Сделай Сам Свою Работу на 5

Воскресенье, 9 апреля 1972 года 7 глава





Прабхупада пощупал ее:

— Эта чапати сырая.

Вегаван сбегал на кухню и вернулся с другой — эта была пережарена до хруста, как паппадам*. Шрила Прабхупада бросил на Вегавана недовольный взгляд. Вегаван снова побежал на кухню и вернулся с новой чапати. Она была наполовину сырая, наполовину горелая. Прабхупада выглядел разочарованным. Он отведал одного овощного блюда.

— Неправильно приправлено, — сказал он.

Вегаван вспыхнул и затрясся.

Прабхупада участливо взглянул на Вегавана.

— Позови Бали-мардану, — сказал он.

Пришел Бали-мардана. Руки у него были в муке.

— Если ты не умеешь готовить, почему ты не сказал мне об этом?

Бали-мардана попытался объяснить, что здесь оказалась только электроплитка. А без открытого огня чапати не раздуваются.

Но извинения Бали-марданы только еще больше раздосадовали Прабхупаду. Он встал, вымыл руки и пошел на кухню. Действуя очень быстро, он приготовил простое овощное блюдо, попутно комментируя свои действия. После этого он из того же самого теста, на то же самой электроплитке испек несколько чапати, которые надулись как шары. Когда Шрила Прабхупада ушел с кухни, Бали-мардана попытался приготовить еще несколько чапати, но они не надувались. Казалось, что это магическое искусство было подвластно только Прабхупаде.



Кроме обычной пищи Упананда приготовил «простое чудо» с австралийской сушеной на солнце смородиной и великолепным золотистым австралийским гхи. Прабхупада не всегда ел за обедом сладости, но на этот раз он решил попробовать, и они ему понравились.

— Можете сделать еще таких, — сказал он.

Для Упананды эти слова были настоящим бальзамом. Наконец-то хоть какое-то блюдо Прабхупаде понравилось.

* * *

После индийской жары и малайзийского зноя холодная поздняя осень в Сиднее была не очень-то гостеприимна по отношению к Шриле Прабхупаде. После обеда Прабхупада попросил свитер. Упананда с радостью предложил ему свой, который и был с благодарностью принят.

Мая 1971 года, понедельник.

В 6:30 утра Дипак и Упананда приехали в наемной машине на квартиру Шрилы Прабхупады, чтобы сопровождать его на утреннюю прогулку в ближайший парк — Парк Столетия.



Когда они добрались до просторных парковых угодий, солнце уже вставало над верхушками пальм, бросая длинные тени на аккуратно подстриженные лужайки. Ручные какаду с желто-зелеными хохолками переговаривались своими резкими голосами. Было холодно, и Шрила Прабхупада, завернувшись в свой чадар, шел очень быстро — так быстро, что преданные, отдуваясь, едва поспевали за ним. Упананда рванулся вперед, чтобы показать фотографии. К концу прогулки Упананда рассказал Шриле Прабхупаде о своей недавней беседе с человеком, который приобрел несколько книг Прабхупады. Этот человек, участник группы под названием «Право на жизнь», рьяно выступал против абортов.

— Да, — сказал Прабхупада, — это самый большой грех. Сейчас этот бизнес на крови процветает. Они убивают животных, и, как следствие, вынуждены переживать убийство во чреве матери. Ты убиваешь — ты будешь убит. Ты стал преступником. Природа не простит тебе этого. Так называемая медицина санкционирует этот грех. Поэтому грех расползается и распространяется по всему миру, а мы, Движение сознания Кришны, хотим остановить весь этот бред и спасти человечество, которое катится по наклонной плоскости прямо в царство животных.

Прабхупаду заинтересовал этот человек и его дело, но он пришел к выводу, что переубедить людей, которые вовлечены в бизнес, связанный с абортами, довольно трудно. Они настолько греховны, объяснил Прабхупада, что не примут совета от преданных. Лучше вдохновлять их петь «Харе Кришн» и есть прасад.

Упананда еще рассказал Шриле Прабхупаде, что молодой человек, с которым он говорил, пытается убедить правительство помогать тем родителям, дети которых родились с физическими отклонениями.



Прабхупада ответил скептически, что если так сделать, то родители начнут сами калечить своих детей, чтобы получить материальную помощь. Прабхупада говорил много и пространно, после чего направился в храм, чтобы прочитать лекцию по Шримад-Бхагаватам.

* * *

Позавтракав фруктами, Шрила Прабхупада слушал, как Бали-мардана читает почту. Прабхупада обозначал суть ответа, а Бали-мардана быстро делал заметки. Чару приехал на квартиру, чтобы показать Шриле Прабхупаде газеты с репортажами о вчерашнем его прибытии в аэропорт Сиднея. Пока Бали-мардана печатал на машинке в соседней комнате, Шрила Прабхупада просмотрел прессу.

«Сиднейский утренний вестник» поместила фотографию, где Шрила Прабхупада выходит из помещения таможни, а преданные простираются у его ног. На фотографии Шрила Прабхупада, закутанный в чадар, смиренно опустив глаза опирался правой рукой на палку, а в левой держал свой белый «дипломат». В статье, озаглавленной «Кришнаитский вождь посещает своих сиднейских последователей», было точно воспроизведено все, что обсуждалось на пресс-конференции.

На третьей странице правительственной газеты «Австралиец» был изображен Прабхупада в гирлянде из георгинов, сидящий в зале для прессы. Статья называлась «Пение, звон и слезы — Свами приехал».

Члены Движения Харе Кришна песнями, танцами и слезами радости приветствовали своего основателя Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту, который вчера прилетел в Австралию. Приветствие в аэропорту продолжалось двадцать минут, пока их лидер проходил таможню…

Одетые в шафрановые и лимонные сари, тридцать его слегка безумных последователей танцевали и пели «Харе Кришна», не обращая ни малейшего внимания на изумленных пассажиров, толпившихся вокруг.

В статье, озаглавленной «Свами песни и танца» сиднейская ежедневная газета приводила слова Прабхупады: «Я приехал, чтобы распространить счастье и способствовать развитию этого движения. Надеюсь, что ваши руководители поймут смысл моего визита». Дальше в статье говорилось:

Вчера в Сидней прилетел Свами А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада. В аэропорту его встречали, как принято у Харе Кришна, одетые в свои длинные одежды местные последователи. Толпа в сто человек — восхищенных, любопытных и просто глазеющих — неотрывно следовала за ним через весь зал прибытия. Дети подумали, что это новая забава, и тоже приняли участие в пении и танце Харе Кришна.

* * *

После утреннего массажа и омовения Шрила Прабхупада, со свежевыбритой головой, облаченный в отглаженные, сияющие шафрановые одежды, отправился в храм, чтобы провести церемонии посвящения и установления Божеств. К моменту прибытия Прабхупады, помещение магазинчика было уже полно преданных, гостей и представителей прессы. Теле-группы и репортеры разных газет теснились в толпе со своими раскаленными лампами и тяжелым оборудованием. Прабхупада поклонился и сел перед небольшим местом для костра, устроенным из песка и белых кирпичей, которые для красоты были слегка прикрыты листьями. Бросив беглый взгляд на немногочисленные параферналии, Прабхупада понял, что преданные не подготовились. Почти голый алтарь украшала лишь маленькая ваза с цветами. Преданные не сделали ни одной гирлянды для Божеств. Прабхупада помрачнел и высказал свои соображения Бали-мардане.

Шерил: Мы совершенно не представляли себе, что мы делаем. Казалось, что все, что только могло пойти наперекосяк, пошло в этот день наперекосяк. Пока девушки бегали по всей Оксфордской улице в поисках цветов для гирлянд, Бали-мардана попросил нас принести несколько металлических тарелок и положить на них различные предметы. Мы ничего не знали о поклонении Божествам и принесли ему несколько эмалированных тарелок, из которых мы ели. Бали-мардана в ужасе посмотрел на них и жестом прогнал нас. Теле-группы все это снимали.

Вилли: В то время я был казначеем храма, и я запер те немногие вещи, которые мы приготовили для установления Божеств, в офисе. Я сидел, голый по пояс, перед местом для костра, меня никто не знал, а ключ от офиса я оставил в кармане рубашки наверху. Дипак, в панике пытаясь открыть офис, выломал дверь.

Шрила Прабхупада сел, положил руки на колени, закрыл глаза, сосредоточился и заговорил в маленький микрофон, который Бали-мардана поставил перед ним. Толпа притихла, и Шрила Прабхупада описал те благоприятные события, которым предстояло произойти. Предстояло установить Божества Господа Кришны и Его вечной Супруги Радхарни, а кроме того, посвятить многих преданных в повторение мантры «Харе Кришна». Некоторые должны были пройти посвящение священным шнуром, что означало, что теперь они становились брахманами. Намечена была даже церемония бракосочетания.

Все больше гостей протискивались в маленький храм, а другие толпились в дверях или с любопытством заглядывали через витрину.

Церемония установления Божеств началась с того, что Шрила Прабхупада тщательно омыл стоявшие перед ним маленькие Божества Кришны и Радхарани панчамритой — смесью молока, йогурта, гхи, меда и сахарного сиропа. Где-то посередине церемонии девушки вернулись с несколькими небольшими букетами красных гвоздик и спешно принялись нанизывать их в гирлянды. После церемонии омовения Шрила Прабхупада, который по-прежнему сидел прямо перед местом для костра, у всех на виду, собственноручно одел Их Светлости в простые красно-зеленые, отделанные золотым одежды, которые приехали вместе с Ними из Индии.

Наконец, Кришна был одет: на Нем была накидка и дхоти, отделанные золотом, и два простых украшения. Радхарани была в таком же сари. Божества поставили на Их простой алтарь — кафельные ступеньки, поднимающиеся к платформе с красным бархатным балдахином, водруженным на деревянные, выкрашенные серебряной краской, столбики. Шрила Прабхупада назвал их Шри Шри Радха-Гопинатха.

 

Сначала преданные думали, что посвящение получат трое или четверо из них. Однако ранним утром распространился слух, что Прабхупада даст посвящение практически всем, кто живет в храме — всего 16 преданным.

Теперь молодые мужчины и женщины в напряженном ожидании сидели перед Шрилой Прабхупадой. Головы мужчин, одетых в дхоти из дешевого синтетического материала абрикосового цвета, были тщательно выбриты. Женщины надели сари из той же простой ткани. Те, кто был женат или собирался жениться, носили лимонно-желтые одежды того же качества.

Вряд ли кто-нибудь их них знал достаточно о сознании Кришны, и Шрила Прабхупада понимал, на какой риск он идет, инициируя таких новичков. Скорее всего, некоторые из кандидатов, сидящих сейчас перед ним, не выполнят те обеты, которые на всю жизнь принимает ученик перед гуру. Последствия совершенных прежде грехов будут уничтожены во время посвящения, однако духовный учитель несет ответственность за ученика до тех пор, пока ученик не оставит материальный мир. Поэтому Господь Чайтанья предупреждал, что гуру не должен принимать слишком много учеников. Но несмотря на то, что у них не было надлежащих качеств, Шрила Прабхупада принял на себя ответственность занять любого, кто захочет, в своей миссии. Прабхупада предлагал им метод, который, если следовать ему точно, мог предохранить их от падения. Тех, кто последует его наставлениям и будет повторять и петь «Харе Кришна» и избегать греховной деятельности, ждет успех.

Некоторые из молодых людей — такие, как Вилли, Алан, Карол, Кристина и Анна — занимались повторением Святых имен и участвовали в санкиртане уже несколько месяцев. Другие встретились с сознанием Кришны совсем недавно.

Шерил впервые встретила преданных на праздновании Двухсотлетия Капитана Кука. Их пение привлекло ее, и она с радостью приняла от них первый в своей жизни номер «Назад к Богу». Несколько месяцев спустя, закончив среднюю школу, она пришла в храм, чтобы остаться с преданными. Супруги постарше, Стэн и Джой, Розмари, бывшая студентка Университета, коренастый парень по имени Ник и две школьницы из Школы Св. Патрика тоже повторяли мантру уже несколько месяцев.

Восемнадцатилетнего Филипа познакомили с сознанием Кришны родители, когда он заканчивал среднюю школу. У его матери, работавшей в районе Двойного Залива, в индийском магазине, где продавались вещи ручной работы, Бали-мардана и Упендра купили несколько вазонов для храма в Поттс-Пойнте, и она рассказала о встрече со странными бритоголовыми монахами своему сыну. Через некоторое время Упендра продал отцу Филипа брошюру «О пении "Харе Кришна"», и тот дал Филипу почитать ее.

Филип со своим одноклассником Марком и Рената, девочка, недавно приехавшая из Германии, прожили в храме чуть больше трех недель. Эдвин, молодой новозеландец, приехал всего несколько дней назад.

Шрила Прабхупада привез с собой 11 четок для посвящаемых. Пяти четок не хватало, поэтому кто-то побежал в магазин на Кингс-Кросс и успел принести оттуда сандаловые четки поменьше.

Вилли: Я был первым. Он прочитал один круг на моих четках и спросил меня. каковы правила и ограничения. Я не понял, о чем он говорит. Я читал «Нектар преданности» и подумал, что он имеет в виду 32 части преданного служения. Поэтому я спросил:

— Вы имеете в виду четыре заповеди?

— Да, — ответил он.

Затем он показал мне, как надо повторять мантру на четках. Он перебросил четки через верхнюю фалангу среднего пальца и произнес: «Харе к¦шЈа, харе к¦шЈа, к¦шЈа к¦шЈа, харе харе, харе р…ма, харе р…ма, р…ма р…ма, харе харе».

На слове «рама», он замедлял темп и выпевал глубоким голосом, растягивая: «ра-а-ма». Он задал мне много вопросов, в том числе, откуда я родом. Я сказал, что я из Швеции. Он спросил, какая погода в Швеции, и я рассказал ему, какая там суровая зима — пять месяцев в году идет снег. Казалось, его заинтересовало, что я приехал из Скандинавии. Он назвал меня Аджит-дасом и сказал, что это означает «слуга непобедимого Господа».

Прабхупада продолжал повторять по одному кругу на каждый четках и преданные по одному подходили, чтобы получить их.

Карол: Прабхупада сказал: «Твое имя Кришна-преми, потому что ты всегда плачешь по Кришне».

Алан стал Ачарья-дасом, а Анне досталось имя Ахоула.

Рената: Прабхупада назвал меня Нартаки. Он сказал, что это «та, что танцует перед Божеством». «Ты должна танцевать для Кришны», — сказал он.

Шерил и Розмари получили имена Расарани и Ришабха, две застенчивые школьницы стали Говинда-нандини и Говинда-мохини, тонкотелый Марк стал Махапрабху-дасом.

Прабхупада вызвал Стэна.

— Каковы четыре правила?

— Не есть мяса, не заниматься незаконным сексом, не играть, не одурманивать себя, — волнуясь ответил Стэн.

— Так, — медленно сказал Прабхупада, — а знаешь ли ты маха-мантру?

Стэн произнес ее.

— Хорошо, — сказал Прабхупада, вручая Стэну его четки, — твое имя — Рагхунатха-дас.

Жена Рагхунатхи получила имя Гауранги.

Филип: Когда я подошел, чтобы принять четки, Шрила Прабхупада спросил меня, австралиец ли я. Я ответил, что нет, потому что родился в Англии. Он спросил меня, сколько мне лет, и я сказал, что восемнадцать. «Какой молодой» — заметил он. Прабхупада вручил мне четки и сказал: «Твое имя Курма-дас. «Курма» — это еще одно имя Кришны. Ты Курма-дас, слуга Кришны».

Ник стал Нирмала-Кумаром, а Эдвин, молодой парень из Новой Зеландии, который только вчера сбрил бороду, получил имя Бхаджанабхи-дас. Новое имя Кристины было Вайбхави.

Вайбхави: Когда Прабхупада назвал мое имя, я не сразу расслышала его, и ему пришлось повторить несколько раз. Я все-таки не понимала. У Прабхупады был сильный бенгальский акцент, поэтому у него получалось нечто вроде «Бой-бабби», но я понимала, что такого имени быть не может. Когда церемония дошла до половины, оказалось, что у нас нет шнуров для посвящения брахманов. На самом деле мы даже не знали об их существовании, не говоря уж о том, чтобы уметь делать их самим.

Я выскочила из переполненного храма и побежала по улице, надеясь купить в каком-нибудь магазине какой-нибудь шнур. И пока Прабхупада давал посвящения, я сидела там, возле костра и делала шнуры по образцу того, который снял с себя Бали-мардана.

Один за другим пятеро преданных, избранных чтобы принять второе посвящение, подходили к Прабхупаде и склонялись перед ним, а он наставлял их в искусстве считать[10] и повторять мантру.

Упананда: Я очень боялся совершить какой-нибудь промах и поэтому следил за каждым движением преданных, которые выходили получать гаятри-мантру передо мной. Наконец вызвали меня. Я очень волновался, у меня дрожали руки, и когда я попытался повторить то, что показал мне Прабхупада, у меня не получилось. Он снова показал мне, и я снова ошибся. Такая, в сущности, несложная вещь — мне она показалась очень трудной. Пальцы мои двигались как будто сами собой, и я совершенно смутился. В конце концов Шрила Прабхупада прикрикнул: «Нет!» — и мой ум тотчас сконцентрировался, и я смог повторять мантру внимательно.

Вайбхави: Шрила Прабхупада вызвал меня и велел сесть рядом с собой. Он начал показывать мне, как считать на пальцах, но я совершенно не представляла себе, что от меня требуется, потому что все время перед тем я делала брахманские шнуры и не видела, что происходит. Тогда Прабхупада милостиво взял мою руку и сам стал нажимать на мои пальцы своими. Он научил меня считать и повторять гаятри-мантру и попросил меня повторить ее слово за словом.

Позже преданные сказали мне: «Теперь ты брахман. Ты тоже должна носить шнур». Они велели мне сделать шнур и для себя, но я не стала этого делать, потому что кто-то сказал мне, что женщины не носят священный шнур. Мы тогда мало знали.

После посвящения Прабхупада поженил Дипака и Нартаки. После этого Прабхупада зажег жертвенный огонь.

День был теплый, в комнате было жарко от толпы людей и от раскаленных фонарей. Он лил в огонь гхи черпак за черпаком, огонь разгорался, и в комнате становилось все жарче и жарче. Наконец, Шрила Прабхупада начал киртану и встал. Дипак поднес ему параферналии и он изящно исполнил церемонию первой арати для Шри Шри Радха-Гопинатхи.

* * *

Бали-мардане и Вегавану было поручено приготовить обед для Прабхупады. Полные решимости постараться лучше, чем в прошлый раз, они решили приготовить качаури, и рано утром вошли в кухню с написанным от руки рецептом.

Находясь в Малайзии, Шрила Прабхупада познакомился с одним индийцем, жена которого была родом из Матхуры. Она готовила для Шрилы Прабхупады качаури, и они были настолько восхитительны, кто он велел Бали-мардане и Вегавану научиться у нее их готовить.

Они знали, что тесто нужно тонко раскатать, начинку положить ровно посередине, а края залепить аккуратно. И они старались изо всех сил. Но Прабхупаде обед снова не понравился. Не только качаури оказались слишком толстыми и сырыми, но даже рис был недоваренным и к тому же хрустел на зубах.

Прабхупада терпеливо пришел на кухню и снова преподал преданным импровизированный урок поварского искусства. Он показал им как готовится пышный рис, сварив его совершенным образом, и как из тех же самых теста и начинки делаются великолепнейшие качаури. Раскатав тесто в тонкую лепешку и быстро положив в центр начинку, Прабхупада собирал края складками и шлепал качаури — раз-два-три — и пирожок был готов к обжариванию. Заниматься со своими юными учениками Прабхупада считал своим долгом. Бали-мардана и Вегаван принимали эти уроки как величайшую милость.

Мая 1971 года, вторник

Перед зарей автомобиль Шрилы Прабхупады подъехал к окруженному скалами маленькому заливу в северной оконечности пляжа Бонди и остановился. С начала столетия Бонди был самым популярным в Сиднее местом для серфинга. В жаркие летние месяцы километровая песчаная дуга привлекала тысячи жителей города. Однако сейчас, поздней осенью, утренний пляж был пустынен.

В полумраке слышался шум набегавших на берег невидимых волн, небо над вершинами скал и крышами домов неприметно светлело. Шрила Прабхупада, тепло одетый, бодро шагал, слегка откинув голову, по твердому песку «пограничной зоны» между водой и сушей. Большие волны снова и снова бросались на покатый пляж, оставляя на серовато-белом песке исчезающе тонкую полоску пены. За Прабхупадой поспешали Чару, Дипак и Бали-мардана. Они быстро продвигались на юг, минуя «Романеску» — пляжный павильон со множеством арок. Холодный ветер с моря доносил неуловимый запах соли и нечистот.

Фонари на набережной погасли, давая знать, что приближается день. Прабхупаду и его сопровождающих обогнала пара бегущих трусцой стариков, черных от многолетнего загара, с обвисшими щеками и колыхающимися животами, направлявшихся к купальням с морской водой в южной оконечности пляжа. На песке, рядом с парой красно-золотых флагов, обозначающих безопасное для купания место, лежали несколько мотков спасательных канатов.

Прабхупада заметил в отдалении группу бегущих трусцой мускулистых мужчин в шортах и сандалиях и обернулся к преданным:

— Весь мир во тьме. Они не знают, на что нужно тратить человеческую жизнь. Они не знают, что есть душа, и что первым делом надо удовлетворять ее нужды. Они думают только о теле, бегают, и больше ничем не занимаются.

Преданные кивали, соглашаясь.

— Человек может каждый день упражняться на пляже, — продолжал Прабхупада, — но придет день, и он умрет в один миг. Тогда по законам природы придется менять тело.

К тому времени, когда преданные достигли южной оконечности пляжа и повернули назад, к автомобилю, небо окрасили первые, едва заметные лучи солнца. Однако вскоре покатый песчаный пляж загорелся и засверкал, и солнце излило потоки света на мерцающую рябь Тихого океана. Воздух потеплел. Прабхупада больше ничего не говорил, а лишь тихонько повторял мантру. Преданные следовали за ним, испытывая в его присутствии счастье и чувство защищенности. Сейчас им казалось, что это самое прекрасное место на свете.

* * *

К концу утра Шрила Прабхупада отправил телеграмму Тамал-Кришне Махарадже в Калькутту: «Здесь установлены Божества, большая пресса».

Вечером Шрила Прабхупада дал короткое интервью в прямом эфире съемочной группе телевидения. После короткой киртаны преданные уселись полукругом у ног Прабхупады, и он ответил на короткие стандартные вопросы репортера, спокойно и расслабленно улыбаясь при этом.

Мая 1971 года, среда

Очень рано по утрам, сидя в своей маленькой квартирке, Шрила Прабхупада писал предисловие к новому изданию «Бхагавадгиты как она есть». Компания «Макмиллан» согласилась напечатать книгу без купюр. Договор был подписан, книга готова к печати, оставалось только написать предисловие.

При первой публикации «Бхагавадгиты как она есть», первоначальный текст был сильно — почти на 400 страниц — сокращен, в нем не было иллюстраций и были удалены комментарии почти ко всем стихам. Но потребность в Бхагавадгите постоянно росла, и многие ученые и преданные просили издать Бхагавадгиту в первоначальной форме. Компания «Макмиллан Букс» согласилась напечатать полный текст.

В предисловии Шрила Прабхупада писал, что предпринимает повторное издание ради того, чтобы усилить и утвердить Движение сознания Кришны. Хотя Прабхупада был известен всем как основатель Движения сознания Кришны в Америке, но сам он писал, что «истинным отцом этого движения является Сам Господь Кришна». Приписывая все свои заслуги своему духовному учителю, Шрила Прабхупада говорил, что единственная квалификация, которой он обладает, это способность представлять Бхагавадгиту как она есть, без всяких искажений. Сидней спал крепким сном, а Прабхупада писал:

Вместо того, чтобы удовлетворять свои материальные чувства, он [преданный] должен удовлетворять чувства Господа. Таково высшее совершенство жизни. Этого хочет и требует от нас Сам Господь, и каждый из нас должен понять эту ключевую мысль Бхагавадгиты. Наше Движение сознания Кришны несет это знание всем людям Земли, и поскольку мы передаем содержание Бхагавадгиты как она есть, без искажений, каждый, кто изучая Бхагавадгиту действительно стремится извлечь для себя благо, должен воспользоваться помощью, которую предлагает людям движение Сознания Кришны, с тем, чтобы осознать содержание Бхагавадгиты на практике, под непосредственным руководством Самого Господа. Мы надеемся, что изучая Бхагавадгиту в том виде, как она представлена на страницах этой книги, люди получат величайшее благо, и если хотя бы один из них станет чистым преданным Господа, мы будем считать свою задачу выполненной.

* * *

Немного позже, уже перед рассветом, Шрила Прабхупада позвонил в колокольчик. Бали-мардана и Вегаван, поздно уснувшие вчера вечером, спали в той же квартире. Но Прабхупада, который тоже вчера поздно лег из-за интервью, уже несколько часов бодрствовал. Шрила Прабхупада снова позвонил в колокольчик, и на этот раз, поскольку Бали-мардана умчался в душ, в дверь, пошатываясь, заглянул взъерошенный и заспанный Вегаван.

Прабхупада пожурил ученика:

— Ты ведь брахман, а все еще не помылся.

И твердо добавил:

— Брахман должен быть чистым.

* * *

Этим утром Шрилу Прабхупаду и преданных ожидала Сиднейская Средняя Классическая Школа — престижное учебное заведение для мальчиков. Прабхупада провел своих учеников и группу учащихся школы по двору с киртаной. Около двухсот детей и несколько преподавателей приняли участие в шествии. Дети — кто баловался, кто смеялся, кто пел мантру, кто просто молча следовал за процессией, а учителя наблюдали за ними и улыбались.

Процессия втянулась в «Зал Науки», большую комнату, в передней части которой стоял ряд кресел. Шрила Прабхупада сел в похожее на трон резное председательское кресло посередине и стал играть на караталах, продолжая петь «Харе Кришна».

Через некоторое время Прабхупада завершил киртану. Преданные поклонились, прикоснувшись головой к полу, а Прабхупада прочитал вслух санскритскую молитву, славящую духовного учителя, Верховного Господа и святые места.

— Большое спасибо, — сказал Прабхупада и откинувшись на спинку кресла, медленно обвел взглядом детей, сидящих перед ним. — Итак, вот вы сидите здесь, прекрасные мальчики. Почему вы не поете с нами «Харе Кришна»? Разве это трудно? Почему вы не пытаетесь петь? Харе. Повторите «Харе».

Несколько детей повторили:

— Харе.

— Повторяйте все: «Харе».

Дети захихикали, некоторые тихо повторили:

— Харе.

Прабхупада терпеливо, слово за словом, говорил им мантру. Некоторые дети все-таки продолжали молчать.

Прабхупада: Всего три слова: «Харе», «Кришна» и «Рама». Разве это трудно? Давайте еще раз: «Харе»

Дети: Харе.

Прабхупада улыбаясь, терпеливо добивался, поддразнивал, мягко настаивал.

— Ах, вы не можете повторять? Вы все немые, да?

Дети засмеялись.

— Как же так? Три слова, и вы не можете их повторить? Очень удивительно. Повторяйте! «Харе!»

— Харе!

— Кришна!

— Кришна!

Шрила Прабхупада улыбнулся детям.

— Всего три слова: «Харе», «Кришна» и «Рама».

Он медленно оглядел зал.

— Знаете ли вы, что такое Бог? Может ли кто-нибудь из вас встать и сказать мне, что такое Бог?

Несколько мгновений стояла тишина, потом дети начали шептаться. В конце концов поднялся не по годам взрослый двенадцатилетний мальчик. Его однокашники захлопали и громко засмеялись. Прабхупада поблагодарил его.

— Подойди сюда, — произнес он.

Мальчик подошел.

— Ты знаешь, что такое Бог? — спросил Прабхупада.

— Да, — уверенно ответил мальчик. — Бог — это самосознание и еще Бог находится в бессознательном.

— Спасибо.

Дети снова захлопали. Мальчик направился было к своему месту, но Прабхупада, смеясь, удержал его:

— Подожди, не уходи. Теперь ты должен объяснить, что ты под этим подразумеваешь. Что такое самосознание?

— Это перекрывание, — смело отвечал мальчик, — удержание сил бессознательного и осознание себя…

Тут Прабхупада спросил его, считает ли он ум бессознательным. Мальчик не понял, что имеет в виду Прабхупада.

— Ум бессознателен?

— Чтобы понять, что такое бессознательное, — продолжал Прабхупада, — нужно сначала понять, что такое сознание.

Мальчик: Я не говорю о сознании. Бес-сознательное.

Прабхупада: Не зная, что такое сознание, как ты опишешь бессознательное?

Мальчик: Бессознательное. Ид[11].

Прабхупада: Бессознательное противоположно сознанию. Поэтому ты должен объяснить, что такое сознание. Тогда мы сможем понять и бессознательное.

Мальчик: Сознание?

Прабхупада: Да. Попытайся понять, что такое сознание. Тогда ты поймешь, что такое бессознательное. Сознание разлито во всем теле. Например, я ущипну тебя в каком-то месте твоего тела. Ты ощущаешь боль. Это сознание. Ощущение боли и страдания — и есть сознание. Но это сознание индивидуально. Я не могу ощутить боль и страдание твоего тела, а ты не можешь ощутить боль и страдание моего тела. Следовательно, твое сознание индивидуально и мое сознание индивидуально. Но есть иное сознание, Которое способно ощущать боль и страдания твоего тела и боль и страдание моего тела. Об этом сказано в Бхагавадгите.

Прабхупада бросил взгляд на своих юных слушателей.

— Вы слышали о Бхагавадгите? Ты? А ты? Кто-нибудь?

Другой мальчик отозвался:

— Да, — и встал.

Прабхупада тут же перенес свое внимание на этого нового мальчика.

— Кто сказал «да»? Пожалуйста, подойди сюда. Спасибо. Хорошо. По крайней мере, один из вас знает, что такое Бхагавадгита. В Бхагавадгите говорится: «кшетра-кшетрагья». В ней описываются две вещи. «Кшетра» — это тело, а «кшетрагья» — это «знающий тело».

Шрила Прабхупада стал дальше объяснять различие между материальным телом и душой и между индивидуальной душой и Всевышним Господом, Кришной.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.