Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор модели поведения в этически сложных ситуациях





Как же поступать в этически напряженных ситуациях делового общения?

Ключ к решению чисто практических проблем делового общения - этика. Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что

ему предстоит нелегкий выбор, очень полезно заранее определить для себя, чегоне следует делать ни в коем случае. Здесь требуется не конкретный просчет вариантов, а ясное понимание того, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка помогаетне сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться. Великий моралист И. Кант в «Критике практического разума» писал о том, что нравственность проявляется не только в действии, но и вбездействии, когда человек, исходя из требований нравственного императива, отказывается от определенных поступков. Моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственных норм - голос совести. К.Г. Юнг в работе «Аналитическая психология: прошлое и настоящее» дает весьма ценный совет для практики делового общения: при коллизиях долга и совести следует отдаватьпредпочтение своемувнутреннему голосу совести как первичному, более древнему, феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка. Человеку свойственно путем рассудка оправдывать свои неэтичные поступки. Если же поставить себя в недвусмысленную позицию к злу, то добро найдет себя само. Главное - избавиться от искушения рассудка, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и опасная приманка.



Вконкретном деловом общении необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации.

Вработе Е.Н. Зарецкой6 предлагаетсяалгоритм этического рас-

смотрения деловой проблемы, включающий несколько шагов.

Первый шаг при принятии решения - поиск этической основы, другими словами, следует определить, являются ли данные действия легальными и отвечают ли они своду законов компании и требованием договора. Необходимо сразу определить так называемую «черную сферу», т.е. решения, которые не соответствуют определенным нормам. Следующие шаги определяются вариантом ответа



1)Если ответ положительный, то нужно определить, соответствуют лиданные действия стандартам профессионального этического кодекса. Этот письменный документ суммирует нормы этического поведения. В некоторых компаниях этот документ называется кредо, или нормы этического поведения. Обычно такой документ включает в себя правила управления предприятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией; включаются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутрифирменных конфликтов.

При принятии решения обращение к этическим нормам профессиональной деятельности - насущная необходимость.

2) Если предлагаемое решение соответствует профессиональному эти-

ческому кодексу, то нужно использовать принципы этики для того, чтобы оценить, являются ли действия этичными. Если эти действия этичны, то остановите свой выбор на данном варианте и примите меры для его выполнения.

При отрицательных ответах на первые три вопроса необходимо вырабо-

тать альтернативу.

При определении этичности поступка весьма действенной является следующая модель принятия решения. В соответствии с этой моделью нужно ответить на шесть следующих вопросов:

1)Легально ли ваше решение?

2)Какие выгоды оно приносит окружающим, и какой ущерб будет им нанесен?

3)Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стандартов поведения, относящихся ко всем?

4)Удовлетворяет ли ваш поступок тесту «дневного света» (вспомним высказывание Святителя Тихона Задонского!), что означает, будете ли вы чувствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые?



5)Соответствует ли ваше решение «золотому правилу»?

6)Проходит ли ваше действие тест на обсуждение? Спросите мнение ум-

6 См.: Зарецкая Е.Н. Указ. соч. С.460-466.

ного друга, не «втянутого» в ситуацию, считает ли он, что ваш вариант решения проблемы этичен?

Как мы уже говорили, самый простой и древний принцип «золотого правила» - «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой», - до сих пор остается наиболее эффективным критерием при принятии решений. Хотя многочисленные примеры указывают на то, что в деловых отношениях допускается нечестность и недобросовестность, существует масса других примеров, показывающих, что миллионы решений, принимаемых в деловой практике, основаны на принципах честности и благополучия окружающих. Многим деловым людям становится ясно, что длительные последствия этического поведения, несомненно, намного лучше, чем кратковременные выгоды, полученные в результате аморального поведения. Как высказался один крупный российский предприниматель: «Репутация - это не деньги, а очень большие деньги».

2. Этикет делового общения

Общество во все времена различало понятия добра и зла, справедливого и несправедливого, должного и недопустимого. Эти представления воплощались в нормах и этикетных правилах, регулирующих отношения между людьми во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в области деловых отношений. Современная культура делового общения определяется знанием (и выполнением!) основных норм и требований деловой этики и делового этикета.

Нормы и принципы этикета

Основная особенность делового общения, как мы уже не раз отмечали, его регламентированность, что проявляется в необходимости соблюдения его участниками делового этикета. Предсказуемый и эффективный процесс общения должен подчиняться определенным правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Этикет - система норм и правил, регулирующих внешние формы поведения людей и их взаимоотношения в процессе общения. Этимология этого слова восходит к французскому слову l'etiguette - ярлык, надпись, этикетка (хотя, конечно же, совокупность правил хорошего тона существовала задолго до обозначения их специальным термином) и вошло в обиход в начале XVIII века.

Начиная с глубокой древности, стали складываться неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей. Они были вызваны к жизни потребностью приглушить природные инстинкты и противопоставить им правила социальной жизни, основанные на взаимном уважении интересов. Эти правила воспитывали привычку согласовывать свое поведение и отношение к людям с представлениями об уважительности, доброжелательности, приветливости в общении. Глубокая связь между внутренним нравственным содержанием и его проявлением во внешних формах была прочувствована еще древними греками, которые обозначили совпадение

«красивого» поведения с его нравственным смыслом понятием «калокага-

тия» (греч. kalos - прекрасный, agathos - добрый).

Единство этического и эстетического, внутреннего благородства и внешнего его проявления в манерах людей формировалось на протяжении веков. Внешние формы поведения людей, демонстрирующие вежливость, учтивость, предупредительность, умение вести себя в разных обстоятельствах, наполнялись нравственным содержанием в силу объективной необходимости упорядочить и облагородить отношения между людьми.

Нормы и виды этикета

Этикетные нормы общения призваны удовлетворить социальную потребность во взаимодействии, привязанности и поддержке, уважении и признании людьми друг друга. Совокупность этикетных норм и правил, регулирующих допустимые (приличные) формы поведения, носит исторический характер и определяется культурой общества. В любом обществе существуют нормы этикета, благодаря которым поддерживается определенный порядок во взаимоотношениях и достигается согласованность действий и поведения людей.

В литературе по современному деловому этикету7 обращается внимание на то, что этикет - это всегда некая социальная игра по определенным правилам. Игра предполагает набор строго определенных правил, которым должны следовать игроки и за нарушения которых следуют санкции, вплоть до исключения игрока из числа играющих. То же самое мы видим и в этикетных ситуациях - строго регламентированные и формализованные действия людей представляют собой модель типичного и ожидаемого поведения. При нарушении этикетных норм следуют соответствующие санкции, начиная от формирования негативного общественного мнения и заканчивая прекращением общения с человеком, грубо нарушающим нормы этикета. Сама природа этикета такова, что ориентирует поведение человека на соответствие определенным культурным образцам.

Этикет реализует стремление человека к определенности, порядку. Именно за счет обращения к стереотипным, устоявшимся, отточенным историей и опытом других поколении формам поведения и правилам, регламентирующим их, человек обретает устойчивость, обоснованность выбора вариантов поведения. Наличие готовых стереотипов приличного поведения избавляет нас от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения.

Традиционно различают несколько видов этикета, основными из которых являются8:

1)придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхо-

7См.: Лихачева Л.С. Этикет деловой женщины, или Практика непринужденного общения. Екатерин-

бург, 2003. С. 12-13.

8См.: Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. М.: Ось-89.С. 6.

ждения, установленные при дворах монархов;

2)дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических переговорах, визитах, приемах;

3)воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

4)общегражданский, илисветский, этикет - совокупность правил и традиций, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Современный этикет выступает в многообразии форм, определяемой особенностями некоторых сфер жизнедеятельности общества и профессиональной деятельности социальных групп. Наряду с традиционными видами этикета в настоящее время выделяют деловой этикет, имеющий свою специфику в различных сферах профессиональной деятельности.

Деловой этикет можно определять как совокупность специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе делового общения. Деловой этикет выступает внешним выражением внутренней моральности и культуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.