Сделай Сам Свою Работу на 5

Профессионально значимые качества личности преподавателя





Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания содержания и методики преподавания учебного предмета, но и наличия ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены качества личности, играющие доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Современные профессиограммы должны включать не только педагогические, психологические, но и нравственно-этическиекачества личности педагога, что обусловлено массовой практикой педагогических дидактогений среди детской аудитории.

Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей [26] выделить основные группы нравственнопедагогических качеств педагога:

•нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии,

•нравственное отношение учителя к учащимся и к другим участникам педагогического процесса,

•нравственное отношение учителя к социальной среде и общественной жизни.

Однако, с нашей точки зрения, более четкую и полную классификациюпрофессионально-значимыхкачеств личности педагога приводят те исследователи, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога.



Профессионально значимые качества личности педагога(классификация В.И. Журавлева [29])

1.Интеллектуальные параметры:

-владение устной и письменной речью,

-готовность к самосовершенствованию,

-самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,

-хорошая память, эрудиция.

2. Мировоззренческая направленность:

-желание работать с детьми,

-любовь к профессии,

-честность, твердость,

-наличие профессиональной позиции,

-стремление отдавать себя детям. 3.Психотипологические качества:

-воля, твердость,

-наблюдательность,

-самообладание, саморегулирование,

-сдержанность, уравновешенность,

-смелость, стойкость,

-толерантность.

4. Экстравертивные качества:

-альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,

-ласковость, милосердие, нежность,

-справедливость и уважение к ученику,

-эмпатийность.

Выделение таких качеств, как милосердие, понимание, нежность, уважение к ученику и других, акцентирует внимание на сфере нравственных чувств педагога. Эмоциональная жизнедеятельность и культура нравственных чувств педагога отражает его моральный уровень и является важнейшим средством воспитания. По своей психологической природе чувства являются устойчивымиусловно-рефлекторнымиобразованиями в сознании человека, составляющими основу егоаффективно-волевыхреакций в различных ситуациях.



Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель? На этот вопрос пытались ответить и педагоги-практики,в деятельности которых доминировало гуманистическое начало. Однако данные «качества» педагогигуманисты (Я. Корчак и др.) рассматривали уже не как постулаты, а как необходимые умения, показатели истинного мастерства педагога:

-умение быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и высказываниях,

-умение «наклоняться к ребенку и прислушиваться»,

-умение предоставлять ребенку относительную свободу, избавлять его от постоянной опеки,

-умение быть добрым и справедливым,

-умение не порицать детей,

-умение найти в каждом ребенке «изюминку» и раскрыть ее,

-умение доверять воспитаннику в самостоятельной организации его жизни,

-умение терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ребенка,

-умение дарить детям нежность, доброту, любовь,

-умение поддержать слабого, замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми,

-умение пропустить чужую обиду через свое сердце,

-умение создать такие условия для ребенка, которые дадут ему возможность стать лучше и тем самым доставить радость воспитателю.



С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и кри-

терии педагогического профессионализма [109], овладение которыми может быть включено в обязательный комплекспрофессионально-значимых качеств:

терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсутствие «репрессивной» реакции на детские шалости),

доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),

чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность ученика, не «подлавливая» его на незнании),

уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными» воспитанниками),

утонченность (охрана детских чувств),

сострадание (эмпатия),

общечеловечность (любовь к каждому ученику).

Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и статична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педагога проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.

Исследования в области профессионально-значимыхкачеств личности педагога в целом дают крайне полярные результаты [26, 67 и др.] Спозицииобучающихся (школьников, студентов) качественные характеристики распределились следующим образом:

1)доброжелательность, справедливость, отзывчивость педагога,

2)глубокое знание предмета, профессионализм,

3)научная деятельность (научные публикации, ученые степени и др.)

Спозиции самих педагогов главным показателем профессиональной деятельности учителя является его стремление к научной деятельности (участие

внаучно-практическихконференциях, разработка новых учебных программ и т. п.), анравственно-этическиекачества по шкале ранжирования занимают нижние позиции наряду с некоторыми другими показателями.

Таким образом, неудивительно, что педагог не всегда способен найти взаимопонимание с детской аудиторией и общаться с воспитанниками на равных.

Следует помнить, что педагога детская аудитория оценивает прежде всего по моральным качествам [67]:

- доброта - 64,1% , - душевность - 51,8% ,

- справедливость в выставлении оценок - 41,2%, - глубокое знание предмета - 40%,

- понимание учеников, способность расположить их к себе, проникнуть в их душу - 22,5%),

- ровное отношение ко всем - 22,5%, - заботливость, умение радоваться успехам - 20%,

- честность, откровенность, правдивость - 18,1%,

Яндекс.Директ

Авиабилеты от СВЯЗНОЙ ТРЭВЕЛ! svyaznoy.travelДарим скидку 250 руб. на любой авиабилет! Летайте с выгодой!Дешевые авиабилетыБронирование отелейЖ/Д билетыАкции Где недорого заказать реферат? vsesdal.comБиржа студ.заказов «Всё сдал». Цены снижены в 2-3 раза! Узнать подробнее?Без посредниковГарантииУзнать ценуСвяжитесь с нами Как исполнить желание 18+ lp.ted1.ruВидео-уроки. Попробуйте Бесплатно! Публикации для педагоговnovoedrevo.ruПубликация материалов в СМИ. Сертификаты! В январе акция 100руб! Быстро!Правила публикацииМетодический центр Новое Древо

-незлопамятность - 11,1%,

-отзывчивость, искренность - 11,1% ,

-умение хорошо объяснять материал - 10,5%,

-эрудиция - 9,9%,

-требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора - 7%,

-терпеливость, спокойствие, вежливость - 5,9%.

Ядром всех педагогических качеств, как отмечает В.А. Караковский, служит получение удовлетворения от заботы о других: «Доброта - яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие».

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие профессионально-значимыекачества с точки зрения этики общения необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях:

1.Ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал.

2.Ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.

3.Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.

4.Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.