выработано Сергеем Грицевцом и его боевыми друзьями.

...Отшумели бои на Халхин-Голе. Разбитый враг запросил перемирия. На празднике победы в степях Монголии дважды Героя Советского Союза Сергея Грицевца, которому сам маршал Чойбалсан вручил высокую награду Монгольской Народной Республики, не было. Еще раньше с большой группой товарищей, в числе которых находился и дважды Герой Советского Союза Григорий Кравченко, он уехал к нашим западным границам. Там сгущались тучи. Там нависла угроза фашистского нападения на нашу Родину. Там нужны были закаленные в боях, опытные летчики.

Грозный в бою, напористый, смелый, расчетливый воздушный воин, чуткий, застенчивый и очень душевный в жизни человек — таким остался Сергей Иванович Грицевец в памяти боевых друзей, тех, кто летал с ним крыло к крылу, охраняя мир, счастье и труд на земле.

В.
Ковалев

Пятьдесят семь побед

ГУЛАЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

Николай Дмитриевич Гулаев родился в 1918 году в станице Аксайской Ростовской области в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года.

После окончания семилетки [330] И. Д. Гулаев поступил в школу ФЗУ, затем некоторое время работал слесарем на одном из ростовских заводов, а вечерами без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1938 году был принят в военное авиационное училище, по окончании которого направлен в авиачасть.

В годы Великой Отечественной войны сражался на Сталинградском, Воронежском и 2-м Украинском фронтах. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом полка. Совершил 240 боевых вылетов, провел 69 боев, лично сбил 57 вражеских самолетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Николаю Дмитриевичу Гулаеву присвоено звание Героя Советского Союза. 1 июля 1944 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а затем Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев продолжает службу в рядах Советской Армии.

Весть о начале Великой Отечественной войны Николай Гулаев встретил под Могилевом. Случилось так, что ему не сразу пришлось вступить в бой. Он перелетел на другой аэродром для получения новых, более совершенных самолетов и затем встал на противовоздушную оборону промышленного города далеко от линии фронта.

Летный состав не только нес боевое дежурство днем, но и готовился к ночным полетам. Правда, достаточного опыта ночных полетов у летчиков пока не было. И Гулаеву, не прошедшему полный курс подготовки, летать в ночное время еще не разрешалось. Но произошло непредвиденное. Ночью, когда Николай был на аэродроме, в районе города появились фашистские самолеты. Сигнал тревоги... В воздух взлетело несколько наших истребителей.

— Машина готова. Давай вылетай! — подзадоривал летчика механик самолета.

Раздумывать было некогда. Прыжок на плоскость — и Николай в самолете. Взревел мотор, машина оторвалась от земли и, набирая скорость, ушла в небо. Ночь стояла светлая, и взлететь было нетрудно: видимость горизонта облегчала полет. Гулаев развернулся и направил самолет на запад, предполагая, что самолеты противника появятся с этой стороны.

Николай волновался. Первый боевой вылет, да еще без разрешения!

Какую же набирать высоту? Ведь он не знал, на какой идет враг. Решил набрать 1500 метров. С такой высоты легче обнаружить противника на фоне звездного неба, если он будет выше.

И действительно, несколько выше в стороне он заметил силуэты двух самолетов. Это были «хейнкели». Действовать нужно [331] было быстро. Гулаев развернул свой самолет в сторону противника. Приблизившись к одному самолету сзади на близкую дистанцию, он прицелился и до боли в пальцах нажал на гашетку. Трасса длинной пулеметной очереди прорезала ночное небо. Объятый пламенем, «хейнкель» рухнул на землю.

Николай вернулся на свой аэродром.

«Ну, сейчас будет разнос», — подумал он.

К летчику подъехал прибывший на аэродром генерал. Он был немногословен:

— За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде.

Такого оборота дела Гулаев никак не ожидал, но все же, оправившись от смущения, ответил:

— Служу Советскому Союзу!

Так прошел первый воздушный бой Гулаева. Настоящая же боевая работа летчика началась позднее, под Белгородом. И там в первой же воздушной схватке он протаранил вражеский самолет.

На наш аэродром шли под прикрытием истребителей немецкие бомбардировщики. По сигналу воздушной тревоги на перехват противника поднялись «яки». Взлетел и Гулаев. Недалеко от аэродрома он увидел три «юнкерса».

Разогнав самолет на малой высоте до большой скорости, летчик сделал «горку» и, приблизившись к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его.

Не мешкая, Гулаев пытался атаковать второй бомбардировщик, который уже уходил в свою сторону. Но кончились патроны. Гулаев решил таранить вражеский самолет. Левая плоскость истребителя врезалась в правую плоскость «юнкерса», и тот рассыпался на части. От сильного удара в глазах у летчика потемнело. Высота небольшая, а неуправляемый самолет вошел в штопор. После нескольких попыток Гулаеву все же удалось выбраться из кабины и оставить стремительно приближавшийся к земле самолет.

Парашют благополучно опустил его на землю в расположении артдивизиона. Артиллеристы с восхищением наблюдали за воздушной схваткой. На батарее тут же состоялся митинг. Командир призвал своих солдат бить врага так, как бьет его летчик Гулаев.

Но Николай видел свои ошибки. Ему еще надо было научиться поражать врага с коротких дистанций, не расходовать зря боекомплект, как в этот раз. [332]

В полку Гулаева считали погибшим, поэтому возвращение его встретили с особой радостью. Командир полка представил его к награждению орденом Красного Знамени.

Теперь каждый свой вылет Гулаев вдумчиво изучал и оценивал, искал новые тактические приемы. Поэтому ему и сопутствовал большой успех.

Гулаев активно участвовал в ожесточенных воздушных боях во время Орловско-Курской битвы. Он часто выполнял особо важные задания — вылетал на разведку в тыл противника, неизменно доставляя командованию ценные сведения о расположении, группировке и передвижении частей вражеских войск.

В июле 1943 года были получены сведения, что враг готовится к наступлению. Во главе четверки истребителей Гулаев вылетел на разведку. Около линии фронта встретилась большая группа вражеских машин. Их было около сотни. Гулаев растерялся. Что делать? Обойти противника стороной и выполнять намеченный полет? Но ведь противник может частью истребителей прикрытия атаковать нашу четверку.

— Атаковать! — принимает решение командир. — Нельзя дать самолетам противника возможность сбросить бомбы на наши войска.

Четверка стремительно идет на сближение с противником. Верные суворовскому правилу — бить врага не числом, а умением, советские летчики смело вступают в неравный бой. Внезапностью и дерзкой смелостью нападения они сумели расстроить боевой порядок гитлеровцев. Воспользовавшись их замешательством, отважные летчики сбили четыре вражеских бомбардировщика и два истребителя и благополучно вернулись на аэродром.

В этот памятный день четверка истребителей под командованием Гулаева сделала еще несколько боевых вылетов и сбила 16 вражеских самолетов.

Когда Николай сбил двадцать седьмой вражеский самолет, в части узнали, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. На митинге в полку герой дал товарищам слово удвоить число сбитых вражеских самолетов.

И он сдержал свое слово.

Всех, кто близко знает Гулаева, подкупают его простота, скромность. Он не любит говорить о своих боевых делах. Как-то в части, где служил Николай Дмитриевич, организовали летно-тактическую конференцию по обмену опытом ведения боя. Гулаеву предложили рассказать о тактических приемах, применяемых [333] им в воздушных боях. Ведь каждому было интересно послушать опытного летчика, поучиться у него. Он: поднялся и сказал:

— У меня, товарищи, нет никаких секретов. Бью врага так, как требует от меня Родина, как требует долг советского летчика. Вот и все.

Такой ответ, разумеется, не удовлетворил собравшихся.

— Должны же мы знать, — говорили ему, — как тебе удается почти в каждом вылете перехватывать и сбивать самолеты противника. Выходи, расскажи!

И странно было видеть, как этот летчик, отчаянно храбрый в бою, покраснев от смущения, подошел к столу и стал перед товарищами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.