Фрейд. К. - то, чем чел жизнь возвышается над своими биологическими обстоятельствами и чем отл от жизни животных.
Культура понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как творческая деятельность по их созданию и развитию. Развитие общ-ва напрямую зависит от ур-ня культуры.Культура образует общество, т.е. его быт, процессы жизнедеят-ти, нормы (цивилизация). Образует материал(ср-ва пр-ва, орудия труда) и духовн культуру.(напр на дух развитие общ-ва, ценности, знания).
Функции:Преобразовательная функция;
Познавательная ;
Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.
Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.
Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.
Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.
21. Методы социокультурного исследования
В области собственно культурологической науки постепенно выделились специальные методы социокультурных наблюдений и социокультурной рефлексии. Методсоциокультурных наблюдений отличается от общенаучных методов прежде всего тем, что в условиях его применения задаются те признаки и свойства, по которым можно узнавать и атрибутировать культуру с целью ее последующего углубленного изучения. Методсоциокультурной рефлексии также предполагает предварительное знание свойств и особенностей культуры, но его спецификой является конструирование понятия «культура» на основе данных, полученных в результате социокультурных наблюдений. Иллюстрацией могут служить построения В. М. Межуева при определении идеи культуры в ее философском значении. В одной из последних его работ мы читаем, что «идея культуры», «видимо, это не просто сумма накопленных о культуре эмпирических и теоретических обобщений, а особого рода «концепт», призванный решать иную задачу, чем просто научное познание культуры в ее многообразных и наглядно воспринимаемых формах проявления»
Методы социокультурных наблюдений и социокультурной рефлексии являются высокоэффективной исследовательской технологией, относящейся к классу специальных методов, выработанных в структуре культурологии в ходе ее последовательного развития.
22. Семья как институт культуры. Типы семей
Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
Основная, первая функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая—поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи, в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; д) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
23. Соотношение понятий цивилизация и культура
Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.
24. Отношение к творчеству в различные периоды истории
В разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древних культурах творческие новации нередко встречались с большой настороженностью и опаской. Считалось необходимым во всем следовать "заветам дедов и отцов". От поколения к поколению передавались в почти неизменном виде одни и те же правила и стандарты деятельности. Общественный прогресс в таких условиях был медленным.
Конечно, и в обществах, где господствовало неукоснительное соблюдение традиций, люди не ограничивались лишь воспроизведением и копированием того, что унаследовано от предков. Но новое накапливалось в народном творчестве по крупицам.
Даже в Средние века, не говоря уж о более давних временах, творчество рассматривалось как нечто чуждое человеческой природе.
Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Постепенно оно приобретает статус социальной ценности - вплоть до того, что в нем начинают видеть высшую цель человеческого бытия, а в способности к нему - высшее достоинство человека. Творческая личность получает в общественном мнении право на гордость и независимость.
Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.
25. Типология культур Сорокина и Ионина
Согласно П.Сорокину, каждая культура тяготеет к единству ее элементов (хотя никогда не достигает полного единства). Единство базируется на неком "общем принципе" или "доминирующей ценности". Доминирующая ценность находит свое выражение во всех сферах культурной и социальной практики. Основным принципом культуры в концепции Сорокина оказывается отношение к миру. Сорокин различает три типа культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный. При этом второй тип является, скорее, переходным, сочетающим в себе принципы первого и третьего типов. В основе идеационального типа культуры лежит убеждение в доминировании "сверхчувственной реальности". Земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности и осмысливается лишь посредством соотнесения со сверхчувственной сферой бытия. Примером такого типа культуры является культура средневековой Европы до 12 века. Чувственный тип культуры базируется на убеждении, что "объективная реальность и ее смысл чувственны". Земное бытие обладает ценностью само по себе. Представления о сверхчувственной реальности теряют свою убедительность.
Идеалистический тип культуры базируется на признании равной значимости сверхчувственного и чувственного аспектов реальности.
Функцией искусства является приобщение человека к сфере сакрального, совершенствование его души.
Л.Г.Ионин строит типологию культур, опираясь на довольно разнообразные концепции и основываясь на понятиях "жизненной формы" и "стиля". Он выделяет два типа культуры - моностилистический и полистилистический. Можно сказать, что ключевыми для определения сущности этих типов культуры служат понятия единообразия и многообразия.
26. Источники и движущие силы культурной глобализации
Культурная глобализация – сложный и глубокий процесс. Это не просто культурная колонизация ("макдональдизация", "кока-коланизация") Западом или США остального мира. Это интенсивный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций – в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также – в доступности "инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры. Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные "границы", фактически, вообще размываются. Движущей силой и источником) формирующейся глобальной культуры, включающей в себя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного "первоначала" в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество. В более частных случаях это: СМИ, интернет, путешествия и т.д.
27. Глобализация. Понятие. Исторические предпосылки. Этапы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|