Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть четвертая. По ту сторону жизни и смерти





 

Глава восьмая

 

Приближение к последнему порогу

 

Великий Путь движет нас от рождения и младенчества, через детство, отрочество, юность, взрослость к зрелости и мудрости. От доличностного через личностное к надличностному бытию. От бессознательности через эго-сознание к осознанию за пределами эго. На каждом из этапов этого Пути мы развиваем новые структуры восприятия и обретаем новые инструменты познания Вселенной. На каждом из этапов мы конструируем новые мифы, в попытке описать тот Мир, который открывается нам при каждом новом расширении горизонта осознания. И каждый новый миф выстраивается на основе прежних, включая их в себя и превосходя.

Контексты мифов расширяются, и вот уже то, что прежде казалось целым миром, теперь становится лишь частью новой целостности. Так дорациональный мир детских игр, бескрайний и самодостаточный изнутри, становится лишь частью рассудочного мира взрослых и прелюдией к далеко не детским играм, в которые играют люди или которые играют людьми. Так мир рассудка, кажущийся изнутри столь окончательным и однозначным, становится лишь «сансарой», «матрицей», «инкубатором осознания», «садом иллюзий» при переходе к пострациональным формам восприятия и взгляде на мир людей с этой вершины.



Мы переходим из мифа в миф, и так происходит до тех пор, пока однажды Путник не подходит к последней границе, отделяющей его от окончательного погружения в Бесконечность. Наступает завершающий этап всего Путешествия – то, что в шаманских традициях называется «дорогой смерти», или «последним порогом». На этом этапе все процессы физического уровня постепенно сворачиваются, телесные функции угасают – человек умирает.

Что же происходит с нами на этом последнем этапе Великого Путешествия – в момент приближения и наступления естественной смерти? Как всегда, существует две противоположные точки зрения на это.

Сознание угасает, как только сердце перестает биться и останавливается электрическая активность мозга. Человек перестает существовать, и все сущее в его субъективном мировосприятии погружается в бесконечную Тьму Бессознательного, откуда когда-то и вышло. Таков взгляд материализма, исходящего из идеи, что человеческое сознание есть функция физического мозга. Смерть физического мозга есть смерть сознания.



Другая точка зрения исходит из того, что сознание первично по отношению к материальному миру, существует независимо от тела и субъективное восприятие человека не прекращается с его смертью. Постулат о посмертном существовании человека является фундаментом идеалистических учений.

Очевидно, что, раз две эти противоположные точки зрения существуют, ни одна из них не может быть окончательно истинной. Скорее мы согласимся, что в каждой из них есть зерно первоначальной Истины и в каждой из них содержится ее искажение.

Прежде всего, хочется сказать, что при всех плюсах традиционных идеалистических воззрений их роковым заблуждением было считать сознание и материю двумя противоположными, независимыми друг от друга и враждующими полюсами. Это заблуждение насчитывает многовековую историю – его истоки можно проследить вплоть до ведических времен с их непримиримой, радикально экстремистской позицией в отношении дуализма материи и духа: материя (пракрити) и дух (пуруша) есть два автономных и изначально никак не связанных полюса бытия, говорится в ведических источниках, при этом абсолютно реален лишь пуруша (подлинное Я), а все его взаимоотношения с миром пракрити есть иллюзия, и единственный способ достичь подлинного бытия – полное отречение от всего, что связано с материей.

Сев на одну сторону качелей бытия, радикальный ведический идеализм породил волну истории, которая в результате привела к торжеству радикального материализма. С той же яростью, с какой ведические времена отрицали реальность материи, радикальный материализм XIX.XX веков отрицал реальность духа. И сегодня многие люди, напуганные кошмаром вульгарного материализма, вновь пытаются вернуться к духовному радикализму древности. Но может быть, хватит раскачивать лодку, в которой мы все сидим?



Пора признать взаимодополняющие истины противоположных подходов и освободиться от их искажающих сужений и отрицаний.

 

 

Царство Божье внутри нас

 

С чего же можно начать процесс объединения двух кажущихся столь противоречащими друг другу учений – идеализма и материализма? Да с чего угодно. Хотя бы вот с этого: для начала мы можем понять, что нет ничего противоестественного в том, чтобы признать сознание внутренним свойством материи, как это делает материализм, так же как нет ничего противоестественного в том, чтобы признать, что сознание первично по отношению к материи (внутреннее первично по отношению к внешнему), как это делает идеализм.

Однако будет существенным сужением считать, что материя иллюзорна, как это утверждает радикальный идеализм, или что сознание возникает только как функция мозга, в случае с радикальным материализмом. Скорее, если уж мы признаем существование сознания как непосредственного проявления внутренней тайны материи, стоит говорить о том, что эволюция материи – это развитие все более сложных и тонких форм материальной организации, и в результате этой эволюции материя обретает все более утонченные способы познания самой себя, своей внутренней тайны.

Все мы согласимся, что существует некая сила – жизненная сила, которая проявляется, с одной стороны, как способность материи к самоорганизации, а с другой – как способность к восприятию и осознанию. Тайна этой силы и составляет тайну внутренней стороны материи – ее внутреннего единства. Сама же эта внутренняя сторона присутствует везде, где есть хотя бы один материальный атом.

И везде, где есть хотя бы один материальный атом, есть потенциал этой жизненной силы, есть потенциал восприятия и осознания, скрытый в его таинственной субатомной глубине. И будет правомерно сказать, что это потенциал неимоверной мощи, – ибо он способен как порождать, так и уничтожать целые миры. Не этого ли джинна выпустили из бутылки атома физики, когда создали ядерную бомбу?

И если эта сила созидания-уничтожения изначально присутствует в материи как ее собственная вечная тайна и на разных уровнях развития проявляется, то как внутриатомные силы и силы молекулярных связей в мире неорганической материи, то как сила термоядерной реакции внутри звезд, то как сила гравитации и электромагнитные силы взаимодействия космических тел, то как силы органического роста и интеграции в клеточных тканях, то как осязание у низших организмов, то как инстинктивное внимание и телесно-эмоциональное с зачатками разумности осознание у высших животных, то как сила любви и разума у человеческих существ – мы, конечно же, сделаем вывод, что мозг ни в коем случае не является причиной существования сознания, но есть одна из форм его организации, – причем такая форма, которая делает возможным непосредственное и очень качественное осознание воспринимающими существами своей внутренней стороны.

Форма не может быть причиной своего содержания, скорее, верно обратное – в глубине материи существует нечто, что породило как саму планету, так и все формы жизни на ней, в том числе и человека разумного с его центральной нервной системой и мозгом, дающим такие удивительные возможности для восприятия и осознания. Можно даже сказать, что мозг – это такой уровень организации материи, который позволил воспринимающим существам впервые за всю историю материальной эволюции осознать непосредственную перспективу и тайну внутреннего пространства с его невероятной глубиной субатомного мира и сияющей вершиной недвойственного духа. Не это ли то самое Царство Божье внутри нас, о котором говорил Иисус?

Поскольку мозг не является причиной существования сознания, а есть лишь способ такой его организации, при которой мы имеем то, что называем человеческим восприятием, человеческим разумом, то очевидно, что со смертью мозга сознание не исчезает.

Все, чего мы лишаемся со смертью мозга, – так это организующей внешней опоры в человеческом способе восприятия и осознания.

Смерть мозга означает разрушение того внешнего органа, который при жизни отвечал за поддержание определенного уровня организации сознания. Со смертью мозга внутренняя структура человеческого самосознания больше не поддерживается извне. Остановка мозговой активности означает не конец сознания, но конец определенного способа воспринимать и интерпретировать Мир.

Единственное, что можно утверждать со стопроцентной вероятностью, – это то, что после смерти физического тела возврат к тому способу восприятия себя и мира, которого мы придерживались при жизни, невозможен.

Но что же тогда может происходить с сознанием после смерти?

Примерно то же самое, что может произойти с вами, вздумай вы забраться на шаткую деревянную вышку, которая начнет разваливаться, едва вы заберетесь на самый верх: вы начнете падать вниз, на землю, туда, откуда вы начали свое восхождение (если, конечно, к этому времени вы не научитесь летать).

Как вы помните, мы договорились видеть разницу между внутренними уровнями сознания, которые выражаются в определенных способах восприятия и состояниях сознания (человек на вышке), и внешними/внутренними структурами, организующими и поддерживающими эти уровни и состояния (сама вышка). Очевидно, что сознание, лишенное поддержки внешней структуры, будет стремиться вернуться в свое изначальное состояние, к своей изначальной Основе. Но что такое эта Основа?

И, задавая этот вопрос, мы подходим к самой удивительной Тайне этого мира и самих себя. Задавая этот вопрос, мы открываем последнюю дверь – дверь Великого Предела. Итак, что же такое эта изначальная Основа материи и сознания?

 

Великий Предел

 

Философы, мудрецы и мистики всех времен говорят нам, что изначальное состояние, или изначальная Основа материи и сознания, и есть та самая подлинная недвойственная Реальность, о которой нельзя ничего сказать и которую невозможно помыслить. Это то самое невыразимое Единое, о котором учил Платон, основа и источник всякого бытия, само по себе лишенное каких-либо признаков, не имеющее ни начала, ни конца, ни какой-либо протяженности (т. е. оно вне- (до- и над-) пространственное и вне- (до- и над-) временное).

Можно сказать, что Единое присутствует внутри материи, но сказать так значит не сказать ничего, поскольку Единое присутствует так же внутри, как и вне всего. Это тот самый Великий Предел, перед которым остановилась в ХХ веке квантовая физика, когда была открыта субатомная Реальность с ее парадоксальными законами.

Здесь надо сказать, что за последние сто лет передовая наука сделала невероятный рывок вперед в познании тайны Вселенной. Но открытия, совершенные благодаря этому прорыву, к сожалению, в очень малой степени затронули мировоззрение большинства современных людей. Мировоззрение массового человека современности в основном подпитывается научными открытиями XVIII.XIX веков, тогда как авангард науки давно уже шагнул в новую эру, в то, что Уилбер называет постсовременностью. И конечно, с каждым годом общепринятое мировоззрение катастрофически устаревает. Вот почему, если мы хотим шагать в ногу со временем, мы должны стремиться сократить этот катастрофический разрыв между общепринятым описанием мира и описанием, полученным на основе передовых научных знаний. Нам необходимо впитать в себя открытия постсовременности так же, как мы впитываем мудрость древних.

О каких же открытиях идет речь? Их много. Но нам достаточно будет рассмотреть те из них, которые так или иначе связаны с тайной человеческого восприятия. В этой связи мы поговорим о квантовой теории и о теории голографической Вселенной.

Итак, квантовая теория описывает нам то, что происходит с материей на рубеже Великого Предела – у границ субатомного мира. Всем нам знакомо понятие атома. Мы знаем, что атомы – это мельчайшие частицы вещества. Мы представляем атом как сферическую материальную частицу, состоящую из ядра, вокруг которого вращаются один или несколько электронов. Мы считаем, что атом материален, в том смысле, что он состоит из материи и проявляет свойства материи. Примерно до середины ХХ века такого же представления придерживались и ученые.

Это фундаментальное представление казалось незыблемым, но лишь до тех пор, пока ученые не смогли более пристально изучить поведение субатомных частиц (т. е. частиц, из которых состоят атомы). Однако, изучив их поведение, ученые обнаружили, что на границе Великого Предела материальная частица превращается в чистую энергию, а энергия обретает свойства материального тела (это тот принцип, который был назван впоследствии корпускулярно-волновым дуализмом).

Один и тот же электрон может проявлять себя и как частица, и как волна. Майкл Талбот в своей книге «Голографическая Вселенная» описывает следующий эксперимент. Если выстрелить электроном в экран выключенного телевизора, можно увидеть маленькую световую точку на экране. Этот след ясно свидетельствует о том, что электрон – это частица. Однако этот же электрон может вести себя как распределенная в пространстве волна. Он может делать то, чего не делает частица. Если выстрелить им в экран с двумя микроскопическими отверстиями, он пройдет сквозь оба отверстия одновременно. Как говорит Талбот: «Такое изменчивое поведение присуще всем элементарным частицам. Оно также характерно для всех явлений, ранее считавшихся чисто волновыми. Свет, гамма-лучи, радиоволны, рентгеновские лучи – все они могут превращаться из волны в частицу и обратно» (44).

Такие субатомные явления были названы квантами. Из них, по мнению физиков, и сотворена Вселенная.

Частицы по эту сторону Великого Предела существуют как материальные атомы и в совокупности составляют тот мир, который нам всем знаком, а по ту сторону являют собой волны энергии, нематериальные кванты.

Причем было установлено, что кванты не существуют в пространстве и времени – их существование нелокально: квант в одной точке Вселенной в одно и то же мгновение сообщается с квантами во всех остальных точках Вселенной – квант в центре Вселенной мгновенно сообщается со всеми квантами на ее границах, причем и квант в центре, и квант на границе – это, по сути, один и тот же квант, одно и то же внепространственное и вневременное поле энергии, которое является основой нашего материального мира.

То, что квантовое поле нелокально, означает также, что в каждой волне этого поля, в каждом кванте в свернутом виде содержится информация обо всех процессах – тех, которые когда-либо происходили или еще только будут происходить в любых уголках Вселенной. Это удивительное свойство квантового поля подтвердило открытие голограммы, что позволило ученым и философам говорить о голографической природе Вселенной.

Однако самое удивительное свойство квантов заключается в том, что они проявляют себя как частицы, только когда мы смотрим на них. Благодаря хитроумным опытам, придуманным для обнаружения электрона без его наблюдения, физики установили, что, когда электрон ненаблюдаем, он всегда проявляет себя как волна.

Видимый мир не существует без того, кто его видит. И он существует только в том образе, в каком наблюдатель предполагает его увидеть.

Создатель квантовой теории поля лауреат Нобелевской премии Дэвид Бом объясняет это следующим образом. Поскольку наш мозг состоит из тех же квантов, из которых состоит весь окружающий нас мир, кванты, составляющие наш мозг, мгновенно сообщаются с квантами, составляющими воспринимаемый мир. В каждый миг восприятия кванты наблюдаемого поля мгновенно настраиваются на ту информацию, которую передают им кванты мозга, и эта информация оказывается нашими собственными ожиданиями и представлениями.

В этом и заключается принцип квантовой неопределенности – он говорит нам о том, что объективное исследование квантового мира в принципе невозможно, поскольку наблюдатель влияет на результаты эксперимента и обусловливает их одним фактом своего наблюдения. Увидеть квантовую Реальность саму по себе так же невозможно, как сделать «хлопок одной ладонью». То, что мы видим, - это не сама Реальность, а лишь определенное подтверждение наших предположений о ней.

 

 

Мы видим то, что мы предполагаем увидеть.

 

Этот вывод квантовой теории перекликается с исследованиями в области психологии восприятия, проводившимися в Принстонском университете в 40-е годы Альбертом Эймсом. Резюмируя эти исследования, можно сказать, что, согласно Эймсу, мы не воспринимаем «реальность», но лишь принимаем сигналы из окружающей среды, которые мы организуем в форме предположений, причем так быстро, что даже не замечаем, что это предположения.

Все это наталкивало физиков на мысль о том, что в основе видимого мира лежит Тотальная Неопределенность квантовой Реальности. Вселенная, по мнению физиков, представляет собой неуловимый квантовый поток, который застывает, едва на него направляется взгляд человека. Это имел в виду физик Ник Герберт, когда говорил о том, что за нашей спиной мир всегда загадочен и неясен и представляет собой беспрерывно текущий квантовый суп, но, когда мы оборачиваемся и пытаемся увидеть этот «суп», наш взор моментально «замораживает» содержимое «супа», так что видится лишь привычная картина. В этом смысле, говорил Герберт, все мы похожи на мифического царя Мидаса, чье прикосновение превращало окружающие предметы в золото, с той лишь разницей, что все, к чему бы мы ни прикоснулись, превращается в материю.

Модель того, как это может происходить, как кванты воспринимающего и воспринимаемого взаимодействуют между собой, создавая в конечном итоге видимый мир, дает исследование принципов создания голографической фотографии.

Голограмма Вселенной

 

Прежде всего, что мы знаем о принципе обычной фотографии? Свет, отраженный от предметов, попадает в объектив фотоаппарата, фокусируется в линзе и попадает на светочувствительную пленку. Что остается на пленке? Информация о цветах и формах тех объектов, от которых отразился попавший на пленку свет. Как эта информация оказалась на пленке? Ее перенес свет. То есть свет обладает способностью переносить информацию.

Этот вывод позволяет нам говорить о том, что свет сам по себе – это чистый поток нейтральной энергии, подобно тому как вода сама по себе – это нейтральная жидкость, не имеющая ни цвета, ни вкуса, ни запаха. В этом смысле чистая природа света – это пустота, то есть полное отсутствие информации. Но так же как вода является универсальным растворителем, свет является универсальным воспринимателем. Так же как вода обретает свойства растворенных в ней веществ, свет насыщается информацией о тех объектах, в контакт с которыми он входит. Войдя в контакт с объектом, свет воспринимает информацию о нем, и, отразившись от объекта, свет несет эту информацию. Это подтверждает утверждение древних мудрецов о том, что изначальная энергия света – это чистый восприниматель, а изначальная природа человека – это чистая природа света.

Отраженный свет – это уже не чистый поток, это поток, насыщенный некоторой информацией. Когда свет попадает на светочувствительную пленку, информация запечатлевается на ней. Когда мы проявляем фотопленку, мы видим эту информацию. Так это работает.

По этому же принципу работает голографическая фотография, с той лишь разницей, что вместо естественного рассеянного света при создании голографического образа используется лазер. На страницах своей книги Майкл Талбот описывает принципы создания голограммы. Мы узнаем, что лазер – это такой же обычный свет, но только сфокусированный в узконаправленный пучок – именно поэтому лазерный луч является исключительно чистым, когерентным источником света.

Для того чтобы создать голограмму, необходимо иметь два родственных лазерных луча – то есть таких луча, которые были одновременно выпущены из одного и того же источника. Чтобы удовлетворить этому условию, лазерный луч с помощью полупрозрачного зеркала расщепляется на два идентичных луча. Первый луч, пройдя через рассеивающую линзу, попадает на фотографируемый объект и отражается от него. При этом он обогащается информацией, полученной в результате контакта с объектом. Затем этот луч с «растворенной» в нем информацией об объекте вновь соединяется со вторым лучом, природа которого осталась неизменной – чистой, – и теперь уже оба луча, объединенные в один, попадают на светочувствительную пленку. В результате на пленке отображается интерференционная картина, представляющая собой нечто напоминающее расходящиеся круги на воде. Так на пленку записывается информация, возникающая от наложения двух волн света, одна из которых представляет собой изначальную вибрацию чистого лазерного луча, а другая вибрацию того же самого луча, но уже модифицированную, измененную благодаря контакту с объектом.

Если теперь осветить пленку с интерференционным изображением лучом другого лазера (или, в некоторых случаях, просто направленным ярким светом), то на некотором расстоянии от пленки возникнет трехмерное изображение первоначального объекта, причем трехмерность полученного объекта будет удивительно реальна.

Но трехмерность – это не единственное уникальное свойство голограммы. Если голографическую пленку с изображением, например, яблока разрезать на несколько частей, а затем осветить их, то позади каждого кусочка пленки появится трехмерное изображение целого яблока! В этом и состоит одна из тайн голограммы:

на голографической пленке информация сохраняется не по частям, как на обычной фотопленке, а целиком – то есть каждый участок голографической пленки содержит не фрагмент изображения, а целиком все изображение объекта.

По мнению сторонников теории голографической Вселенной, такова и природа окружающего нас Мира, в котором каждая часть содержит в себе целое.

Но это открытие лишь подтверждает прозрения мудрецов древности, непосредственно познававших природу Реальности внутри себя. И в этом смысле голография представляет собой реализованную техническими средствами модель того, каким образом может работать наше восприятие, в процессе которого мы каждый миг своей жизни воссоздаем из текучей тотальной квантовой неопределенности мир плотных объектов и устойчивых форм, мир пространства и времени – тот самый мир, который кажется нам таким реальным и определенным, но на деле является не более чем миражом, существующим ровно столько, сколько длится взгляд того, кто на него смотрит.

 

 

Тайна воспринимающего и воспринимаемого

 

Что же сообщает нам голографическая модель о тайне восприятия?

Первое, что мы узнаем, - это то, что восприятие становится возможным благодаря взаимодействию трех волновых потоков, идущих из одного источника. При этом один из них – это волна, несущая поток впечатлений, в котором содержится вся информация о Мире (несущая волна восприятия). Этот поток идет снаружи внутрь. Внутри он соединяется со вторым потоком. Второй поток – это волна чистой энергии, чистый восприниматель, чистый Субъект, чистый Свидетель, который существует внутри нас как чистое проявление нашей изначальной природы, как чистая Основа и источник восприятия внутри нас. Этот внутренний поток можно называть опорной волной восприятия.

На языке мистиков две эти волны – это два начала Бытия, которые суть Одно, Единое – Все и Ничто, пракрити и пуруша, тональ и нагуаль, праматерия и дух. При соединении этих потоков возникает нечто подобное интерференционной картине в голографии – текучее, пульсирующее, вибрирующее поле энергии. Это та самая энергетическая Реальность, о которой говорил Дон Хуан, - светящиеся волны энергии, протянувшиеся во всех мыслимых и немыслимых направлениях. Это то, что Дэвид Бом называл субквантовым полем, скрытым, импликативным порядком бытия – бесконечным изначальным уровнем Реальности, из которого рождаются все объекты Мира, аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма.

Но, подобно тому как для существования голограммы необходимо наличие светового излучения, направленного на голографическую пленку, для того чтобы из субквантового поля возник воспринимаемый мир, необходимо наличие третьего волнового потока. Этим потоком и является внимание воспринимающих существ. Как мы уже знаем, этот поток возникает в результате отождествления изначальной энергии Свидетеля со специфическими структурами восприятия, разворачивающимися из импликативного порядка. Благодаря этому отождествлению возникает преходящее Я – самоощущение отдельного ограниченного существа, противопоставленного внешнему Миру.

И здесь мы подходим к самой сути той тайны, благодаря которой из Одного возникает Многое, а под Множественностью кроется Одно. Дело в том, что еще одним уникальным свойством голографии является возможность множественной записи изображений на одну и ту же пленку. Это достигается простым изменением угла, под которым два лазерных луча облучают ее. Таким образом, на одной и той же поверхности может быть записано множество изображений. И в дальнейшем для того, чтобы восстановить нужное изображение, достаточно просто осветить пленку лазером под тем же углом, под которым оно было записано. Используя этот метод, на нескольких десятках квадратных сантиметров пленки можно записать столько же информации, сколько содержится в библиотеке солидного ученого.

Это свойство голограммы подсказывает нам тот принцип, благодаря которому в энергетическом поле Реальности может содержаться все мыслимое и немыслимое множество содержаний, «вся тьма вещей». Каждое воспринимающее существо видит Реальность под определенным углом, который в каждом конкретном случае обусловлен специфическими структурами, – и в этом заключается тайна настройки восприятия. Подобно тому как луч лазера, направленный на голографическую пленку под определенным углом, высвечивает определенное изображение, внимание воспринимающих существ, определенным образом настроенное, извлекает и развертывает из импликативного порядка только те содержания Мира, которые могут быть восприняты благодаря данной настройке.

Так возникают различные миры восприятия: миры человека, миры животных, миры растений, миры ангелов и демонов, миры множества других неведомых существ, населяющих просторы Вселенной: «В доме Отца Моего обителей много», - говорил Иисус. Так возникают различные уровни человеческого восприятия, по которым наше осознание совершает свое Великое Восхождение. И всех нас, какими бы разными мы ни были, объединяет одно – все мы воспринимаем, а значит, все мы являемся прямыми проявлениями одной и той же Тайны – Тайны непостижимого Единого, каждую секунду познающего себя в каждом акте восприятия всей множественности чувствующих существ Вселенной.

Таким образом, голографическая модель описывает нам процесс восприятия как результат взаимодействия трех волн, трех потоков. Две из этих волн – несущая (Все, Мир) и опорная (Ничто, Свидетель) – создают энергетическую Реальность (интерференционную картину) – импликативный, свернутый порядок бытия. Третья волна – волна внимания, исходящая от воспринимающего существа и направленная под определенным углом (определенным образом настроенная) на эту Реальность, высвечивает, развертывает из ипликативного порядка определенные содержания, создающие то, что может быть названо миром восприятия или, в терминологии Бома, экспликативным, то есть развернутым порядком бытия.

Все три волны исходят из одного источника – платоновского Единого. Природа всех трех изначально чиста и пуста – это изначальная чистота и пустота света, это изначальная чистота и пустота зеркала, это изначальная чистота и пустота Субъекта. И во всем этом не хватает только одного – а именно Объекта.

До сих пор мы говорили лишь о бесконечных «кругах на воде», о бесконечных голографических мирах восприятия, непрерывной чередой возникающих и исчезающих, подобно радужным мыльным пузырям, на поверхности бурлящего, текучего «квантового супа». Мы говорили об отражениях – бесконечном множестве отражений, свернутых в импликативном порядке. Но где Тот, Кому принадлежат все эти отражения? В самом деле, откуда берется все то бесконечное богатство содержаний, которое зашифровано в живых пульсациях и переливах энергетической Реальности? Где же тот изначальный Объект, от которого отражается несущая волна восприятия?

 

 

Сингулярность

 

В современной физике существует понятие Cингулярности. Сингулярность означает Неопределенность. Считается, что именно из Сингулярности возникла видимая нами Вселенная. Сингулярность – это нелокальная сверхплотная точка. Нелокальная – значит не имеющая нахождения (локации) в пространстве и времени. Сверхплотность означает, что эта точка имеет совокупную массу всего вещества Вселенной.

Согласно теории Большого взрыва, придерживающейся линейного взгляда на эволюцию, это случилось однажды, в начале времен – примерно 15 млрд лет назад. Именно тогда в результате особого события, получившего название Большой взрыв, из Сингулярности начал развертываться пространственно-временной континуум нашей Вселенной. Из первичного гигантского облака протовещества, мгновенно выброшенного из Сингулярности, начали формироваться туманности, которые постепенно уплотнялись в планеты и звезды, которые, в свою очередь, образовывали системы, галактики, метагалактики и скопления метагалактик – и с тех пор Вселенная продолжает расширяться под воздействием инерции изначального импульса. И однажды, когда инерция Большого взрыва иссякнет, говорит нам эта теория, Вселенная начнет сжиматься, пока опять не схлопнется в изначальную Сингулярность. Сегодня эта теория является одним из столпов человеческой картины мира.

Однако сравнительно недавние нелинейные подходы к проблеме возникновения Вселенной, в том числе различные квантовые версии, подвергают справедливой критике классическую теорию Большого взрыва. Они, например, указывают, что неверно помещать Сингулярность в какую-то точку во времени и называть эту точку началом. Сингулярность по определению не имеет ни протяженности в пространстве, ни нахождения во времени, а это значит, если теория Большого взрыва хоть в чем-то верна, что у Вселенной не было какого-то определенного начала во времени, как не будет и конца. «Вне пространства и времени» означает не только «Никогда и Нигде», но еще и «Всегда и Везде». А это значит, что Сингулярность, не присутствуя ни в каком конкретном мгновении времени, одновременно присутствует во всех. И это значит, что Большой взрыв происходит каждый миг. Каждый миг каким-то непостижимым образом Вселенная рождается из Сингулярности, каждый миг она проходит весь невообразимый цикл своего расширения и сжатия, и каждый миг она схлопывается обратно в Сингулярность, с тем лишь, чтобы в следующий момент вновь из нее возникнуть, подобно мифической птице Феникс, умирающей и вновь возрождающейся в вечном огне.

Для многих ныне живущих людей утверждение о том, что Вселенная рождается и умирает каждый миг, покажется диким абсурдом. «Этого не может быть, потому что не может быть, – скажет такой человек – я не вижу этого, значит, этого не существует; мое восприятие не подтверждает это, наоборот, каждый день вижу мир, живущий по своим объективным законам, существующий сам по себе, независимо и непрерывно». Но в действительности оказывается, что этот объективный мир существует лишь на зыбкой поверхности восприятия, каждый миг которого вырастает из неизъяснимых субквантовых глубин Мира, из Сингулярности.

В каждом акте своего восприятия и осознания мы заново творим Вселенную, вновь и вновь воссоздавая из Первозданного Хаоса, из текучего «квантового супа», из Вечного Настоящего мир упорядоченного восприятия, мир пространства и времени. В каждом акте своего восприятия за какие-то неуловимые доли секунды мы совершаем свое Великое Путешествие из Плеромы к Разуму, одну за другой воссоздавая границы в Изначальной Безграничности, разделяя Реальность на Я и не-Я. Сначала в Вечном Настоящем возникает граница сферического тела ощущений, затем эта граница уплотняется в границу человеческого тела чувств и эмоций, а Вечное Настоящее превращается в Преходящее Настоящее – Настоящее, длящееся от момента к моменту. Именно в этом Длящемся Настоящем пребывает наше тело.

Затем возникает граница образов и понятий, граница языка и интерпретаций, а вместе с ней возникает память и воображение, которые дают начало линейному времени: вместо Настоящего, непосредственно длящегося от момента к моменту, у нас возникают образы и представления об этом Настоящем. Ум пытается удержать Длящееся Настоящее, но как можно удержать воду в руках? Вместо самого Настоящего ум начинает удерживать представления о Настоящем, и эти представления начинают оставаться в памяти – так мы обретаем свое прошлое. А затем ум начинает моделировать представление о Настоящем, которое скоро должно случиться: Длящееся Настоящее начинает становиться в нашем воображении – так мы обретаем представление о своем будущем. Так мы попадаем на поверхность Бытия – в особое психическое состояние, где мир кажется устойчивым и определенным лишь потому, что мы научились удерживать в памяти свое прошлое и проецировать свои ожидания в будущее. И все это происходит прямо сейчас – во мгновение ока.

Современная физика и психология, похоже, все больше склоняются к тому, чтобы признать справедливость высказываний древних мудрецов, которые говорили, что этот мир, каким бы реальным он ни казался, существует не дольше одного моргания глаз.

Вселенная существует, пока длится взгляд того, кто на нее смотрит, говорили древние учителя, и эта Вселенная такова, какой он ее видит.

И современная наука подтверждает открытые древними истины. Голографическая модель – один из тех способов, которые объясняют нам, каким образом Вселенная может сотворяться в каждом акте нашего восприятия, возникая из Сингулярности и сворачиваясь в нее вновь. И все же и сама голографическая модель, и многие другие подобные ей теории – не более чем «круги на воде», лишь способы говорить о Непостижимом, описывать Неописуемое, называть Неназываемое.

 

 

Вечный Сон

 

Мы можем много и красноречиво говорить о Реке Жизни, сидя на Ее берегу, но это ни на миг не приблизит нас к Тайне этого Вечного Потока. Но мы также можем войти в Реку – окунуться в Тайну и пропитаться Ею – и обрести непосредственное Знание.

Можно много говорить о влажности, но, пока вы не окунетесь в воду, вы не узнаете, что такое влажность на самом деле. Можно много говорить о текучести, но, пока вы не войдете в поток, вы не сможете почувствовать силу течения.

Вы можете войти в Реку прямо сейчас – все, что отделяет вас от Нее, – это тот разговор о Мире, который вы ведете в своей голове. Каждый Путник, осознанно совершающий свое Великое Путешествие к Реальности, однажды делает это. И он делает это снова и снова – изменяя свой угол зрения и исследуя различные миры восприятия, насыщая свое тело и свой ум Великим Безмолвием Мира, погружаясь все глубже и глубже к самой Основе. Растворяя свои границы, он стремится остаться в сознании. Превращаясь в Ничто, он стремится объять Все.

Он делает все это, потому что знает – всем нам однажды предстоит навсегда уйти туда, куда сегодня мы лишь периодически заглядываем, в беспамятстве возвращаясь назад. Сон – маленькая смерть, говорили древние. А смерть – Вечный Сон.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.