Сделай Сам Свою Работу на 5

Понедельник, 17 апреля 1972 года





Разрабатывались планы предстоящих на следующий день установления Божеств и открытия храма. Тушта-Кришна назначил на утро пресс-конференцию для местных средств массовой информации, чтобы привлечь их внимание к официальному открытию первого в Новой Зеландии отделения Движения сознания Кришны. В 10 утра маленькая комнатка Прабхупады наполнилась фотографами и журналистами, вооруженными камерами и микрофонами. Шрила Прабхупада сидел, держа в правой руке розу.

Активнее всех вопросы задавал репортер из «Герольда Новой Зеландии».

— Зачем вы приехали сюда? Какова ваша миссия? Чему вы хотите научить? Какая от этого польза народу Новой Зеландии? Какая разница между вами и Махариши-Махеш-Йоги? В чем смысл вашего знака на лбу?

Прабхупада терпеливо ответил на все эти вопросы. Затем, все еще изящно держа в руке розу, он смиренно обратился к репортеру.

— Я дал вам всю информацию, пожалуйста, не искажайте ее. Это Движение очень важно. Мы приехали сюда, чтобы помочь народу Новой Зеландии.

Ошеломленный мягкими, благородными манерами Прабхупады репортер согласился. После этого Прабхупада вручил ему розу, и на этом конференция закончилась.



* * *

Шрила Прабхупада принял свой массаж раньше обычного. Сразу после пресс-конференции он отправился в Оклендский Университет, чтобы прочитать там лекцию. Небо было безоблачным, сияло солнце, Шрила Прабхупада шел через полный цветущих роз университетский парк, направляясь к открытому четырехугольному двору здания студенческого союза.

Этот день навсегда запомнился Ричарду Нэйсмиту, которому шел тогда двадцать пятый год.

Ричард Нэйсмит: Я учился в Оклендском Университете на философском факультете. В тот день мы с другом шли через кампус, направляясь в кафе, как вдруг услышали музыку — такую, какой не слышали раньше никогда. Мы огляделись, и я увидел справа от себя, примерно в 20 метрах, Шрилу Прабхупаду и его учеников. Он выглядел очень спокойным и аристократичным. Он шел, слегка откинув голову назад, и взгляд у него был мягкий и бесстрастный. Три или четыре молодых девушки в красивых сари и несколько юношей с бритыми головами грациозно танцевали перед ним. Несколько девушек бросали ему под ноги розовые лепестки. Впечатление было такое, что все они сошли с небес. Когда мы подошли к главной аллее, огибавшей квадратный двор, наши пути встретились, и Прабхупада медленно прошел мимо нас к низкой сцене. Я понял, что он будет говорить, и решил остаться.



Студент-аспирант Ральф Стивенсон, стоявший в толпе, тоже понял, что эта встреча предвещает великие перемены в его жизни.

Ральф Стивенсон: Я ел во дворе свой завтрак. Я слышал о предстоящей лекции и вместе с пятьюдесятью другими студентами стоял возле маленькой открытой сцены. Она была устроена у входа в кафетерий, чтобы привлечь внимание студентов, идущих на обед. Прабхупада сел на маленькое сиденье. Некоторые студенты тоже уселись, а другие остались стоять. Прабхупада взял караталы и запел.

Ричард Нэйсмит: Когда Прабхупада сел, я смог рассмотреть его более внимательно. На нем были роскошные темно-шафрановые шелковые одежды, которые, казалось, сияли, отражая свет полуденного солнца. Я был потрясен мощной энергией присутствия Прабхупады. На нем была красивая цветочная гирлянда. Отбивая на своих сияющих караталах ритм «раз-два-три-и», он казался несколько печальным или мрачным. Закрыв глаза, он запел низким голосом. Он выглядел сдержанным и, казалось, был погружен в размышление.

После долгой киртаны Прабхупада начал лекцию. Как обычно, это не была заранее подготовленная речь на заданную тему. Серьезная и научно безупречная, она затрагивала несколько философских положений. Он говорил ясно, не подбирая слов. Он точно знал, что хочет сказать. Вопрос был только в том, сколько из его речи сможет взять его беспокойная аудитория.



Современный мир страдает, объяснял Прабхупада, из-за неправильного представления, что тело — это и есть личность. Однако тело не является личностью и, следовательно, не может дать счастья, к которому стремится индивид. Логика Прабхупады сбивала с ног.

— Допустим, вам двадцать лет. Это означает, что вы потеряли двадцать лет отпущенной вам жизни. Вы потеряли двадцать лет, так сказать, умерли на двадцать лет. Мне семьдесят шесть лет. Это означает, что я умер на семьдесят шесть лет. Поэтому говорить, что года растут, неверно. Года убывают. Кто-то скажет: «Вам семьдесят шесть. Вы очень продвинулись». Я не продвинулся. На самом деле я сократил оставшееся мне время. Продолжительность жизни ограничена. Она предопределена. В соответствии с прежними своими поступками мы получаем тело, продолжительность жизни которого установлена заранее. Уровень счастья и несчастья тоже заранее установлен. Изменить его невозможно. Допустим, человеку определено жить сто лет. В наше время никто не живет сто лет. Максимум восемьдесят или девяносто, да и то нечасто. Моя бабушка дожила до девяносто шести лет. Мой отец прожил восемьдесят четыре года. Я не знаю, сколько отпущено мне, но я еще жив. Однако продолжительность жизни в эту эпоху неуклонно сокращается. Вы все студенты Университета. Но нет науки, которая учила бы, как продлить жизнь или как остановить смерть. Это невозможно. Рождение, смерть, старость и болезни — вот четыре проблемы нашей жизни.

Прабхупада напомнил студентам, что ни в этом, ни в других учебных заведениях нет факультета, на котором бы учили науке о душе. Чтобы получить знание о ней, нужно обратиться к Бхагавадгите.

— Движение сознания Кришны учит знанию о душе. Что такое душа? Каковы потребности души? Каким образом душа оказывается в ловушке материального тела? Как душе освободиться? И что делает душа после освобождения? Вот эти вопросы мы рассматриваем, и все они превосходно освещены в предварительном духовном учебнике, Бхагавадгите. На следующем курсе мы уже изучаем Шримад-Бхагаватам. Единственное, о чем мы просим, это чтобы вы не отвергали эту науку, это знание. Постарайтесь понять душу.

Прабхупада сделал еще более дерзкое заявление.

— В настоящее время ни один профессор или ученый не может объяснить то, что присутствует в живом теле, но не присутствует в мертвом. На самом деле, в соответствии с Ведами тело уже мертво, но до тех пор, пока душа пребывает в теле, оно кажется живым. Пока ваш пиджак надет на вас, он кажется живым — он движется. В пиджаке нет жизни, но поскольку ваше тело движется, пиджак тоже движется и делает вид, что он живой. Подобным образом, тело движется только потому, что внутри него движется душа. Но как только душа покидает тело, оно прекращает двигаться, и мы называем его «мертвым». Но на самом деле тело мертво с самого начала.

Простейший метод осознания души, заключил Шрила Прабхупада, рекомендован ведической литературой — это пение харе-кришна-мантры. При этом наш разум или сознание очищаются, и мы становимся способны осознать, что мы не тело, а вечный дух. И это освобождает нас от пылающего жара материального существования.

— Сегодня утром Хануман-Прасад Госвами сообщил мне, что все чаще и чаще молодые люди совершают самоубийство. Почему? Почему они ощущают такое разочарование и безнадежность, несмотря на такое высокое образование? У вас, на Западе и речи нет о нищете. Все вы состоятельные, обеспеченные люди. Так откуда же это разочарование, о котором наш санньяси рассказал мне?

Тон Прабхупады стал настойчивым, когда он с состраданием взывал к своим слушателям:

— Но на самом деле причин для разочарования нет — есть веские причины для ликования. Почему? Потому что существует Движение сознания Кришны. Не разочаровывайтесь. Попытайтесь понять Движение сознания Кришны, его научность, авторитетность, его древность, восходящую к ведийским временам, его авторитетность, подтвержденную великими ачарьями, образованнейшими учеными, его полезность, благодаря которой оно принято мировыми лидерами. Мы просим лишь о том, чтобы вы, молодые люди, не были сбиты с толку и разочарованы. В Движение сознания Кришны приходят люди в основном молодые. Спросите их, как теперь они преисполнены надежды, как их жизнь теперь полна радости. Итак, я прошу вас, молодые люди и девушки, цвет своей нации: пожалуйста, не разочаровывайтесь и не давайте сбить себя с толку. Надежда заключается в сознании Кришны. Я прошу вас только об одном: попытайтесь понять эту философию и науку и станьте счастливыми. Вот моя просьба. Большое спасибо. Харе Кришна.

Лекция Прабхупады была короче, чем обычно. После заключительной киртаны он покинул кампус.

Ричард Нэйсмит: Это была моя первая встреча со Шрилой Прабхупадой, и я запомнил ее навсегда. Но только спустя много лет, когда я стал учеником Шрилы Прабхупады и получил имя Рагхубхир-дас, я понял, как важна была для меня эта так называемая «случайная встреча». Я понял, что то, из-за чего бхакти, преданное служение, пускает корни в сердце человека — есть контакт с чистым преданным.

Меня глубоко тронуло, что ради исполнения своего чистого желания дать сознание Кришны другим, Шрила Прабхупада проделал такой долгий путь в столь отдаленную часть мира, как Новая Зеландия. Он приехал в Оклендский Университет только для того, чтобы дать сознание Кришны студентам, и я, по счастью, оказался в их числе. Как мне неслыханно повезло! Хотя я не мог понять его лекции, просто благодаря этому контакту я, к счастью, смог впоследствии принять сознание Кришны.

Вторник, 18 апреля 1972 года

«Оклендский Герольд» напечатала статью-отчет о пресс-конференции, состоявшейся накануне. Статья сопровождалась фотографией, на которой пятилетний Бхакти-Кумади предлагал Шриле Прабхупаде цветы. Заголовок статьи гласил: «Трудный день для Свами и его последователей…»

В жизни тихой улицы в Маунт-Идене произошло нечто совершенно необычное. На лужайке маленького дома хилый старый индийский гуру в набедренной повязке принимал масляный массаж, который делал ему его преданный ученик, одетый тоже в одну лишь набедренную повязку. На заднем дворе того же дома группа молодых мужчин и женщин, одетых в индийские сари и дхоти, пела, играя на маленьких бронзовых тарелочках и пританцовывая вокруг стирочного сарая: Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Рама.

Первый в Новой Зеландии храм Движения сознания Кришны был полностью и совершенно открыт для всех. Звуки и зрелище, сопровождавшее их, вызывало у соседей некоторую тревогу или любопытство, которые они прятали, равно как и самих себя, за дверями своих домов…

Назначение времени установления Божеств вызвало споры и разногласия. Тушта-Кришна пришел к Шриле Прабхупаде за несколько дней до церемонии с предложением провести церемонию вечером, но Прабхупада настаивал на том, что церемонию надо проводить утром.

— Сходи к Прадьюмне, пусть он выберет благоприятное время с утра, — сказал Прабхупада.

Тушта так и сделал и выбрал подходящее время. Но он продолжал настаивать на том, чтобы устроить церемонию вечером. Прабхупада спросил, почему. Тушта-Кришна объяснил, что поскольку большинство гостей днем работают, вечер будет для них удобнее. В конце концов, из уважения к желанию своего ученика проповедовать, Прабхупада смиренно согласился.

Вечером множество гостей, в основном, индийские семьи с детьми, пришли на официальную церемонию открытия храма, установления Божеств Радхи и Кришны и посвящения новых учеников.

Маленькая храмовая комната быстро наполнилась гостями. Те, кто не поместился, выплеснулись в переднюю. Опоздавшие смиренно устроились на подоконниках или смотрели с улицы в окна. Увидев, что людей собралось так много, Шрила Прабхупада тут же велел вынести свою вьясасану (занимавшую почти четверть комнаты). После этого Прабхупада, украшенный гирляндой из больших благоухающих роз, сел на маленький коврик на пол.

Вначале были установлены Божества Радхи и Кришны. Кришна был коренастый, с пухленьким детским лицом. Беленькая Радхарани ласково улыбалась. Высотой оба были около восьмидесяти пяти сантиметров. Тушта-Кришна изо всех сил старался собрать все необходимое, но некоторых вещей все равно недоставало. Шрилу Прабхупаду это ничуть не обеспокоило, он спокойно отправил преданных за недостающими предметами.

Омыв Радху и Кришну пятью благоприятными жидкостями, он одел Их в единственный комплект одежд и настойчиво велел как можно скорее сшить для Них несколько новых комплектов. Шрила Прабхупада назвал Их Шри Шри Радха-Гиридхари.

— Гóспода называют Гиридхари или Гиривара-дхари, потому что Кришна ради блага Своих преданных поднял холм Говардхана, — объяснил он.

После церемонии омовения Прабхупада поставил Радху и Гиридхари на маленький, выкрашенный белой краской алтарь. Когда преданные попытались задернуть занавес, карниз, который держал тяжелую зеленую ткань, обвалился. Преданные очень смутились. Однако Прабхупада, как ласковый отец, направляющий своих неопытных детей, взял все дело на себя. Не выказав ни малейшего неудовольствия, он спокойно смотрел, как преданные снова повесили карниз и закончили вечернюю программу.

Брюс Барвелл: Мы набились в крошечную комнатку, в центре которой пылал огонь. В него положили вещи, которые обычно считаются негорючими, например, бананы, и комната наполнилась едким дымом. Все сидели и смотрели на огонь, а я, человек другого склада, беспокоился, не случилось бы чего-нибудь с потолком.

Каждый раз, как мне казалось, что огонь уже достиг критической высоты, Прабхупада подкладывал в него топлива. Я все время поглядывал вверх и видел, как на потолке, сделанном из ДСП, скапливается сажа. Маленькие красные искры стали вылетать из костра и попадать в одно и то же место на потолке. Через пятнадцать минут потолок прямо над огнем покраснел, и я испугался, что сейчас начнется пожар. Я извинился, пошел на кухню, принес влажную швабру и стал прикладывать ее к потолку.

После огненного жертвоприношения занавес открыли, и Радха и Гиридхари на Своем новом алтаре предстали взорам присутствующих. Шрила Прабхупада встал, чтобы провести арати, а затем, провожаемый звуками киртаны, отправился к себе в комнату в сопровождении множества индийских джентльменов.

Прабхупада вдохновлял всех этих людей, которых видел впервые в жизни, оказать финансовую помощь Движению сознания Кришны в Окленде. Они могли бы, говорил он, приобрести подходящий храм и регулярно жертвовать деньги. Прабхупада не выказывал никакого стеснения, он откровенно просил их о помощи. Он внимательно смотрел на каждого:

— Вы должны сделать пожертвование. Что вы можете пожертвовать? Сколько вы дадите? Что дадите вы?

На преданных его откровенный способ сбора пожертвований произвел сильное впечатление. Два местных индуса, Раман Чхитта и Йоги Прабху предложили свою помощь. После этого программа, как обычно, завершилась пиром, состоящим из кришна-прасада.

* * *

В Новой Зеландии, как и в Австралии, Шрила Прабхупада снова устанавливал Божества Радхи и Кришны. Год назад в Сиднее он просил Кришну Самого позаботиться о Себе, если преданные, которые еще недавно были млеччхами, совершат какие-то оскорбления. Вернувшись, он увидел, что поклонение ведется должным образом. После этого Радха и Кришна пришли в Мельбурн. И вот теперь Шрила Прабхупада снова просил Господа прийти. Явившись на его зов, Кришна, привлеченный кроме того звуками киртаны, был принят сегодня еще в одном уголке — переделанной под храм комнатке арендованного дома на окраине Окленда.

Прабхупада хотел, чтобы Радхе и Кришне служили как можно лучше. Здесь, как и в других храмах, преданным надлежало проявить особую тщательность в соблюдении правил и предписаний; они должны были стать чистыми и пунктуальными, регулярно предлагая Божеству прекрасные одежды и пищу; и они никогда не должны были ничего менять по своей прихоти. Ради этого Прабхупада подавал пример, поклоняясь десяткам Божеств Радхи и Кришны. На всех континентах Прабхупада снова и снова просил Господа низойти, проводил церемонию установления и пел, омывал и одевал Божества, охваченный блаженством любви и преданности.

Как сказал однажды Шрила Прабхупада на такой же церемонии установления Божеств в Лондоне, храмовое поклонение Божествам есть не что иное, как личное служение Кришне, Верховной Божественной Личности. Сейчас Господь милостиво соглашался принять такую форму, которая была бы доступна чувствам Его преданных.

— Не думайте, — предостерегал Прабхупада, — что мы устанавливаем здесь мраморную статую. Нет, мы поклоняемся лично Кришне.

Конечная цель храмового поклонения Божествам, объяснял Прабхупада, проста: «круглые стуки быть занятым в служении Кришне».

Среда, 19 апреля 1972 года

Шрила Прабхупада был готов к отъезду в Гонконг и Токио. Отдыхая в своей комнате вместе с несколькими учениками, он давал последние наставления. Прабхупада сказал, что для того, чтобы оставаться в сознании Кришны, преданные должны стать очень терпеливыми.

— Когда вы приходите в сознание Кришны, ваши лучшие друзья могут стать вашими врагами.

Он привел в пример знаменитого преданного, ребенка Прахладу, самый близкий и любимый родственник которого — отец — пытался убить его.

— Поэтому, — заключил Прабхупада, — мы должны стать терпеливее дерева и смиреннее травинки. Если мы сможем развить в себе только эти два качества, мы преуспеем в осознании Кришны.

Тушта-Кришна сказал, что многие местные индийцы работают в зеленных лавках и магазинах и регулярно жертвуют храму овощи и фрукты. В связи с этим Прабхупада дал свое второе наставление:

— Все, что вы собираете за день, не пытайтесь копить.

Прабхупада говорил твердо, и преданным стало ясно, что этому приказу надо следовать весьма тщательно.

— Все, что вы получите за день, вы должны раздать в тот же день. Ничего не копите. Такова жизнь брахманов. При этом Кришна дает больше, больше и больше. Если вы будете копить, будет плохо. Поэтому сколько пищи вы насобираете за день, все, что вам принесут, вы должны распространить в качестве прасада в тот же день.

* * *

Несколько дней, проведенных Шрилой Прабхупадой в Окленде, являются типичным примером его энергичной мировой проповеди. Хотя ему было уже семьдесят шесть лет, он и не думал удаляться на заслуженный отдых. Слишком напряженным было положение в мире. Собственной жизнью он показывал, как изо всех сил должен трудиться преданный ради распространения сознания Кришны в мире. Это приносило удовлетворение и самому преданному, и людям. Он исполнял свою миссию в преклонном возрасте, и Господь Кришна вознаграждал его усилия. Так, находясь в настроении взаимодействия с Господом, он продолжал свой труд, направленный на распространение Движения.

По просьбе своих искренних учеников Шрила Прабхупада находился в Австралии и Новой Зеландии почти три недели. Захватывающий дух служения привел его учеников в разные части мира, где они проповедовали от имени Прабхупады. Они были миссионерами Движения сознания Кришны. Шрила Прабхупада, источник этого проповеднического духа, посещал их, чтобы помочь им и вдохнуть жизнь в то, что они начали.

Вдохновляя оклендских преданных и принимая активное участие в их проповеди, Шрила Прабхупада интересовался местными делами только постольку, поскольку это было нужно в данный момент, сам он находился за пределами Новой Зеландии. Он постоянно думал о людях, местах и деятельности по всему миру. Отвечая на письма, он глубоко погружался в дела Индии, Англии, Южной Америки и Японии. И превыше всего этого было его постоянное памятование Кришны. Он хотел прославить Кришну на весь мир. Сейчас он трудился на ниве Новой Зеландии. Однако здесь, как и везде, Прабхупада навсегда запечатлелся в сердцах своих учеников.

Джагаттарини: Преданные работали очень искренне, хотя результат их усилий был очень и очень прост. Никогда раньше я не испытывала такого потрясения, как когда Шрила Прабхупада вышел на посадку в аэропорту, чтобы ехать в следующее место. Только тогда, оплакивая разлуку с ним, я смогла понять, чем было его личное присутствие, которое сделало эту первую главу жизни новозеландского отделения Международного Общества Сознания Кришны такой удивительно благоприятной и успешной…

Робби: Я не помню почти никаких подробностей того первого визита Прабхупады в Новую Зеландию, но я запомнил Прабхупаду. Забыть его невозможно! Я прожил почти целый век, но я должен сказать: если вы прочитаете учебник истории, вы не найдете там личности такого масштаба, как Прабхупада. Это несомненно величайшая личность 20-го века.

Где-то в дороге Шрила Прабхупада написал письмо Брахмананде о своем посещении Австралии.

Сегодня, 19 апреля, я лечу на самолете в Гонконг, где переночую, а завтра я вылечу в Японию. Наша проповедь в Австралии и Новой Зеландии была очень успешной. В Новой Зеландии у нас скоро будет свой храм…

Глава 5
«Кришна любит и тебя»

Противодействие санкиртане,
Сидней и Мельбурн, 1972 год

Продолжайте заниматься санкиртаной как и раньше, а они пусть арестовывают нас, если хотят. Мы не остановимся… Лучше всего забыть обо всех этих адвокатах и судах и просто продолжать санкиртану… Это и есть движение гражданского неповиновения. Путь они снова и снова наполняют свои тюрьмы нами…

Шрила Прабхупада, из письма к Чару

Административное преследование групп санкиртаны сиднейского храма стало теперь обычным, ежедневным делом. 27 марта, всего за несколько дней до приезда Шрилы Прабхупады лорд-мэр Сиднея официально заявил сиднейскому Городскому совету, что пение на улицах, организуемое Движением «Харе Кришна» абсолютно незаконно. По иронии судьбы, хотя Городской совет возбудил против преданных ни много ни мало тридцать четыре иска по подозрению в бродяжничестве, только шесть из них были рассмотрены мировым судьей, и все шесть отклонены. Мировой также не счел возможным обвинить преданных в попрошайничестве или препятствовании уличному движению. Несмотря на то, что все обвинения были отклонены, Городской совет упорно пытался так или иначе лишить преданных свободы.

Апреля 1972 года

Городской совет Сиднея уже выжил преданных с площади Мартина — очень популярной площади в центре города. Теперь после бурных дебатов, продолжавшихся всю ночь, члены Городского совета решили предпринять беспрецедентные юридические меры, чтобы совершенно и навсегда удалить преданных с улиц Сиднея. Газета «Австралиец» писала по этому поводу следующее:

Олдермены, ответственные за гражданскую реформу, проголосовали за то, чтобы передать это дело в ведение прокурора, отвергнув при этом мнение общественности о необходимости проведения переговоров с «Харе Кришна».

Члены «Харе Кришна» молча взирали на происходящее с галерки, но позже потребовали «передачи дела в Верховный суд».

Они говорят: «Мы ведем переговоры с Советом о приобретении собственного здания, и не уйдем из города, даже если нас изгонят с его улиц. Мы восемь месяцев добивались приема в Городском совете, чтобы получить разрешение на совершение поклонения на улицах в определенных местах, но Горсовет так и не принял нас».

Во время заседания Городского совета мнения резко разошлись.

Олдермен Дж. Б. Дрэйпер обвинил Совет в том, то он применяет насильственные меры и лишение свободы по отношению к религиозной секте и призвал к поиску компромисса. Он сказал, то подростки создают ничуть не меньший шум и препятствия для уличного движения, однако против них Совет ничего не предпринимает.

Другой сторонник секты в Совете, олдермен Дж. Кэлпин сказал, то сам он принадлежит к Греческой Православной Церкви, которая «тоже поет». «Я не хотел бы, чтобы моя религия подверглась такому же преследованию», — сказал он.

Олдермен Б. Льюис сказал, что секта Кришны создана специально для того, чтобы попрать авторитеты. Он заявил, что кришнаиты часами поют перед входами в офисы и магазины, превращая деловой центр в «форменный бедлам».

Лорд-мэр, сэр Эммет Дермот, сказал, что лидер группы заявил полицейскому, что они будут продолжать петь на улицах независимо от того, запрещают им это или нет. «Совет не может согласиться с таким решением», — сказал лорд-мэр.

Прокурор намерен преследовать секту по закону, апеллируя к органам местного самоуправления.

Апреля 1972 года

Был субботний вечер, часов около девяти. Там, где встречаются Дарлингхестское шоссе и улица Маклея, километрах в двух к востоку от центра Сиднея, в эфемерных струях знаменитого фонтана Эль-Аламейн, построенного в форме гигантского одуванчика на Кингс-Кроссе в память об австралийских солдатах, погибших в решающей Северо-африканской битве 1942 года, мерцали и вспыхивали отражения вечерних огней.

Кингс-Кросс иногда сравнивают с лондонским Сохо или сан-францисским Северным Пляжем. Это место облюбовали богема, туристы и, в особенности, американские военнослужащие, возвращающиеся из Вьетнама. С десяток аккуратно одетых преданных, ставших почти неотъемлемой частью Кингс-Кросса, покачивались около фонтана в прохладе зимнего вечера под ритмичные удары барабана и монотонное, носовое пение танцующего Упендры. Понятно, что с тех пор, как Бали-мардана около двух лет назад в одиночку проводил здесь свои первые киртаны, преданные не собирались покидать этого места.

Одевшись по-зимнему, преданные выполняли свою обычную вечернюю работу. Какое-то время они пели, а потом распространяли журналы «Назад к Богу» в толпе заинтересованных прохожих. Потом снова пели. Группа преданных продвигалась от фонтана через самое сердце Кросса, своим обычным путем вниз по Дарлингхерстскому шоссе.

Вечерняя толпа неторопливо обтекала их: заблудившиеся пьяные туристы в ковбойских шляпах из папье-маше, бородатые хиппи, американские солдаты в шутовских нарядах немыслимых расцветок, горожане и жители предместий, яркие личности и ничтожества, полисмены, сдержанно вышагивающие парами — они впитывали звуки, краски и запахи Кросса. В витринах магазинов были выставлены кольца, безделушки из кожи и благовония. Проститутки поджидали клиентов в темных нишах домов, привычно щелкая сумочками — символами своего ремесла.

Однако пение харе-кришна-мантры было для преданных словно просекой через чащу крикливой, низкопробной мишуры Кингс-Кросса. Непристойная болтовня полураздетых шлюх, «живая музыка» из баров, звуки диско, сквернословие с трудом держащихся на ногах пьяниц — все это, казалось, проплывало мимо преданных, не касаясь их. Это было настоящее чудо — чудо повторения Святых имен Кришны. Погружаясь в пение, преданные чувствовали себя совершенно защищенными и невосприимчивыми к отравляющему действию Кали-юги. Они были тверды в своей уверенности, что там, где проходит группа санкиртаны, Святые имена Кришны вливаются в уши разгоряченной вожделением толпы Кингс-Кросса и становятся началом духовного путешествия для многих людей.

Вдруг откуда ни возьмись выскочили двое в штатском и кинулись на Упендру. Заломив ему руки, они поволокли его в стоящий у тротуара «воронок». Целое отделение полицейских слаженно атаковало группу киртаны, повинуясь недавнему решению Городского совета. Одного за другим преданных скрутили и затолкали в холодный, зловещий фургон. Из собравшейся вокруг толпы доносились критические замечания, но в целом зрители были настроены сочувственно.

— Оставьте их в покое, вы, балбесы! — кричал кто-то.

— Свиньи! — вторил другой.

Железная дверь с лязгом захлопнулась, и фургон понесся по темной ухабистой улице к Дарлингхерстскому полицейскому участку.

Через несколько минут дверь открылась, и полицейские с непроницаемыми лицами препроводили преданных в отделение[КМд4] .

— Так-так, — сказал сержант, сидевший за столом. — Кто ж из вас парни, а кто девки?

Он разразился грубым хохотом, радуясь своей шутке, и сидевшие в кабинете офицеры загоготали вслед за ним.

— Это вам больше не понадобится, — сказал он, жестом показав другому офицеру забрать у девушек журналы «Назад к Богу».

Краснорожий констебль ткнул пальцев в изображение Радхи и Кришны на обложке.

— Кто это? — спросил он, и сам ответил на свой вопрос, отпустив похабное замечание, оскорбившее слух преданных. Вдоволь нашутившись и насмеявшись над преданными, полицейские записали их имена и сняли у них отпечатки пальцев.

— Если кто-нибудь из вас скажет, что его зовут Харе-Кришна, прорычал сержант, — я так его тресну, что он у меня сквозь стену пролетит.

Юношей отвели в грязные, провонявшие мочой и рвотой камеры, а девушек усадили на холодную скамью. Там они и просидели всю ночь, пока на рассвете следующего дня их не выпустили под залог, принесенный другими преданными. Для полиции это была обычная ночная работа, а для преданных — еще одна возможность помнить о Кришне и молиться, чтобы Он послал им сил, чтобы исполнять миссию Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады.

* * *

Старания Городского совета, направленные на то, чтобы очистить улицы Сиднея от любых проявлений санкиртаны, подробно освещались в прессе. Вследствие этого в местных и национальных газетах стали появляться благожелательные статьи о преданных. Газета «Бюллетень» поместила на первой полосе большое цветное фото счастливых преданных, поющих на задней лужайке сиднейского храма. В статье, которая называлась «Неформальная вера Австралии» сочувственно рассказывалось о преследовании преданных и приводился подробный распорядок жизни сиднейского храма.

Это побудило и другие популярные газеты и журналы поместить документальные очерки о преданных. Журнал «Австралийский курьер», не самый, может быть, респектабельный, зато весьма популярный, назвал свой репортаж «Эти кроткие бритоголовые», а «Австралийский женский еженедельник» отвел под статью о преданных три страницы с громадным заголовком: «Харе Кришна».

На первой полосе сиднейской «Санди-Телеграф» от 30 апреля прямо под логотипом красовался заголовок: «Культовые песни в коттедже. Внутри «Харе Кришна»». Длинная, добротная статья описывала австралийцам ежедневную жизнь преданных и философию сознания Кришны. Кроме фотографий Божеств и преданных, поющих киртану, во многих газетах была помещена маха-мантра и толкование значения слов «Харе Кришна». По мнению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, ценность публикации определяется тем, сколько раз в ней упоминается имя «Кришна». С этой точки зрения все упомянутые статьи несомненно заслуживали того, чтобы быть напечатанными.

* * *

Маленький офсетный станок сиднейского храма выпускал немало разнообразных листовок и брошюр для распространения на улицах. Популярностью пользовались стандартные брошюры типа «Кришна — источник вечного наслаждения» и «О пении “Харе Кришна”». Были и новинки «домашней выделки»: листовка «Какого цвета Бог?» и «Кто кормит этого парня?» Вследствие этого, движимые тем же духом «трансцендентного соревнования», который побудил их предпринять переделку интерьера храма, мельбурнские руководители решили тоже приобрести печатный станок. Однако Шрила Прабхупада не одобрил этой затеи. 9 мая 1972 года он написал Амогхе:

Я очень рад, что все программы мельбурнского храма развиваются под твоим вдохновенным руководством. Мне очень нравится Мельбурн. Но есть одна вещь… Нехорошо, когда храмы слишком сильно соревнуются друг с другом. Упор следует делать на сотрудничестве, а не на соревновании. Я не думаю, что вам нужно иметь два станка. Не надо попусту тратить время и деньги, лучше предоставь Моханананде развивать свое печатное дело и снабжать тебя необходимыми материалами, а ты в ответ тоже снабди его чем-нибудь. Это и будет сотрудничество.

А если ты будешь распылять свое внимание на разные дела, духовный прогресс затормозится. Наше главное дело — стать сознающими Кришну и убедить других, проповедуя. Поэтому мы не стремимся к тому, чтобы развить большое дело или заработать побольше денег. Конечно, деньги нужны, но лучше всего будет продавать побольше книг, и собрать деньги таким образом.

Я очень рад, что у тебя в Мельбурне есть пожизненный член ИСККОН. Он готов помочь тебе приобрести печатный станок, но я не думаю, что второй станок будет вам полезен. Ты жалуешься, что сиднейский станок простаивает, но если ты заведешь себе еще одну типографию, а работы не будет, ты потерпишь убытки. Если тебе нужна литература, ее тебе пришлют. Из нескольких маленьких типографий литература будет выходить не лучшего качества. Так что я не одобряю открытия маленьких типографий там и сям.

* * *

Когда в январе 1972 года Шрила Прабхупада прибыл в Бомбей, он обнаружил, что у Мадхудвиши Свами, которого он назначил старшим, заметно поубавилось энтузиазма. Он честно признался, что не способен нести ответственность за такой сложный проект. За несколько дней до отъезда Шрилы Прабхупады в Австралию Мадхудвиша Свами заявил, то нуждается в смене служения. Прабхупада спросил его, куда он хотел бы отправиться, и тот ответил, что подумывает об Австралии.

— Ладно, — подбодрил его Прабхупада. — Я как раз еду туда. Поедешь со мной.

Садясь в самолет, который должен был доставить его в Австралию, Прабхупада отметил, с каким вдохновением Мадхудвиша вел прощальную киртану в зале отлета бомбейского аэропорта. После своего турне по Австралии 26 апреля 1972 года Шрила Прабхупада написал Мадхудвише из Токио:

Я не возражаю, чтобы ты поехал в Австралию и возглавил там группу санкиртаны и вообще руководил делами… Можешь ехать в Австралию, там тебе будет где растанцеваться. Мельбурн, Сидней и Окленд — превосходное поле, и у тебя будет прекрасный помощник в лице Моханананды. В Новой Зеландии у нас тоже есть около трех акров земли. Ты уже старый преданный, ты искренен, так что постарайся организовать в Австралии и Новой Зеландии все как надо.

Восторженные рассказы Шьямасундары об его недавней поездке в Австралию с Прабхупадой воспламенили ум Мадхудвиши. Решено! Он едет в Австралию.

В начале мая 1972 года Мадхудвиша Свами прибыл в Сидней. Преданные были в восторге: такой опытный санньяси будет руководить ими в их ежедневной духовной жизни. Он сразу произвел на них впечатление своими превосходными киртанами и лекциями. Мадхудвиша присоединился к Движению сознания Кришны в самом начале, в 1967 году в Сан-Франциско и принял посвящение у Шрилы Прабхупады в 1968. Его богатый опыт был чрезвычайно важным приобретением для Австралии. Вскоре после своего прибытия в Сидней он начал систематически обучать молодежь игре на мриданге, вдохновляя преданных своими незабываемыми уличными киртанами.

В своем первом ежемесячном отчете Мадхудвиша изложил Шриле Прабхупаде свой дерзкий план проповеди в Австралии. В Мельбурне роскошный фестиваль Ратха-ятра, книжный магазин в центре города, зал для киртан и центр прасада. Для сиднейского двухэтажного автобуса он планировал в ближайшее время поездки в Канберру, Мельбурн и Аделаиду. Сиднейская типография работала каждый день и уже напечатала 5000 экземпляров «О пении “Харе Кришна”» — 2000 для Новой Зеландии и 3000 для автобусного путешествия в Мельбурн. Предстояло напечатать еще 5000.

Мадхудвиша заканчивал свой отчет упоминанием о тогдашней полемике.

В марте 1971 года Субал Махараджа спросил вас в Бомбее, в «Акаша-Ганге»: «До того, как впервые пасть в майю, мы находились в вечной лиле с Кришной на Кришна-локе или на Вайкунтхе?» Вы ответили крайне неопределенно: «Да». Все, кто там присутствовал, были крайне удивлены, потому что до того все мы думали, что изначально мы представляли собой сияющие дживы с дремлющими взаимоотношениями, вибрирующие в брахмаджйоти.

Некоторые сиднейские преданные, объяснял Мадхудвиша, проповедовали теорию, что поскольку с Вайкунтхи никто не падает, обусловленные души должны были пасть из сияния брахмаджйоти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.