Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 12 глава





Иногда сделать решительный шаг, принять на себя ответственность за свою жизнь оказывается слишком тяжелой ношей – и человек отступает, отказывается от самостоятельного шага. Именно так поступает и Люк. Он отговаривается тем, что у него много работы здесь, на Татуине, что он не может лететь так далеко. «Это слова твоего дяди», - прерывает его Оби Ван. Что он хочет сказать этим? Он хочет сказать, что голос, который страшится ответственности, – это голос рассудочной Маски, но никак не Героя.

Как часто вы слышите внутри себя голос Родителя или Судьи – голос авторитета, которому вы привыкли подчиняться? Вы слышите этот внутренний голос, и он заранее осуждает ваши возможные самостоятельные решения. Вы представляете, как вы расскажете об этом и как получите унизительную порцию насмешек, презрения и обвинений в своей несостоятельности. «Мой дядя… Как я объясню это ему!» – восклицает Люк. И это тот миг поражения, которым заканчивались многие героические судьбы, так и не начавшись толком.

Все дело в том, что наш внутренний Родитель, Судья, Авторитет твердо стоит на страже границ рассудочного мира, мира масок, и он никогда не согласится просто так отпустить вас. Ибо он Страж Врат – такова его роль. Единственный способ пройти через Врата – бросить ему вызов и идти вперед, навстречу неизвестности и страху несмотря ни на что.



И ваш проводник ничем не сможет вам здесь помочь. Он не может принять решение за вас. Он не может за вас одолеть вашего внутреннего Стража, потому что, даже если он попытается сделать это за вас – он сам быстро встанет ему на замену. Из проводника Силы он в мгновение ока превратится в Стража Врат – вы просто окажетесь порабощенными его собственным мифом. И тогда вам придется ждать нового вызова Силы, ждать прихода нового проводника и осмелиться бросить вызов тому, кто когда-то был для вас вестником свободы, а ныне превратился в вашего надзирателя.

Все это хорошо понимает Оби Ван. «Познай тайну Силы, Люк!» – вот и все, что он говорит. Когда проводник открывает перед человеком Путь, а человек отказывается вступить на него, все, что может сделать проводник, – отойти в сторонку и терпеливо ждать, когда Сила придет и сама наставит Героя на Путь.



 

 

Отказ от путешествия и Сверхъестественная помощь

 

«Отказ от путешествия» – следующий эпизод в развертывающейся драме героического перехода. Он наступает, как только проходит первоначальное очарование переменами, которые приносит с собой вызов, и мы вдруг обнаруживаем себя втянутыми в «сомнительную историю». Ситуация требует от нас бесповоротного решения, кардинальной перемены планов и шага туда, откуда, как мы знаем, пути назад нет. И мы чувствуем страх. Мы обнаруживаем, что не готовы к столь решительному поступку. Инерция привычек тянет нас назад – в уют знакомых забот и мыслей, в устоявшийся покой привычного мифа. Наша «одомашненность» пересиливает тенденции, зовущие нас на более высокий уровень Реальности, и мы игнорируем вызов. Мы отступаем назад, возвращаемся на привычную орбиту.

Так Фродо, узнав, что накликал на себя беду, в страхе протягивает кольцо волшебнику Гендальфу, чтобы тот забрал его; Люк, в ответ на призыв мастера-джедая Оби Вана Кеноби оставить родной дом и следовать голосу крови – своему предназначению быть джедаем, - отказывается, связанный обещаниями и кругом привычных дел; Нео останавливается перед опасным препятствием на карнизе небоскреба, не в силах поверить в новую правду.

Согласно Джозефу Кэмпбеллу, игнорирование вызова, отказ от путешествия – естественная стадия в логике развития драматичной мистерии перехода с одного уровня развития на другой.

Вы можете и не заметить этот этап – он проскользнет в вашем сознании тенью минутного сомнения или заминкой нерешительности. Но может оказаться и так, что отказ от путешествия растянется для вас на годы и десятилетия как будто бы «безоблачного» существования, озаренного простым, ясным и понятным светом привычных смыслов и как будто бы лишенного «всех этих пугающих странностей и непонятностей».



Почему «как будто бы»?

Да потому что время уже пошло, и его нельзя повернуть вспять.

Все мы уже рождены, и сам факт нашего рождения – и есть наш самый главный вызов.

Логика развития жизни неумолима – и вторая стадия неизбежно перетечет в третью, третья в четвертую, а четвертая закончится смертью. Ваше главное испытание – спящий дракон – непременно пробудится и прилетит к вам в поисках своего предначертанного судьбой противника. Он придет – это исчадие тьмы – и разрушит, одну за другой, все ваши стены, которыми вы так тщательно, год за годом, отгораживали себя от Реальности. Где бы вы ни прятались, он найдет вас – в самом центре вашего лабиринта, в самом дальнем углу вашей крепости. Он найдет вас, ведь он – этот демон глубин, это древнее чудище – ваша собственная неотступная Тень, ваше другое Я.

Как бы там ни было, но ваше первоначальное любопытство не прошло для вас даром. Последовав вызову, вы откликнулись, вы «клюнули», и Реальность услышала ваш ответ.

Наступает новый эпизод в драме перехода. Дон Хуан называет его вторым посланием Абстрактного, во время которого «Дух стучится в дверь». Джозеф Кэмпбелл обозначает этот эпизод как «Сверхъестественную помощь».

«Сверхъестественная помощь» – это те самые «калики перехожие» из знакомой нам с детства былины про Илью Муромца, который тридцать лет и три года лежал без движения на печи, разбитый неизлечимой немощью – «ножной болезнью». Калики пришли из ниоткуда, дали Илье испить водицы – и вдруг хворь, которая была вызвана не чем иным, как его отказом от путешествия, отпустила его, силы вернулись к нему, и он встал на свой путь подвига.

В роли таких «калик перехожих», «руки помощи» могут проявиться для нас люди – друзья, учителя, которые идут вместе с нами или встали на Путь раньше нас и уже прошли какую-то его часть. Для Фродо Бэггинса – это помощь и поддержка друзей по Братству Кольца, в трудные минуты укрепляющих его решимость идти до конца. Для Нео – это усилия команды Морфеуса, помогающей ему ускользнуть от последствий своего собственного отказа и выйти из-под наблюдения агентов Матрицы, и, конечно, это знаменитая «красная пилюля», действие которой окончательно пробуждает Нео ото сна Матрицы, и он видит Реальный Мир.

Такой «рукой помощи» может быть для нас поддержка со стороны невидимых сил – «ангелов-хранителей», «духов-помощников», «духов-предков», «внутренних учителей», «внутренних целителей» - тех частей нашей целостности, которые стремятся к интеграции, стремятся быть услышанными, достучаться до нашего повседневного сознания и проявляются то в виде интуитивной подсказки, то в виде удачи, давая нам шанс ухватиться за благоприятное стечение обстоятельств и вызволить себя из трясины отказа от путешествия и порождаемых им немощей и проблем.

Иногда такая помощь может принимать по-настоящему сверхъестественные формы, проявляясь как deus ex machine, одним махом решая все наши неразрешимые проблемы и открывая путь вперед. Правда, порой такое Божественное вмешательство может принимать весьма драматичные формы, как это случилось, например, с Люком Скайуокером, который в одну ночь лишился и дома, и своих приемных родителей – круг его привычной жизни был разорван, и больше ничто не удерживало его от начала путешествия.

«Рука помощи», «Стук Духа», «Сверхъестественное вмешательство» – в чем бы это ни проявилось, оно ставит вас перед чертой, где вы должны принять окончательное решение и сделать свой первый шаг в неизвестность, ибо таков следующий эпизод начала Пути – эпизод «Преодоления первого порога». Преодолевая этот порог, отделяющий знакомый мир от мира загадочного, вы с каждым шагом все дальше и дальше уходите от своего окружения, от общепринятой реальности, от орбиты привычного мифа. Новый уровень восприятия раскрывается перед вами – горизонт расширяется, и вы видите свое новое Я и новый мир, вы видите вглубь и вширь, по-новому осознавая смысл и цель происходящих событий и масштаб своего участия в них.

Вы знаете, что еще можете вернуться назад, но вы знаете также, что открывающаяся перед вами дорога – этот Путь жизни и смерти, - сулит путешествие к Реальности более всеобъемлющей, более живой, чем тот обыденный мир, заключенный в узкие рамки прежнего мифа, который вы покидаете. И вы делаете шаг, потом еще один, потом еще – пока не оказываетесь слишком далеко, чтобы возвращаться назад. Ведь «стоит ступить на дорогу, и, если дашь волю ногам – неизвестно, куда тебя занесет…»

Вы переходите границу, символизирующую невозможность повернуть вспять. Так вы проходите через заключительный эпизод первой фазы героического кризиса, где осознаете невозможность возврата к прежней жизни, и вам остается только двигаться вперед – навстречу испытаниям, навстречу опасностям и битвам с чудищами, подстерегающими вас в глубине Бессознательного, навстречу приключениям и объединению со своей глубиной, навстречу Тайне самих себя и окружающей Реальности.

Именно в этой поворотной точке вы выбираете свою красную пилюлю и с головой окунаетесь в мир неординарных состояний и невероятных открытий. Именно в этой точке вы впервые берете в руки свой световой меч и оказываетесь в гуще фантастических событий галактического масштаба. Именно в этой точке вы впервые надеваете кольцо Всевластия и Глаз видит вас, и вам не скрыться от этого всевидящего Ока – ужасные назгулы уже развернули своих коней и мчатся во весь опор сквозь ночь и тьму, чтобы скорей настигнуть вас, и единственный способ прекратить все это – пройти свой Путь до конца, к чему бы он вас ни привел.

 

 

Уловка Духа

 

«Уловка Духа, очищение связующего звена с намерением, сталкинг самого себя» – так называет Дон Хуан третье послание Абстрактного. Суть его сводится к следующему: Сила приходит и наставляет человека на Путь.

После того как Герой принял вызов, проводник открыл Путь и за этим последовал отказ от путешествия, наступает пауза, во время которой человеку кажется, что ничего не происходит – все осталось на своих местах, ничего не изменилось и можно просто вернуться к прежней жизни, забыв о неудавшемся начале Пути как о странном недоразумении, которое, впрочем, ни к чему не обязывает. Но это внешнее спокойствие – лишь поверхность, под которой уже зреют семена глубоких изменений.

Нам часто кажется, что есть поступки, которые не влекут за собой никаких последствий. Это точка зрения Маски, которая лишена переживания глубины. Человек-персона, человек-Хоббит живет на поверхности мира, и этой поверхностью ограничено его восприятие. Такие люди – люди без прошлого и без будущего – живут, воспринимая удачу как случайное везение, а удары судьбы как жестокую несправедливость. Они не понимают причин происходящих с ними событий, полагая, что миром правит слепой случай. Они вполне могут утверждать, что дальше их носа ничего не существует, просто потому, что они не видят ничего дальше своего носа.

Но если вы не видите будущего, это еще не значит, что его нет. Если вы плохо чувствуете свое движение во времени, это еще не значит, что время не имеет к вам никакого отношения.

Люди рассудка, люди-хоббиты живут в плоском мире, где нет ни глубины, ни вершины, но видение вертикальной перспективы бытия и сознания открывает нам другую картину: все взаимосвязано, одно влечет за собой другое, за причиной идет следствие. Ваше будущее настолько же определенно, насколько определенно ваше прошлое. Движение во времени – это движение от причин к следствиям. Если вы, уходя из дому утром, забыли снять сковородку с включенной плиты, то пожар вечером будет вполне определенным следствием вашего утреннего поступка. Если сегодня вы живете в свое удовольствие, широко шагая по головам других людей, то, вполне возможно, уже завтра по вашей голове проедется чье-то колесо. Если вы упорствуете в негативном восприятии мира, выбирая видеть вокруг себя только грязь и уродство, посреди которого вы возвышаетесь в своем гордом и одиноком благородстве, то уже завтра вы, вероятно, упадете лицом туда, куда сегодня лишь брезгливо тычете носком туфли. Каждый наш поступок, совершаемый или не совершаемый в настоящем, намечает контуры нашего отдаленного будущего. И в нашем настоящем мы встречаемся с последствиями своих прошлых деяний. Что посеешь, то и пожнешь. Если в юности вы сеете ветер, то к старости пожнете бурю.

Каждый наш шаг влечет за собой цепь взаимосвязанных изменений, и постепенно эти изменения полностью преображают наш мир.

Внутренняя логика развития событий, столь очевидная на поствербальных и пострациональных уровнях восприятия и осознания, не видна на уровне рассудка, ограниченного горизонтом своих представлений. Вот почему, когда эти изменения все же происходят, они кажутся человеку-персоне сверхъестественными: все и вправду выглядит так, словно некая потусторонняя Сила вмешалась в размеренный ход привычной жизни и перевернула все вверх дном.

Но эта Сила не приходит откуда-то извне – она приходит изнутри нас самих, из нашей собственной глубины. Время пришло, пробил час трансформации, и Сила сигнализирует нам об этом. Она пробивается на поверхность рассудка в виде странных совпадений, в виде удачи или везения, в виде счастливых стечений обстоятельств, в виде ярких снов, в виде моментов необычного восприятия, в виде случайных наитий или озарений, наконец, в виде странных телесных симптомов, но, если и это не заставляет человека прислушаться к знакам Силы, тогда она приходит в виде депрессии, в виде сыплющихся со всех сторон проблем, в виде болезни или несчастного случая.

Нашими жизнями действительно правит Сила – и это Сила Великой Целостности, Сила взаимосвязанности всего и вся. Когда человек встречает вызов и следует за ним, а потом проводник открывает перед ним дверь в Неизведанное – через эту дверь Сила Великой Целостности входит в контакт с человеком. И даже если после этого рассудочное сознание в испуге захлопывает дверь, подпирает засовом и вешает увесистый замок – уже ничего нельзя изменить. Как говорил Ницше, когда человек начинает заглядывать в Бездну, Бездна начинает заглядывать в человека. Так вот, после взгляда в Бездну человек может закрыть глаза и сделать вид, что ничего особенного не произошло. Но факт в том, что это не так: Бездна уже заглянула в человека – и теперь человеку некуда от нее скрыться. Око видит вас, и призраки Бездны уже мчатся сквозь ночь…

«Уловка Духа» – это серия непредвиденных событий, которые нарушают привычное течение повседневной жизни и буквально выталкивают человека из раковины привычных масок. Восходящий поток Силы неумолимо увлекает человека на новый уровень осознания, раскрывая ему суть своего послания и заставляя продолжить путешествие.

Примерно в это время вы встречаете своего Учителя, основная задача которого – помочь вам развернуть и укрепить структуры восприятия нового уровня. Он делает это, просто проецируя уже имеющиеся у него поствербальные структуры на ваши. В этом и состоит суть прямой передачи от Учителя к ученику, практикуемой в линиях прямой передачи знания.

В процессе непосредственного общения с Учителем уже имеющиеся у него структуры более высоких уровней восприятия и осознания проецируются на вертикаль вашего сознания, облегчая вашей самости путь наверх.

Вот почему в присутствии своего Учителя многие люди испытывают неожиданный прилив сил и спонтанные моменты очень ясного осознавания.

Но эти вспышки, как правило, весьма кратковременны – состояние повышенного осознавания может сохраняться еще некоторое время после встречи с Учителем, но, не имея глубокой укорененности в вашем собственном сознании, структуры этого более высокого порядка постепенно деградируют, энергия вашей самости, застрявшая на уровне рассудка и нижележащих уровнях, тянет вас назад – и вы падаете в болото своих привязанностей и привычек, с трудом вспоминая или даже вообще забывая о тех «облаках великолепия», на которых вы парили в присутствии своего Учителя.

В этой связи Уилбер различает состояния сознания и уровни сознания. Разница между ними проста: если уровень (волна или виток) представляет собой устойчивую структуру восприятия и осознания, которая не исчезает и не проходит с течением времени, то состояние – это временная форма восприятия и осознания, которая приходит и уходит. Примером устойчивого уровня может служит язык – однажды овладевая им, мы уже не можем его потерять (не происходит так, что сегодня я могу говорить, а завтра – нет). Примеры временных состояний – радость, экстаз, усталость, опьянение, сновидение, транс, состояние повышенного осознавания, восторг, восхищение, медитативные состояния и т. п. Уилбер также говорит, что всякий раз, прежде чем стать устойчивой реализацией, каждый новый уровень осознания приходит в виде серии временных состояний. Вот почему с самого начала героического кризиса мы можем входить, с помощью Учителя или изменяющих сознание практик, в различные высшие состояния сознания, переживать то, что называется пиковым опытом. Некоторым начинает казаться, что это и есть реализация, что они уже достигли ясности, трезвости, просветленности, но, на самом деле, это не так – пока это всего лишь состояния. А чтобы эти состояния стали реализованным уровнем, необходимо произвести полную дифференциацию точки сборки от структур наличного уровня.

На этом этапе Герой/Героиня с неизбежностью приходит к необходимости начать тотальный пересмотр всех своих представлений о себе и о мире. Все глубинные убеждения рассудка, прочно укорененные в подсознании, должны быть извлечены на свет, полностью осознаны и переоценены. В этом Герою или Героине помогает практика самонаблюдения, практика выслеживания или сталкинга самого себя.

В сфере сознания в это время происходит длительный процесс разотождествления самости со структурами рассудка, их дифференциация и трансценденция. Фокус отождествления постепенно переносится на новый уровень развития осознания, развертываются и укрепляются все структуры восприятия, присущие данному уровню. Формируется новая точка отсчета, и в сознании человека выстраивается новая непрерывность его самотождественности. Только теперь уже это самотождественность не Маски, а Героя/Героини, или воина, в терминологии Дона Хуана/Кастанеды.

Базовая самоидентификация данного уровня может быть названа также Сталкером, Игроком или Актером в противоположность предыдущей Маске или Роли. Тем самым подчеркивается, что на этом уровне уже не маски управляют человеком, а человек начинает управлять своими масками. Теперь человек уже не марионетка своих подсознательных установок и ролей, а Актер, неуловимо перетекающий из роли в роль, гибко изменяющий свои модели поведения в зависимости от обстоятельств, великолепный Игрок, имеющий высокую цель и глубокую стратегию.

Но так можно сказать только о человеке, который до конца прошел путь Героя-воина и произвел финальную интеграцию уровней восприятия, что означает, что он не только разотождествился со своей Маской, но и победил свою Тень.

 

 

Битва нового и старого Я

 

Итак, мы переходим с уровня на уровень, от более узкого мифа к более широкому, все плотнее и плотнее приближаясь к Тайне Подлинной Необусловленной Реальности внутри и вовне нас.

Переход с уровня на уровень – это всегда ключевая точка в нашем путешествии, это момент, когда мы проходим через фундаментальный кризис в восприятии самих себя и мира.

Прежнее Я, прежний образ себя, становится недействительным и отмирает. Вместе с ним отмирает и свойственный этому Я прежний взгляд на мир. Все меняется – меняются наши мысли, чувства, испытываемые эмоции, привычки, система взаимоотношений с миром, понимание смыслов происходящего, видение окончательной цели.

Но переход в новый миф, к новому видению себя и мира не дается легко – этот переход всегда кризис, всегда битва, которая разворачивается в результате одновременного действия в сознании двух или нескольких противоположных тенденций.

Кризис перехода – это момент неустойчивости, отсутствия равновесия, отсутствия точки отсчета, и здесь в борьбу за сознание могут вступить сразу несколько субличностей и их мифов. Если раньше, когда вы находились во власти только одного взгляда на мир, все было просто и понятно для вас – черное было черным, а белое было белым, мир был одним и тем же, - то в момент перехода вы обнаруживаете, что существует много разных точек зрения, много мифов, и мир, знакомый вам, не мир вовсе, а лишь образ мира, существующий до тех пор, пока вы верите в свой миф. Вы обнаруживаете также, что ни один миф не является окончательной истиной.

Но даже это не так пугает, как еще одно открытие, которое вы делаете почти одновременно с первым. Оказывается, что вы сами – тот человек, то Я, которое вы до сих пор знали как самого себя и считали полностью реальным, – оказывается это тоже не более чем существующий в пределах данного мифа образ себя, который исчезает, лишь только вы выходите за пределы данного мифа. И вот здесь вы оказываетесь на краю Бездны, имя которой Тотальная Неопределенность. И даже мимолетный взгляд в эту Бездну оборачивается кошмаром, который хочется поскорее забыть.

Вы испытываете вполне естественное стремление снова сделать мир однозначным и простым, что означает для вас возвратиться в лоно прежнего мифа (ведь память подсказывает вам, что только там вы испытывали ничем не замутненную однозначную простоту восприятия, когда все было «само собой разумеющимся»). Однако такой возврат по многим причинам уже невозможен. Невозможен он главным образом потому, что вы уже не сможете вернуть себе той невинности восприятия, что у вас была. У вас уже никогда не наберется достаточно веры, чтобы так же безоговорочно принимать свой прежний миф за реальность, как вы делали это раньше. Страшное открытие уже сделано – и все, что вы отныне будете делать, это отчаянно пытаться закрыть на это глаза.

«Отказ от путешествия» – это тенденция естественной психологической реакции – защиты от неопределенности, в которую ввергает человека выход за пределы наличного уровня восприятия. За любым революционным преобразованием (а кризис перехода и есть такая «революция сознания») следует период временного отката назад, возврата к прежним порядкам. Инерция ваших прежних Я тянет телегу вашей самости назад, подобно раку и щуке из басни Крылова.

«Сверхъестественная помощь», в свою очередь, означает тенденции, идущие с более высоких уровней Реальности, – это ваше новое Я, «лебедь», пытающийся противостоять «раку» и «щуке» старых привычек. «Лебедь» нового Я имеет все шансы на победу, в первую очередь потому, что новый образ себя принадлежит более широкому, а значит, более адекватному описанию Реальности. Однако победа в битве с «раком» и «щукой» дается «лебедю» непросто. Почему? Да потому что и «рак», и «щука» тоже были когда-то «лебедем» – когда-то ваши старые Я были новыми, когда-то они сами пришли на смену Я еще более низких уровней. Когда-то «рак» и «щука» были фаворитами, и в вашей памяти еще живо это время.

Вот почему кризис перехода превращается в битву – нам приходится бороться с привычками собственного мышления, с инерцией памяти. А весь драматизм этой битвы заключается в том, что место, где она происходит, – край Бездны, имя которой Тотальная Неопределенность. И очень часто в этой неопределенности нам бывает очень трудно понять, где же все-таки верх, а где низ и кто в этой битве «лебедь», а кто «рак».

Вы переходите из одного состояния в другое, вас швыряет то вверх, то вниз, вы чувствуете то запредельную эйфорию, то запредельную тоску – ваша система входит в состояние неопределенности и кризиса, и помочь здесь может только настойчивость и неуклонное движение к цели – к новому уровню, к новой самотождественности.

 

 

Маска героя: фантазия о пути

 

Разотождествление с Маской никогда не проходит легко. Как правило, этот этап растягивается на несколько лет мучительных колебаний, роковых прозрений, ошибок, надежд и горьких разочарований. Рассудок не сдает свои позиции без длительной борьбы, во время которой он проявляет себя как очень хитрый и коварный противник. Нет возможности описать все те уловки, к которым прибегает рассудок в отчаянных попытках защитить свое царство. Но пожалуй, некоторые из них, самые типичные, стоит рассмотреть.

После того как первая битва выиграна и Герой/Героиня все же вырывается на свободу, открывая для себя новый мир – более свободный и полноценный, рассудок терпеливо выжидает момент и копит силы, прежде чем нанесет свой следующий удар.

Этот момент настает, стоит Герою/Героине чуть-чуть расслабиться и потерять бдительность. Как только это происходит, структуры рассудка, в которых еще остается часть неразотождествленной энергии самости, начинают подрывать и подминать под себя неокрепшие структуры более высокого порядка. Что делает рассудок? Он просто вербализует события и впечатления с поствербальных уровней развития, превращая их в застывшие концепции и схемы – то есть просто низводит, деконструирует структуры более высокого порядка.

Так рассудок создает новую маску – Маску героя.

Следует сказать, что вербализация сама по себе не ведет к созданию Маски героя. Есть существенная разница между рассудочной интерпретацией и интегральной интерпретацией целостного ума-тела.

Отличие Маски героя от собственно Героя в том, что Маска героя представляет собой такой же фантом из слов, как и любая другая Маска. И так же как любая другая Маска, она отбрасывает свою Тень. Маска героя – это еще один внутренний диалог рассудка, его новая игра. Рассудок рисует еще одну схему, еще один набор поведенческих стереотипов, создает еще одну роль в своем кукольном театре – и теперь это роль героя.

Когда Маска героя готова, кукловод-рассудок начинает безудержно фантазировать на тему героического сюжета. Используя в качестве пищи для фантазий низведенные до своего уровня куски вышележащих структур и впечатлений, рассудок конструирует свой миф о «великом путешествии», а точнее, пародию на него.

Мне встречались три типа людей, носящих Маску героя, хотя их может быть и больше.

Первый тип – это Маска героя-болтуна. Такой «герой» очень любит поговорить о «пути» и о своих достижениях на нем. Главная его задача – любой ценой завладеть вниманием слушателей и как можно дольше удерживать его на себе, а точнее, на своем внутреннем разговоре, который он начинает активно транслировать наружу. Миф Маски героя-болтуна может быть очень силен, ведь в нем действительно циркулирует энергия реальных откровений с более высоких уровней осознания, когда-то захваченная в плен рассудком и превращенная в схемы.

Маска героя-болтуна может часами посвящать вас во все подробности «пути», на ходу досочиняя сюжеты когда-то происходивших с настоящим Героем событий, приплетая к ним кучу выдуманных или где-то вычитанных историй, искусно мешая правду и ложь. Маска героя-болтуна может назидательно поучать вас, вываливая на вас груду советов и наставлений, о которых вы и не думали спрашивать. Маска героя-болтуна не считается с вашим временем и с вашими интересами, и это неудивительно, ведь вы для нее – просто еще одни уши, которые она использует для того, чтобы существовать.

Маска героя-болтуна существует, пока вы хоть чуть-чуть верите в ее россказни, потому что тем самым вы щедро вливаете драгоценные капли своей энергии в ее фантомные структуры. Однако если вы сохраняете критичность восприятия, то вы рано или поздно обнаружите «белые нитки», которыми шиты рассуждения Маски – те внутренние противоречия и скрытые ограничения, которые содержит в себе ее миф. Главное же противоречие Маски героя-болтуна – несоответствие между словом и делом, между тем, как живет человек и что говорит, между мифом и Реальностью.

Одна из отличительных особенностей Маски героя-болтуна – мифологизация или мистификация своих терминов, концепций, моделей и схем.

Другая разновидность Маски героя – Маска мистера Х. Эта Маска добывает энергию для своего существования другим способом. Вместо того чтобы рассказывать вам о себе, она создает вокруг себя нарочитый ореол мистики и тайны, изредка бросая скупые и туманные фразы о тех «великих свершениях» и «невероятных событиях», свидетелем и непосредственным участником которых она якобы была. Часто Маска мистера Х любит набивать себе цену, намекая на свое личное знакомство с какими-то известными и авторитетными людьми, на свое участие в каких-то совместных проектах с ними. На прямые вопросы отвечает уклончиво и норовит упрекнуть вас в «ограниченности» и «низком уровне развития».

Третий тип Маски героя – Маска героя-обличителя. Эта Маска целиком вовлечена в битву, но только не с собственной Тенью, а с вашей. Излюбленная, почти патологическая страсть этой Маски – обличать недостатки и теневые аспекты в других людях. Вот только вместо Тени других людей она видит проекцию своей собственной. Маска героя-обличителя подменяет реальную битву с собственной Тенью битвой с «ветряной мельницей» – с призраком собственной Тени, которую она видит в вас. Стоит вам начать разговор, как Маска героя-обличителя тут же начинает ловить вас на «скрытой агрессивности», «закрытости», «чувстве собственной важности», «страхе», «чувстве вины», «жалости к себе» и еще Бог весть на чем.

И конечно, всегда существует смешанный тип, в котором все три Маски героя смешаны в разных пропорциях.

Но какой бы ни была Маска героя, так же как и любая другая Маска, она целиком привязана к своему описанию и вне этого описания не существует. В этом ее уязвимое место.

Практически каждый человек, идущий по пути самопревосхождения, рано или поздно рискует залипнуть в Маске героя (или в Маске воина, в Маске гуру, в Маске мага, в Маске просветленного, в Маске сновидящего и т. п.). Причем это может случиться не только с неопытным новичком, но и с человеком, который уже далеко продвинулся в исследовании поствербальных уровней души или уровней сновидения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.