Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть первая. Пробуждение 5 глава





4. Подлинная Целостность всегда оказывается неизмеримо выше, глубже и объемнее любой концепции целостности. Подлинная Реальность всегда шире своего описания, каким бы всеобъемлющим это описание ни казалось. Проще говоря: любая карта не равна территории.

Это означает, что любая модель, любая теория, даже самая интегральная – это лишь карта, но никак не территория. Карта никогда не может быть догмой или застывшей схемой – карта всегда будет изменяться, уточняться, корректироваться в зависимости от новых данных на основе новых исследований. В нее будут включаться новые территории и уточняться контуры уже открытых пространств. Любая карта – это лишь способ говорить о Реальности, и этот способ ровно настолько эффективен и полезен, насколько точно он отражает изменяющуюся Реальность во всей целостности происходящих в ней процессов.

Таким образом, в этих четырех правилах мы имеем простой и интуитивно понятный инструментарий для работы с любым описанием – примитивным или сверхсложным. Физик и химик вглядываются в тайну внешнего космоса и материального вещества, психолог исследует тайну космоса внутреннего и законы развития психики, биолог изучает законы организации и эволюции органического мира, социолог – законы организации и развития социальных формаций, нейрофизиолог раскрывает тайну мозга, бизнесмен угадывает законы рынка, литератор – законы построения речи. Каждый думает, что имеет свой собственный уникальный предмет исследований, свое собственное поле жизни, но на самом деле это не совсем так. Предмет исследований у каждого один, общие закономерности одни и те же – и было бы странно, если бы это оказалось не так в многомерной Вселенной взаимосвязанных и взаимозависимых целостностей. Реальность одна и та же – различаются лишь названия и способы ее восприятия.



 

Интегральный подход: жемчужное покрывало в небесах Индры

 

Если Реальность есть Истинная Целостность, то, значит, она, как любая целостность, состоит из частей. Если же она состоит из частей, то у каждой части вполне может быть своя уникальная истина.

Каждая часть что-то собой представляет, и истина каждой из них говорит: «Я есть то, что я есть». Каждая часть потому и является частью, отличной от всего остального, что несет в себе это зерно истинности – «я есть то, что я есть». И истина каждой части сама по себе исключительна, уникальна – она единственная в своем роде, ведь именно благодаря своей исключительности она может выделить себя из бесформенности. И совершенно естественно, что изнутри этой истины мы чувствуем ее единственность и исключительность, так же как почувствуем единственность и исключительность любой другой истины, окажись мы внутри нее.



И конечно, вполне очевидно, что если мы имеем несколько разных частей, то, значит, подлинная Целостность всегда будет включать все части во взаимосвязанное единство, где каждая часть окажется на своем уникальном месте и одновременно будет находиться во взаимосвязи всего со всем. И в этом объединении будет обнаруживаться смысл, далеко превосходящий все частные истины, – но это превосходство будет превосходством полноправного включения, а не исключения.

Таким образом, целостность – это тот контекст, что позволяет каждой частности быть собой, проявляясь во всей своей уникальности, и одновременно превосходить себя, становиться чем-то другим во взаимосвязанности с другими частностями.

Буквы объединяются в слова, слова объединяются в предложения, предложения – во фразы. Так возникает поток целостности – поток динамичный, саморазвивающийся. В этом потоке буквы не перестают быть буквами, а слова – словами, но, становясь единым целым, они вместе раскрывают нечто, бесконечно превосходящее их все, – внятную речь, осмысленный текст, сущностное послание.



И каждая фраза, будучи сама по себе целостностью, от кого-то исходит – опирается на какую-то целостность – и кому-то адресована – отсылает нас к какой-то другой целостности. Так возникает полифонический диалог, объединяющий две и больше целостности. А этот диалог целостностей, в свою очередь, ведется в контексте целостности еще более содержательной и всеобъемлющей. И так далее, и так далее… Перспектива открыта, и она уводит нас в головокружительную бесконечность взаимосвязанных целостностей.

Кен Уилбер начинает свою «Интегральную психологию», приводя слова философа Яна Смэтса – о том, что во всей природе, куда ни взгляни, мы не можем увидеть ничего, кроме целостностей. И это не просто целостности, а целостности, существующие в бесконечном многообразии взаимосвязей – горизонтальных и вертикальных.

Каждый миф и каждая истина представляют собой такую целостность, находящуюся во взаимосвязанности с другими мифами-целостностями. Мифы одного уровня взаимосвязаны горизонтально по принципу соотнесения, мифы разных уровней взаимосвязаны вертикально по принципу включения – мифы .

Целостности одного уровня включают в себя мифы-целостности нижележащих уровней и, в свою очередь, так же включены как части в мифы-целостности уровней, лежащих выше. Наши детские (дорациональные) представления о Мире включаются как части в целостность тех рациональных представлений, которые мы имеем, будучи взрослыми людьми. А в свою очередь, наши рациональные представления входят в еще более объемную целостность представлений пострациональных или надличностных (трансперсональных) – таких, которые обретает человек вместе с приходом подлинной зрелости, мудрости или, как говорят духовные традиции, просветленности.

Таков принцип организации целостностей, где бы мы его ни находили. Целостность атома входит в целостность молекулы, молекулы образуют целостность клетки, клетки включаются в целостность органа, орган включен в целостность организма, организм включен в целостность среды. Это знакомый нам всем с детства «принцип матрешки».

Но и это еще не все. Ведь вся эта грандиозная целостность Вселенной, существующая в данный момент, лишь часть целостности Вселенной, которая будет существовать в следующее мгновение и т. д. и т. п. Это так же очевидно, как то, что вся целостность вашего состояния в данный момент уже в следующий миг станет лишь воспоминанием – лишь частью в целостности вашего состояния в настоящем будущего.

Открывающаяся картина, безусловно, впечатляет, но Великая Целостность не была бы Великой, если бы не имела, помимо горизонтальных и вертикальных, еще один тип взаимосвязи. Это нелокальный тип взаимосвязи (внепространственный и вневременной), он проявляется сразу всюду и одновременно. Принцип универсальности и нелокальный тип взаимосвязи, в общем виде известные с глубокой древности, были заново открыты и объяснены квантовой теорией. Суть принципа состоит в том, что любая целостность, на каком бы уровне иерархии она ни находилась, в любое мгновение времени в скрытом (свернутом) виде содержит в себе абсолютно всю систему целостностей «верха-низа, права-лева» от начала и до конца и во всех возможных временных вариантах. Каждый атом содержит в себе в скрытом (свернутом) виде всю Вселенную, каждый миг в скрытом (свернутом) виде содержит в себе всю вечность. Атомы объединяются в молекулы, потому что в них в свернутом виде содержится «знание» о молекулах. Молекулы объединяются в клетки, потому что в них в свернутом виде содержится «знание» о клетках. Клетки объединяются в органы, потому что в них в свернутом виде содержится «знание» об органах. Органы объединяются в организмы, потому что в них в свернутом виде содержится «знание» об организмах. Все эти уровни разворачиваются с уровня атомов, потому что все они свернуты в атомах.

Это и есть то самое покрывало в небесах Индры, о котором говорят Ригведы: «В небесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположена так, что в ней отражаются все остальные».

И эта вселенная целостностей отнюдь не бездумно статичная и инертная система, а активно действующее, созидательное, динамически развивающееся единство. Этот всеобщий космический процесс в его развертывании во времени мы знаем как эволюцию, а тяготение ко все более высоким уровням единства называется холизмом. А поскольку «всякое развитие всегда идет от состояния относительной всеобщности и отсутствия различий к состоянию возрастания изменчивости, выраженности и иерархической интеграции» (50) – т. е. от хаоса к порядку, от тьмы к свету, от пустоты к присутствию, – то и наша внутренняя вселенная представляет собой динамически развивающуюся Целостность, включающую в себя оба полюса: великий Хаос бессознательного внизу – полюс добытия, небытия, где вся тьма вещей пребывает прежде своего возникновения; и великий Свет осознания вверху – полюс сверхбытия, в котором каждая вещь сияет в своем изначальном самосовершенном свете, отражаясь во всем остальном и все отражая в себе. В Целостности Вселенной присутствуют Истины обоих полюсов – это справедливо так же, как справедливо и то, что оба они имеют одну природу – природу Невыразимого: то, что названо Хаосом бессознательного, есть полностью скрытая (свернутая) природа Невыразимого, а то, что названо Светом осознания есть полностью проявленная (развернутая) природа Невыразимого.

Более подробно мы будем рассматривать этот и другие фундаментальные принципы в заключительных главах, когда уже будут развернуты все уровни Великого Путешествия и мы вплотную приблизимся к Тайне того, кто мы есть, что есть Мир и в чем состоит суть Жизни.

Великое Путешествие: от Тьмы к Свету, от материи к Духу

 

Человек также является целостностью среди целостностей во всей полноте своих горизонтальных, вертикальных и нелокальных взаимосвязей. Как биологическая целостность мы включены в систему целостностей внешней физической реальности. Как психологическая целостность мы включены в систему целостностей внутренней психической реальности.

Наша психика, по словам Карла Густава Юнга, «является частью окружающего нас мира, и ее тайна так же безгранична». «Поэтому мы не можем дать определения ни тому, ни другому, – добавляет он далее. – Мы только можем утверждать, что верим в их существование, и описывать по мере возможности их функционирование» (67).

Психологическое развитие людей, как говорит Уилбер, «это просто микрокосмическое отражение всеобщего развития в целом, и оно имеет ту же цель: развертывание стадий единства и интеграции все более высокого порядка… психологическое развитие происходит слой за слоем, уровень за уровнем, стадия за стадией так, что каждый последующий уровень накладывается на предыдущий таким образом, что он включает его в себя и вместе с тем превосходит его, «обертывает» его» (50).

То, что было целым на одной стадии, в ходе эволюционного процесса становится частью целого на следующей. «Таким образом, все и вся в Космосе представляет собой то, что Артур Кестлер назвал холоном – целым, которое одновременно служит частью некоторого другого целого, и так до бесконечности. Целые атомы – это части молекул, целые молекулы – части клеток и т. д. Каждая вещь – это целое/часть, холон, существующий в естественной иерархии или порядке возрастания целостности и холизма» (49).

Причем эта иерархия не существует как статичная данность, а представляет собой живой, разворачивающийся процесс – эволюцию или развитие. И применительно к развитию осознания это иерархия постепенного возрастания сложности и интегрированности сознания, протянувшаяся от доязыковых, дорациональных младенческих стадий (уровни тела) через языковые, рациональные стадии ранней и зрелой личности (уровни ума) к поствербальным и пострациональным стадиям просветленных мудрецов (уровни духа). В этой иерархии холон сознания на каждом уровне развития включает в себя целостности всех младших уровней и сам включается как часть в целостности старших уровней. Так, холон рационального сознания включает в себя холон телесного сознания, а холон пострационального сознания включает в себя и холон рациональности, и холон дорациональности. Таким образом, целостность Духа включает в себя все, являясь одновременно и самым высшим уровнем развития осознания и изначальной основой и всеми уровнями в целом.

 

 

Гора Мира

 

Все великие традиции знания утверждают, что истинная суть нашей жизни на этой земле – это Путешествие и вне Путешествия эта жизнь не имеет ни подлинного смысла, ни подлинной цели. Мы говорим о том, что это Внутреннее Путешествие – Путешествие, которое совершает наше Я, проходя через различные уровни и состояния сознания. Начальная точка этого Путешествия – тотальное неведение, тотальная бессознательность. Конечная – высшая мудрость, знание сути всех вещей, Полнота Осознания. Это Путешествие из Тьмы к Свету, от материи к Духу, из состояния предельной ограниченности, из бессознательности и невежества к Полноте Осознания, к Свободе и Великой Целостности. На каждом из этапов этого Путешествия мы идем от одних мифов к другим, от ограниченных контекстов восприятия переходим к более широким и полным, и мы будем продолжать это движение до тех пор, пока контексты не расширятся настолько, что их границы самопроизвольно растают в Бесконечности и в наступившем Великом Безмолвии раскроется наконец вся Тайна необусловленной Реальности и вся Великая Целостность Бытия засияет самосовершенным огнем осознания.

Так реализуется изначально присущее нам стремление к полноте и целостности. Причем древние традиции мудрости утверждают, что не только человек, но и вообще все живое движимо этим изначальным стремлением к полноте реализации Духа. «От Брахмана до травинки творение существует ради того, чтобы душа достигла высшего знания», . читаем мы в Санкхья-сутрах. «Знай, что по природе своей каждое создание стремится стать подобным Богу», . говорит христианский мистик Мейстер Экхарт. «Все существа ищут единства; вся множественность борется ради него; у всякой жизни это единство является единственной универсальной целью» – это слова другого западноевропейского мистика, Йоганна Таулера. «Быть одним целым со вселенной, одним целым с Богом – вот чего мы желаем больше всего, независимо от того, знаем ли мы об этом или нет», . утверждает Фриц Кункель.

Все уровни и все сферы бытия, все миры и пространства пронизаны этим изначальным Намерением Целостности. Мы называем порождаемое этим Намерением движение эволюцией, или развитием осознания.

Однако пришла пора внимательнее рассмотреть те внутренние пространства, через которые пролегает Путь нашего Я, а также увидеть, о каком отрезке этого Пути сообщают нам героические истории древности и современности – от чего они предостерегают и какие советы дают. До сих пор мы говорили об уровнях целостности, выстроенных в иерархию, где каждый последующий включает в себя предыдущий, но что такое эти уровни – какие они? И о какой иерархии идет речь?

Интегральный подход, объединяющий истины древности и современности, говорит нам о том, что развитие осознания человека пролегает через три фундаментальных уровня существования – уровень материи, уровень ума и уровень духа. Эта знаменитая лестница восхождения к Полноте Осознания именуется в древних традициях мудрости Великой Цепью, или Великим Гнездом Бытия, Рекой Жизни, Мировой Осью, Мировой Горой, Мировым Древом; в библейских сказаниях эта лестница известна как Лестница Иакова. Три ее самые фундаментальные ступени на востоке называются иерархией земли-человека-небес, а на западе – иерархией тела-ума-духа. В шаманской традиции эти ступени называются, соответственно, Нижним, Средним и Верхним Мирами. Ницше называл это Зверем, Человеком и Богом в душе каждого из нас. В современной психологии идет речь о трех самых общих уровнях развития восприятия и осознания – телесном (доличностном), рациональном (личностном) и пострациональном (надличностном, трансперсональном).

Три этих фундаментальных уровня при желании могут быть рассмотрены более подробно, и общая линия развития осознания – Мировая Ось – может быть разбита на большее количество уровней. Наиболее часто встречается разделение на пять основных уровней, или оболочек сознания: уровень материи, уровень тела, уровень ума, уровень души и уровень духа. С подобным разделением мы встречаемся, например, в Тайттирия Упанишадах, где говорится о пяти оболочках (кошах) Атмана. Это аннамайя-коша (оболочка пищи), связанная с нашим материальным телом, пранамайя-коша (оболочка дыхания), связанная с эмоционально-чувствующим телом, маномайя-коша (оболочка ума), связанная с разумом, виджнянамайя-коша (оболочка мудрости), связанная с пострациональным, трансперсональным осознанием (которое иначе называют душой, или сновидящим телом) и анандамайя-коша (оболочка блаженства), связанная с осознанием недвойственного Духа.

Другое распространенное описание включает в себя от семи до шестнадцати различных уровней развития осознания. Такова, например, система чакр, или энергетических центров сознания (вихрей сознания – читта-вритти), где рассматривается семь-восемь основных чакр, связанных с органами физического тела и еще восемь высших чакр, не связанных с телом (так называемых шабда-чакр).

Некоторые считают, что существует принципиальная разница в том, сколько чакр, оболочек или уровней мы насчитываем. Но на самом деле это не так. Следует всегда помнить, что любые описания – это лишь карты. И то, как эти карты отображают Реальность, зависит от способа, которым мы проводим границы и намечаем деления. В этой связи Уилбер проводит параллель с температурными шкалами. Он задает вопрос: при какой температуре закипает вода? И отвечает: это зависит от того, какой шкалой мы измеряем температуру воды. Если мы пользуемся шкалой Цельсия – то при 100 градусах. А если шкалой Фаренгейта – то при 212. Значит ли это, что они противоречат друг другу, что одна из этих шкал неистинна? Или значит ли это, что реальная температура закипания воды изменяется в зависимости от того, какой шкалой мы ее меряем? Ни в коем случае. Обе эти шкалы истинны, обе они точно отражают реальный процесс, различаются они лишь способом градации, способом деления. И конечно, нам не придет в голову спутать здесь две разные карты или карту с территорией и начать думать, будто реальная температура воды может меняться в зависимости от того, по какой карте мы ее сверяем.

Следует помнить: все, что вы прочитаете далее, – есть лишь карта. Эта карта может показаться вам более целостной и всеохватной, чем все то, с чем вы встречались ранее. А может, вы увидите, что вам есть что добавить к сказанному. Я буду только рад этому. Ведь только так мы можем создать наиболее целостную и эффективную карту Реальности. Важно только не забывать, что карта есть карта и ее единственное предназначение – помочь нам ориентироваться на реальной территории, по которой мы идем. Это прогулка, которая уже случилась. И имя этой прогулке – Жизнь.

Все уровни развития осознания, сколько бы мы их ни насчитывали, располагаются в порядке возрастания целостности, так что каждый следующий уровень осознания оказывается также новым порядком целостности, в котором целостность предыдущего уровня оказывается частью целостности последующего.

Таким образом, каждый уровень представляет собой одновременно и целое, и часть – целое/часть, или холон.

Холон тела включает в себя холон материи, поскольку является новым уровнем сложности в организации материи и, соответственно, новым уровнем целостности. Тело уже не является только материей, уровень материи входит как часть в целостность тела, но тело уже обладает осознанием, не свойственным материальному уровню. Тело организует материю и управляет ею, а не наоборот. Но будучи целостностью на своем уровне, телесное осознание входит как часть в целостность ума.

Ум представляет собой более высокий порядок организации/управления и тела, и материи, но сам уже не может быть сведен только к материи или телу – это принципиально иной уровень развития осознания. Но и сама целостность ума включается как часть в целостность еще более высокого порядка – целостность души. Ум управляет процессами на телесно-материальном уровне, но не может управлять процессами своего уровня. Ум не может управлять собой. Однако управлять умом может пострациональная душа, которая является новым уровнем развития осознания и включает в свою целостность уровни материи, тела и ума, но сама является чем-то неизмеримо превосходящим все это.

Каждый из уровней развития осознания содержит определенные структуры восприятия, которые порождают определенные формы и образы, в которых эволюционирующее Я воспринимает себя и мир. Эти формы и образы мы условились называть мифами. И так же как структуры восприятия младших уровней включаются в структуры старших, включаются один в другой и мифы, порождаемые этими структурами…

И тут мы подходим к одному очень интересному вопросу – вопросу о том, где все это находится?

Чем интересен вопрос «где»? Заложенным внутри его парадоксом. Дело в том, что, отвечая на вопрос «где», мы так или иначе должны будем использовать определенные формы и образы, чтобы описать то место, где, на наш взгляд, все это и находится. Но если все воспринимаемые нами формы и образы уже порождены некими структурами восприятия, это означает, что сами они и есть то, что уже находится где-то, но никак не само это место.

Приведу простой пример. Допустим, мы говорим, что все наши мысли находятся у нас в голове. Хорошо. Допустим. Но где тогда находится мысль о том, что «все наши мысли находятся у нас в голове»? И что такое голова, в которой находятся все наши мысли? Пытаясь описать свою голову, мы обнаружим, что все эти описания уже являются мыслями, а значит, наша голова – это мысль. Наша голова – это то, что мы думаем о ней. И тогда мы приходим к парадоксальному утверждению о том, что все наши мысли находятся в мыслях о голове…

 

 

Где Я?

 

В брежневскую эпоху бытовал такой анекдот. Леонид Ильич Брежнев имел обыкновение засыпать в самых неожиданных местах. И вот однажды на заседании Политбюро, когда обсуждалась какая-то важная проблема, Леонид Ильич нечаянно заснул. Чиновники продолжали обсуждение проблемы и все никак не могли прийти к решению, когда вдруг раздался голос Брежнева: «Идея!» Все присутствовавшие вопросительно повернулись к проснувшемуся генсеку. «Идея», . повторил Брежнев, удивленно оглядывая лица товарищей по партии. «Говорите, Леонид Ильич, мы Вас внимательно слушаем», . сказал председательствующий. Брежнев пожевал губами, подбирая слова, и промолвил: «Иде я нахожуся?»

Помимо очевидного политического контекста, этот анекдот имеет также и незаметную, на первый взгляд, психологическую проблематику. В самом деле: где Я?

Где тот Путник, который совершает это удивительное восхождение на Гору Мира через различные уровни осознания от материи, через тело, ум и душу к Духу, и в чем суть этого восхождения? Как уже было сказано, таким путешественником является наше сознающее Я – источник восприятия и осознания. Это та самая точка, откуда вы прямо сейчас смотрите на этот мир и видите эту книгу. Это та самая точка, которая в книгах Кастанеды называется точкой сборки восприятия, а в психологической литературе самостью. Но где находится эта точка?

Этот невинный и простой с виду вопрос вызывает, тем не менее, невероятные сложности, и величайшие умы человечества не одну сотню лет ломают копья в попытках дать на него однозначный ответ. В самом деле – каждая секунда нашего бытия есть непосредственное переживание нашего сознательного Я. У нас есть опыт непосредственного переживания, и нам нет нужды задавать себе вопрос – где это переживание происходит. Но стоит нам задать его себе – и мы столкнемся с определенными трудностями.

Кто-то без раздумий скажет, что его Я находится в голове и нигде, кроме головы, быть не может, а в доказательство приведет теорию о высшей психической деятельности и о мозге, который, согласно этой теории, и порождает сознательное Я. В силу нашей привычки к материалистическому образу мысли, этот ответ кажется само собой разумеющимся. Но, как мы уже убедились, в нем заложено скрытое противоречие, поскольку если Я находится в голове, то что такое голова и все теории о высшей психической деятельности, как не мысли этого же самого Я?

Действительно, многие люди субъективно локализуют ощущение своего Я как находящееся где-то в голове – «в точке позади глаз». Возможно, и вы относитесь к их числу. Но факт заключается в том, что существует также много людей, для которых их Я, по субъективным ощущениям, находится не на уровне глаз, а чуть ниже – где-то в области шеи и груди – или чуть выше – в области макушки. Более того, многие отмечают, что их субъективное самоощущение может изменять свою локализацию в теле в зависимости от текущего психо-эмоционального состояния – передвигаться, расширяться, сужаться. И наконец, существуют тысячи свидетельств внетелесного опыта – когда люди под воздействием различных экстремальных факторов или в результате психофизической практики имели субъективное переживание своего сознающего Я находящимся вне физического тела. Так где же находится Я?

Из того, что было сказано, можно по крайней мере сделать вывод о том, что Я движется, изменяет свою локализацию и конфигурацию в пространстве и времени. Мы переживаем это как волнообразное, пульсирующее изменение режимов работы своего внимания – сосредоточение-рассеяние, усиление-расслабление, фокусировка-расфокусировка, перемещение субъективного центра и источника внимания. Мы переживаем это как смену своих состояний и чувств.

Далее, выводы современных ученых и свидетельства древних традиций говорят нам о том, что сам мир пространства и времени порождается нашими мыслями и представлениями. Эти образы порождены определенными структурами восприятия – это структуры уровня ума, на котором и находится сознающее Я большинства ныне живущих людей. «Находится» – означает находит себя. Самость находит себя на уровне ума, и она находит себя в тех образах и формах, в тех мифах, которые свойственны структурам этого уровня.

Наше Я, самость сама по себе – это чистый акт восприятия и осознания. Прямо сейчас – это чистое переживание вашего присутствия в данный момент. Но помимо чистого присутствия в вашем переживании также есть еще один аспект – это те формы, в которых это присутствие выражается, в которых оно находится, с которыми оно отождествлено. Вы можете думать о чем-то – и тогда ваше присутствие будет выражаться в данный момент в форме мыслей, ваше Я будет находиться в мыслях и отождествляться с мыслями. Вы можете почувствовать свое тело – ладони, стопы, поверхность кожи, позу и осанку – и вот уже ваше присутствие выражается для вас в форме ощущений и, может быть, мыслей о теле. Вы можете начать прислушиваться к миру – и тогда ваше присутствие здесь и сейчас обретет форму звуковых впечатлений, наконец, вы можете наблюдать окружающий мир и переживать свое присутствие в визуальных образах.

В каждом акте нашего переживания, в каждом акте восприятия и осознания есть два этих момента – сам процесс и его форма, содержание и его конкретное выражение. Таким образом, Гора Мира и Путник, который по ней идет – это две составляющие процесса нашего восприятия и осознания, где самость – это чистая потенция восприятия и осознания, чистый поток и источник энергии, чистое переживание Я. Основное свойство этого потока – способность к отождествлению, которая, собственно, и делает возможным Путешествие.

Если же самость сама по себе – это чистая способность воспринимать, отождествляться и осознавать, то другая составляющая процесса восприятия и осознания – это те потенциальные структуры, которые самость может использовать для той или иной организации своего восприятия и интерпретации. Мы говорим о том, что эти структуры образуют цепь, состоящую из различных вложенных друг в друга в порядке естественной иерархии уровней сознания, – Гору Мира. Каждый уровень представляет собой набор определенных базовых структур – форм восприятия и интерпретации, на которые проецируется и с которыми отождествляется поток энергии осознания, в то время пока ядро самости (фокус базовой самотождественности, центр сознания, фокус восприятия, точка сборки) находится в пределах данного уровня – если это тело, то самость отождествляется с его формой и определяет себя через нее, если это ум, то самость отождествляется с его формой и определяет себе через нее и т. д.

Отождествление – один из важнейших психологических процессов. Суть этого процесса состоит в передаче чему-то нашей энергии внимания-воли. Через отождествление мы притягиваем в поле нашего внимания объекты и процессы Мира – материальные и психические. Через отождествление мы проецируем на них энергию своего Я. Через отождествление мы организуем пространство своей собственной личности – ее структуру, систему внутренних связей – и пространство вокруг себя – психическое и физическое, а затем определяем себя и Мир через эту систему взаимосвязей.

Сила отождествления во многом подобна силе гравитации, действующей в материальной вселенной. Как и сила тяготения является фундаментальным свойством материи и присуща всем материальным объектам физического мира, так и сила отождествления является фундаментальным свойством психики и присуща любому объекту психического мира. Под действием этой силы формируются и уплотняются слои самого сознания, под действием этой силы упорядочивается поле и объекты в поле сознания. Так же как и сила тяготения, сила отождествления ослабевает по мере удаления от субъективного центра сознания к периферии. Так же как и сила тяготения, она проявляется в спиральном вращении приближения-удаления психических объектов и процессов (потоков энергии) вокруг ядра сознания – Я. Это как раз и есть то, что древние индусы вкладывали в емкое понятие читта-вритти – вихри сознания.

Конечно, вращение объектов-процессов в поле притяжения самости не следует понимать буквально – мы можем использовать астрономическую аналогию лишь как определенную идеализацию процесса – в реальности мы имеем дело со сложными циклами периодического возвращения объектов-процессов – внешних (предметы, люди, события, ситуации) и внутренних (мысли, эмоции, желания, чувства, воспоминания) – в поле нашего внимания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.