Сделай Сам Свою Работу на 5

Воскресенье, 9 апреля 1972 года 11 глава





— Довольно, — сказал он, и преданные стали подниматься со своих мест, чтобы пойти отдыхать.

Не переставая удивляться неугасимому проповедническому жару Прабхупады, преданные отправились назад, в храм. Шьямасундара и Нанда-Кумара, все еще несколько не в себе от пересечения нескольких часовых поясов, устроились на ночлег в комнате слуг. Шьямасундара уже засыпал, как вдруг некий звук заставил его вынырнуть из теплых волн сна. Прабхупада звонил в свой маленький бронзовый колокольчик и звал его по имени. Шьямасундара вскочил и вошел в комнату Прабхупады.

— Да, Шрила Прабхупада.

Шрила Прабхупада был серьезен.

— Сядь, — произнес он.

Через несколько минут Шьямасундаре стало ясно, что Шрила Прабхупада не хотел ничего, кроме как прославить Кришну. Шьямасундара слушал внимательно.

Понедельник, 3 апреля 1972

Шрила Прабхупада говорил всю ночь. Когда взошло солнце и преданные пришли из храма, чтобы идти со Шрилой Прабхупадой на прогулку, он все еще говорил со Шьямасундарой. Некоторым преданным это напомнило стих из Бхагавадгиты: «Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью».[20]



Шрила Прабхупада решил не идти на утреннюю прогулку. Моханананда напомнил ему, что к 10 утра должны прийти репортеры с нескольких телевизионных каналов, чтобы взять у него интервью. Прабхупада посоветовался с учениками, стоит ли ему немного отдохнуть до их прихода, и решил, что спать не будет. После легкого завтрака он приготовился к встрече с представителями прессы. Когда репортеры вошли, он сидел за своим низким столом и спокойно наблюдал, как они вносят и расставляют осветительные приборы и огромные камеры.

Когда репортер — крупный мужчина — обратился к нему: «Свами, мы хотели бы задать вам несколько вопросов», — Прабхупада был очень серьезен.

— А можно мне задать вам вопрос? — спросил Шрила Прабхупада.

— Это мы пришли, чтобы спрашивать вас, — ответил репортер.

— Но могу ли я задать вам вопрос? — Настаивал Прабхупада.

Репортер нервно посмотрел на своих коллег и сказал:

— Да, позже.

Шрила Прабхупада, казалось, удовлетворился этим ответом.



Как и следовало ожидать, репортер задавал поверхностные вопросы, касавшиеся, в основном, социальной сферы. Один из вопросов был такой: что собираются делать преданные в связи с попытками Городского Совета запретить им пение на улицах Сиднея? Прабхупада рассказал им о движении гражданского неповиновения, которое основал Господь Чайтанья. Мусульманское правительство, сказал он, пыталось применить такие же репрессии пятьсот лет назад, в Бенгалии, но Господь Чайтанья собрал сто тысяч человек на санкиртану в городе, и все попытки властей ограничить ее провалились.

Через несколько минут съемка закончилась, и софиты выключили. Команда телевизионщиков начала собирать оборудование.

— Ну вот, Свами, — сказал репортер, — теперь можете задать свои вопросы.

На протяжении всего интервью Шрила Прабхупада сидел, откинувшись на мягкую подушку–валик, полузакрыв глаза и всем своим видом выражая покорность и равнодушие. Казалось, он очень устал. И теперь преданные удивились, увидев, как Шрила Прабхупада внезапно выпрямился и, положив левую руку на большой полированный стол, правой указал на репортера. Получив возможность говорить, Прабхупада словно внезапно ожил. Глаза его широко раскрылись и сверкали.

— Какова разница между человеком и животным? — С силой спросил он.

Этот вопрос застал репортера врасплох.

— Эээ… У человека есть разум, а у животных нет? — неуверенно произнес он.

Прабхупада этого ответа не принял. Он стал объяснять, что у животных тоже есть разум. Он привел пример: мышь использует свою способность различать, чтобы найти и съесть сыр. Но, сказал он, разум животных направлен на удовлетворение потребностей выживания, а человеческий разум предназначен для того, чтобы познавать Бога. Прабхупада продолжал проповедовать, пока, через несколько минут, репортер не посмотрел на часы и не сказал нервно:



— Ладно, один-ноль в вашу пользу. Мне пора.

Встреча закончилась. Какую часть материала использовать, пустить или не пустить запись в эфир — зависело только от репортеров. Цель Прабхупады оставалась прежней. Говорил ли он в переполненном храме, или всю ночь перед одним единственным учеником, переводил ли он, или общался с журналистами, он использовал любой случай, любую возможность прославить Кришну.

* * *

Тем же утром, чуть позже, в храм приходил еще один журналист, на сей раз репортер сиднейского «Зеркала». Больше всего его интересовала последняя попытка Городского Совета подавить санкиртану, которую преданные организовывали в городе, и он с большим энтузиазмом забросал Моханананду вопросами. В середине интервью мимо случайно проходила Джагаттарини. Моханананда воспользовался случаем, чтобы представить ее как бывшую кинозвезду, которая, сыграв вместе с Миком Джеггером во всемирно известном фильме, теперь отреклась от всего и стала преданной.

Журналист тут же переключился на Джагаттарини. Фотограф засверкал вспышкой, а Джагаттарини с радостью ответила на оставшиеся у журналиста вопросы. Статья, сказал репортер, выйдет во вторничном выпуске газеты. Угостившись прасадом, журналист ушел.

* * *

Для Шрилы Прабхупады было организовано выступление в Сиднейском университете. После обеда большая группа преданных вместе со Шрилой Прабхупадой подъехала на двухэтажном автобусе к ограде университетского городка. В сопровождении киртаны Шрила Прабхупада величественно прошествовал по центральной аллее кампуса. Преданные несли изображения Кришны и плакаты с написанной на них маха-мантрой, а также другие предметы, которые нужны были для предстоящего действа. Пройдя мимо группки насмешников–студентов, процессия влилась в большой зал, где на сцене была устроена импровизированная вьясасана, на которую и сел Шрила Прабхупада.

Несмотря на широкую рекламу, студентов пришло совсем немного. Шрила Прабхупада, казалось, не придал этому особого значения, но преданные были разочарованы. Программа началась с киртаны. Потом Прабхупада, прикрыв глаза, прочитал длинную, глубокую лекцию, на протяжении которой Чару держал его микрофон в руке, потому что преданные забыли стойку.

После лекции некоторые преданные тихо высказали свое неудовлетворение тем, что слушателей было так мало. Упендра рассказал им, как однажды в Нью-Йорке, в первые дни существования Общества, состоялась программа с еще меньшим количеством слушателей. Преданные стали извиняться перед Шрилой Прабхупадой, что привели его на программу, на которую практически никто не пришел. Но Прабхупада поднял брови и сказал: «Никто? Разве вы не видели Нараду? Не видели Господа Брахму? Когда где-нибудь поют «Харе Кришна», то даже боги приходят, чтобы принять участие в киртане».

* * *

И снова преданные привезли Шрилу Прабхупаду на двухэтажном автобусе в храм на вечернюю программу. Снова он наслаждался поездкой, а преданные все двадцать минут пути (это был час пик, и дорога была перегружена) пели.

После лекции по Бхагавадгите Нанда-Кумара провел особенно сладостную и экстатичную киртану. Шрила Прабхупада с закрытыми глазами играл на караталах, и на лице его отражалось состояние глубокой сосредоточенности. Внезапно рука Нанда-Кумары пробила насквозь большую мембрану барабана. Шрила Прабхупада резко открыл глаза и очень строго посмотрел на Нанда-Кумару. Тот быстро завершил киртану и подошел к Шриле Прабхупаде, чтобы извиниться.

— Что случилось? — Спросил Шрила Прабхупада.

— Не знаю, — ответил Нанда-Кумара, — я не так уж сильно бил.

Позже выяснилось, что эту мридангу доставили из карантина сиднейского аэропорта только этим утром, и что все это время она пролежала погруженная в формальдегид, который очень эффективно разрушил ее. Решение Прабхупады было, как всегда, практичным.

— В следующий раз, — сказал он, — покупая мриданги для Австралии, мы должны убедиться, что мембраны сделаны из дубленой кожи, а не из сыромятной.

Вторник, 4 апреля 1972

Чару удалось организовать выступление Шрилы Прабхупады в нескольких сиднейских теле-шоу. Первое было назначено на 7:30 утра — в популярной разговорной программе, идущей в прямом эфире во время завтрака. Она называлась «Сидней сегодня», и вел ее Эндрю Харвуд.

Прабхупада с несколькими старшими учениками отправился в студию «Седьмого канала» на автомобиле, а человек десять брахмачари последовали за ними в «фольксвагене». Пока все сидели в приемной, ожидая своего выхода, Моханананда представил всех присутствовавших преданных Шриле Прабхупаде, описав способности и служение каждого. Преданные были в восторге от того, что их лично представили духовному учителю.

Во время эфира Прабхупада и Эндрю Харвуд сидели рядом на вертящихся виниловых креслах, а преданные расположились, скрестив ноги, на полу. У некоторых из них в руках были прабхупадовские Шримад-Бхагаватам и Бхагавадгиты. В какой-то момент Эндрю спросил Прабхупаду об идущем в то время разбирательстве в суде иска Сиднейского Городского Совета против преданных.

— Похоже, вам, ребята, теперь даже попеть на улице нельзя без того, чтобы не нарваться на штраф или даже на арест. Что вы будете делать, если все так и пойдет дальше?

Прабхупада ответил коротко и ясно:

— Мы пойдем куда-нибудь еще.

— М-м-м… А как насчет одежды? Не кажется ли вам, что ваши одеяния отталкивают людей?

— Одежда не так важна. Мы можем носить рубашку, пиджак, брюки… Не в одежде дело — дело в том, чтобы стать сознающим Бога.

Интервью было коротким: оно продолжалось всего три минуты, после чего Шрила Прабхупада с преданными вернулся в храм.

* * *

Шрила Прабхупада получил экземпляр Введения к «Бхагавадгите как она есть», которая сейчас готовилась к печати в своем первоначальном, несокращенном виде. Профессор Эдвард К. Димок–младший из Отдела восточно-азиатских языков и цивилизаций Чикагского университета писал:

Это издание весьма желанно со многих точек зрения. Оно может служить ценным учебником для студентов высшей школы. Оно дает нам возможность услышать голос ученого–интерпретатора, поясняющего текст, обладающий глубоким религиозным смыслом. Оно дает нам возможность познакомиться с оригинальными и в высшей степени убедительными идеями школы Гаудия-вайшнав. Представляя деванагари как в оригинальном начертании, так и в транслитерации, оно дает возможность специалистам–санскритологам пересмотреть или подвергнуть обсуждению некоторые санскритские значения, хотя, я думаю, вряд ли то-то сможет усомниться в высочайшей степени образованности Свами как знатока санскрита. И, наконец, неспециалисту оно предоставляет читабельный английский перевод и настроение преданности, которое просто не может не тронуть сердце восприимчивого читателя. Кроме того, текст сопровождается картинами, которые настолько соответствуют современному стилю индийского религиозного искусства, что человеку, знакомому с ним, просто невозможно поверить, что они созданы американскими преданными. Ученому, последователю Гаудия-вайшнавизма, а также все возрастающему числу западных читателей, интересующихся классической ведической мыслью, — всем им послужил Бхактиведанта Свами. Дав нам новую, живую интерпретацию общеизвестного текста, он многократно увеличил степень нашего понимания его…

Прабхупада Введение похвалил.

— Введение м-ра Димока замечательно, — сказал он Рупануге. — Оно обращено к ученым кругам.

* * *

Джагаттарини только что приехала в дом Прабхупады, чтобы помочь Упендре приготовить обед, как вдруг в кухню ворвался Моханананда с «Зеркалом» в руках. В восторге он сунул газету в руки Джагаттарини.

— Посмотри-ка страницу пять, — ухмыляясь сказал он.

Джагаттарини пролистала газету и, к своему ужасу и радости, нашла на пятой странице большую, на две трети полосы, статью под заголовком: «Звезда из «Неда Келли» присоединяется к «Харе Кришна».

В статье говорилось главным образом о том, как она отреклась от своей многообещающей карьеры кинозвезды ради служения Кришне. «Посмотрите на подругу Мика теперь, — призывала статья. — Подруга Мика Джеггера моет кастрюли Кришны». Статья сопровождалась двумя фотографиями, по полстраницы каждая. На фото справа была изображена Джагаттарини в сари, скромно стоящая у посудомоечного сарая храма. Она целомудренно улыбалась, а в руке держала дуршлаг. Но второй снимок заставил ее вздрогнуть. Под заголовком «Два лица Дженни» газета нашла нужным поместить другое, куда менее целомудренное давнишнее фото, на котором она была изображена в кадре из местного телесериала. «Как все это неуместно», — подумала Джагаттарини. Вдруг Моханананда выхватил газету у нее из рук.

— Понесу наверх, покажу Шриле Прабхупаде, — сказал он и снова ухмыльнулся.

Невзирая на протесты Джагаттарини, газета быстро исчезла — вместе с Мохананандой — на лестнице.

Джагаттарини помрачнела. В общем статья была неплохая, и одна из фотографий тоже ничего, но вот второй снимок… Она не хотела показывать его никому из преданных, и меньше всего — духовному учителю. Она была так подавлена, что не могла идти на кухню. Она просто не могла сдвинуться с места.

Прабхупада сидел на шафрановой подушке перед своим полированным столом, когда вошел Моханананда и положил перед ним раскрытую газету. Прабхупада надел очки и прочитал статью. Он поднял глаза на старших учеников, сидевших в его комнате, и они придвинулись поближе.

— Только посмотрите, — произнес Прабхупада с усмешкой.

Указывая на «прежний» снимок Дженни, которая в накладных ресницах и густом гриме старалась выглядеть сладострастной, он сказал:

— На этой фотографии она выглядит довольно мрачно.

Затем Шрила Прабхупада показал на целомудренный «нынешний» снимок.

— А вот на этой она очень красива.

Прабхупада фыркнул:

— Но материалисту все кажется наоборот.

Прабхупада просмотрел статью и прочитал вслух абзац, который, казалось, точно подтверждал его слова. «Теперь, — читал Прабхупада, — она выглядит куда экстатичнее, чем когда-либо в объятиях Мика Джеггера».

Шрила Прабхупада посерьезнел.

— Мои ученики… Их прежняя жизнь беспросветно черна. До того, как стать преданными, они ели мясо, вступали в незаконные половые отношения, одурманивали себя… Мы не хотим говорить об этом, мы не хотим даже думать об этом.

Шрила Прабхупада помолчал, глядя вверх, а затем, махнув рукой в сторону газеты, нежно сказал:

— Кришна спас ее от этого безумия.

Тем вечером, прежде чем отправиться в храм, Шрила Прабхупада задержался ненадолго в салоне на первом этаже, пока Нанда-Кумара ходил за его обувью. Джагаттарини подошла к нему, поклонилась и села. Вид у нее был несколько смущенный. Прабхупада, без всякого напряжения, легко и любовно заговорил с нею.

— Ты очень удачлива. Кришна спас тебя, — снова сказал он. Прабхупада задумался на мгновение, а потом снова заговорил, внимательно глядя на Джагаттарини. — Всегда оставайся преданной. Ты прожила уже столько жизней, теперь отдай одну Кришне. Потом будешь делать что захочешь, но эту жизнь отдай Кришне.

* * *

Второе теле-интервью было назначено на вечер. Одна из самых противоречивых фигур на сиднейском телевидении, Боб Роджерс, пригласил Шрилу Прабхупаду на свою музыкально-юмористически-разговорную программу, большое место в которой было выделено для «бесед с самыми известными людьми нашей станы и всего мира». Шрила Прабхупада и его сопровождающие сели в такси и поехали в Эппинг, на студию «Эй-Ти-Эн 7». Еще несколько преданных присоединились к ним на месте.

Чару: Мы сидели в гостевой комнате, ожидая своего выхода. На большом мониторе, на стене показывали сюжет, представлявший собой сцену изнасилования в болоте. Я был в шоке. Ничего более откровенного я на телевидении не видел. Я взглянул на Прабхупаду. Он смотрел несколько секунд, потом обернулся к нам. Он улыбался. Это была не улыбка удовольствия, а улыбка печали. Потом Прабхупада покачал головой, как человек, который не может поверить в то, что видит, и опустил голову. Возможно, он никогда не видел прежде ничего подобного. Конечно, трудно было представить себе способ мышления человека, который решил показать такую сцену широкой публике. Взгляд Прабхупады говорил: «Это невероятно».

Во время эфира Боб выглядел несколько возбужденным, казалось, он нервничал. Хотя он задавал довольно банальные и легкомысленные вопросы и старался вести себя покровительственно, Прабхупада в ответ оставался все таким же серьезным, почти печальным. Один из вопросов Боба был таким: почему преданные поют? Прабхупада коротко, сохраняя очень серьезное выражение лица, рассказал о движении санкиртаны.

— Вы говорите, что это движение делает людей счастливыми, — вызывающе сказал Боб, — но вы не кажетесь очень уж счастливым.

Сохраняя все то же торжественное выражение лица, Прабхупада ответил:

— О, мы счастливы…

Он помолчал и добавил:

— Очень счастливы!

Настроение Прабхупады внезапно изменилось. Глаза его засверкали. Он широко улыбнулся и — засмеялся. Для преданных, которые чувствовали себя в студии несколько напряженно, это было как солнце в дождливый день. Все они невольно закричали: «Джая Прабхупада, джая!» Боб смутился и переменил тему. Через минуту беседа закончилась.

В такси, по дороге домой, в храм, Чару стал излагать свои планы по поводу участия Прабхупады еще в двух или трех национальных теле-шоу, но Прабхупада оборвал его. На лице его отразилось отвращение:

— Они не умеют задавать вопросы. Скажи им, что они должны предоставить мне как минимум полчаса, иначе я не поеду.

На следующее утро Чару обзвонил телеканалы и выставил ультиматум Прабхупады, но ни один из каналов не смог предоставить больше десяти минут, поэтому от планов выступления на телевидении пришлось отказаться.

Среда, 5 апреля 1972 года

После пяти дней напряженной проповеди в Сиднее, Шрила Прабхупада вылетел в Мельбурн, столицу штата Виктория. В мельбурнском аэропорту Тулламарин у выхода номер три около двадцати преданных встречали прибывающий борт «Ансетт Эйрлайнз» громким пением, невзирая на протесты служащих аэропорта.

Это был первый визит Прабхупады в Мельбурн. Для многих преданных, живших в новом, крепнущем храме, это была первая возможность общения со своим духовным учителем, о котором они слышали так много. Киртана достигла высшей точки и внезапно оборвалась. Вошел Прабхупада, и преданные осыпали его лепестками бархатцев и георгин и простерлись перед ним на полу. Прабхупада стремительно прошел в зал VIP, где для него была организована пресс-конференция, и пение возобновилось.

Пока телевизионщики и газетчики настраивали свою аппаратуру, Прабхупада уселся, скрестив ноги, в мягкое кресло, и стал подыгрывать киртане на караталах. Он сидел, очень серьезный, утопая в гирляндах, окруженный небольшой группой преданных, расположившихся перед ним на полу. Позади него, на стене, преданные повесили большой ярко-красный плакат, извещавший о расписании лекций Прабхупады на ближайшие несколько дней.

Вопросы посыпались сразу.

— Какова цель вашего приезда в Австралию? — спросил один репортер.

— Я приехал для того, чтобы распространить послание любви к Богу, достигаемой через повторение Святых имен — Харе Кришна. Повторение маха-мантры очищает сердце от всякой грязи.

— Не отрываетесь ли вы от жизни?

— Нет. Мы тоже работаем, тоже спим, тоже едим. Но, в отличие от всех остальных людей, сосредоточенных на удовлетворении материальных потребностей, мы сосредоточены на удовлетворении духовных потребностей.

Репортер спросил о христианстве. Прабхупада честно и открыто сказал, что христианство — это провал, «… потому что вы не знаете толком, чтó есть Бог. Если я спрошу вас, чтó есть Бог, вы не сможете ответить мне».

Сознание Бога, объяснил он, остро необходимо повсюду. Поэтому, сказал Прабхупада, он и путешествует везде, как купец. Купец ищет покупателей всюду, где только возможно. Подобным образом и он путешествует повсюду, разыскивая тех, кто достаточно умен, чтобы принять его послание.

— Для нас нет разницы, Австралия или другое место, — сказал он. — Это правительства устанавливают границы: «Здесь будет Австралия», но мы рассматриваем весь мир как землю Кришны.

* * *

Мельбурнский храм (улица Барнета, 14) представлял собой чистенький белый террасный дом, приютившийся между частной гостиницей и целым рядом других поздне-викторианских террасных домов в центре приморского района Сент-Кильда. Сейчас «Сент-Кильда» — синоним преступности, наркотиков и проституции, но это не всегда было так. Были времена, в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Сент-Кильда была самым престижным районом Мельбурна, там в элегантных особняках жили правители штата Виктория. В первой половине двадцатого века Сент-Кильда стала центром развлечений. В 1912 году ее Луна-парк — копия нью-йоркского Кони-айленда — был новейшим, величайшим и наилучшим увеселительным парком мира.

В бурные годы Второй мировой войны Сент-Кильда стала местом «отдыха и развлечения» американских войск, а в послевоенные годы город стал первым приютом для многочисленных беженцев из Европы.

Не утратив своего космополитического облика, Сент-Кильда ныне перестала быть престижным районом. Однако из нее легко было добираться до города — несколько остановок на трамвае или на электричке — и, что было еще более важно для преданных, арендная плата там была невысока.

Большинство преданных приехали в аэропорт, чтобы приветствовать Шрилу Прабхупаду. Некоторые, однако, остались в храме, бешено отчищая последние пятна краски со свеже-лакированного пола алтарной комнаты. В тот момент, когда последнее ведро благоухающей розами воды было выплеснуто на ступеньки парадного крыльца, к бордюру подъехал темно-красный лимузин.

Прабхупада вышел из автомобиля, вошел в центральные ворота и прошел по маленькой тропинке. Жестянки с краской только что были унесены из-под еще не до конца просохших стен, малярные подмостки спешно убраны со сверкающего пола алтарной. Шрила Прабхупада пришел в алтарную раньше большинства преданных, так что лишь немногие, некоторые все еще в рабочей одежде, смогли приветствовать его там.

Террасный дом с узким фасадом, в котором располагался храм, внутри казался просторным, хотя ни одна их его десяти комнат в отдельности не была большой. Простор появился, когда гостиную и столовую объединили в одно действительно большое помещение, в котором расположился алтарь.

Шрила Прабхупада вошел и сел на бледно-желто-бирюзовую вьясасану. Поскольку в алтарной еще шли работы, занавес алтаря был закрыт. Храмовое помещение освещал лишь солнечный свет, лившийся сквозь окна фасада. Преданные в спецовках, с руками в быстросохнущем клее, заканчивавшие склейку алтаря, поспешно выбегали из-за занавеса.

В тот момент, когда преданные, ездившие в аэропорт, влетели в алтарную, Кришна-Преми, глотая слезы, начала киртану, подыгрывая себе на фисгармонии. Храм стал наполняться. Кто-то предложил Шриле Прабхупаде блюдо «простых чуд», и он жестом показал, что их нужно раздать присутствовавшим преданным.

Видно было, что Прабхупада доволен трудами преданных, готовивших алтарную.

— Сколько вы платите за аренду? — спросил он Ханумана, который вместе с другими преданными только прибыл из аэропорта.

Хануман громко ответил:

— Тридцать четыре доллара в неделю.

Прабхупада одобрительно кивнул, оглядывая храм, заполненный молодыми ребятами и девушками, неофитами, которые практически ничего не знали о духовной жизни и, во многих случаях, очень немного о материальной. Прабхупада понимал, что многие из них почти разрушены незаконным сексом и наркотиками. Некоторые были, по выражению Прабхупады, «детьми богатых отцов», но стали хиппи и детьми улиц.

Прабхупада, однако, был уверен, что поскольку они так серьезно приняли сознание Кришны, их прежние ошибки не помешают им прогрессировать духовно. В своей «Книге о Кришне»[21] Прабхупада объясняет, что современная молодые люди Запад, хотя и красивы от природы, но грязны и угрюмы. Их красота скрыта. Но, как павлины во Вриндаване начинают в восторге танцевать в начале сезона дождей, когда муссонные дожди оживляют сухую землю, так и эти молодые люди оживают от пения и повторения Святых имен и начинают в восторге танцевать.

Днем раньше Прабхупада писал одному преданному в Лондон:

Практически я наблюдаю здесь, в Австралии, как вы, западные юноши и девушки превращаетесь в ангелов, принимая метод сознания Кришны.

Сказав несколько вдохновляющих слов, Шрила Прабхупада удалился в свою комнату наверху, пообещав прочитать лекцию вечером.

* * *

Прабхупада прибыл в Мельбурн главным образом для того, чтобы обучить своих учеников и укрепить их веру. Из всех методов преданного служения Кришне, говорил Прабхупада, слушание — самый важный. Не имея достаточной возможности слушать из авторитетного источника, такого как Бхагавадгита или Шримад-Бхагаватам, человек не может прогрессировать в духовной жизни. Поэтому для преданных слушать непосредственно духовного учителя было самым важным событием в те немногие дни, когда он был с ними.

Вечером Шрила Прабхупада прочитал в набитой до отказа алтарной лекцию по второму стиху Тринадцатой главы Бхагавадгиты.

«Это тело, о сын Кунти, — ответил Господь, — называют полем, а того, кто знает тело, — знающим поле».

Прабхупада говорил о том, что такое тело и кто такой владелец тела, кшетра и кшетрагья.

— «Кшетра» значит «поле». Как земледелец, фермер. Ему дан определенный кусок земли, и он обрабатывает его и выращивает зерно, овощи или другую пищу. Так же точно наше тело — это земля, а я, или вы, занимающие это тело, мы земледельцы. Тело дается природой, а я вечная душа. Одному достается первоклассная земля, другому — не первоклассная, обычная, а кому-то и вовсе плохая. Подобным образом нам, живым существам, дается тело определенного типа, чтобы работать в нем и наслаждаться или страдать в зависимости от своей деятельности. Кто-то очень умен. Другой — не очень. Кто-то богат, а кто-то беден. Кто-то принадлежит к среднему классу. Кто-то рождается животным. А кто-то — деревом. Иные получают тела насекомых, а другие — морских тварей.

Прабхупада сказал, что современные университеты и образовательные институты не могут назвать точное число видов жизни.

— Они не могут сказать. Но если вы справитесь в Ведах, вы найдете точное число. Джаладж… нава-лакш…Ји, то есть, «в водах живут существа в девяти тысячах видов тел». Не думаю, что найдется биолог или ботаник, который сможет указать точное количество видов обитателей вод.

— Из ведической литературы мы узнаем, продолжал Прабхупада, — что в океане живет рыба под названием тимингила. «Тими» означает «кит». Эта тимингила запросто глотает китов.

Шрила Прабхупада открыл рот и расширил глаза, показывая, как тимингила глотает кита целиком. Преданные рассмеялись, в восторге от актерских способностей Прабхупады.

— Так же точно Ведическая литература говорит: стх…вар… лакша-ви?±ати. «Стхавара»означает «живое существо, которое не может двигаться». И тут Шрила Прабхупада привел ошеломительный пример.

— Вот, у стены, за домом, растет дерево. Посмотрите, это дерево даже не в джунглях, не в лесу. Оно выросло на крошечном участке земли, зажатое со всех сторон домами, оно одиноко. Что за проклятая жизнь! Другие деревья, они, по крайней мере, растут в лесу, в сообществе деревьев. — Преданные засмеялись. — А это дерево одиноко. Надо разобраться, за что так страшно проклято это дерево. Жизнь дерева — это окаянная жизнь, потому что… Вы люди, вы сидите здесь. Если вам захочется, вы можете тут же уйти отсюда. Но дерево не может уйти. «Стой здесь!» Кто отдал такой приказ? Бог отдал. «Ты будешь стоять здесь!» Не пренебрегайте этим. Это очень серьезно. Согласно расчету Вед, это дерево, которое растет здесь, это живое существо когда-то было владельцем или жителем этого дома, и так сильно привязалось к своему дому, что не смогло от него уйти. Поэтому оно получило такое тело, тело дерева. «Хорошо! Живи здесь и стой неподвижно».

Преданные были поражены таким описанием одинокого молодого сумаха, который рос прямо из бетона у стены дома. Прабхупада продолжал:

— Иногда мы становимся привидениями. Если мы слишком привязываемся, жизнь становится для нас невозможной. Поэтому слишком богатая жизнь, слишком роскошные апартаменты — все это не очень хорошо для духовного продвижения, потому что мы привязываемся к ним. Мой гуру-махараджа обычно советовал нам: «Лучше жить в арендованных домах, чем приобретать собственный». Почему? Потому что если у нас есть собственный дом, мы привязываемся к нему… Привязанность может привести меня к тому, что я стану деревом, мышью, змеей этом самом доме. Вы можете приобрести прекрасный дом, отремонтировать и украсить его. Но вам все равно придется рано или поздно покинуть его. Вы же не можете жить в нем вечно. Это невозможно.

Прабхупада завершил лекцию словами о том, что как поля бывают разного качества, так и тела бывают разного качества, и человеческое тело — наилучший тип тела, чтобы вопрошать об Абсолютной истине.

Атх…то брахма-джидж¤ас…. Поэтому в Веданта-сутре сказано, что эта жизнь предназначена единственно для того, чтобы вопрошать о Высшем. Вот и все. Животные на это не способны. Так что если мы попусту растрачиваем свое время, ведя жизнь животных, мы опять скатимся вниз, в животные формы жизни. Если мы просто проводим время, как кошки и собаки, мы станем кошками или собаками, или деревьями, или еще чем-нибудь. Видов жизни так много. Это будет большой ошибкой, большой потерей. Это будет разрушение. Поэтому наше движение, Движение сознания Кришны, должно обучать людей сознанию Бога, сознанию Кришны, тогда наша жизнь увенчается успехом. Большое спасибо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.