Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование культуры речевого общения в ученической группе





Школа как социальный институт ведет специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры речи учащихся. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Успех ее связан не только с решением чисто лингводидактических задач, но и с общекультурным развитием школьников. Ш.А. Амонашвили отмечал: «...речь многих детей засорена грубыми формами обращения, порой бранными словами. В ней звучит недоброжелательность: дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в обращении с друг с другом, склонны к оскорблению товарищей. ... это одна из проблем речевого воспитания, которая возникла передо мной».

Необходимо прививать ученикам навыки речевого общения. Это предполагает:

•наличие большого лексического запаса,

•образность и правильность речи,

•точное восприятие устного слова и точную передачу собеседнику идей своими словами,

•корректную постановку вопросов,

•краткость и точность ответов,

•логичность построения и изложения высказывания.

Педагогический коллектив школы может осуществлять эту работу в рамках сложившихся или складывающихся в данном обществе общекультурных норм и установок. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников. Для этого необходимо познакомить учащихся с понятием «речевой этикет», а также с его приемами и соответ-



ствующими требованиями.

Работу в этом направлении необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда ребенок еще только начинает овладевать нормами этикета. На занятиях с данной возрастной группой следует объяснить, что речевое общение имеет свои законы, которые нужно знать каждому культурному человеку. Для младших школьников ряд понятий, касающихся сферы речевого общения, вполне доступен, например: вежливый, культурный человек; различные формулы речевого этикета (спасибо, добрый день) и т. д. Поэтому при знакомстве учащихся с основами речевого этикета необходимо использовать их жизненный опыт общения со сверстниками и взрослыми, людьми (родителями, учителями и др.), надо довести до их сознания сказанное С. Серван-

тесом: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».



Одно из главных требований - проявлять к собеседнику внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени. Данное правило можно проиллюстрировать примерами из художественной литературы и зарисовками из школьной жизни [34]. Рекомендуется познакомить школьников также с ря-

дом понятий:

-вежливость - форма проявления уважения к другому человеку, признание его достоинств. Что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?

-доброжелательность в общении. Один из секретов доброжелательных отношений - запоминать и правильно называть имена своих друзей и знакомых. Способы запоминания имен: произнести несколько раз имя про себя, несколько раз употребить его в разговоре, обращаясь к собеседнику и т. д.,

-репертуар речевых действий (речевое поведение всегда обусловлено ситуацией общения (где, с кем, зачем говоришь) и ролью, которую мы выполняем в данный момент): поведенческие стереотипы, формулы речевого этикета (напр., слова знакомства - меня зовут Катя, я хотела бы с Вами познакомиться, разрешите Вас познакомить с Машей, ответы: рады познакомиться, очень приятно познакомиться с Вами и т. д.),

-правила речевого поведения:

•для слушающего: показывает взглядом, мимикой доброжелательность, интерес, внимание. Старается не перебивать, при необходимости просит чтото уточнить. Не делает замечания по поводу речевых ошибок. Поддерживает собеседника, развивая его мысль,

•для говорящего: произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника на свое общение. Говорит кратко и только по делу. Обращается к собеседнику, называя его по имени. Следит за реакцией собеседника, все ли ему ясно,



- запреты в общении («табу») - касаются культуры общения - предупредить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам, помочь учащимся избежать конфронтации, противостояния, прийти к согласию и т. д:

  запреты на
тон слова и выражения доводы
обидный грубые с угрозами (запугивание)
презрительный оскорбляющие с искажением мысли собеседника
крикливый насмешливые провоцирующие резкую реакцию
злой категоричные  

«Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности поведения (своего и чужого), важно, прежде всего, научиться замечать их. Да, замечать! Трудность в том, что все обычное, постоянно встречающееся, будучи очень важным, как правило, реже привлекает к себе внимание, чем необычное» (В.Е. Гольдин).

Можно попросить учащихся объяснить смысл каждой группы запретов,

составить памятку «Культура общения» вместе с учителем. Учащиеся с интересом выполняют такое задание, а их коммуникативные возможности значительно расширяются.

В арсенале современного учителя сегодня имеются кино- и видеоматериалы, которые расширяют возможности педагога в формировании речевого этикета учащихся. Например, это могут быть мультфильмы, наглядно демонстрирующие нарушения ряда этикетных норм поведения в обществе: «Винни-Пухидет в гости» (по книге Л. Милна), «Гадкий утенок» (по книгеХ.-К.Андерсена), эпизоды из фильма «Алиса в стране чудес» (по книге Л. Кэролла), ряд серий из детского киножурнала «Ералаш» и др.

Часто мы сталкиваемся с неумением ученика найти нужные слова и выражения для данного рассказа, характеристики данного факта, явления действительности, особенно характеризуя события исторического плана. Поэтому нередки выражения типа: «Дружный коллектив декабристов». Необходимо обращать внимание учащихся на языковую небрежность, а порой и просто курьезность их высказываний, приучать их внимательно относиться к своей речи. («Из более мелких выживают только более крупные производства...», «В фамусовском обществе был культ личности богатства...» и др.) Полезно познакомить учащихся с отрывками из классических произведений, где авторы дают юмористические примеры бедной, однообразной, трафаретной речи, с нарушением языковых норм.

Качество устной речи учеников часто зависит от того, как сформулированы преподавателем вопросы или тема беседы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Ниже приводится отрывок из сказки Х.-К.Андерсена «Гадкий утенок». Какие нормы речевого этикета нарушили персонажи данной сказки? Как этот отрывок можно использовать в работе с учащимися?

«Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами:

- Умеешь ли ты нести яйца? - спросила Курица. - Нет! - ответил Утенок.

- Так и держи язык на привязи! - съязвила Курица. А Кот спросил:

- Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать? - Нет! - смущенно ответил Утенок.

- Так и не суйся со своим мнением, - отпарировал Кот».

2. Для того чтобы информация была принята и переработана собеседником, язык и речь должны быть понятны. Ниже приводится отрывок из сатирического киножурнала «Ералаш» «Зачем кочевряжился Днепр?»

Подумайте, как данный сюжет может быть использован в работе с учащимися по формированию их грамотной речи.

«...В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине пожилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младшему:

-Как дела?

-У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?»

(Из данного монолога своего юного собеседника взрослый ничего не понял, но сделал вывод, что его сосед говорит на диалекте племени «жаргоноязычников».)

Чтобы показать своему юному другу, как он исковеркал русский язык, взрослый приводит отрывок из произведения Н. В. Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде...» На языке жаргона он звучит так: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины. А если дочешет, так и гикнется и копыта отбросит...».

3. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Можно ли, используя данный метод, сформировать навыки речевой культуры (грамотное владение этикетными нормами общения) у ребенка начальной школы? Как бы Вы поступили на месте этого учителя, чтобы сформировать у школьников навыки вежливого общения при встрече со взрослым человеком?

«..я училась в первом классе начальной малокомплектной школы в сельской местности... Как то я шла в школу зимой по заснеженной тропинке и повстречала мою учительницу, Веру Павловну, которая тоже шла в школу на уроки... Учительница со мной заговорила, я что-тоей ответила (теперь уже не могу вспомнить, о чем был разговор), затем она поспешила в школу и я пошла в школу уже одна...После уроков Вера Павловна попросила остаться весь наш класс (в классе нас было 8 человек)... Затем она вызвала меня к доске и начала всем рассказывать о моем проступке... Оказалось, что при встрече на тропинке, я забыла с ней поздороваться и в этом была моя страшная вина... Как только учительница меня не стыдила, она припомнила все мои провинности, совершенные ранее, и сказала, что из меня никогда не вырастет порядочного человека... Я плакала, мне было очень обидно... Я не могла понять, в чем я так сильно провинилась... С тех пор я даже неосознанно вздрагиваю, когдакто-тосо мной здоровается... То унижение, которое я пережила в детстве, запомнилось на всю жизнь...»

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Дайте определение понятиям «культура речи», «правильность речи», «речевое мастерство».

2.Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?

3.Охарактеризуйте такие понятия, как «тональность общения», «интонационный стиль речи».

4.Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?

5.Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?

6.Какие виды работы по формированию у школьников речевой культуры общения в школьной среде есть в арсенале учителя?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.Подготовьте сообщение на тему: «Профессиональное владение голосом» (при подготовке используйте книги: Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Че- ловек-оркестр:микроструктура общения. М., 1993. Гл.: Что слышно? С, 6476; Леммерман X. Учебник риторики. М., 1998. Гл.: Дыхание, речь. С.9-18).

2.Подготовьте сообщение на тему: «Воспитание речевого этикета в классном коллективе» (при подготовке сообщения используйте следующие статьи: Зельманова Л. М. Уроки воспитания речевого этикета с использованием средств наглядности // Русский язык в школе. 1990. № 1. С.11-16;Казарцева О. Культура речевого общения // Воспитание школьников. 1997. № 1. С.10-13;Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1991. Гл.: Речевое воспитание. С.138-140).

3.Письменно выполните следующие задания:

а) расставьте ударения в следующих словах: августовский (педсовет), понял (поняла), начался (урок), средства, повторим (параграф), каталог, сформировать, документ, обеспечение;

б) как правильно сказать:

-сколько времени осталось до конца урока // сколько время осталось до конца урока,

-по окончании // по окончанию работы сдайте тетради,

-герой был убит насмерть // герой погиб // герой убит.

ЛИТЕРАТУРА

2, 3, 17, 18, 26, 32, 34, 36, 37, 46, 49, 52, 56, 59, 65, 73, 80, 97, 102, 116, 121.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.