Сделай Сам Свою Работу на 5

Воскресенье, 9 апреля 1972 года 12 глава





После вечерней программы Моханананда, который сопровождал Шрилу Прабхупаду в поездке в Мельбурн, пришел к нему в комнату и прямо спросил, какой храм ему больше нравится — сиднейский или мельбурнский. С улыбкой Шрила Прабхупада ответил, что если говорить о внешней красоте, то в Сиднее лучше алтарь, но в Мельбурне зато все здание красивее. Моханананда извинился и тут же побежал звонить в Сидней, чтобы передать последние новости и дать указания. Прабхупада должен был вернуться в Сидней через четыре дня, и Моханананда предложил, чтобы сиднейские преданные немедленно начали работы по улучшению сиднейского храма — чем быстрее, и чем красивее, тем лучше. В своей обычной эксцентричной манере он добавил: «Денег не жалеть!» Трансцендентное соревнование продолжалось.

Четверг, 6 апреля 1972 года

На этот день было запланировано установление Шри Шри Радха-Кришны, посвящение около десятка преданных в повторение харе-кришна-маха-мантры, свадьба и посвящение в санньясу Хануман-даса. Поздним утром Шрила Прабхупада спустился в алтарную комнату и сел на обтянутую золотистым атласом подушку на пол перед новеньким, только что законченным алтарем — очень простым, похожим на ящик деревянным сооружением, украшенным нарисованными по шаблону лебедями и водруженным на три мраморные ступеньки.



Прямо перед Шрилой Прабхупадой стояли красивые тридцатипятисантиметровые Божества Радхи и Кришны. Очень осторожно и тщательно Прабхупада с любовью омыл Их смесью молока, йогурта, гхи, меда и сахарного сиропа. Преданные, с нетерпением наблюдавшие за ним, заметили, как привлекателен Кришна — широкие бедра, узкая талия, очаровательная, трижды изогнутая поза.

После церемонии омовения Прабхупада серьезно обратился к юношам и девушкам, сидевшим перед ним.

— Итак, вы принимаете посвящение сегодня, в благоприятный день, когда Господь Кришна и Его вечная супруга, Радхарани, установлены в вашем храме. Это очень благоприятный момент, вы будете посвящены в повторение харе-кришна-мантры, которая звучит так: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Как говорится в одном стихе, тот, кто помнит Верховную Личность, Бога, всегда остается чистым, ±учи®. «Шучих» означает «брахман», очищенный человек. Брахманы — это интеллектуальное сословие, люди, знающие гигиенические ритуалы, соблюдающие чистоту и занимаются изучением Ведической литературы ради осознания этого мира, Бога, себя и взаимоотношений между этими тремя. На сегодняшней церемонии посвящения присутствуют люди, которые будут посвящены в повторение Святого имени, и такие, кто получит второе посвящение. Раньше они получили посвящение в повторение Святого имени, а сегодня они пройдут посвящение священным шнуром. Наличие священного шнура означает осознание всей полноты ведической культуры. Поэтому качества брахмана описываются так: сатйа-±ама-дама-титкша-…рджавам, дж¤…на? видж¤…на? …штикйа? брахма-карма свабхава-джам.



Шрила Прабхупада объяснил все эти признаки брахмана и привел примеры.

— «Титикша» означает «терпеливость». На голову брахмана могут обрушиться несчастья, но он всегда остается очень и очень терпеливым. Первоклассным примером терпеливости для западных стран является Господь Иисус Христос. Его распинали на кресте, но он и не подумал сопротивляться. Если бы он захотел, он мог бы освободиться, но он терпел. Это проявление природы брахмана.

Затем Прабхупада стал вызывать учеников, и они по очереди подходили к нему и получали четки и духовные имена. Молодой худощавый Дуг был художником.

— Твое имя Дхаумья-дас. Дхаумья был одним из военачальников на поле битвы Курукшетра.

Джон получил имя Джаядхарма — в честь одного из ачарий Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Подруга Джона, Делла, стала Девадаршаной, что означает «та, кто может видеть всех полубогов». Миньону назвали Мекхалой, «кушаком вселенной». Шэрон стала Сатьявати, а Стив, молодой грек, получил имя Санака. Шрила Прабхупада попросил каждого преданного обещать, что он будет ежедневно повторять шестнадцать кругов, не будет есть мяса, употреблять одурманивающие вещества, играть в азартные игры или заниматься незаконным сексом.



Приехав на Запад в 1965 году Прабхупада сразу заметил, что юноши и девушки общаются друг с другом без всяких ограничений. Многие из них присоединялись к движению сознания Кришны, будучи любовниками. Разумеется, не было и речи о том, чтобы предложить вновь прибывшим расстаться со своими партнерами, хотя Шрила Прабхупада всегда неуклонно проповедовал запрет незаконного секса. Однако решение этой проблемы лежало на поверхности: пары можно было поженить в сознании Кришны. По традиции санньяси не должен заниматься устройством или совершением браков, но для Прабхупады главным было распространение сознания Кришны.

Джаядхарма и Девадаршана занимались служением в храме полный день. Они жили вместе, неподалеку от храма. Теперь Прабхупада поженил их. Семейная жизнь в сознании Кришны, грихастха-ашрам, лучше всего подходила для большинства его новых учеников и последователей. В сознании Кришны муж и жена могли жить вместе, помогая друг другу в духовной жизни.

После разнообразных церемоний — обмена гирляндами, нанесения красной краски на пробор жены, покрытия ее головы и обхождения невесты вокруг жениха — Прабхупада обратился к молодым, подчеркивая серьезность вступления в брак.

— Итак, вы согласны, что о разводе речи быть не может? Ни при каких обстоятельствах вы не должны разводиться. Хорошо? Вы согласны? Вы не должны разводиться. О разводе не может быть и речи. Даже если вы поссоритесь, ты можешь жить в одном храме, а он в другом, но развода быть не должно. Помните об этом. Все.

После этого Шьямасундара помог Шриле Прабхупаде подготовить все для жертвоприношения. Огонь разгорался, по мере того, как в него подбрасывали все новое топливо. Когда пламя набрало силу, атмосферу этого и без того благоприятного дня очистила духовная вибрация ведических мантр. Под конец Хануман-дас, стоя в задымленном храме перед священным огнем, получил из рук Шьямасундары свой посох санньяси и новое имя от Шрилы Прабхупады — Хануман-Прасад Госвами.

Раздался звук раковины, и белые раздвижные двери комнаты Божеств разошлись в стороны, открывая алтарь. Прабхупада и преданные склонились перед Божествами Радхи и Кришны, которые были теперь одеты в Свои новые наряды из белого атласа и сиреневой парчи. Хануман-Прасад Госвами завершил этот счастливый день безумной киртаной.

Франко: Я стоял в задымленном храме возле двери, и тут как раз началась арати. В то время я был фотографом и пытался сделать хороший чистый снимок Шрилы Прабхупады. В тот день в храме было много других фотографов, и я оказался оттесненным к двери храмовой комнаты. Я водил и водил видоискателем, как вдруг Шрила Прабхупада обернулся и посмотрел прямо на меня. Я тут же нажал на спуск. Я сам проявлял и печатал свои фотографии, и через пару дней принес готовый снимок и показал его Упендре. Глаза Прабхупады были очень влажными, и выглядел он очень серьезным, даже немного печальным. Упендра показал снимок Шриле Прабхупаде.

— Шрила Прабхупада, на этом снимке вы выглядите очень печальным.

— Нет, — ответил Шрила Прабхупада, — я был в великом экстазе.

Пятьсот лет назад у каждого из шести Госвами Вриндаваны было собственное Божество, для Которого он построил красивый храм. Но Прабхупада был наделен могуществом, которое позволило ему установить и поддерживать множество Божеств — Рукмини-Дваракадхиша в Лос-Анджелесе, Радха-Говинда в Нью-Йорке, Радха-Лондонишвара в Лондоне, Радха-Мадхава в Майяпуре и, в Сиднее — Радха-Гопинатха. Все они были Божествами, Которым Прабхупада поклонялся, воплощениями «арча-виграха» Радхи и Кришны, пришедшими на зов Своего чистого преданного в разные точки мира ради блага молодых преданных. Теперь Радха и Кришна пришли в Мельбурн и стояли на алтаре, даря вечное благословение Своим почитателям.

* * *

Утренние газеты широко освещали приезд Шрилы Прабхупады. Газета «Век» поместила статью, которая называлась «Духовный учитель вселенной прилетает на реактивном самолете» с фотографией Шрилы Прабхупады и Ханумана. «Герольд» под заголовком «Свами встречают цветами» поместила большую фотографию, на которой было запечатлено, как Шрила Прабхупада, утопающий в гирляндах, идет через зал аэропорта, и перед ними склонились преданные.

Статья в «Солнце» «Свами приветствуют слезами радости» сопровождалась двумя фотографиями. На одной Шрила Прабхупада сидел на пресс-конференции в аэропорту, а другая, огромная, изображала склонившегося прямо на тротуар преданного, провожавшего поклоном отъезжающий автомобиль Прабхупады. Все три статьи представляли благожелательный и точный отчет о происшедшем событии.

* * *

За комнатой Шрилы Прабхупады располагалась маленькая, не больше двух квадратных метров, кухонька. Там каждый день Читралекха готовила Шриле Прабхупаде на завтрак расагуллы*. После этого, в середине утра Упендра начинал готовить для Шрилы Прабхупады обед.

Однажды, когда Упендра готовил, к нему зашли двое преданных. Упендра довольно скоро, по своей фривольной привычке, свел беседу с ними к обмену мирскими слухами. Когда преданные ушли, Прабхупада внезапно позвал Упендру из своей смежной комнаты. Голос его был очень сердитым:

— Упендра, иди сюда!

Упендра вбежал в комнату Прабхупады.

— Да, Шрила Прабхупада?

— Чем ты занимался?

— Я говорил с преданными на кухне…

Прабхупада с отвращением покачал головой.

— Сплетни! Они разрушат все движение.

Через несколько секунд Прабхупада отпустил Упендру, который, с убитым видом, предложил поклон и покинул комнату.

Читралекха: Упендра сразу же спустился вниз и рассказал всю историю. Выруганный Прабхупадой, он, как всегда в таких случаях, был совершенно подавлен и разбит. Я думаю, ему это было необходимо, потому что он любил-таки посплетничать. Я не знаю, смог ли Упендра принять этот урок в сердце, но я уж точно приняла. Начиная с того дня я стала прилагать сознательные усилия к тому, чтобы не сплетничать о преданных.

* * *

Находясь в Мельбурне в 1972 году Прабхупада часто с похвалой отзывался о вкусе местной питьевой воды. Она подавалась на север и восток города из защищенных водозаборов, была высочайшего качества и обладала свежим вкусом. Будучи знатоком воды, Шрила Прабхупада различал множество оттенков ее вкуса и качества. Он вынес такое суждение: поскольку она вызывает у него аппетит, она хороша для пищеварения. Мельбурнская вода, сказал он, была одной из лучших, которые ему приходилось пробовать в мире.

* * *

Упендра пообещал юному Саймону Баттоншоу, что представит его Шриле Прабхупаде, и днем ему представилась такая возможность. Когда Прабхупада встал от своего послеобеденного отдыха, Упендра, вместе с Саймоном, который побрил голову и надел шафрановые одежды, вошел в комнату, где царил дух святости и тишины. Прабхупада сидел, расслабившись, за своим низким столом, окруженный с обеих сторон большими вазонами с цветами. Подперев голову левой рукой, он облокотился на большой белый атласный валик. Прабхупада был золотистый и величественный. Естественный свет лился в окно позади него, заставляя шафрановые стены сиять, играл на подвесках скромной хрустальной люстры, висевшей под потолком. Упендра и Саймон поклонились и сели прямо на полированный пол перед столом.

Первым заговорил Упендра:

— Шрила Прабхупада, это Саймон. Он художник.

Прабхупада посмотрел на Саймона и поднял бровь:

— Итак, у тебя, стало быть, есть сомнения?

Саймон остолбенел. Да, у него были сомнения, но он никогда даже словом не обмолвился о них.

— Да, Прабхупада, — ответил он.

— В чем же они состоят? — терпеливо продолжал Прабхупада.

Саймон сглотнул и выложил все начистоту.

— Видите ли… Мне нравится пение и все остальное… Но… Но мне кажется, довольно трудно принять, что какие-то четырехголовые существа летают на гигантских лебедях… Я имею в виду… все это кажется таким мифическим, что… это за пределами моего опыта… И я не могу принять. Что мне с этим делать?

Прабхупада молчал и ненадолго прикрыл глаза. Открыв глаза, он заговорил успокаивающим тоном.

— Я твой друг. Не волнуйся. Тебе нечего бояться.

Он объяснил Саймону, что нужно наблюдать за тем, что он испытывает, когда поет, когда слушает духовного учителя, когда изучает Писания, и верить этому, и позволить своей вере постепенно расти. Ему не надо беспокоиться о вещах, которые находятся за пределами его опыта. Саймон сразу расслабился. Ответ показался ему чрезвычайно разумным, и он очень обрадовался и был очень доволен, что существует кто-то, кто так хорошо умеет обращаться с людьми.

Прабхупада сел прямо.

— Так ты художник. Ты можешь оформить храм?

Саймон опешил. Он никогда не занимался такими вещами.

— Я мог бы попытаться, — храбро ответил он.

— Да, — продолжал Шрила Прабхупада, — у нас есть во Вриндаване храм, который нужно оформить.

— О-о-о-о! — только и мог ответить Саймон. Он слышал, что Кришна жил во Вриндаване, но никогда не думал, что это реально существующее место.

Шьямасундара, сидевший в стороне, напомнил Шриле Прабхупаде, что он уже попросил кого-то работать над этим храмом. Прабхупада ответил, что ничего страшного в этом нет, совсем не плохо, если над проектом работает не один человек.

На этом Прабхупада решил закончить беседу.

— Итак, — сказал он Саймону, — сделай несколько эскизов и принеси, посмотрим…

В тот же день Саймон серьезно взялся за разработку дизайна храма, невероятно гордый тем, что Прабхупада доверил ему такое ответственное дело.

* * *

Вечером Шрила Прабхупада был приглашен прочитать проповедь в цистерцианском монастыре в маленьком городе Ярра-Глен. В монастыре, известном в округе под названием «Аббатство Тарраварра», обитала братия римско-католического монашеского ордена, возникшего в Европе в начале ХI века. Один их живших в аббатстве монахов, отец Даниил, несколько раз общался с Упанандой и читал «Бхагавадгиту как она есть». Он сам предложил, чтобы Шрила Прабхупада выступил в монастыре. Братия с восторгом поддержала его, особенно после того, как он вывесил в трапезной монастыря плакаты и изображения Шрилы Прабхупады.

Упананда: В четверг, в середине дня — не самое благоприятное время — мы оказались на дороге в пробке. Из города выезжали на автобусах жители пригородов Мельбурна. Шьямасундара пребывал в крайнем раздражении, потому что нам потребовался целый час, чтобы добраться до окраины города. Он сказал:

— Думаю, нам лучше вернуться, Шрила Прабхупада. Здесь слишком много беспокойств.

Стояла не по времени жаркая погода, в машине было душно и влажно. Шрила Прабхупада спросил:

— А всё уже организовано?

Хануман сидел рядом со мной, и я толкнул его локтем, чтобы он сказал что-нибудь, что позволило бы нам отделаться от встречи, потому что все это казалось слишком утомительным для Шрилы Прабхупады. Но Хануман сказал:

— Да, Шрила Прабхупада, все уже организовано и договорено. Вас там все ждут.

Поэтому Прабхупада сказал:

— Да, можешь ехать дальше.

В конце концов мы выбрались на открытую дорогу и прибыли в Аббатство в семь часов — как раз вовремя.

Аббатство Тарраварра стояло среди живописных лугов на холме, окруженном садами и виноградниками и опоясанном рекой Яррой. Как и другие подобные монастыри, Аббатство само обеспечивало себя фруктами и овощами. Преодолев долгий путь Прабхупада и его свита поднялись по тяжелой каменной лестнице и, пройдя через террасу и холл, оказались в прямоугольном, обшитом деревянными панелями зале приемов. В зале стояли простые деревянные стулья для слушателей и один, покрасивее, для Прабхупады.

Двое преданных пришли заранее и заняли самых воодушевленных монахов собиранием свежих роз и изготовлением из них гирлянды. Когда Прабхупада вошел в зал, отец Даниил радостно возложил на его плечи гирлянду и с почтением коснулся лбом пола. Многие из собравшихся монахов, в черных наплечниках поверх белых ряс, последовали его примеру.

Шрила Прабхупада сел, с прямой спиной, скрестив ноги, и провел короткую киртану. Один монах включил большой катушечный магнитофон, и Прабхупада заговорил в своей естественной импровизационной манере, об истоках Движения сознания Кришны, которое он назвал «практически доисторическим».

Он рассказал маленькой монашеской братии, что пять тысяч лет назад, собравшись в Наимишаранье, недалеко от современного Лакнау, великие мудрецы слушали Суту Госвами, одного из учеников Шукадевы Госвами, который рассказывал им о сознании Кришны. Одна из тем, которые обсуждались на том собрании, была дхарма, то есть, религия.

Прабхупада дал религии простое определение:

— Исполнять волю Бога. Вот и все. Неважно, какой религии вы следуете. Вы можете быть христианами, я могу быть индусом, он может быть мусульманином, но религия проверяется одним: как она способствует развитию сознания Бога.

Монахи почтительно слушали, а Прабхупада, современный представитель Суты Госвами, говорил, свободно цитируя Бхагавадгиту, Шримад-Бхагаватам, Брахма-самхиту и Упанишады.

В заключение Прабхупада сказал:

— Так вот, мы проповедуем сознание Бога по всему миру. Вот наше дело. Практически весь мир отверг Бога. Вы сами это прекрасно знаете. В Англии много, очень много церквей. Сейчас они пустуют, брошенные. Весь мир остро нуждается в сознании Бога. Без сознания Бога все остальные качества бесполезны. Поэтому мы обращаемся к вам с простой просьбой: кто бы вы ни были, культивируйте сознание Бога. Выражаясь научно, попытайтесь понять, чтó есть Бог. Обратившись к Ведической литературе, вы найдете много прекрасной, научной, аутентичной информации. Итак, мы приглашаем всех образованных людей, священников, философов объединиться и спасти мир от падения вследствие безбожия. Вот о чем мы просим. Я надеюсь, досточтимые священники и отцы, что вы поможете мне в этой миссии. Я буду очень вам признателен. Большое спасибо.

Во время вопросов один священник с мягкими манерами и ярко выраженным ирландским акцентом спросил Шрилу Прабхупаду, что пишется о будущем современной цивилизации. «Будет ли уже здесь, на земле, счастливая семья людей, или всегда будут конфликты…» Ответ Прабхупады прозвучал как продолжение темы его лекции:

— Увидим. Безбожная цивилизация — это значит мира не будет. Хотя мы пытаемся улучшить свою жизнь — как я говорил вчера, — изобрели самолеты, но это лишь прибавило нам хлопот, ведь это еще один источник опасности. Как это называется — «улет»?

— Угон, — подсказал Шьямасундара.

— Да, и это будет продолжаться. Мы делаем что-то для своего удобства, но при этом мы же создаем нечто совершенно неудобное. Все из-за безбожия этой цивилизации. Но если мы станем сознающими Бога, тогда весь прогресс цивилизации будет очень мирным и счастливым… Всякий, у кого есть преданность Богу, наделен всеми прекрасными качествами. Например, вы сознаете Бога, поэтому вы пригласили нас сюда с лекцией, ведь вы наделены всеми прекрасными качествами. А без сознания Бога никаких хороших качеств быть не может. Смотрите: мы пытаемся научить людей быть правдивыми, благородными, честными, но они становятся лживыми, низкими, мошенниками, ворами — все из-за недостатка сознания Бога.

Прабхупада привел очень практический пример:

— Например, в аэропорту всех людей обыскивают. О чем это говорит? О том, что все мы нечестны. Это надо понять. Что же принесло с собой всеобщее образование? Много нечестных людей. Почему? Из-за безбожия. Вот и все. Так что не важно, являетесь вы христианином или индусом. Людей нужно поднять — при помощи научного метода — на уровень сознания Бога. В противном случае они обречены.

Еще один монах выразил сомнение в том, что Бога, Который является безграничным, можно осознать при помощи ограниченного ума и чувств.

Прабхупада подтвердил, что Бога действительно нельзя достичь при помощи умственных измышлений. Однако существует другой метод — система Парампары. Прабхупада пояснил свое утверждение примером.

— Например, если с крыши слышен какой-то звук, каждый из нас может выдвинуть различные предположения относительно природы этого звука. «Кажется, похоже на то. Похоже на это». Это один из методов познания — понять невидимое при помощи спекуляции. Это один путь. Он может быть успешным или не принести успеха — уверенности нет. Но если кто-то с крыши скажет: «Этот звук происходит от того-то», — тогда наше знание станет совершенным. Так же точно, если мы просто размышляем о Боге, Который есть адхокшаджа, то есть находится за пределами досягаемости нашего разума и мышления, мы не пойдем дальше понимания Брахмана, имперсонального Бога. Но если мы послушаем Самого Бога или Его представителя, мы обретем совершенное знание о Боге.

Один молодой священник спросил, перефразируя известное изречение из Нового Завета, согласен ли Прабхупада со следующим: «Если человек говорит, что любит Бога, но не любит ближнего своего, этот человек лжет».

Прабхупада согласился:

— Если человек любит Бога, — сказал он, — он должен любить всех.

Прабхупада указал на кубок с водой, стоявший перед ним на пюпитре.

— Например, меня мучает жажда. Я утоляю ее питьем воды. Я помещаю воду сюда [в рот]. Как только я наливаю воду сюда, ее энергия тут же распространяется по всему телу. Так же точно сознающий Бога человек не может испытывать неприязнь или зависть к кому бы то ни было. Так можно проверить. Сарваир гуЈайс татра сам…сате сура® — все добродетели. И это добродетель — любить ближнего и оказывать ему служение. Поэтому если человек действительно любит Бога, то он может сострадать бедам ближних. Всех. Не только людей, но и животных. Они тоже живые существа. Сознающий Бога человек не делает различий между людьми и животными или растениями, потому что все они — тоже живые существа.

Прабхупада замолчал, и Хануман-Прасад Госвами поблагодарил монахов за теплый прием, оказанный Прабхупаде и преданным. Отец Даниил в нескольких словах поблагодарил Шрилу Прабхупаду.

Многие монахи с воодушевлением присоединились к последовавшей за этим киртане, и радостно пели и танцевали вместе с преданными. Затем отец Даниил пригласил Шрилу Прабхупаду и преданных в соседнюю комнату, где их, по словам монаха, ожидали прохладительные напитки. Преданные были приятно удивлены, обнаружив там широкий выбор прекрасной пищи, которой уставлен был деревянный стол, выполненный в средневековом стиле: горячее молоко, фруктовые соки, разнообразные орехи и сушеные фрукты, множество цельных и разрезанных фруктов, и среди них огромные гроздья винограда с виноградника Аббатства. Преданные взглянули на Прабхупаду, ожидая его разрешения. Прабхупада одобрительно улыбнулся:

— Да, мы можем принять.

Отец Даниил представил Шрилу Прабхупаду престарелому аббату Его Преосвященству Кевину О'Фэрреллу, к которому Прабхупада тут же проникся симпатией. Преданные разошлись по монастырю, и каждый беседовал с одним из монахов. А Прабхупада уселся в кресло-качалку и стал беседовать с аббатом.

Джагаттарини: Шрила Прабхупада был одних лет с аббатом. Было чудесно видеть, как тепло и любовно Прабхупада беседовал с ним. В какой-то момент аббат заговорил о войне. Они оба засмеялись, и Прабхупада казался юношей. Прабхупада даже похлопал его по плечу, как будто они были давними друзьями. Прабхупада выглядел совершенно расслабленным. Я была просто поражена их доверительным общением.

Когда Прабхупада собрался уходить, отец Даниил задал ему последний вопрос:

— Ваша Милость, какова Ваша медитация?

— Моя медитация, — задумчиво ответил Прабхупада, — это мои писания.

Пятница, 7 апреля 1972 года

В Мельбурне (как и везде, на протяжении уже многих лет) Прабхупада работал в ранние утренние часы, компилируя санскритские и бенгальские комментарии Шримад-Бхагаватам, составленные великими ачарьями прошлого. Изучая их объяснения, он выбирал определенные абзацы, прибавлял собственное понимание и духовный опыт и тщательно сплетал их воедино в свой «комментарий Бхактиведанты». Это была великая и ответственная задача, требовавшая полной концентрации.

Поэтому если преданные оставляли заднюю дверь открытой — прямо под комнатой Шрилы Прабхупады, — и она день и ночь хлопала от ветра, это очень мешало ему. Он называл этот звук «душераздирающим» [КМд2] и просил как-нибудь прекратить его. Прабхупада был занят переводом в высшей степени серьезного и сложного ведического произведения в современный контекст, в котором оно стало бы доступным для западных читателей. Чтобы как можно точнее донести свое послание до людей всего мира, Прабхупада нуждался в очень благоприятной атмосфере. Преданные старались изо всех сил, чтобы она такой и была.

* * *

Утренняя «Век» поместила фотографию Шрилы Прабхупады, начитывающего четки для посвящаемых во время церемонии, прошедшей накануне. Подпись была такой:

Вчера в храме Шри Шри Радха-Кришны в Сент-Кильде, была проведена церемония посвящения в движение «Харе Кришна». Церемонию провел Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

* * *

 

Саймон отнесся к идее оформления вриндаванского храма в высшей степени серьезно и просидел над эскизами всю вторую половину вчерашнего дня. Сегодня перед началом утреннего массажа Прабхупады Саймон пришел в его комнату с эскизами. Прабхупада остался доволен его работой и пригласил Саймона сопровождать его в завтрашнем полете в Сидней.

* * *

Хотя главную свою задачу Прабхупада видел в том, чтобы писать книги, он все же всегда находил время для гостей. Но если уж кто-то приходил побеседовать с ним, он не терял времени попусту — сразу начинал говорить о философии и логике. Он постоянно противостоял атеизму и имперсонализму и, доказывая бытие Бога и универсальность сознания Кришны, говорил иногда довольно жестко.

Позже утром его посетили несколько последователей Махариши-Махеш-Йоги. Человек, говоривший от имени всей группы, управляющий известного в Мельбурне вегетарианского ресторана, казалось, был занят всецело концепцией слияния с Абсолютом.

Безупречно логичный, Шрила Прабхупада терпеливо объяснял, что концепция слияния не только совершенно непривлекательна, но и совершенно непрактична.

— Все вы индивидуальны. Каждый из нас — индивидуальность. Как же вы можете стремиться к растворению себя? Предположим, мы сидим здесь — один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь. Как мы можем слиться? Изучите философию. Вот мы, восемь личностей. Как мы можем слиться воедино? Вы можете себе представить такое слияние? Вот эти восемь личностей — могут они слиться в одну?

— Осознав себя.

— Ладно, допустим, вы себя осознали. Как теперь вы сольетесь?

— Это происходит в осознании. В сознании происходит слияние.

Прабхупада покачал головой. Он поднял правую руку и растопырил пальцы. Вот пять пальцев — один, два, три, четыре, пять. Как они могут слиться в один?

— Осознавая это.

Прабхупада терпеливо повторил свой пример.

— Нет. Вот пять пальцев — один, два, три, четыре, пять. И они… они различаются, это пять отдельных пальцев. Как они могут слиться в один. Что это за процесс?

— Как называется?

— Нет. Есть у него название или нет — неважно. Как эти пять пальцев могут слиться в один. Расскажите мне.

Прабхупада ответил на свой собственный вопрос. Он опустил руку и взялся за микрофон, стоявший у него на столе.

— Вот предмет. Все пять пальцев хватают его.

Он поднял микрофон, держа его пальцами.

— Они становятся едины. Хотя их по-прежнему пять — один, два, три, четыре, пять — они объединились.

— Объединились?

— Да. Если у них общий интерес — схватить предмет — они объединяются.

Шрила Прабхупада поставил микрофон на стол.

— Это означает, что вы не можете потерять свою индивидуальность. Но если у вас общий интерес, вы сливаетесь. Понимаете? Например, вы все — австралийцы. Как вы можете слиться в австралийской концепции? А так: поскольку вы все австралийцы, у вас общий интерес. Итак, индивидуальность нельзя уничтожить. Это невозможно. Вы все индивидуальны. Но когда вы объединяете свои интересы, тогда вы сливаетесь в одно. Ваша индивидуальность отличается от его индивидуальности. Его индивидуальность отличается от индивидуальности третьего человека. Он отличается от вас. Но, поскольку у вас общий интерес, вы составляете единое целое. Вот как мы, например. Мы все индивидуальны. Но интерес у нас общий — это Кришна. Поэтому мы едины.

* * *

Сегодня во время массажа Шрила Прабхупада дал Упендре рецепт маринованных баклажанов. Маленькие недозрелые баклажаны нужно аккуратно порезать и потушить в небольшом количестве масла со специями, пока они не станут мягкими. Добавить немного сахара и уксуса и набить в банку. Получится очень вкусно, сказал Прабхупада — мягкие, сладкие, острые и кисловатые баклажанчики.

* * *

Упананда и Хануман-Прасад Госвами решили разрекламировать первый визит Шрилы Прабхупады в Мельбурн как подобает. Что может быть лучше, подумали они, чем яркий, красивый плакат. Перед самым приездом Прабхупады, всего за несколько дней до его прибытия, Упананда вбежал наверх с пачкой только что отпечатанных плакатов. Он пошел в комнату Прабхупады, которую преданные ремонтировали, и уронил тяжелую пачку на свеже-отшлифованные доски пола, среди лестниц и полупустых банок краски. Преданные в заляпанных краской комбинезонах поспешно спустились вниз с лесов и бросились подбирать и рассматривать плакаты. То, что они увидели, произвело на них впечатление.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.