Тема 6: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
План темы
Понятие культуры речи и ее элементы.
Этикетные нормы общения. Речевой этикет.
Пути совершенствования речевого мастерства преподавателя.
Формирование культуры речевого общения в ученическом коллективе.
Понятие культуры речи и ее элементы
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане... Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли», и они обсуждают, смеясь и удивляясь, такое поведение учителя. Наша речь - это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения:
« - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке», - кричит учительница обзевавшемуся шестому классу. (Вопрос, конечно, интересный.
Действительно - зачем?)
«- Им же ничего не надо!.. Я так интересно рассказывала, а они не слу-
шают». (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?)
«- Я тебя спрашиваю: где твое воспитание?» - вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юрко-
го второклассника. (Унее-тос воспитанием все в порядке!)
«- Идиоты! Я же вас культуре учу!» - заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков.(А как у самого учителя с культу-
рой?)
Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя - предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения. Выдающиеся педагоги прошлого - Я. Корчак, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци и другие, а такжепедагоги-практикисовременной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться сэтической, речевой иэтико-речевой позиций. Связь культуры слова и нравственности отметил В.А. Сухомлинский: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности».
КУЛЬТУРА РЕЧИ.Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при со-
блюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [116]; это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, т.е. соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения [59].
Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:
•правильность речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления и т. п.) Оценивая речь с позиции правильности, мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма - нарушение нормы».
•речевое мастерство - не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные
всмысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции [73]. Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т. п.
Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.
В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:
•выбирать соответствующий личностно-ориентированноймодели обучениятон - спокойный, доброжелательный, заинтересованный,
•использовать зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,
•подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,
•использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдатьпау-
зы, логическое ударение,
•следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.
Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:
-умение выслушивать ученика не перебивая,
-внимательно-доброжелательноеотношение к высказываниям воспитанника,
-тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,
-оперативно-деликатнуюреакцию на ошибки учащихся в устной речи,
-правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное употребление слов, в том числе терминов.
С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.
ТОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ.В узком понимании это его звуковая, интонационная характеристика, в широком понимании это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того, что говорится и как. Известный педагог И.Ф. Харламов заметил: «Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него».
Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. То и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.
Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:
•заинтересованность в успехе учащихся, Способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения,
•доброжелательность - не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание,что-тонапомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика установления контакта не только с учеником, но и со всем классом, а также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.
•личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза - это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.
•раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
А.С. Макаренко в одном из своих выступлений как-тозаметил: «Я читал в ... педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанником ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его все возненавидят». Согласны ли Вы с мнением А.С. Макаренко? Нет ли здесь совмещения понятий «тональность общения» и «интонация»?
ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.Наряду с тональностью общения большую роль играет интонационный стиль речи педагога. Это интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественнокультурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя. Интонационный стиль речи находит выражение в вариантном произнесении тех или иных интонем (интонационная единица), своеобразном сочетании определенных интонационных элементов [73]. Интонации «вообще» не существует. Она всегда конкретна, присуща информационной реальности. Еще А.С. Макаренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с15-20оттенками).
Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет» (попробуйте и Вы произнести ряд фраз с разной интонацией).
Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они разговаривают с учениками, и контролировали тон своей речи, добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины было бы намного легче.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|