Сделай Сам Свою Работу на 5

Воскресенье, 9 апреля 1972 года 4 глава





Как-то раз, субботним вечером, когда «на Кроссе» особенно многолюдно, к преданным подъехал черный полицейский фургон, из которого выскочили два дюжих полисмена. «Кто у вас тут главный?» — зарычал один из них. Упендра и Билл робко посмотрели на своего лидера санкиртаны, и Бали-мардана провел ночь в КПЗ Дарлингхёрста.

Далее Бали-мардане пришлось предстать перед судом «малых сессий»[4]. Отчет об этом событии вместе с газетной статьей, озаглавленной «Суд над лидером секты Харе Кришна» был послан Шриле Прабхупаде. 19 апреля 1970 Шрила Прабхупада ответил практическим советом:

Служа Кришне ты на несколько часов попал в тюрьму. Попытайся представить это движение как культурное, а не религиозное.

Мы на самом деле представляем культуру Бхагавадгиты. Бхагавадгита широко известна, ее читают во всем мире, особенно ученые и философы. Религиозные деятели не читают Бхагавадгиту. Я никогда не видел христианского или иного священника, читающего эту книгу, но философы и ученые всего мира читают ее регулярно. Даже политики и разные специалисты читают ее, как, например, д-р Рил из Бомбея. Он даже прокомментировал Бхагавадгиту с точки зрения медицинской науки. Я слышал, что профессор Эйнштейн, величайший ученый, регулярно читал Бхагавадгиту, и к концу жизни практически сознавал Бога. Проводя научные исследования, он оценил удивительное космическое проявление, и как ученый, признал, что создать подобное чудо мог только великий разум, и этот разум — Бог.



Поэтому практически наше представление Бхагавадгиты людям — не есть религиозная деятельность. Так или иначе, ты имеешь возможность проповедовать в среде студентов, и это очень хорошо. Поэтому даже если местные законы запрещают петь на улицах, ты можешь воспользоваться всеми преимуществами образовательных учреждений. Мы не обусловлены никаким особым местом или положением, мы просто пользуемся любой возможностью петь и говорить.

Кроме того, Прабхупада написал, что скоро из Лондона к ним приедет молодой брахмачари, Тиртхапада-дас.

* * *

Упендра женился всего за неделю до своего отъезда из Америки в Австралию, и сейчас тосковал по своей жене, Читралекхе, которая, как предполагалось, должна была вскоре присоединиться к нему, но все никак не могла получить визу. Полиция не ослабляла своей бдительности, и Упендра приходил в отчаяние при виде этой новой аскезы. Движение сознания Кришны было слишком сурово: оно не желало вступать в какие бы то ни было контакты с законом. Он изложил свои мысли в письме и, приложив к нему несколько газетных вырезок, отправил его Шриле Прабхупаде. 22 апреля 1970 Шрила Прабхупада ответил письмом, в котором содержались новые практические советы и решения.



Не беспокойся о своей жене. Она пытается получить въездную визу, ей помогает Мадхудвиша. А пока что я прилагаю к этому письму копию письма начальника полиции ко мне, в надежде, что этот документ позволит тебе получить разрешение на проведение уличной санкиртаны.

Мы — лучшее в мире движение за мир, мы пытаемся дать человечеству превосходнейшее знание. С нами должен сотрудничать каждый, но, к сожалению, мы живем в эпоху Кали, и люди не очень-то рвутся к истинным вещам, так что не падай духом. Продолжай делать то, что делаешь, и Кришна не оставит тебя. Сталкиваться с трудностями в проповеди — это своего рода аскеза. Эта аскеза не пропадет даром. Чем больше трудностей мы преодолеваем, тем больше привлекаем к себе внимание Кришны. Поэтому мы должны быть готовы столкнуться в своей проповеднической работе со всеми видами трудностей. Усилия, которые мы совершаем, помогают нам прогрессировать на пути к сознанию Кришны.

Я уже писал в своем последнем письме к Бали-мардане, что был очень встревожен, узнав новости о тебе. Это твое письмо принесло мне большое облегчение. Большое тебе спасибо, что ты так трудишься ради этого движения. Кришна, конечно, наградит тебя достойным образом за твой духовный труд. Будь благословен и проповедуй.



Прабхупада приписал от руки: «Гаргамуни говорит, что все еще не получил $1500».

* * *

К апрелю 1970 ИСККОН состоял из 26 отделений, разбросанных по всему миру. Ясно, что как преданные постоянно думали о Прабхупаде, так и он постоянно думал о них. Сказать, что Шрила Прабхупада был благодарен своим юным ученикам за то, что они шли на риск и аскезы ради него, значило бы не сказать ничего.

Вот что Прабхупада писал Шридама-дасу, молодому преданному, открывшему маленький центр в Провиденсе, на Род-Айленде.

Когда открывается новый центр, и мои ученики достойно им управляют, это доставляет мне наслаждение, подобное Вайкунтхе. Ваманадева превосходно ведет дела в Сент-Луисе, и я посылаю тебе фотографии, на которых запечатлена его деятельность. То же делают Бали-мардана и Упендра в Австралии. Все эти новости для меня — животворящая амброзия, так что чем больше вы откроете отделений, тем дольше будет моя жизнь. Поэтому если вы, мои ученики, хотите, чтобы я пожил подольше, продолжайте открывать новые отделения, чем больше, тем лучше.

* * *

Ноэль, водитель такси, перестал приходить в храм под предлогом философских сомнений, но Дженни, киноактриса, стала приходить чаще. Ей нравилось пение, и, конечно, прасад — горячее молоко, ароматизированное мускатным орехом и бананом, нарезанные ломтиками апельсины и инжир, которые подавали после лекций в середине недели. Ей нравилось иногда участвовать в пении около фонтана.

Группа «Пляжные мальчики» давала серию концертов в отеле «Шеврон», а Дженни помогала им и пригласила их в храм. Сами они так и не пришли, но их вежливый, хорошо одетый менеджер один раз пришел и принес в качестве подношения землянику. Преданные были потрясены. Вот если бы Дженни присоединилась к ним! Это было бы очень престижно.

Разумеется, пение мантры повлияло на Дженни. Она заметила, что ее система ценностей меняется. Недавно она стала вегетарианкой. Но она все же ощущала некоторое внутреннее сопротивление. Она не могла принять полностью философию и, как она говорила, купила «Бхагавадгиту как она есть» только чтобы помочь преданным. Упендра и Бали-мардана слишком много, как ей казалось, ссорились. Но пение на улице ей по-прежнему нравилось.

Однажды она спросила, можно ли ей пойти на санкиртану в сари. Упендра согласился и дал ей одно из сари своей жены, но он не знал, как его надевать.

Дженни: Упендра попытался помочь мне надеть сари поверх джинсов. Каким-то образом он обмотал его вокруг меня не один раз, а два, и мне пришлось семенить к фонтану крошечными шажками. Я с трудом могла сидеть и чувствовала себя египетской мумией. В тот раз я решила раз и навсегда, что преданным никогда не удастся заставить меня присоединиться к их обществу.

Дженни строила планы продолжения своей карьеры за океаном. Она понимала, что ее цель — стать великой актрисой — не слишком вписывается в аскетичный, подчиненный правилам и ограничениям стиль жизни, основанный на принципах преданности.

Дженни: Однажды Бали-мардана спросил меня напрямик: «Почему ты не переходишь жить в храм?» Я посмотрела на их комнаты — ни мебели, ни ковров на полу, ни телевизора, ни звуковой системы — ничего! Только старые спальные мешки свисают из шкафа. Ну и жизнь! С того дня я совсем перестала ходить в храм.

* * *

Отношения между Бали-марданой и Упендрой были натянутыми. Бали-мардана считал себя президентом храма, но поскольку в храме было всего трое преданных, Упендре его притязания казались обидными. Бали-мардана даже грозился уехать в другое место, и оба писали Шриле Прабхупаде, жалуясь на многочисленные недоразумения. В ответном письме Прабхупада тактично указал им на недостатки их сознания.

То, что у вас собирается до сорока человек, очень вдохновляет. Они пытаются осознать важность этого движения, и вообще каждый здравомыслящий человек должен осознать ее. Но я не понимаю, почему мои ученики, от которых я жду, что они возглавят это движение, сражаются друг с другом за верховенство. Весь наш метод основан на предании себя. Нас учат обращаться к другим со словом «Прабху». «Прабху» — это господин и учитель, мастер, а вождь таких мастеров — Прабхупада. Так если эти Прабху предаются Прабхупаде, то откуда же у них это стремление занять главенствующее положение? Это противоречие. Будьте добры прекратить эти ссоры. И Упендра, и ты — компетентны и опытны, поэтому, пожалуйста, разрешите свои противоречия. Это моя просьба.

Поскольку фактически вы являетесь первопроходцами, вы взяли на себя весь риск этого предприятия, естественно, вы и будете руководителями, но ведь положение руководителя всегда очень серьезно и ответственно. Руководитель должен вести своих людей очень тактично и разумно. Поэтому будьте добры прекратить ссоры, и исполняйте свои обязанности достойно…

Пожалуйста, постарайтесь организовать новый центр как можно лучше, даже если при этом вам приходится потерпеть какие-то личные трудности — это истинное служение. Кришна восседает в сердце каждого, Он знает все, все, что нужно делать, поэтому положитесь на Него и спокойно исполняйте свои обязанности. Майя очень сильна, и мы можем пасть в любой момент. Нужно собраться с силами, повторять ежедневно по шестнадцать кругов и молиться стопам-лотосам Кришны, чтобы Он руководил нами. Я надеюсь, что вы оба милостиво последуете моим указаниям и позабудете обо всех своих случайных несогласиях.

Несмотря на продолжавшиеся личные разногласия, преданные воспрянули духом и продолжали служить. Их вдохновляли растущие возможности представлять движение санкиртаны. Недавно они открыли клуб на территории Университета Нового Южного Уэльса.

Визит в Сидней королевской семьи — королевы Елизаветы, принца Филипа, принцессы Анны и принца Чарльза — по случаю Двухсотлетия Капитана Кука[5] стал для преданных новым поводом петь на улицах. Они и пели, а толпы любопытных теснили друг друга, стремясь увидеть королевскую яхту, ошвартовавшуюся в Сиднейской Бухте. Над толпой трещали и взрывались фейерверки, а журналы «Назад к Богу» расходились весьма бойко. 3 мая королева торжественно открыла новый аэропорт Сиднея — Кингсфорд-Смит.

Менее, чем через неделю, 7 мая 1970 года 20000 мирных демонстрантов, собравшихся на свой второй ежегодный митинг за Мораторий, заполнили центр Сиднея, протестуя против продолжения участия Австралии во вьетнамской войне. Маленькая группа преданных радостно пела посреди колыхавшейся толпы перед Ратушей. Их участие не носило характера политического заявления. Они просто использовали происходящие события чтобы донести Святые имена Кришны до всех, кто хотел слушать.

* * *

К середине мая стало ясно, что маленький храм в Поттс-Пойнте слишком мал. На воскресные пиры приходило все больше и больше людей, и уже начинала создаваться давка. В гостиной не хватало места для всех, и гости вынуждены были располагаться на веранде. Преданные искали новое помещение для центра и вскоре присмотрели загородный дом в Бонди, у моря.

Бали-мардана и Упендра рассказали постоянным посетителям о своих планах. Крису с Кристиной показалось, что новое место слишком далеко. Йорген и Вилли жили на Кроссе, и для них поездка в Бонди была целым путешествием. Но преданным дом, с его обширным двором и просторными помещениями, показался весьма подходящим. Вскоре у сиднейского отделения ИСККОН появился новый адрес.

* * *

Небольшой дом № 298 по улице Биррель стоял в оживленном месте, соседствуя с молочными барами (чисто австралийский феномен), гастрономическими магазинами, фруктовыми, овощными и бакалейными палатками. Улица Биррель, ставшая во время Второй Мировой Войны родным домом для множества переселенцев из Европы, приютила теперь и храм Харе Кришна. Постоянным посетителям не потребовалось много времени, чтобы привыкнуть к новому месту. Небольшая группа продолжала собираться на киртаны и лекции. По воскресеньям, когда гости приезжали на пир со своими обычными подношениями в виде фруктов и цветов, преданные приветствовали их у входа, заботливо украшая их лица традиционным вайшнавским тилаком*.

Бали-мардана написал Шриле Прабхупаде отчет о новом центре. Он чувствовал себя уверенней и намеревался оставаться в Сиднее. Прабхупаде новое решение его учеников доставило большую радость.

Я рад слышать, что ты решил остаться в Сиднее. Сидней — это зона твоей ответственности, поэтому ты не должен уезжать в другое место без крайней необходимости. Ты был послан туда, чтобы организовать этот центр наилучшим образом. … Поэтому прошу тебя, действуй со всем энтузиазмом. Это доставит радость мне и Кришне, а в результате этого ты испытаешь духовное удовлетворение — таково наше мнение.

Прабхупаде также было приятно узнать, что Упендра и Бали-мардана более серьезно постарались уладить свои противоречия, и что сиднейский центр переехал в больший и лучший дом. «Все это очень хорошие новости, — говорил Прабхупада. — Разрешите вас поблагодарить».

Упендра мог теперь готовить в большей и лучше оснащенной кухне. Каждый из его пиров становился запоминающимся событием, они привлекали множество новых людей. Но собственный ум беспокоил Упендру. С самых первых дней своего пребывания в Движении, еще с Сан-Франциско, Упендра боролся с сексуальным желанием. Раньше Шрила Прабхупада советовал ему воздерживаться от вкусной пищи: «Ешь только тогда, когда голоден. Ешь дал без специй и чапати без масла». Но иногда казалось, что проблема непреодолима. В один из таких безнадежных дней он написал Прабхупаде письмо, в котором рассказал о своей слабости. Прабхупада ответил так.

Я знаю, что ты искренний слуга Кришны. Иногда мы делаем что-то не очень подобающее, но Кришна так милостив, что человека, занятого духовным любовным служением Ему, он немедленно поправляет изнутри, ведь Кришна пребывает в каждом сердце. Так вот, ты отправился туда, приняв на себя большую ответственность перед Шри Чайтаньей Махапрабху, ты должен постараться убедить людей в важности осознания Кришны, которое все ставит на свои места. … Что касается ответственности, то в «Бхакти-расамрита-синдху» описывается деятельность, которая называется кришна артхе акхила чешта, что означает «принять на себя любую ответственность ради Кришны». Иногда я тоже думаю: «Не уехать ли мне во Вриндавану, в мир и покой, избавиться от всякой ответственности?» И все же, в своем преклонном возрасте я беру на себя ответственность управлять нашим довольно большим обществом, и мне приходится отвечать на множество писем из разных центров и давать наставления. Будучи стариком, я мог бы избавиться от всей этой деятельности немедленно, но ради Кришны я продолжаю все это тащить, несмотря даже на возникающее иногда непонимание. Так давай же вместе действовать так — ради Кришны.

* * *

Крис и Кристина продолжали думать, что жилой квартал в буржуазном Бонди был не самым лучшим местом для храма. Все же молодые люди, хоть и жили в Поттс-Пойнте, но дважды в неделю садились на автобус до Бонди, чтобы насладиться лекциями Бали-марданы и Упендры. Однажды они решили провести опыт.

Крис: Мы спросили, можно ли нам остаться в храме на десять дней. Тут Бали-мардана усадил нас и поведал нам о существовании четырех заповедей (не есть мяса, не употреблять одурманивающих средств, не вступать в незаконные половые отношения, не играть), которые должен соблюдать каждый, кто живет в храме.

Мы обдумали эти четыре заповеди, и посмотрели друг на друга, и сказали: «Да, наверное, десять дней мы это выдержим». Мы выдержали, и через десять дней мы сказали: «Большое спасибо», — после чего отправились автостопом в Западную Австралию.

Через некоторое время мы прибыли в небольшой шахтерский поселок в Аделаиде, где невозможно было достать вегетарианскую пищу, и там мы поняли, что совершенно утратили вкус к тому, что называется «быть самому себе хозяином». До знакомства с преданными мы с удовольствием путешествовали по всему миру, но сейчас не испытывали от путешествия привычного удовольствия, поэтому мы повернули назад и так же, автостопом, вернулись в Сидней и пришли к дверям храма. Бали-мардана сказал: «Я знал, что вы вернетесь». Мы бросили работу и переехали в храм.

В июне 1970 года в сиднейском храме жило шестеро преданных. Несмотря на свою молодость и неопытность, они ощущали, как крепнет их связь со Шрилой Прабхупадой. Они регулярно читали маленькую прабхупадовскую Гиту в голубой обложке и «Нектар преданности», поэтому были философски подкованы. День и ночь из маленького магнитофона, стоявшего в гостиной, неслись мелодии «Альбома сознания Кришны». Лекции Упендры неизменно превращались в рассказ о тех днях, когда он жил с Прабхупадой в Сан-Франциско. Упендра рассказывал, как на своем посвящении он преподнес Шриле Прабхупаде в качестве гуру-дакшины* неновое пляжное полотенце и свое старое детское одеяльце. Шрила Прабхупада был недоволен: «Что я буду с ними делать? Это бесполезные вещи». Но потом решил использовать их в качестве ковриков для гостей.

— Прабхупада был необычайно искусен в том, чтобы использовать все в служении Кришне, — говорил Упендра со своей фирменной улыбочкой.

Иногда Упендра представлял в лицах историю о том, как «видеть Кришну во всем». Он рассказывал, как он любил ходить со Шрилой Прабхупадой на утренние прогулки вокруг озера Стоу в Парке Золотых Ворот в Сан-Франциско. Вернувшись однажды после такой прогулки, Упендра спросил:

— Свамиджи, что видит чистый преданный, гуляя в парке?

— Он видит Кришну, — ответил Прабхупада. — Он видит деревья Кришны, домик Кришны, он видит все принадлежащим Всевышнему.

— Но Кришна же во всем, — сказал Упендра. — Видит ли чистый преданный Кришну в стене справа и в стене слева, или в углу, или между атомами? Видит ли он, где именно каждая форма Кришны перетекает в другую? Где начинается каждый образ Кришны и где он отделяется от другого?

Шрила Прабхупада сказал, что все совсем не так. Желая привести пример, он указал на свой стол:

— Видишь мои очки?

— Да, — ответил Упендра.

— Кому они принадлежат? — спросил Прабхупада.

— Вам, — ответил Упендра.

Прабхупада указал на свои туфли:

— А это что?

— Это Ваши туфли, — сказал Упендра.

— Вот так, — пояснил Прабхупада, — и чистый преданный видит Кришну. Все принадлежит Кришне. Вот каким образом он видит Кришну повсюду.

Эти сокровенные и полные сердечной теплоты рассказы Упендры давали молодым преданным вкус личного общения со Шрилой Прабхупадой, хотя физически они были очень далеки от него. Но иногда географическая удаленность все же создавала некоторые трудности.

Упендра: Однажды мы получили бюллетень из Лос-Анджелеса. В нем рассказывалось, как один преданный недавно сказал Шриле Прабхупаде, что дал и чапати прекрасная пища. «Можно ими одними питаться», — сказал тот преданный, а Прабхупада ответил: «Это было бы хорошо». И это сразу же стало для нас законом! Вот чего хочет Шрила Прабхупада — и наш ежедневный рацион отныне включал в себя только дал и чапати. Мы были в ужасе! Как можно жить, питаясь одним далом с чапати? И мы решили схитрить: мы клали в дал всевозможные овощи, а чапати каждому преданному подавали целую стопку — толстых, горячих и масляных. Мы питались так целый месяц, пока в один прекрасный день — совершенно случайно — не услышали, что кто-то из преданных на Западе сказал: «Мы бросили эту диету через несколько дней. Не сработало». Нас никто не удосужился известить.

* * *

Преданные считали, что Дженни подает неплохие надежды в сознании Кришны. Бали-мардана рассказал о ней Шриле Прабхупаде, и тот ответил таким письмом:

Кришна уже посылает тебе помощь в образе этой актрисы, которая желает помогать нам всеми возможными способами. Пожалуйста, постарайся объяснить этой девушке нашу философию. Сейчас ты уже опытный и искренний проповедник. Если ты постараешься убедить ее, Кришна поможет тебе изнутри.

Прабхупада предложил вдохновить Дженни читать его книги, чтобы усилить ее философскую уверенность. Но она почему-то перестала приходить в храм. Бали-мардана и Упендра были разочарованы. Однажды, в середине июня, Дженни пришла в храм на воскресный пир со своими родителями. Они приехали в Мельбурн, чтобы проводить ее, поскольку она уезжала в Лос-Анджелес, чтобы продолжить там свою карьеру актрисы. Ее родителям храм показался интересным местом, а она, ощутив новый прилив любви к сознанию Кришны, посетовала, что не ходила в храм чаще.

Дженни: Оказавшись снова в храме, в обществе преданных, я почувствовала себя как дома. Но мне нужно было уезжать. Одна девушка дала мне шариковую ручку, завернутую в голубой шелк и попросила передать ее Шриле Прабхупаде. «Ты ведь едешь в Лос-Анджелес, — сказала она, — а Шрила Прабхупада сейчас там. Так передай ему, пожалуйста, это». Упендра предупредил меня, чтобы я не падала в майю в Лос-Анджелесе и пообещал мне писать. Я подумала: «Я, наверное, передам эту ручку, и все». Но приехав в Лос-Анджелес, я обнаружила, что сделать карьеру там намного сложнее, чем я себе представляла. Через неделю пришло письмо от Упендры, который напоминал: «Сходи в храм». Я пошла в храм на Уоцека Авеню, просто чтобы передать Шриле Прабхупаде ручку, и уже не ушла оттуда.

* * *

Билл жил в храме уже несколько месяцев. Было очевидно, что он серьезно намерен развивать свое сознание Кришны. Спокойный, но искренний, он всегда стремился служить. Бали-мардана решил рекомендовать его на посвящение. Вскоре Билл получил свои четки, должным образом начитанные Шрилой Прабхупадой, и новое имя — Упананда-дас-брахмачари.

Упендра продолжал задавать Шриле Прабхупаде вопросы, это вошло у него в привычку. Поскольку теперь в одном храме жили и юноши, и девушки, он спрашивал, каковы должны быть взаимоотношения между ними. Он также считал, чтобы было бы хорошо называть преданных храмовыми именами — согласен ли Шрила Прабхупада? В чем секрет успешного чтения лекций о философии сознания Кришны? И сможет ли Шрила Прабхупада приехать в Австралию и пожить здесь продолжительное время? Все эти вопросы он послал Шриле Прабхупаде 15 июня. Через десять дней Шрила Прабхупада ответил.

Мы должны при всех обстоятельствах оставаться привязанными к своему делу в сознании Кришны. Такая решимость и приведет нас к успеху. Хотя в соответствии с ведической системой юноши и девушки не должны свободно смешиваться, и брахмачари строго запрещается разговаривать с молодыми женщинами, но в западных странах это правило не работает. Поэтому мы должны воспринимать юношей и девушек одинаково, но если каждый из нас будет следовать заповедям и повторять мантру, то вряд ли кто-то сможет при этом потакать сексуальным желаниям. Нам просто надо быть чуть более осторожными, и Кришна поможет нам. Я не знаю, почему твоя жена до сих пор не получила визу.

Преданных, которые пытаются присоединиться к нашему Движению. можно называть ведическими именами, но окончательная смена имени произойдет, когда они примут посвящение. А пока что не будет ничего дурного в том, чтобы называть их какими-нибудь красивыми именами.

Излагать философию и заниматься чем-нибудь другим — все зависит от практики и должного обучения. Я помню, как меня впервые попросил говорить один мой старший духовный брат. Я очень стеснялся, потому что у меня не было ораторского опыта. Позже, говоря, слушая и читая, я приобрел этот опыт, и теперь мы можем говорить сорок пять, пятьдесят минут или час подряд. Так что тебе следует хорошенько читать наши книги, собираться с мыслями и тогда ты сможешь говорить часами без всяких трудностей. Это требует практики. Поэтому внимательно читай книги. Особенно «Нектар преданности», которая недавно вышла. И говори. Все будет хорошо…

Работу по переводу нельзя перенести куда угодно. Это невозможно потому, что в своей работе я постоянно пользуюсь другими книгами, а это означает, что мне пришлось бы везти с собой слишком много книг и разных других вещей. Так что лично я не против твоего предложения, но при этом пострадает мой труд. Но когда вы полностью там все устроите, я смогу приехать в Австралию на некоторое время, а потом вернуться назад. Я никогда не бывал в Австралии, так что мне, естественно, любопытно. Но в этом случае тебе придется оплатить проезд еще по крайней мере еще двух человек в оба конца. Я надеюсь, твой центр будет крепнуть, и если в январе следующего года ты захочешь — как ты написал — чтобы я приехал, я, конечно, приеду ненадолго.

Прабхупада добавляет:

Актриса по имени Дженни приехала сюда. Она подарила мне шариковую ручку и передала Обществу на 500 долларов дорожных чеков. Она производит впечатление хорошей, умной девушки и мы пытаемся занять ее в театральном представлении по играм Господа Чайтаньи.

* * *

В один прекрасный день в середине июля из Лондона прибыл Тиртхапада-дас. По совету Шрилы Прабхупады Мукунда организовал его поездку по системе «льготного переезда» — программе британского правительства. За десять фунтов граждане Британии могли переехать в Австралию. Он прибыл готовый к активному служению. Тиртхапада был опытен во многих областях. Он был превосходным поваром, плотником и проповедником, особенно же выделялся своими талантами в уличной санкиртане.

* * *

Но с ростом уличной санкиртаны росло и беспокойство полиции, участились аресты преданных. Упендра написал об этом Шриле Прабхупаде, и тот ответил:

Что касается беспокойства преданных, то да, это не ново в истории. Проповедники часто подвергаются преследованию. Но при нынешнем уровне цивилизации я не думаю, чтобы кто-нибудь подвергся распятию, как Господь Иисус Христос. Хираньякашипу преследовал собственного сына, которому было всего пять лет. Демоны и безбожники всего готовы причинять вред преданным. Иногда демоны, такие как Камса, например, готовы даже убить Господа. Во времена Господа Чайтаньи преследованию подвергался Тхакура Харидас и был даже заключен в тюрьму. Более того, его избивали бичами на 22 рыночных площадях, но демонам не удалось заглушить движение Харе Кришна.

Не беспокойся об этом. Занимайся своим делом. Кришна окажет тебе всяческую помощь. Будь уверен. Просто погрузись в свое занятие серьезно и искренне.

В письме к Бали-мардане, написанном в тот же день, он добавляет:

Упендра просит меня приехать к вам в январе будущего года, так что если вы сможете к тому времени подтовить все должным образом, я, конечно, приеду и установлю Божества, как я сделал это в Лондоне.

* * *

Когда в октябре 1968 преданные приобрели храм на бульваре Ла-Сьенага в Лос-Анджелесе, Прабхупада объявил: «Теперь мы начнем поклонение Божествам по полной программе». Он говорил о чем-то совершенно новом для ИСККОН — о ежедневном предложении пищи и ежедневной арати* храмовым Божествам — как это делается в больших вайшнавских храмах в Индии.

Прабхупада объяснил, что хотя повторения харе-кришна-мантры достаточно для того, чтобы вернуться к Богу, поклонение Божествам — это один из пяти важных видов преданного служения. Поскольку люди в Кали-югу очень беспокойны, поклонение Божествам рекомендуется им для очищения. Прабхупада обратился к нескольким своим ученицам, которые показались ему наиболее склонными к этому занятию, и дал им указания, как шить красивые одежды и готовить для Божеств и как украшать алтарь.

К тому времени как в феврале 1970 года, в день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, штаб-квартира ИСККОН переместилась в новый лос-анжелесский храм на Уоцека Авеню, поклонение Божествам уже шло полным ходом. Пуджари*, храмовый священник, будил Божество, или арча-виграху*, рано утром и, предложив Божеству молочные сладости, за полтора часа до рассвета проводил первую службу — мангала-арати. Во время арати пуджари последовательно, круговыми движениями по часовой стрелке, предлагал Божеству горящее благовоние, светильник, воду в раковине, чистый платок, душистые цветы, опахало из хвоста яка и веер из павлиньих перьев, непрерывно звоня при этом в колокольчик, который он держал в левой руке. Такие же арати проводились и в течение дня, после предложения тщательно приготовленной пищи.

Преданные принимали остатки этой пищи как прасад Божеств. Вечером Божества укладывали спать. Прабхупада настаивал на том, чтобы преданные осознали, что арча-виграха есть на самом деле Бог, владелец храма, а преданные служат ему, как царю служат в его дворце.

Шрила Прабхупада сделал полезное предостережение. Если преданные потеряют вдохновение служить Божеству, начнутся оскорбления. При этом поклонение Божествам превратится в тяжелую и нудную работу, и даже в идолопоклонство.

Если же, напротив, преданные будут поклоняться искренне, говорил Прабхупада, тогда поклонение Господу в Его образе арча-виграхи, естественным образом улучшит и усилит их сознание Кришны.

* * *

Когда в Поттс-Пойнте открылся первый в Австралии храм, поклонение Божеству сводилось, за исключением киртаны, к предложению благовония и всей приготовляемой пищи. Это предложение происходило на примитивном алтаре перед изображениями Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи. В Бонди на маленьком алтаре появились еще и Джаганнатха, Баладева и Субхадра, а к процедуре поклонения добавилось еще предложение светильника и цветов. Услышав о том, что делается в Лос-Анджелесе, сиднейские преданные поняли, что впереди у них долгий путь. Ведь Прабхупада требовал, чтобы все храмы поднялись на тот же уровень, что и Лос-Анджелес. Однажды Бали-мардана получил от Шрилы Прабхупады письмо.

В настоящее время я сосредоточил все свои силы на лос-анжелесском центре, чтобы превратить его в образец для других храмов в том, что касается арати, киртаны и всех остальных необходимых атрибутов. Поскольку я сократил свою программу поездок, то, полагаю, тебе следует приехать сюда на несколько дней, чтобы своими глазами увидеть, как все делается. Мы встретимся с тобой лично, и я дам тебе все необходимые наставления. Я надеюсь, что позволит поднять все храмы одновременно на нужный уровень.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.