Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие принципы современного этикета





Нормы и правила поведения делового этикета исходят из следующих основных принципов современного этикета, ориентированных на честь и достоинство человека как высшую ценность и соблюдаемых в цивилизованном мире:

¾принцип гуманизма;

¾принцип целесообразности действий;

¾принцип эстетической привлекательности поведения;

¾принцип уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых вступают в деловые контакты.

Развернутая характеристика этих основных принципов делового этикета

дана в книге «Государственная служба: культура поведения и деловой этикет»9.

1.Принцип гуманизма (или человечности) ориентирует на установление добрых отношений и плодотворного сотрудничества с самыми разными людьми и закрепляет нравственную основу современного делового этикета. Он конкретизуется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и воплощается в вежливости.

2.Вежливость - понятие нравственное. Философский «Словарь по этике» так определяет это явление: «Вежливость - моральные качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям сталоповсе-



дневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими»10.

9См.: Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под ред. Е.В. Охотского. М.: РАГС, 1998.

10Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1981. С. 38.

Яндекс.Директ

Работа в интернете 1 час в день! karim-work.ruБесплатный курс, работа оператором. Оплата ежедневно, никаких вложений! Ищешь работу на дому? rabota-dliavseh.ruОбучающий курс, новый метод. Никаких вложений. Оплата ежедневно! Плагиат в курсовой? Помощь онлайнantiplagiatexpress.ruУникальный текст за 5 минут. Онлайн. Прямо на сайте. Гарантия сдачи. Тут!Видео о сервисеТарифыОтветы на вопросыОнлайн заявкаАдрес и телефон 15000 р. в неделю в сети интернет start-webbusiness.ruОт 4000 р в день - это реально! Получить пошаговую инструкцию по заработку

Вежливость - это проявление уважения, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Вежливость противопоставляется грубости, хамству, отражающим высокомерное и пренебрежительное отношение к людям. Неотъемлемый элемент вежливости -речевой этикет. Вежливые слова («Будьте любезны...», «Благодарю вас...», «Позвольте...», «Не могли бы вы...», «Пожалуйста...», «Спасибо!» и т.д.) свидетельствуют о добром отношении к людям.



Очень многие правила этикета обусловлены требованиями принципа гуманизма, реализующегося через вежливость:

•невежливо громко разговаривать по сотовому телефону в общественных местах, поскольку другим людям такой разговор мешает;

•невежливо говорить о присутствующем при разговоре человеке в третьем лице;

•невежливо разговаривать, сидя со стоящим рядом коллегой, нужно предложить ему присесть или встать самому;

•невежливо шептаться в присутствии других;

•невежливо, приходя на работу, не поздороваться с охраной и гардеробщиками и т.д.

Во всех этих ситуациях отсутствие вежливости свидетельствует также и об отсутствии уважения, чуткости и внимательности по отношению к другим.

В зависимости от ситуаций общения вежливость может проявляться в многообразных формах, таких, как корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность.

Официальная, сухая вежливость называемая корректностью, уместна в напряженных ситуациях конфликтного взаимодействия. Корректность помогает сохранять свое достоинство и достоинство партнера по общению, помогает человеку держать себя в рамках общепринятых приличий во всех случаях.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость, которая играет большую роль в иерархических служебных отношениях и не имеет ничего общего с услужливостью подобострастием. По смыслу учтивость связана с такими понятиями, как «почтить», «почет», и является этикетным выражением почтительности в служебных отношениях.



Любезность как форма вежливости несет в себе неформально внимательное отношение к партнерам по общению, сотрудникам, подчиненным. В любезности проявляется желание не только быть полезным другому человеку, оказать ему услугу, но и быть приятным в общении.

Деликатность - такая форма вежливости, которая проявляется с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.

Тактичность выражается в том чувстве меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу в отношениях между людьми, нарушение ко-

торой вызывает обиду и раздражение. Тактичный человек не будет задавать неприятные вопросы, проявлять интерес к интимной жизни сотрудников, делать замечания в присутствии третьих лиц, обращать внимание на промахи в поведении, давать непрошенные советы. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека, учет особенностей возраста, пола, служебного положения, места и обстоятельств ситуации общении.

Скромность - это адекватная самооценка человека, умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей и не переоценивать себя и свою значимость, не бахвалиться своими заслугами и не афишировать свои достоинства, занимаясь саморекламой. «Не возносись делами твоими, каковы бы они ни были», - поучал св. Антоний. Истинная скромность воспитанного человека проявляется в естественной манере поведения, в умении найти верный тон в ситуации общения, всегда оставаясь самим собой.

Точность, пунктуальность и обязательностькак проявления вежливо-

сти наполнены глубоким нравственным смыслом и имеют большое практическое значение в деловых отношениях. Известное изречение французского короля Людовика XVIII «Точность - вежливость королей и долг всех добрых людей!» фактически превратилось в пословицу.

Современный специалист в области делового этикета Джен Ягер, сформулировавшая на основе анализа деловой практики шесть основных принципов делового этикета, на первое место ставит пунктуальность, которая выражается не только в отсутствии опозданий на деловые встречи, но и в соблюдении договоренностей, сроков выполнения робот, выполнении обещанного. Вытекающие из принципа гуманизма конкретные правила поведения выступают внешним проявлением внимания и уважения к человеку.

3.Принцип целесообразности действий определяет поведение людей в нестандартных деловых и жизненных ситуациях, которые постоянно ставят человека перед выбором модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Все ситуации взаимодействия предусмотреть заранее невозможно, как и сложно знать все нюансы поведения в незнакомой ситуации и все правила этикета. Современный этикет предполагает, что при незнании правил поведения в какой-то новой, нестандартной ситуации, следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства, причем удобства не только для себя, но для окружающих.

4.Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего об-

лика делового человека ориентирует на красоту и уважение эстетических чувств других людей. Некрасивое, лишенное изящества и привлекательности поведение, неряшливая одежда не только оскорбляют эстетические чувства окружающих, но и вызывают отвращение.

Психологическая совместимость, как известно, существует на двух уровнях - психофизиологическом и социально-психологическом.На психофизиологическом уровне отталкивают и дурной запах пота, и пятна на одежде, и следы перхоти на пиджаке, и все грубые проявления физиологии (громкое сморкание, шумное причмокивание во время еды и т.д.), что вызывает естественное желание свести контакты к минимуму. Такое поведение оценивает-

ся как неприличное, поскольку оно некрасивое. Нужно постоянно контролировать свое поведение, мимику, жесты, манеры, оформление внешности. Современный этикет предполагает единство формы и содержания, поэтому хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено.

5. Принцип уважения к традициям и следованиеим трудно объяснить ус-

ловиями современной жизни и обосновать их целесообразность. У каждого народа есть свои, веками складывающиеся нормы и традиции - как раз те нормы этикета, которые нужно знать, помнить и следовать им. Этот принцип приобретает особую актуальность в современном мире в условиях расширения международных связей на всех уровнях, соблюдение данного принципа демонстрирует уважение к традициям этикета в других культурах и помогает взаимопониманию в деловой области.

В учебном пособии Р.М. Ботавиной11 выделены основные принципы делового этикета, наиболее значимые из которых, на наш взгляд следующие.

Этичность - весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет должен быть ориентированным на добро.

Удобство - нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношением. Удобным для делового человека должно быть все: планировка служебного помещения, деловая одежда, правила проведения деловых совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Удобства нужно обеспечивать в равной степени для всех участников деловых отношений.

Консерватизм - этот принцип способствует надежности, стабильности, фундаментальности в деловых отношениях. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности тем или иным традициям невольно вызывает ассоциациичего-тонезыблемого, прочного и надежного, что высоко ценится в деловых отношениях.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно вести себя в ситуациях делового общения, удерживаясь от тех ошибок, которые препятствуют установлению и поддерживанию нормальных деловых отношений, вызывают сомнение в его воспитанности. Конечно, одного лишь знания правил этикета недостаточно, нужно в деловом взаимодействии естественно и непринужденно следовать им. Необходимы постоянная тренировка, навыки хороших манер, доведение их до автоматизма, когда уже не нужно будет задумываться о том, что говорить и как себя вести. Недаром говорят, что воспитанный человек - не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог.

Правила делового этикета

Нормы и правила делового этикета базируются на общепринятых нормах

11 См.: Ботавина Р.М. Этика деловых отношений. М.: Финансы и статистика, 2001. С.13-15.

поведения общегражданского этикета, но деловая сфера вносит в них коррективы: на первый план выступает не пол и возраст, а должностной статус общающихся людей. Например, в деловом этикете неважно, кто приветствует (мужчина или женщина, старший или младший по возрасту), и неважно, кого приветствуют (мужчину или женщину, старшего или младшего по возрасту), важно другое - должность. Субординация в деловом этикете в отличие от общегражданского строится не по половозрастному, а по должностному принципу.

Обращение. Начинается общение, как правило, с обращения к человеку. Обращения культурно и социально обусловлены. Исторически сложилось так, что в русском языке не было общеупотребительных и нейтральных форм обращения, аналогичных формам обращения в других языках (мадам, мадемуазель, мсье - во французском, миссис, мистер - в английском и т.п.) В советский период активно использовалось обращение «товарищ», которое называло лицо независимо от пола и могло употребляться как в сочетании с фамилией, профессией, званием (товарищ Петров, товарищ директор, товарищ академик), так и без них (Дорогие товарищи!).

Внастоящее время можно говорить об устоявшейся форме обращения«господин-госпожа»в официальном и деловом обращении, хотя во многих случаях предпочтительнееобращение по имени и отчеству. Важно помнить, что в деловом общении необходимо время от времени повторять обращение

ксобеседнику по имени и отчеству: «Да, Людмила Ивановна», «Простите, Виктор Михайлович», «Я вас не совсем понимаю, Лариса Ильинична». Такое обращение подчеркивает направленность речи и означает включение партнера по общению в активный диалог, и наоборот, отсутствие обращения исключает собеседника из коммуникации.

К этикетным правилам делового общения относится и уместное использование ты – вы-форм.Выбор обращения на «ты или на «вы» определяется: 1) соотношением социального статуса собеседников; 2) степенью их знакомства; 3) характером взаимоотношений; 4) официальностью - неофициальностью остановки общения.

Вделовом общении предпочтительнее обращение на «вы». Даже если в неофициальном общении с коллегами установлено обращение на «ты», в официальной обстановке такое недопустимо. Нередко встречается, что только в силу своего возраста более старший сотрудник считает для себя возможным обращаться к более молодому сотруднику, равного с ним статуса, на «ты» и по имени, что, конечно же, противоречит правилам делового этикета.

Выбирая форму обращения, следует учитывать также и следующие факторы: 1) обращение на «вы» позволяет сохранять дистанцию в деловых отношениях, не переходить ту грань, за которой начинается фамильярность; 2) обращение на «ты» позволяет сократить дистанцию, придать теплоту деловым отношениям.

Вделовых отношениях форму обращения выбирает лицо, вышестоящее по должности. Этикет межличностных отношений всегда требует особый деликатности в переходе с официального «вы» к простому и дружескому «ты».

Правила применения этикетных форм обращения12

Обращение на «вы»   Обращение на «ты»
- к незнакомому, малознакомому чело- - к хорошо знакомому человеку
веку - в неофициальной обстановке
- в официальной обстановке общения общения
  - при дружеском, интимном отно-
- при подчеркнуто вежливом отноше- шении к собеседнику
нии к собеседнику - к равному и младшему (по воз-
- к равному и старшему (по возрасту и расту и положению) собеседнику
положению) собеседнику    

Приветствие. С древних времен люди оказывают друг другу почтение посредством приветствий. Современные правила этикета предъявляют к культуре приветствия следующие требования по очередности приветствий.

Культура приветствия:

¾При встрече мужчина первым приветствует женщину.

¾Проходящий человек первым здоровается со стоящими.

¾Молодой человек первым здоровается с женщинами, со старшими по возрасту и положению. Но руку при этом первым протягивать не следует. Эта инициатива принадлежит женщинам.

¾Входящий (и женщина тоже) в помещение, где уже находятся другие люди, также здоровается первым.

¾В том случае, когда встречаются люди равного статуса, первым здоровается тот, «кто лучше воспитан».

¾Когда на улице встречаются две знакомые пары, то вначале здороваются женщины, затем мужчины с женщинами и только потом мужчины.

¾Если мужчина идет по улице в обществе женщины, то оставлять ее, чтобы самому подойти к знакомому, невежливо. В крайнем случае надо представить этого знакомого женщине.

¾Если вас поприветствовал незнакомый человек, то ответьте ему тем же (может быть, вы его просто не узнали).

¾При постоянной встрече с одним и тем же человеком (например, сотрудником другого отдела), с которым не знакомы, приветствовать его. Может быть, знакомство состоится позднее.

¾При встрече со знакомыми (коллегами) несколько раз в течение дня используйте вежливые формулировки приветствий или, если все они исчерпаны, просто улыбнитесь, или вежливо кивните. Но не отворачивайтесь и не делайте вид, что не заметили Сервантес справедливо и остроумно заметил: «По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить».

¾Если вы хотите о чем-тоспросить незнакомого человека, не забудьте вначале поздороваться с ним.

12 См.: Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. С. 106.

При приветствиях в деловом этикете сохраняется принцип субординации. Например, стоящие возле дверей аудитории студенты первыми приветствуют проходящего мимо профессора, а секретарь (женщина) первым приветствует своего руководителя (мужчину). Конечно, это не означает, что старший по должности непременно должен ждать приветствия младшего. Он может поздороваться не только словом, но и жестом, мимикой, улыбкой, что ни в коей мере не уронит его авторитета.

Светский этикет предписывает мужчине вставать, приветствуя женщину или старшего по возрасту. Согласно деловому этикету в деловой обстановке женщина также приветствует входящего сотрудника (сотрудницу) вставая, если входящая значительно выше по должности.

При приветствии лучше всего пользоваться традиционным «Здравствуйте», добавляя к словам приветствия обращения по имени и отчеству.

«Доброе утро» принято говорить до 12.00 часов, «Добрый день» - до 18.00 часов, «Добрый вечер» - после 18.00. Но эти приветствия не рекомендуется обращать к вышестоящим лицам, хотя они могут так обращаться к нижестоящим.

Нарушение этикета - обращение к вышестоящим лицам после приветствия со словами «Как дела?», «Как поживаете?» и т.д.

Приветствие может сопровождаться рукопожатием. При равном служебном статусе мужчины обмениваются рукопожатием обязательно, женщины - по желанию. Если женщина первой не протянула руку, мужчине не следует проявить инициативу. При рукопожатии мужчина перчатку снимает, женщина - нет. Этикет не позволяет обмениваться рукопожатием через стол, порог иликакие-либопрепятствия.

Согласно светскому этикету первым руку протягивает: женщина - мужчине, старший по возрасту - младшему. В деловом этикете, где главный критерий должностной статус, первым руку протягивает старший по должности вне зависимости от пола и возраста, хотя и здесь могут быть отступления.

Характер рукопожатия также регламентируется этикетом, требующим чувства меры и такта:

¾слишком продолжительное рукопожатие может вызвать в другом человеке чувство неловкости;

¾слишком сильное неуместно, поскольку рукопожатие - не состязание в том, кто сильнее;

¾слишком слабое рукопожатие свидетельствует об отсутствии интереса. Представления Немаловажное место в деловых отношениях занимает и

процедура представления, посредством которого можно установить нужные и полезные связи. Согласно деловому этикету представить кого-либо- значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает.

Для того чтобы иметь право представлять людей друг другу, нужно быть знакомым с обеими сторонами, для которых представляющий выступает гарантом достоверности данных, порядочности представляемых.

Согласно этикету представляют:

¾низшего по должностной иерархии - высшему;

¾мужчину - женщине;

¾младшего по возрасту - старшему по возрасту;

¾одного сотрудника - группе сотрудников.

Сначала обращаются к тому, кому представляют, а затем называют имя представляемого: «Иван Николаевич, разрешите вам представить...»

При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, духовное звание, как правило, обходятся без упоминания имен: «Господин президент», «Ваше высокопреосвященство», «Товарищ генерал», «Господин посол».

Представляющий, знакомя лиц, близких по возрасту и служебному положению, может просто назвать их имена: «Елизавета Федоровна, познакомьтесь с Сергеем Ивановичем», или «Марина Петровна, Николай Тихонов». Любое представление сопровождается легким поклоном. Следует избегать глубоких поклонов и резких движений.

После представления для подтверждения знакомства обычно принято обмениваться несколькими любезными фразами, причем инициатива должна исходить от старшего по должности, возрасту.

При представлении друг другу сразу нескольких людей сначала представляют того, кто пришел последним, а затем остальных в том порядке, в котором они сидят или стоят.

Нового работника коллективу представляет руководство. Обычно пользуются простой и наиболее распространенной формулой типа: «Разрешите представить вам Нелли Сергеевну Соловьеву. Она назначена заместителем главного бухгалтера». Можно представиться и самому, четко назвав свое имя, отчество, фамилию и должность.

В деловом общении бывают нередки ситуации, когда представляющее лицо не требуется. Например, при представлении сотруднику из другого отдела в одной организации, коллеге на научной конференции, должностному лицу при посещении учреждения и т.д.

Визитные карточки. Деловое знакомство начинается с вручения визитной карточки, которая стала обязательным атрибутом процедуры установления деловых контактов.

История визитных карточек началась с XVI в., когда немецкие студенты, обучавшиеся в университете Падуи (Италия), перед отъездом на родину на каникулы, посещали с визитом своих профессоров и в знак уважения оставляли им цветную миниатюру, изображавшую фамильный герб, под которым визитер писал свое имя и дату. Затем появились гравированные карточки, литографические, а в начале XX в. - изготовленные типографским способом.

Современные деловые визитные карточки выполняют следующие функции:

¾представления деловых партнеров;

¾подтверждения заинтересованности в последующих деловых контак-

тах;

¾информирования об организации, направлениях ее деятельности;

¾осуществления деловых контактов между партнерами (например, при

сопровождении подарка и т.п.)

На стандартной визитной карточке указываются фамилия, имя, отчество, должность и звание (при его наличии), служебный телефон, телефакс, адрес электронной почты, название организации и ее адрес.

Министерство финансов РФ

Академия бюджета и казначейства

Катков Михаил Никифорович  
старший научный сотрудник тел./факс 625-75-41
Россия, Москва E-mail:abik@academmf.com
Малый Златоустинский переулок д. 7  

На визитной карточке представителя государственного учреждения может быть изображен герб страны, а на карточке работника фирмы - фирменная эмблема, логотип.

На визитных карточках для неофициального общения указывают фамилию, имя, отчество, профессию, почетные и ученые звания, но не представляют реквизиты, подчеркивающие официальный статус.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.