Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 14 глава





Здесь я всегда подчеркиваю, что стремление к новому, стремление выйти за границы привычного мира заложено в самой природе человека.

В прежние времена, когда внутренняя и внешняя реальности, еще не были четко разделены, это стремление в контексте западной цивилизации выливалось в неутолимую тягу к открытию и исследованию новых земель, что породило целую плеяду выдающихся пионеров и первопроходцев. И следует помнить, что сегодня мы живем в реальности, открытой и разведанной для нас этими людьми.

Но благодаря усилиям этих людей сегодня мы живем на Земле, где практически уже не осталось белых пятен – сегодня во внешнем мире уже нет «Америки», которую можно было бы открыть. Кто-то скажет – мы живем в скучное время, потому что сегодня уже больше нечего открывать. Кто-то продолжает упорно искать свою «Америку», уезжая в горы, в джунгли, в тайгу, в пустыню, в туземные племена, к индейцам, к шаманам, к колдунам…

Где же осталось еще Неизвестное, Непознанное, где та «Америка», по которой так скучает свободолюбивый человеческий дух?

Сегодня на планете нет «Америки», нет неоткрытых земель, куда мог бы отправиться человек в поисках своей свободы и своего счастья, – вся планета превратилась в один сплошной «Старый Свет». Человечество все еще продолжает с надеждой смотреть во внешний мир – в Космос, полагая, что следующим шагом будет освоение других планет. Но в контексте все еще господствующего мировоззрения это не надежда – это призрак надежды.



А что, если взглянуть на проблему иначе? Что, если мы настолько привыкли к существующему описанию, что уже не замечаем его истинных границ? Что, если граница сегодняшнего «Старого Света» – это не граница космического пространства, а граница между внешним миром и внутренним?

Однажды Колумб бросил вызов границам привычных представлений, отправившись со своей командой на Край Земли. И вместо того чтобы сгинуть в пасти мифического Змея, он открыл новый континент – Новый Свет. Сегодня мы живем в мире, границей которого также является граница привычных представлений, – и это граница материалистического мифа. Но если раньше граница между известным и неизвестным мыслилась людьми существующей где-то во внешнем пространстве и отождествлялась с линией горизонта, то теперь мы точно знаем, что эта граница пролегает во внутреннем пространстве, и это реальная граница нашего способа воспринимать и интерпретировать Реальность.



Сегодняшняя «Америка» – это новые способы восприятия, новые уровни осознания – это внутренний континент Духа, скрытый от нас за горизонтом существующего способа описывать мир.

И сегодня, как и много веков назад, стремление к познанию движет современных пионеров внутренней Реальности искать пути к этому континенту Подлинной Свободы. Люди ищут возможности заниматься подлинной духовной практикой, открывать новые горизонты осознания, возвышаться к новым уровням восприятия Реальности. Люди ищут способы реализовать тот единственный шанс («драгоценный шанс», как говорят буддисты), который предоставляет нам жизнь в человеческом теле, – шанс перейти по мосту Бытия от Зверя к Сверхчеловеку. Тысячи и сотни тысяч современных колумбов духа, в одиночку или собираясь в группы, прорываются на Край Земли и отправляются на каравеллах духовных практик к другим измерениям бытия, к неизведанным областям своего сознания.

И многие действительно попадают туда – на эти «облака великолепия», где знание и блаженство переполняет их, - но лишь на краткий миг, ибо первое восхищение, во время которого Герой/Героиня видят свою далекую цель – «Америку Духа», – лишь начало трудного пути к тому, чтобы на самом деле оказаться там во всей своей целостности. И путь этот лежит через путешествие вниз – в Преисподнюю, в Подземный мир, в Царство Мертвых, в Прошлое, свое и мира, вглубь океана Бессознательного – к вратам рождения и далее за них, к нижнему пределу Мира – туда, где дремлют Призраки Страха и Демоны древней Вражды…



 

 

Практика

 

Выслеживание внутренних монологов Маски и Тени

 

Превосхождение ролевого ума и выход в измерение Героя/Героини невозможны без начала полномасштабного выслеживания внутренних монологов Маски/Тени. Собственно говоря, начать замечать в себе активность ролевого ума означает найти точку восприятия над ним. Если вы замечаете в себе активность Маски, значит, вы уже не есть только Маска.

Как только вы выследите в себе очередной монолог Маски – занесите его в дневник. О том, как это делается, пойдет речь ниже.

Существует много способов выслеживать монологи Маски. Можно воспользоваться одним из уже известных методов или придумать что-то свое. Перечислим некоторые из них.

Идти в глубину с вопросами: «Почему?», «Как?», «Что?»

Всякий раз, когда вы поступаете каким-либо образом, определенным образом реагируете на какие-то обстоятельства, события, задайте себе вопрос: «Почему я так поступаю? Почему я так реагирую?» По существу, это означает усомниться во всем, что ранее казалось само собой разумеющимся. При этом сами по себе монологи типа «Я всегда так делаю», «Само собой так получается», «Такой уж я человек» – это монологи Маски, увиливающей от обнаружения. Заметив в себе подобные увиливания, занесите их в дневник и поздравьте себя с первой победой – вы только что выследили в себе Господина или Госпожу Самособойкиных.

Когда Господа Самособойкины выслежены, вежливо попросите их заткнуться и двигайтесь дальше в глубину. Как правило, ни первый, ни второй, ни третий ответы не являются окончательными, потому что к ним все еще можно задать вопрос. В идеале необходимо задавать вопросы: «Почему?», «Как?», «Что?» до тех пор, пока ответы позволяют их задать.

Например, вы заметили, что раздражаетесь и спорите, когда вас критикуют или указывают вам на ваши недостатки. Вы задаете себе вопрос: «Почему?», получаете ответ, задаете снова, и так до тех пор, пока на полученный ответ уже нельзя больше задать вопрос. Вся цепочка вопросов-ответов может вылиться в следующий диалог.

«Почему я раздражаюсь, когда меня критикуют?» – «Потому что мне это не нравится».

«Почему мне это не нравится?» – «Потому что я чувствую себя уязвленным».

«Почему я чувствую себя уязвленным?» – «Потому что я считаю, что окружающие не правы».

«Почему я считаю, что окружающие не правы?» – «Потому что я думаю о себе иначе».

«Что я о себе думаю?» – «Я думаю, что я идеальный и никогда не ошибаюсь».

Обратите внимание, что в данном примере первый ответ Маски является типичным увиливанием в сторону, отказом от прямого ответа, а затем начинается игра в поддавки: не видя другого выхода, Маска начинает постепенно сдавать позиции, всякий раз надеясь, что этого окажется достаточно и процесс обнаружения будет остановлен.

По сути дела, речь идет о том, что, задавая себе вопросы подобного рода, вы начинаете выстраивать коммуникацию со своими ролями и масками. До начала этой коммуникации ваши маски ведут монологи с самими собой, в которых говорят себе о том, кто они есть. Эти монологи являются закрытыми, внутренними, поскольку лишены дополняющего их критического взгляда со стороны. И в этих монологах, как правило, содержится искаженный, идеалистичный, оторванный от Реальности образ себя, который так лелеет Маска и обнаружения которого так боится. Когда вы начинаете задавать вопросы, вы разворачиваете монолог Маски в виде ее диалога с вашим Наблюдающим Я. И вы ведете этот диалог до тех пор, пока не будет выслежено жизненное кредо Маски, ее образ, ее позиция восприятия. В случае с вышеприведенным примером позицией восприятия Маски оказалось кредо Господина Безошибкина: «Я всегда прав, я никогда не ошибаюсь».

Теперь, когда Господин Безошибкин выслежен, вы можете продолжить вести с ним диалог, найти границу его мифа (отрицание), обнаружить искажение и выявить скрытое противоречие. Как только вы это сделаете – то есть укажете Господину Безошибкину на очевидный факт, что он не идеален и может допускать ошибки, - на сцену выйдет Тень Господина Безошибкина, его обратная сторона. Ею может оказаться, например, Господин Жалейкин-Ошибайкин, который скажет вам: «Да, я полное ничтожество, я всегда все делаю не так, я даже самого себя выследить правильно не могу, все увиливаю, вместо того чтобы прямо сказать о себе, кто я есть».

После того как Маска и ее Тень выслежены, вы можете объединить их изолированные друг от друга позиции в более целостное представление о механизме своих реакций на критику окружающих. Таким представлением может оказаться, например, следующий вывод: «В глубине ума я считаю себя идеальным и поэтому не люблю замечать свои ошибки; когда же мне указывают на них окружающие, я раздражаюсь и начинаю спорить, потому что мне страшно потерять лицо – Маску Господина Безошибкина; если же меня припирают к стенке, на сцену выходит Господин Жалейкин-Ошибайкин – я меняю тактику и начинаю давить на жалость, расписываясь в своей полной никчемности. И все это я делаю лишь для того, чтобы избежать прямого признания в той конкретной ошибке, на которую мне указали».

Когда целостный монолог Маски/Тени восстановлен и стали ясны границы ее мифа, можно приступить к трансформации этого мифа до уровня Героя/Героини или даже Кентавра. Для этого необходимо наладить вертикальный диалог Маски/Тени с уровнем целостного тела-ума. А это означает признать некоторые очевидные факты: например, что всякий человек находится в процессе развития и ему свойственно ошибаться, что осознавание своих ошибок в этом смысле есть необходимый момент развития, поскольку позволяет обнаружить свои слабые места и темные стороны и начать работать над их усилением и просветлением. И когда вы поймете, что совершать ошибки в целом даже полезно, а признавать их, чем раньше, тем лучше, полезней во сто крат, – вы сделаете большой шаг к обретению более целостной, осознанной, эффективной и гармоничной стратегии поведения в ситуации критики ваших действий со стороны.

Ваш диалог со своими Масками/Тенями не обязательно должен быть долгим и нудным, полным всяческих избеганий, увиливаний, уходов в сторону и недомолвок. На самом деле все зависит от того, насколько вы готовы быть честным с самим собой и идти до конца, а это, в свою очередь, зависит от степени вашего внутреннего самоотрицания. Если вы с самого начала готовы быть честным, то вы можете сразу исправить свои пути. Задавая вопрос: «Почему?», вы можете сразу получать прямой и исчерпывающий ответ. Главное – не забывайте записывать эти ответы в свой дневник.

 

 

«Будильник»

 

Эта известная практика очень полезна для спонтанного пробуждения вашего самоосознавания и наблюдения за работой ума. Суть ее в том, что вы выбираете некий условный сигнал, который будет включать вашу осознанность независимо от того, чем вы заняты. Таким сигналом может быть звонок таймера или будильника, встроенного в ваш мобильник.

В своем дневнике начертите таблицу, состоящую из шести колонок. В первой колонке вы будете ставить время и дату сигнала. Во второй колонке кратко зафиксируйте свои мысли на момент звонка (то, что происходило у вас в голове), в третьей – эмоциональное состояние, в четвертой – телесные ощущения, в пятой – свое занятие, поведение, действия на момент звонка. В шестой колонке кратко зафиксируйте результаты наблюдения за своим вниманием: где находилась основная часть вашего внимания (мысли, эмоции, тело, действия, свидетельствование), насколько вы были поглощены происходящим процессом.

Записывайте сами факты наблюдения, воздерживаясь от их анализа, при этом речь идет как об объективных, так и о субъективных (кажущихся возможными) фактах.

Постепенно спонтанное пробуждение осознанности войдет в привычку и вы начнете замечать, что все чаще и чаще входите в состояние повышенной внимательности и бдительности, работая со своим умом. Единственное, что важно для пробуждения осознанности, – это непреклонное намерение осознавать.

Через несколько недель такого самонаблюдения вы сможете проанализировать полученные данные, сделать выводы о том, как работает ваш ум, чем обычно поглощено ваше внимание, что происходит с вашим телом, и на основе этого сформулировать задачи для дальнейшей практики.

Например, вы можете обнаружить, что ваша голова занята кучей совершенно ненужных мыслей – обрывки каких-то разговоров, какие-то навязчивые словечки, песенки, – или что вы снова и снова возвращаетесь к одним и тем же навязчивым идеям. На основе этого вы можете сформулировать стратегию очищения ума с помощью практик выслеживания себя, остановки внутреннего диалога, созерцательной и медитативной практики. Вы можете обнаружить, что снова и снова залипаете в негативных эмоциональных состояниях, и тогда можно сформулировать стратегию достижения эмоционального самоконтроля, гармонизации, уравновешивания эмоционального тела с помощью телесных и дыхательных практик. Вы можете обнаружить в себе зоны постоянного телесного дискомфорта, зоны мышечной зажатости и закрепощенности, зоны отсутствия чувствительности и осознать необходимость работы с телесными блоками и зажимами. Вы можете обнаружить проблемные зоны в своем поведении, в общении с окружающими и прийти к выводу о необходимости работы с ними.

 

 

Карта ума

 

По результатам практики самовыслеживания нарисуйте карту своего ума. Такой картой может быть простой список всех ваших ролей-масок, установок, убеждений, т. е. всего того, что мы условились называть в этой книге мифами.

Эти мифы реализуются через какие-то внешние проявления: отношение к чему-то или кому-то, разговор, поступки, поведение. Замечая в себе эти внешние проявления, мы идем от внешнего к внутреннему, то есть от следствия к причине. Мы идем в глубину, задавая себе вопросы: «Почему?», «Как?», «Что?», и в глубине своего ума находим мифы, которыми живем.

Как мы уже говорили, формулой, описывающей тот или иной миф, является триада «Я-Мир-Путь», а это значит, что любое убеждение или жизненное кредо Маски/Тени, если мы хотим сформулировать его более полно, должно включать в себя как минимум три элемента: образ себя, образ Мира и образ действия Я в Мире. Убеждение или жизненное кредо Маски – это то, что она говорит себе о самой себе, окружающем мире и своем способе существования в нем.

Например, если мы захотим сформулировать более полно миф Господина Безошибкина, то им может оказаться следующее предложение: «Я идеальный и никогда не ошибаюсь (образ себя), а другие только и делают, что завидуют мне и постоянно ко мне придираются (образ Мира), вот почему я вынужден постоянно защищаться от несправедливых нападок (образ действия)». Каждый миф индуцирует определенное состояние сознания, которое также необходимо описать. Это ответ на вопрос, что мы испытываем в результате такого отношения к Миру. В случае с Господином Безошибкиным, например, его миф индуцирует состояние раздражения, обиды и желчности.

Опишите в дневнике мифы всех своих Масок с помощью формулы «Я-Мир-Путь» и обозначьте соответствующие им состояния. Это самый простой вариант карты ума. Более подробный вариант может включать в себя, например, постройку линий внутренних взаимоотношений Масок между собой. Речь идет о том, что если, к примеру, Господин Безошибкин не может проявиться прямо в ситуации, когда его критикует вышестоящий начальник, то вместо него на сцену может выйти Господин Оскорбленное Достоинство («Что ж, топчите меня, распинайте меня, я прав, но я буду молчать – вы сильнее меня, и поэтому в этом жестоком и несправедливом мире мне остается лишь презирать вас внутри себя»), а затем, когда Господин Оскорбленное Достоинство придет домой и жена напомнит ему, что он давно не выносил мусор, в игру сразу вступит Господин Гневный Праведник («Да как ты смеешь мне такое говорить, ты десять раз могла сделать это сама, тебе лишь бы найти повод придраться, ты только и делаешь, что всегда меня пилишь…»). И т. д. и т. п.

 

 

Трансформация мифов

 

После того как карта ума составлена, вы можете выделить в ней первоочередные зоны проблемного поведения и проблемных состояний. Выберите два-три сценария поведения и отношения к Миру, которые особенно досаждают вам, причиняют вред (физический, эмоциональный, ментальный, психический) вам и вашим близким, и начните реализовывать стратегию изменения мифа. Эта стратегия должна включать в себя как минимум три элемента:

а) Изменение отношения к Миру. Это означает: просто измените свой способ говорить о Мире. Если миф Господина Безошибкина говорит вам: «Я идеальный и никогда не ошибаюсь, а другие только и делают, что завидуют мне и постоянно ко мне придираются, вот почему я вынужден постоянно защищаться от несправедливых нападок», - то сформулируйте новый, более здоровый, гармоничный и эффективный миф. Новый миф и новое убеждение может быть, например, таким: «На ошибках учатся: замечать и исправлять свои ошибки – это единственный способ расти и развиваться, вот почему я благодарен тем людям, которые указывают мне на мои ошибки, ведь без их помощи я мог бы так никогда и не осознать их» - а если коротко, то: «Я признаю свои ошибки и благодарю тех, кто мне на них указывает».

б) Изменение своего поведения (способа реагирования). Займитесь выслеживанием ситуаций, когда вас критикуют, и изменяйте свое поведение в них. А для этого заранее разработайте новую формулу поведения. Например, сформулируйте намерение всякий раз, когда вас критикуют, говорить: «Спасибо за вашу критику, возможно, вы действительно в чем-то правы, я подумаю об этом».

в) Погашение инерции прошлых поступков. Это один из самых важных элементов стратегии, потому что без него предыдущие два могут так и остаться благими пожеланиями. Суть его в том, что у всякого вектора вашего поведения есть своя инерция двигаться в избранном направлении, и в зависимости от силы этой инерции изменение этого направления может оказаться очень нелегкой задачей. То есть если вы на протяжении последних десяти - двадцати лет только и делали, что покрывали бранью всякого, кто пытался посягнуть на ваш авторитет Господина Идеального и Безошибочного, вам может показаться невероятно трудным просто взять и сказать: «Спасибо, я исправлюсь», потому что инерция прошлого очень сильна. Однако ее можно уменьшить. Для этого нужно всего лишь подробно вспомнить и пересмотреть все ситуации прошлого, когда вы вели себя подобным образом или когда работал ваш миф (о том, как это сделать, мы будем подробно говорить в практиках, приуроченных к следующей части книги). Предварительным условием для вспоминания являются записи, которые вы сделаете в своем дневнике. То есть для начала просто вспомните все ситуации, связанные с действием того или иного мифа, двигаясь от настоящего к прошлому, и кратко опишите их в своем дневнике с указанием времени и места, когда происходили события.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.