Сделай Сам Свою Работу на 5

Конфликты в педагогическом коллективе:нравственно-этическийаспект





Психологический климат школы не могут отличать только позитивные отношения, нередко они приобретают диаметрально противоположный характер. Отсутствие взаимопонимания в коллективе порождает конфликтогенную зону и гнетущую атмосферу. Групповщина, склоки, где каждый считает себя правым, а также безапелляционное утверждение, что «коллектив всегда прав», приводит к тому, что в таком коллективе невозможно плодотворно работать. Взаимное неуважение, выискивание друг у друга ошибок, промахов, просчетов не с целью исправить, а чтобы подчеркнуть некомпетентность другого человека - такого рода взаимоотношения снижают творческий тонус, ведут к свертыванию инициативы в коллективе, влияют на нрав- ственно-психологическийклимат в целом. Поэтому, прежде всего, важно выяснить коренные причины конфликта, чтобы устранить негативную ситуацию, дестабилизирующую деятельность коллектива. Самую суть педагогического коллектива выделил А.С. Макаренко: «Там, где нет полного единства всех педагогов школы между собой, там, где нет помощи друг другу и большой требовательности друг к другу, там, где нет умения говорить своему товарищу неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там, где нет умения приказать товарищу (а это трудное умение) и подчиняться товарищу (а это еще более трудно), там нет и не может быть педагогического коллектива».



Следует различать две основные группы производственных конфликтов:

-вызванные объективными обстоятельствами(неправильное распределение функциональных обязанностей),

-вызванные субъективными причинами (столкновение мотивов, взглядов учителей, притязания на определенный статус в коллективе и т. д.).

Однако на ту и другую группу причин могут также влиять обстоятельства значимости конфликта для отдельных личностей и всего коллектива, который может быть «втянут в орбиту» конфликтогенной зоны.

Именно в педагогическом коллективе деструктивные конфликты наиболее нежелательны, так как они парализуютвоспитательно-образовательныйпроцесс и негативно отражаются на деятельности ученического коллектива. Однако, и отсутствие конфликтов тоже плохо. Как отмечает Ю.П. Львова, «беспроблемностъ в педагогическом коллективе порочна, ибо она означает оторванность коллектива от реальной действительности».



Факторы, порождающие причины конфликтов в педагогическом коллективе:

•критика в адрес коллеги, высказанная резко в оскорбительном тоне, с долей личной неприязни,

•неумение в общении сохранить самообладание, если тебя «по делу» критикует коллега,

•неумение применять этику в полемике (выразить свое мнение, точку зрения на ту или иную проблему спокойно, без лишних эмоций),

•отсутствие профессиональной этики в общении.

Необходимо помнить, что в споре, дискуссиях, где справедливо имеет место резкость слов, суждений, концентрируйте свое внимание - на содержании проблемы, критики по существу дела, чтобы оправданная резкость слов не переходила в грубость, не создавала нервозности, не унижала человеческого достоинства. Не следует чрезмерно подчеркиватькакой-тоодин факт и строить на нем все претензии к коллеге. Примеры и факты должны быть неопровержимы, все суждения доказаны.

Следует помнить, что нет людей, которым на протяжении всей профессиональной деятельности сопутствует удача и которые не совершают ошибок. Важно выработать у себя умение ко всякой неприятности во взаимоотношениях с коллегами относиться как можно прозаичнее и спокойнее, с тем чтобы перенести ее как можно легче.

При общении с коллегами воспользуйтесь советами более опытных педагогов:

-познайте самого себя: возьмите на учет свои достоинства и недостатки,

-увидев недостатки в работе своего коллеги, не спешите их критиковать, если не знаете, как их устранить,



-если Вы предлагаете что-тоновое, удостоверьтесь, что ваше предложение действительно имеет реальную ценность для совершенствования воспи-тательно-образовательногопроцесса в целом,

-соблюдайте профессиональный этикет и культуру общения.

Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом

Руководитель учебного заведения является главным и ответственным лицом, организующим работу всего педагогического коллектива. Манера его поведения, настойчивость, интеллект, целеустремленность и последовательность - все это важнейшие качества, которые влияют на стиль школы, престиж ее в глазах общественности и родителей, наморально-психологический

климат в коллективе.

Поэтому к моральному облику руководителя образовательного учреждения предъявляются высокие требования.

К числу личностных черт, обуславливающих эффективность руководства, можно отнести [78]:

доминантность («влияние») - умение влиять на подчиненных,

уверенность в себе - при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а психологический комфорт в педагогическом коллективе обеспечивает

иповышает мотивацию к выполнению заданий,

креативность (способность к творческому решению задач) - особенно существенно для инновационной деятельности, так как и ней руководитель выступает как творец,

умение самому принимать решение (как бы ни были хороши консуль-

танты, конечное решение руководитель должен принимать сам),

общечеловеческие нравственные качества - честность, искренность,

прямота, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность,

эффективный стиль руководства - соучаствующее управление; не ис-

ключаются авторитарный и демократический стили (так как нет однозначных ситуаций, когда решение нужно принимать быстро; реакция каждого члена педагогического коллектива на один и тот же стиль руководства может оказаться различной).

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Проанализируйте обобщенный портрет руководителя учебного заведения, составленный из высказываний преподавателей. Определите, каков стиль его руководства, каким Вы представляете себе руководителя, насколько легко (сложно) работать с таким руководителем и почему?

1.«Предельно организованна, в полном смысле человек дела. Решая любой вопрос, мгновенно оценивает обстановку и отношение к данной проблеме в коллективе. Ее внутренняя ориентация - справедливость. Необыкновенно умеет создавать рабочую атмосферу, терпеливо выслушивает предложения по улучшению учебного процесса. Требовательна, когда дело не требует отлагательств».

2.«Суха, строга, почти сухарь. Не терпит медлительности, иронизирует над переливанием из пустого в порожнее, посмеивается над любителями пофилософствовать. Человек дела».

3.«Резкостью, определенностью суждений сбивает с толку непосвященных в дело. За внешней сухостью прячет доброту. Первое видят все, второе - не каждый. К людям относится предельно объективно. И ко всем - с большой верой, с большой заботой и расположением, чем обезоруживает».

авторитет руководителя. Существуют три формы авторитета: моральный, функциональный (обе формы в совокупности составляют психологический авторитет), формальный (или должностной). Основой морального авто-

ритета являются мировоззренческие и нравственные качества личности. Основой функционального авторитета - компетентность человека, разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности. Формальный (должностной) авторитет обусловлен набором властных полномочий, которые дает руководителю занимаемый им пост. Он способен обеспечить руководителю не более 65% влияния на своих сотрудников.

Как никто другой, директор школы обязан мастерски владеть культурой педагогического общения: подсказать, посоветовать, помочь своим заместителям, педагогам; внимательно выслушать родителя, ученика. Директор должен быть достаточно строг, но справедлив, демократичен в общении и уметь держать дистанцию, обеспечивающую его ролевой статус.

Любой руководитель должен уметь преодолевать конфликты, возникающие в педагогическом коллективе. Грубым и недопустимым нарушением педагогической этики является «раздувание» конфликта в педагогическом коллективе, где администрация использует всевозможные способы преследований, дискредитации, сведения счетов со «строптивыми», по их мнению, коллегами. Надо по-настоящемуненавидеть «оппонента», как и не уважать весь коллектив, чтобы тайно и настойчиво следить, когда неугодный учитель допуститкакую-либоошибку или просто оплошность, чтобы уволить его.

Руководителю образовательного учреждения нужно быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива. Благоприятные отношения с коллективом выстраиваются только тогда, когда директор и его администрация открыто отзываются о каждом члене своего коллектива, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами. Опытные директора школ никогда не пользуютсяадминистративно-команднымиметодами, не принимают решений единолично, если дело касается всего коллектива.

Руководитель обязан заботиться о создании атмосферы психологического комфорта в коллективе, основными элементами которой является чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги, беспокойства за завтрашний день, оптимистический взгляд на события, происходящие в коллективе, уверенность, что в трудной ситуации руководство и коллеги поддержат и защитят.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Дайте определение понятию «этика делового общения». Каковы общие этические принципы общения?

2.Как Вы понимаете способ делового общения «по горизонтали»? Какие существуют диаметрально противоположные виды общения?

3.Какие негативные явления могут повлиять и осложнить общение в педагогическом коллективе?

4.* Какие факторы порождают возникновение деструктивных конфликтов в педагогическом коллективе? Правомерно ли учителю с нравственноэтической точки зрения являться участником конфликтной ситуации? Всегда ли можно избежать конфликта?

5. * Какими чертами характера должен обладать современный руководитель образовательного учреждения? Соблюдение каких этических норм позволит директору школы сформировать положительный микроклимат в коллективе педагогов? Напишите сочинение на тему «Руководитель и его роль в создании микроклимата в коллективе».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.Подготовьте сообщение на тему: «Роль директора школы в становлении педагогического коллектива» (при подготовке используйте статьи: Дерзкова Н. Команда: этапы становления и поведение руководителя // Директор школы. 1996. № 1. С. 30-35;Манн Д., Биллер В. Школьные администраторы России: глазами американских исследователей // Директор школы. 1996. № 3. С.33-36),другие источники.

2.Сформулируйте свой «кодекс» этических взаимоотношений руководителя и подчиненного (посильную помощь при выполнении задания вам окажет учебник: Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1997. Гл.: Стиль руководства.Социально-психологическиепроблемы руководства. С.150-180).

ЛИТЕРАТУРА

20, 21, 22, 26, 29, 39, 41, 47, 51, 53, 62, 64, 77, 78, 84,105

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.