Сделай Сам Свою Работу на 5

Понедельник, 1 июля 1974 года. 4 глава





Трое преданных: Амогха, Джаядхарма и Ганеша немедленно вылетели в Перт, чтобы подыскать дом. В начале мая 1975 года план путешествия Прабхупады был окончательно сверстан. Прабхупада предполагал пробыть в Дели несколько дней, затем остановится на один день в Бомбее, а после этого направиться в Перт (Западная Австралия), куда рассчитывал прибыть 5 мая и провести там десять дней. В конце концов Шрила Прабхупада должен был прилететь в Мельбурн на торжественное открытие новой штаб-квартиры процветающей Австралазийской зоны.

Вторник, 6 мая 1975
Перт, Западная Австралия

Шрила Прабхупада прибыл в пертский аэропорт из Бомбея в 11:45. Его сопровождали Шрутакирти (слуга) и Парамахамса Свами (секретарь). Придирчивые западно-австралийские чиновники — одни из самых строгих в Австралии — конфисковали несколько отборных манго, которые преданные везли с собой из Индии. Шрутакирти спросил их почему они позволяют ввозить сушеное мясо, а манго задерживают. Чиновник ответил, что согласно карантинным законам Австралии ввозимые манго представляют собой бóльшую потенциальную опасность, чем сушеное мясо. На лице Прабхупады выразилось отвращение.



— Они разрешают ввозить сушеное мясо, которому триста лет. Это им не инфекция, — саркастически сказал он Шрутакирти, — а манго, прекрасное свежее манго — мы вылетели из Бомбея вчера вечером и прибыли сюда утром — это им, видишь ли, отрава!

Амогха приветствовал Шрилу Прабхупаду изумительной гирляндой из роз и гвоздик и полным дандаватом. Джаядхарма пошел за багажом, а Амогха проводил Прабхупаду со свитой к нанятому специально для этого случая бордовому «форду».

Откинувшись на спинку, Прабхупада отдыхал на заднем сидении автомобиля, ехавшего через городские окраины. Он спросил Амогху об его иммиграционном статусе. Амогха объяснил, что Правительство Соединенных Штатов отменило все санкции, которые были применены против него за уклонение от призыва в армию, и сейчас он ожидает подтверждения из полиции на получение гражданства. Дорога живописно вилась вдоль берега Лебединой реки. Прабхупада расспрашивал о Перте, и преданные старались отвечать как можно лучше.



Перт, столица Западной Австралии, был тогда малонаселенным городом с приятным умеренным средиземноморским климатом, похожим на климат Южной Калифорнии или Южной Африки. Несмотря на довольно грубый ландшафт, он пользовался доброй славой экологически чистого места, благодаря своему свежему воздуху и чистой воде рек и озер. Население Перта несколько превышало 750000 человек, и он был одним из самых изолированных городов в своей категории в мире — ближайший городской центр с населением более 25000 человек, Аделаида, находится в 2100 км от него.

Земля, на которой стоит Перт, была открыта в 1829 году английским мореплавателем, капитаном Джеймсом Стерлингом, который и дал название Лебединой Реке, увидев плававших по ней черных лебедей. В течение многих лет эта местность называлась Колонией Лебединой реки, пока главный город колонии не был переименован в Перт, в честь шотландского города, носящего то же имя. Прабхупада сказал преданным, что Перт — его вид, его архитектурный стиль, его климат — напоминает ему Лос-Анджелес. Глядя в окно автомобиля на живописный речной пейзаж, он процитировал Чанакью Пандита: город, где есть храм, река и друг, является идеальным местом.

— Поэтому, — заключил он, — нам надо открыть здесь храм.

Шрила Прабхупада спросил, хорошо ли здесь растут цветы.

— Да, — ответил Ганеша, который вел машину, — особенно розы.

— А фрукты? — спросил Прабхупада.

Ганеша объяснил, что поскольку почва в Перте песчаная, то мало какие фрукты могут здесь расти.

— А вот картошка здесь будет расти хорошо, — поделился своими земледельческими познаниями Прабхупада.



Прабхупада продолжал задавать вопросы. Живут ли здесь в основном англичане? Является ли английский официальным языком?

Преданные с большим удовольствием отвечали на его вопросы до самого конца пути.

Автомобиль въехал в красивый, широкий, в три полосы, тупик и остановился у ворот большого участка, утопающего в зелени деревьев. Это был дом 9 по улице Маримба-Кресчент, скромный домик среди множества таких же домов высшего класса в окрестностях Городского Пляжа. Район этот, как объяснил Ганеша, действительно примыкал к многочисленным пляжам, включая и городской. Дом стоял в глубине сада, скрытый деревьями и кустарником. Хотя с задней стороны и сбоку участок граничил с другими домовладениями, ограда и сад делали его по-настоящему уединенным.

Втроем преданные провели для Шрилы Прабхупады простую церемонию омовения стоп. Ганеша держал таз, а Джаядхарма с Амогхой лили разные благоприятные жидкости. Они заметили, что после перелета у Прабхупады слегка отекли ноги. Бережно вытерев нежные стопы Прабхупады полотенцем, преданные натянули на них мягкие шерстяные носки шафранового цвета. Все трое чувствовали себя избранниками судьбы: из сотен преданных именно им троим выпала удача оказаться здесь, с Прабхупадой.

Джаядхарма принес извинения от имени Мадхудвиши Свами — тот не смог лично присутствовать из-за того, что был сильно загружен работой в Мельбурне. Прабхупада одобрительно кивнул.

Не теряя времени Шрила Прабхупада возобновил свой ежедневный распорядок, начав с массажа. После массажа он прошелся по дому, молча заглянул в три спальни, ванную, гостиную, кухню и осмотрев бассейн на заднем дворе. Преданные отвели Шриле Прабхупаде большую главную комнату с ковром, положили в ней матрасы с белыми простынями и подушками, которые специально для удобства Прабхупады прислали авиапочтой из Мельбурна. Осмотрев приготовленную для него комнату, Прабхупада, однако, решил, что ему будет удобнее в двух меньших спальнях: в одной он мог бы отдыхать, а в другой — читать, переводить, принимать гостей и вкушать прасад.

Преданные быстро все переделали: перенесли простую постель Прабхупады и его лампу в одну комнату, а низкий стол в другую. В оставшейся спальне должны были разместится Шрутакирти и Парамахамса Свами.

Преданные все еще находились в состоянии легкого потрясения, их переполнял восторг. То, что им попалось такое прекрасное место, было настоящим чудом, думали они, особенно, если учесть, что они прилетели в Перт всего два дня назад, в воскресенье. За эти два дня они подыскали дом, заключили договор аренды, взяли взаймы у матери Ганеши мебель, купили и привезли недостающие вещи и приготовили все к приезду Прабхупады. Конечно, думали они, это Кришна все так устроил, заботясь об удобствах Своего любимого слуги — Шрилы Прабхупады.

* * *

Шрутакирти попросил Амогху приготовить обед. Пока Прабхупада купался, Амогха приготовил баклажаны с помидорами, картофелем и цветной капустой, рис, дал из бобов мунг и фруктовый салат. Прабхупаде обед понравился: «Все очень вкусно», — сказал он. Трое юных преданных с жадностью проглотили остатки обеда Прабхупады, а также полный тиффин маха-прасада, привезенного из Бомбейского храма. Шрутакирти трогательно рассказал, как Шрила Прабхупада сам позаботился о том, чтобы взять прасад и как много раз напоминал Шрутакирти: «Ты набрал прасада? Ты уверен, что захватил махапрасад?»

После обеда Прабхупада прилег отдохнуть, и преданные последовали его примеру. Через полтора часа Прабхупада встал. День клонился к вечеру. Он подошел к комнате, где отдыхал Амогха и толкнул слегка приоткрытую дверь.

— Какая сегодня программа? — спросил он и вернулся в свою комнату.

Амогха вскочил и пошел за ним.

— Я думаю, программа будет завтра утром, Шрила Прабхупада. Я постараюсь найти кого-нибудь чтобы поговорить.

— Нет, — покачал головой Прабхупада, — я говорю о программе. Каждый день утром и вечером преданные должны собираться — петь и читать книги.

Он попросил Амогху разбудить остальных, и вскоре они собрались в комнате Прабхупады с мридангой и караталами. Шрила Прабхупада вопросительно посмотрел на Амогху:

— Мы можем провести киртану, или соседи будут жаловаться?

Амогха сказал, что они еще не пробовали, но владелец дома не хотел, чтобы преданные проводили здесь религиозные встречи. Поскольку они не собираются устраивать большую киртану, возразил Прабхупада, никому не помешает, если они посидят и поговорят друг с другом. И попоют, но барабан будет играть тихо.

— Киртана необходима, — добавил он, — с инструментами или без.

Парамахамса провел короткую киртану подыгрывая себе на мриданге; после чего Прабхупада повернулся к Амогхе:

— Читай, — сказал он.

— Какую книгу, Шрила Прабхупада?

— Любую.

Амогха выбрал Бхагавадгиту.

— С какого места читать? — спросил он.

— С любого.

Амогха начал читать восьмую главу с первого стиха. Преданные читали стих за стихом, а Прабхупада побуждал их задавать вопросы, если что-то было им непонятно. Обсуждение затронуло широкий круг вопросов.

К вечеру, когда продолжительная беседа уже подходила к концу, Прабхупада затронул одну очень интересную тему — можно ли увидеть Бога. Хотя Кришна одновременно пребывает внутри и снаружи всего, объяснял Прабхупада, до тех пор, пока человек не очистится, он не сможет по настоящему видеть Кришну везде. Страстное желание увидеть Бога не является определяющим для духовного продвижения. Человеку следует продвигаться постепенно, ежедневно посвящая свое время духовной практике, садхане, и тогда рано или поздно Кришна позволит видеть Себя.

— Прежде всего приобретите необходимые качества. Прерогатива принадлежит Кришне. Если Он хочет, Он проявит Себя. Если Он не хочет, Он не проявит Себя. Почему люди так стремятся увидеть Кришну, не обладая нужными качествами. «Вы можете показать мне Бога?» Прежде всего вам нужно приобрести качества, чтобы увидеть Бога.

Даже в обычных материальных делах, объяснял Прабхупада, незначительный человек не может запросто встретится с тем, кто значительно выше его по положению в обществе, или требовать встречи с ним — что же говорить о Боге? Прабхупада рассказал интересную историю по этому поводу.

Однажды к известному философу пришел популярный актер. Актер послал философу свою визитку, но тот отказался встретится с ним. Более того, философ послал слугу сказать визитеру: «Почему я должен встречаться с этим танцующим псом? Может как танцующий пес он и знаменит, но мне не о чем с ним говорить. Если бы пришел какой-нибудь философ, я бы с удовольствием побеседовал с ним. А что знает этот человек? Он, может быть, опытен в танцах, но не в философии».

— Преданный, — заключил Прабхупада хотя и стремится увидеть Бога, не считает себя достойным этого. «Пусть даже Он разобьет мне сердце не показываясь на глаза. Все равно Кришна остается моим Господом. Вижу я его или нет — всё Его милость. При всех обстоятельствах Он — мой возлюбленный Господь». Таков преданный.

Прабхупада заметил, что преданные устали и около 8:30 вечера завершил встречу. Он напомнил Амогхе, что до конца своего пребывания здесь хотел бы встретится с какими-нибудь гостями. Он предложил Амогхе сходить к соседям и пригласить их. Но особенно он хотел встретится с интеллигентными людьми, как недавно в Мельбурне и по всему миру. Запрос Прабхупады был конкретным: «Приведи ко мне студентов-философов», — сказал он Амогхе.

Среда, 7 мая 1975 года

Запоминающейся деталью пребывания Шрилы Прабхупады в Перте были оживленные беседы на утренних прогулках. Во время этих оживленных дискуссий Шрила Прабхупада наглядно показал, что философский анализ не обязательно должен быть скучной, мало понятной заумью, но может быть динамичным и с легкостью вскрывать любую сферу жизни. Ничто не могло ускользнуть от его острого интеллекта, глубокого духовного сознания и непревзойденной проницательности. Отвергая поверхностное и догматическое мышление он наставлял, дразнил, умасливал, очаровывал и просвещал своих юных учеников, заботливо ведя их к новым озарениям и новому пониманию.

В первое утро Шрила Прабхупада гулял по городскому пляжу. Ничто не нарушало тишины, лишь ритмичный звук мягко разбивающихся о песчаный берег волн разносился в холодном воздухе. Солнце взошло около семи часов. Прабхупада, завернувшись в коричневый шерстяной чадар и закутав голову толстым цветным вязаным шарфом «кроше», стремительно шагал по берегу. Амогха шел рядом с ним, держа наготове магнитофон «сони», чтобы записывать, если Прабхупада захочет что-нибудь сказать.

Прабхупада, высоко держа голову, шел по песку оставляя в нем неглубокие следы своей лакированной бамбуковой тростью. При каждом шаге он выносил трость вперед, втыкал ее в мягкий белый песок, а затем снова поднимал и снова опускал, оставляя за собой ряд ритмичных меток. Шелковые шафрановые одежды изящно облегали его тело, и первые лучи утреннего солнца отражались в них.

Тема сегодняшней утренней беседы была: «Кришна — оператор вселенской машины». Оба ученика: Шрутакирти и, в особенности, Парамахамса Свами — сияющий юный ученик Шрилы Прабхупады из Америки — получали явное удовольствие от шуточных дебатов, в которых они вдохновенно представляли ученых материалистов. Шрила Прабхупада уже давно ввел в традицию проводить с учениками такие дебаты, в которых они могли отточить свои проповеднические навыки и понимание философии. Сейчас, представляя атеистический взгляд на вселенную, оба ученика изо всех сил старались убедить Прабхупаду, что за Творением нет никакого разума.

Прабхупада назвал их заявление ребячеством:

— Только ребенок может думать, что автомобиль едет сам по себе, нормальный взрослый человек понимает, что внутри сидит шофер, так что люди, которые отрицают бытие Бога, подобны сумасшедшим.

Вселенная, добавил Прабхупада, подобна огромной машине, а Кришна управляет ею.

— Как можно это отрицать? Здесь все так тщательно организованно. Огромный океан, — отметил Прабхупада, — никогда не выходит из предписанных ему берегов. Солнце всегда поднимается вовремя.

Играя роль «адвоката дьявола», Парамахамса сказал, что машина мироздания тем более удивительна, что работает сама по себе, без оператора. В ответ Прабхупада обругал его тупоголовым мошенником и предложил ему найти хоть одну машину, которая работала бы сама по себе, без участия оператора. Парамахамса упомянул автоматические машины. Прабхупада отверг этот довод. Нет никаких автоматических машин. Всей автоматикой управляет оператор. Тут на защиту Парамахамсы встал Ганеша.

— Оператора этих маленьких машин мы можем видеть, Шрила Прабхупада, но мы не видим оператора большой машины.

— Вы когда-нибудь видели оператора электростанции? — спросил Прабхупада.

— Нет, — ответил Ганеша.

— Ну, и как же, ты думаешь, работает электростанция?

Парамахамса заявил, что они в любой момент могут поехать на электростанцию и увидеть оператора.

— Да, — не стал спорить Прабхупада, — и вы можете пойти к Кришне и увидеть Его. Это только потребует определенных качеств.

— Это не так то просто, — сказал Парамахамса.

— Нет, — не согласился Прабхупада, — это очень легко. Мы учим этому своих учеников: просто стань преданным, предлагай намаскар и всегда думай о Боге, и ты пойдешь к Нему. Это совсем не трудно.

Парамахамса попытался увести дискуссию в сторону, сказав, что видеть оператора электростанции, в конце концов и не так уж и необходимо. Вполне достаточно просто наслаждаться теми удобствами которые предоставляет электростанция.

Это мнение глупого ученика, возразил Прабхупада. Умный человек будет стремится лично познакомится с оператором.

— Я читал одну историю. Один мальчик стучал в барабан, и ему стало любопытно: «Откуда берется звук? Наверное, внутри кто-то сидит». Он взял нож и разрезал барабан. Это разум. Откуда идет звук? Он стучал: бум, бум, бум — и ему стало любопытно. Это проявление разума. Глупый ученик думает: «Работает и ладно». Разумный человек доискивается причин, в этом и состоит разум. Если человек туп, как кошки или собаки, он не будет спрашивать: «Что это за машина, как она работает?» Будучи человеком, нужно задавать такие вопросы, иначе не поднимешься выше кошек и собак.

* * *

Перт славится своими огромными благоухающими розами, которые растут здесь повсюду. Когда Шрила Прабхупада вернулся домой после прогулки, Амогха предложил ему огромную, до колен, гирлянду из роз. Каждый цветок имел больше 15 см в поперечнике и источал нежнейший аромат. Шриле Прабхупаде цветы понравились.

— Я никогда не видел таких больших роз. Ты собрал их — такое большое служение сделал.

Шрила Прабхупада спросил Амогху не украл ли он эти цветы. Амогха застенчиво объяснил, что собрал их в городском саду. Прабхупада усмехнулся и больше ничего не сказал.

Был экадаши, пост, который соблюдается на одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния. В этот день полагается воздерживаться от зернобобовых. Шрила Прабхупада попросил Шрутакирти приготовить ему простой завтрак, а более сложные блюда — кешью с имбирем, жареный панир с картофелем и помидорами, жаренный арахис и салат — подать на обед. Когда Шрутакирти принес Прабхупаде его завтрак — фруктовый салат — Шрила Прабхупада стал внимательно рассматривать нарезанные фрукты.

— Что это? — спросил он Шрутакирти, указывая на пурпурные плоды с желтовато-оранжевой мякотью.

— Это страстоплод.

— А, он вызывает страсть? — усмехнулся Прабхупада.

Шрутакирти сказал, что это совсем не так, и все засмеялись.

Прабхупада жестом показал, что преданные должны выйти.

— Вы приносите мне столько разной пищи, и моя обязанность — съесть все это. Так, что позвольте мне исполнить свою обязанность.

После завтрака Шрила Прабхупада возобновил свой ежедневный распорядок: ответил на письма, затем, около одиннадцати часов принял массаж. После обеда Прабхупада немного вздремнул, а потом тихо читал в своей комнате Чайтанья-чаритамриту.

* * *

Амогхе так и не удалось найти студентов-философов. Единственным плодом его усилий стал психиатр, который пришел к Прабхупаде в половине девятого вечера. Шрила Прабхупада взглянул на печально сидевшего перед ним человека и спросил:

— Итак, что я могу для вас сделать?

— У меня нет вопросов, — ответил человек.

Прабхупада повернулся к Амогхе и вопросительно посмотрел на него.

— У него нет вопросов?

Амогха подтвердил, что это так.

— Тогда о чем я должен говорить?

Амогха сказал, что не знает, но добавил, что этот человек прочел «Бхагавадгиту как она есть». Желая завязать разговор, Амогха спросил гостя, нет ли у него каких либо вопросов по книге, понял ли он ее. Тот, не поднимая головы, посмотрел на Шрилу Прабхупаду поверх очков и просто ответил:

— Я лишь хотел встретится с вами.

Тогда Прабхупада решил изложить ведический взгляд на психиатрию.

— Мы считаем, что в материальном мире каждый нуждается в лечении. Люди больны душой, и потому несчастны. Всякий, кто не имеет представления о сознании Бога, душевно болен. И Общество сознания Кришны предназначено именно для массового лечения душевно больных материалистов.

Прабхупада рассказал восхитительную историю, чтобы проиллюстрировать это утверждение.

— В Индии был такой случай. Один человек совершил убийство, и его адвокат старался доказать, что в тот момент он был не в себе — мы тоже считаем, что нормальный человек не может совершить убийство или самоубийство. Назначили освидетельствование, позвали врача. Врач пришел и сказал: «Как явствует из моего опыта — а я лечил очень многих людей — по-моему мнению, все сумасшедшие. Если на основании того, что он безумен, он может быть освобожден от ответственности, это пусть решает Ваша Честь, но насколько я понял, более или менее безумны все». Подобным образом, — продолжал Прабхупада, — мы пришли к выводу, что только сумасшедший может оставаться в материальном мире. Поэтому все здесь страдают душевным расстройством. Они изобретают разнообразные идеи, противоречащее друг другу. Отсюда столкновения, несчастья, насилие на всех уровнях: индивида, общества, семьи, нации. Так везде. Следовательно, все нуждаются в помощи психиатра. И лучшее, что можно сделать для таких людей, это побудить их стать сознающими Кришну. Тогда все будет хорошо, а иначе они так и останутся сумасшедшими.

Прабхупада описал типичный пример безумия — одержимость духами. Поскольку у духов нет грубого тела, объяснил Прабхупада, а есть только тонкое, состоящее из ума, разума и эго, «они могут мгновенно преодолеть расстояние в десять миль». Иногда такой дух входит в человеческое тело, чтобы наслаждаться, и овладевает им. Находясь в теле человека дух пользуется им, чтобы совершать различные действия. Вследствие этого человек забывает себя и говорит то, что хочет дух, и идет куда хочет дух.

— Он болтает глупости. Например, к нему подходит его отец, а он начинает обзывать его и болтать разную чепуху. Это называется одержимостью.

Психиатр молчал. Через непродолжительное время Прабхупада завершил разговор. Гость отведал прасада и ушел. Когда преданные спросили Шрилу Прабхупаду почему он заговорил о духах, Прабхупада с улыбкой ответил:

— Я хотел дать ему понять, что он сам одержим духом.

Четверг, 8 мая 1975 года

Во второе утро Шрила Прабхупада пошел гулять в живописный Гайд-парк, расположенный над городом. Также как одноименные парки в Сиднее и Лондоне, этот парк был местом прогулок горожан. Он в изобилии был украшен живописными озерами и старыми тенистыми деревьями — эвкалиптами, палисандровыми деревьями и «бумажными деревьями».[36] Эта прогулка, так же как и предыдущая, сопровождалась живой беседой. Прабхупада с учениками шли по берегу озера, над которым в поисках завтрака носилось множество птиц. В воде плескались и крякали утки, а знаменитые черные лебеди с белыми кончиками крыльев и красно-оранжевыми клювами издавали время от времени свой характерный трубный клик.

— Мы боимся воды, — сказал Прабхупада с улыбкой, — а они наслаждаются ею. — Черные лебеди. Они тоже знают как защитить свои интересы. Каждое живое существо умеет есть, спать, совокупляться и защищаться.

Прабхупада указал на большое дерево, напомнившее ему те, что он видел на утренних прогулках в северной Америке, и спросил, как оно называется.

— Похоже на клен, Шрила Прабхупада, — с готовностью ответил Ганеша.

Прабхупада подтвердил, что так оно и есть, и кивнул, когда Амогха добавил, что австралийский клен не дает съедобного сиропа. Остановившись под большим платаном росшим на берегу озера Шрила Прабхупада заговорил о том, какая это узость мышления — думать, что земля во вселенной одна. На самом деле, сказал Прабхупада, во вселенной множество планетных систем, и в каждой из них множество планет подобной этой.

— Здесь, на этой планете у нас есть золотые и медные копи. А в небе миллионы и миллионы золотых и медных копей на других планетах. Так, — добавил Прабхупада, — солнце поддерживает жизнь не только на этой планете, но и на всех остальных планетах вселенной.

Группа двинулась дальше быстрым шагом и беседа продолжилась — сравнительное религиоведение, христианство, буддизм, сикхизм, коммунизм и мясоедение. Преданные приводили устрашающие примеры деградации современного общества и упражнялись в дискуссии, пытаясь отстаивать позиции агностицизма. Как и всегда, преданным было ясно, что обсуждая ли обычные взгляды людей, проблемы общества или философские вопросы, Шрила Прабхупада смотрел на все из-за пределов этого мира.

* * *

После того как Амогха обзвонил все учебные заведения Перта, удача наконец улыбнулась ему в Университете Западной Австралии. Со Шрилой Прабхупадой пожелал встретится Ким Корнеш, высокий, светловолосый и голубоглазый молодой человек, студент-философ этого университета, работавший в то время над своей докторской диссертацией по философии. Он пришел в 10 утра и стал почтительно задавать вопросы о душе.

— Какова природа Атмана,— вежливо спросил он.

— Природа Атмана, — ответил Прабхупада, — вечна. Вечность, знание и блаженство. Ананда майо бхйасат: атма — это радость, ананда, блаженство.

Для доказательства существования этих трех качеств души — вечности, знания и блаженства — Прабхупада привел совершенно ясный пример. Указав на свежую розу лежавшую у него на столе Прабхупада спросил Кима:

— Почему я положил сюда этот цветок? Почему мне нравится этот цветок? В чем причина?

— Наверное, потому, что он красив, — ответил Ким.

— Да. Следовательно, я хочу наслаждаться. Такова природа атмы. Я хочу наслаждаться, это блаженство.

Подобным образом, объяснил Прабхупада, тот факт, что Ким пытается стать философом, указывает на то, что душа стремится к знанию.

— А почему вы не хотите умирать? Потому, что вы вечны. Значит по природе души вечна, полна знания и блаженства. Сат чит ананда.

Ким спросил о взаимоотношениях души и сознания. Прабхупада стал объяснять дальше:

— Сознание — это признак атмы. Сознание проявляется в вашем теле потому, что в нем присутствует атма. Теперь, поскольку в вашем теле присутствует атма, если я ущипну его, вы почувствуете боль. Я тоже могу чувствовать боль и удовольствие от своего тела. Если атмы нет в теле, то его хоть топором руби, оно не будет протестовать. Итак, атма присутствует в теле, и это можно понять по наличию сознания.

Он привел еще один пример:

— Например, мы сидим в этой светлой комнате, но этот свет есть отражение солнечного света. Мы понимаем, что на небе есть солнце, поскольку воспринимаем его свет и тепло. Подобным образом, наличие в нас сознания и знания указывает на присутствие атмы. Когда эта атма покинет это тело, в нем не останется ни сознания, ни знания, ни чувства боли или удовольствия.

Прабхупада велел Амогхе достать «Шри Ишопанишад» и попросил Кима прочитать вслух самый первый стих и комментарий к нему. Ким открыл книгу и прочитал:

— «Бог, Верховная Личность — всесовершенен. И, поскольку Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности, этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой. И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из него исходит такое множество законченных частей».

С трудом добравшись до конца первого абзаца, Ким остановился.

— Я ничего не могу понять, — сказал он. — Слова мне известны, но…

— Это требует известного образования, — подбодрил его Прабхупада и стал на практическом примере объяснять, что такое Полное Целое. Прабхупада указал на стакан воды, стоявший у него на столе.

— Вот стакан воды. Я пью эту воду. Глоток за глотком я пью воду, пока стакан не опорожнится. Тогда он уже не полон, а пуст.

Но Полное Целое, объяснял Прабхупада, можно уподобить стакану, который остается полным, даже если из него пьют.

— Представьте себе стакан, из которого я пью, пью, а он остается полным. Я пью, а он полон. Неиссякаемая энергия. Вот каков Бог.

Пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачьяте

Пурнасья пурнам адайя пурнам эвавашишьяте

 

Один минус один равно одному, а не нулю. Один плюс один равно одному, а не двум. Вот что такое Полное Целое. Вот сущность Бога.

Прабхупада развил свою аналогию с водой.

— Возьмем, к примеру, океан. Сколько бы тысяч ведер воды вы ни вычерпали из него, он остается полным. И сколько бы тысяч или миллионов ведер вы ни вылили в него, его глубина остается неизменной. Это материальный пример. Попытайтесь осознать совершенство Господа. Вы вычерпаете из океана миллионы ведер воды, но он ни на каплю не уменьшится. Вы выльете в него миллионы ведер, и он ни на каплю не увеличится. Пурнасья пурнам адайя пурнам эвавашишьяте. Если вы попытаетесь вычерпать весь океан, он все же останется океаном. Вот в чем смысл полноты.

* * *

В Перте Шрила Прабхупада вставал очень рано, около часа ночи, и упорно работал над переводом заключительных глав Пятой Песни Шримад-Бхагаватам. Закончив Главу 22, «Орбиты планет», Прабхупада тут же приступил к «Планетной системе Шишумара», главе, которая описывает, как все планеты вселенной исходят из внешнего тела Верховной Личности.

Пока Парамахамса Свами перепечатывал в своей комнате утреннюю диктовку Шрилы Прабхупады, Прабхупада сидел, скрестив ноги, на соломенной циновке у края плавательного бассейна и принимал массаж, греясь в лучах утреннего солнца. Часто в такие минуты Прабхупада предпочитал молчать. Но сегодня, когда Шрутакирти опустился на колени и начал разминать его золотистую кожу, Прабхупада разговорился.

Существуют птицы, говорил Прабхупада (он произносил вместо birds — bards), которые перелетают с планеты на планету, так же как обычные птицы перелетают с дерева на дерево.

— Они слетают с одной планеты и садятся на другую. И на лету они сносят яйца. И пока эти яйца падают, они нагреваются от трения о воздух и «высиживаются». На эту планету они тоже прилетают. А питаются эти птицы слонами. Они ловят целых слонов и глотают их. Как удивительно творение Господа!

Прабхупада широко улыбнулся.

— Если вы захотите стать такой птицей, Бог исполнит это ваше желание. Бог так добр. Он даст вам все, что вы захотите.

* * *

Теперь Амогха ежедневно после утренней прогулки предлагал Шриле Прабхупаде роскошную гирлянду из роз, и это стало частью ежедневного ритуала. После омовения Шрила Прабхупада надевал гирлянду и усаживался в кресло спиной к солнцу.

Шрутакирти: Преданные спрашивали меня, читает ли Шрила Прабхупада каждый день по шестнадцать кругов. Я рассказывал им историю о том, как однажды я сидел с Прабхупадой, а он повторял джапу. Потом он положил четки и стал шутить со мной, изображая преданного-новичка, который наконец-то закончил свои круги. «Ну вот, — сказал он, — я закончил свои круги. Сделал дело — гуляй смело». Он рассказал мне, что когда он был домохозяином, то и тогда читал по шестнадцать кругов в день: четыре утром и по четыре после каждого приема пищи. На меня произвело большое впечатление то, что Шрила Прабхупада сам делает то, что велит делать нам. Он подавал совершенный пример.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.