Сделай Сам Свою Работу на 5

Воскресенье, 9 апреля 1972 года 2 глава





Ради этого Прабхупада и старался организовать свое Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Цели его Общества, обозначенные в Уставе, утвержденном 11 июля 1966 года, показывают, насколько широко и далеко простиралось его представление о будущем.

Семь целей Международного общества сознания Кришны:

а) систематически распространять в человеческом обществе духовное знание и обучать все народы методам духовной практики, чтобы восстановить нарушенное равновесие в системе ценностей общества, а также обеспечить подлинное единство всех людей и установить мир во всем мире;

б) распространять сознание Кришны, как оно описано в Бхагавадгите и Шримад-Бхагаватам;

в) объединять членов общества и приближать их к Кришне — изначальному существу, и тем самым дать как членам Общества, так и человечеству в целом, понимание того, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны);

г) распространять и поощрять движение санкиртаны — совместного пения Святого имени Господа, как тому учил Господь Шри Чайтанья Махапрабху.

д) воздвигнуть на благо членов ИСККОН и всего общества в целом Святое место, посвященное Кришне и Его духовным играм;



е) объединять членов Общества в единую семью с целью обучения их более простому и естественному образу жизни;

ж) для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Появление такого документа несомненно говорило о том, что начинает сбываться предсказание Священных писаний о духовном движении, которому суждено процветать на протяжении десяти тысяч лет посреди упаднической эпохи Кали. Наступление этого Золотого века духовного возрождения было предсказано Самим Господом Чайтаньей, Который сказал:

п¦тхив‡те …чхе йата нагар…ди гр…ма

сарватра прач…ра хаибе мора н…ма

 

«В каждом городе и деревне будут петь Мои Святые имена»

Духовные братья Прабхупада недоумевали, слыша это пророчество. Может быть, его надо толковать метафорически, говорили они, иначе как понимать, что Кришна окажется в каждом городе?

Но Шрила Прабхупада глубоко верил в сказанное Господом Чайтаньей и в наставление своего духовного учителя. Основав в 1966 году первый центр ИСККОН на 26-й Авеню в Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке, он стал путешествовать, открыв с помощью своих учеников центры в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Бостоне, Монреале, Буффало и Сиэтле.



Движение росло стремительно и сильно, и в середине мая 1967 года Шрила Прабхупада слег. Он вернулся в Индию, чтобы проповедовать там, а заодно поправить свое здоровье, и вновь приехал в Америку через семь месяцев, 14 декабря 1967 года.

И только после этого его возвращения в Америку, как много лет спустя рассказывал Шрила Прабхупада, Движение сознания Кришны стало принимать те формы, в которых мы видим его сейчас. Прабхупада теперь знал, что время его ограничено, и сколько бы лет ему ни осталось, он обязан завершить свою миссию. С 1965 по 1967 год Шрила Прабхупада делал основной упор на распространении Сознания Кришны в Америке. Однако в 1968 году стало ясно, что Прабхупада намерен распространить Сознание Кришны на весь мир.

О всемирной революции Сознания Кришны написано много книг, и, конечно, будет написано еще немало. Эта книга посвящена зарождению и развитию Движения сознания Кришны в Австралии и Новой Зеландии в период с 1968 по 1977 год. Я приглашаю вас насладиться этим повествованием и молюсь, чтобы оно принесло вам понимание возвышенной жизни Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и почтение к нему.

 

Глава 1
«Эта новая мысль»

Начало. 1968–1970.

Просто попытайтесь убедить молодежь в том, что это Движение очень важно и что одного этого смелого начинания хватит, чтобы решить все проблемы мира. Сознание Кришны — не что-то сухое. Оно включает в себя все разнообразие человеческого знания. Мы можем указать направление и в политике, и в социологии, и в религии, и в философии, и в искусстве, и в музыке, и в эстетике… Оно совершенно. Мы просто должны донести эту новую мысль до всех людей, очень величественно.



Шрила Прабхупада. Из письма Бали-мардане и Упендре.

Монреаль, 12 июля 1968 г.

Монреальский храм Международного общества сознания Кришны располагался в помещении бывшего кегельбана на последнем этаже большого серого готического здания рядом с Университетом МакДжилла. Шрила Прабхупада остановился в маленькой квартирке неподалеку. Он приехал несколько дней назад, и преданные до последней минуты суетились и сновали туда-сюда, стараясь подготовить все так, чтобы ему было удобно. Сейчас в квартире было тихо.

Прабхупада неподвижно сидел на тонкой циновке перед своим металлическим сундучком, окруженный знакомыми ароматами благовоний, сандаловой пасты и гардении, и с интересом читал утреннюю почту. Отчет Джаянанды о недавнем успехе Ратха-ятры* в Сан-Франциско согрел ему сердце. Сатсварупа писал из Олстона (штат Массачусетс) о своих планах основать в храме ашрам для незамужних женщин-преданных. Субал и Умапати прислали озабоченные письма из Санта-Фе. Умапати писал, что ввиду финансовых затруднений ему приходится искать работу, чтобы заплатить за аренду помещения для центра. Юный брахмачари* Чидананда задавал философские вопросы. Прабхупада, как и каждый день, отвечал на все письма.

Он написал Чидананде, письмо которого получил четыре дня назад, вдохновляющий ответ, дав глубокие ответы на все его вопросы. Чидананду воодушевили новости о его духовных братьях, которые открывали центры по всей Северной Америке. Он написал Прабхупаде, что у него есть план отправиться в Австралию, чтобы открыть центр там. Прабхупада ответил:

Когда поедешь в Австралию, возьми с собой мридангу и как минимум четыре пары каратал, чтобы сразу же начать там киртану*. Когда я приехал в вашу страну в 1965 году, я привез с собой всего одну пару каратал, а сейчас их стало больше раз в пятьдесят. А я ведь приехал без мриданги. И ты, когда приедешь в Австралию, должен будешь увеличить число тарелочек пропорционально, то есть у тебя должно стать 50 раз по 4 пары. Вот твоя миссия, и я верю, что ты с ней справишься, потому что ты искренняя душа. Если ты сможешь донести сознание Кришны до столь отдаленного уголка, Господь Чайтанья прольет на тебя Свою неиссякаемую милость, и жизнь твоя увенчается успехом.

В этой связи я хочу привести тебе пример этого юноши, Субала, который старается в Санта-Фе. Хотя с мирской точки зрения он не блещет никакими особенными качествами, его старание в плане распространения и утверждения сознания Кришны двигает его духовную реализацию вперед.

Что касается тебя, то я знаю тебя как человека разумного, умелого и трудолюбивого в том, что касается сознания Кришны, и я надеюсь, что если ты попытаешься основать центр нашего Общества в Сиднее или в других крупных городах Австралии, это войдет в историю движения Господа Чайтаньи. Я надеюсь, что ты отправишься туда с этим серьезным настроением и будешь все время молиться Господу Чайтанье, чтобы Он помог тебе. Он очень добр и всегда готов прийти на помощь Своему верному слуге. Как только ты организуешь там первый центр, я, наверное, приеду на какое-то время и постараюсь тебе помочь.

Прабхупада предупредил своего юного ученика, что перед тем, как ехать в Австралию, он должен убедиться, что у него там будет работа.

Здесь, в Америке, ты работаешь и получаешь какие-то деньги, но в Австралии, если ты не найдешь себе сразу какую-то работу, это будет рискованно. Ты должен тщательно взвесить все «за» и «против», а уж потом, положившись на волю Кришны, отправляться туда, постоянно повторяя «Харе Кришна».

Позже Прабхупада приписал:

Мы хотим открыть сотни центров, чтобы люди могли получить сознание Кришны… И нам нужно много вдохновенных юношей и девушек, чтобы нести это послание Господа Чайтаньи Махапрабху.

Прабхупада не ограничился одним лишь воодушевлением учеников по почте. Вернувшись из Индии в Сан-Франциско, он через некоторое время вылетел в Лос-Анджелес, чтобы пообщаться там со своими молодыми учениками. Затем, в мае, он посетил новый центр в Бостоне, а оттуда обратился к студентам Гарвардского Университета и МТИ (Массачусетского технологического института).

* * *

В Монреале его планы распространения сознания Кришны продолжали разворачиваться. Неделей позже он описывал в письме своему ученику в Сан-Франциско, Шьямасундаре, новый дерзкий замысел — послать группу учеников в Лондон. В середине августа 1968 года Прабхупада лично обучал три супружеских пары превосходнейшим киртанам и бхаджанам*, а в конце месяца молодые ученики уже прибыли в Лондон.

В течение нескольких следующих месяцев открылись центры в Токио и Гамбурге. А в самом недалеком будущем, согласно вдохновенному плану Чидананды, преданных «Харе Кришна» должна была принять Австралия.

В сентябре 1968 года, однако, Шрила Прабхупада был разочарован известием о том, что Чидананде не удалось получить австралийскую визу. Он попытался въехать в Австралию как турист, а не как иммигрант, и его прошение было отклонено. Тогда Прабхупада написал в Лондон своему ученику Мукунде:

Я думал, что Чидананда сможет поехать в Австралию, но это не удалось, потому что чиновник, который отвечает за визу, оказался атеистом. Стоило ему заподозрить, что Чидананда собирается открыть в Австралии центр «Харе Кришна», и он отказался выдать визу, тем самым подтвердив, насколько неудачлива его страна.

Однако Шрила Прабхупада не отказался от самой идеи послать преданных в Австралию. В октябре 1968 года он написал Гаурасундаре:

Итак, соберитесь вместе и постарайтесь открыть хороший центр на Гавайях. Организуйте этот центр с таким расчетом, чтобы впоследствии мы могли открыть центры в Гонконге, Токио, на Фиджи, в Бангкоке, Сиднее, Новой Зеландии и на всех близлежащих островах Тихого океана.

* * *

В Северной Америке сознание Кришны продолжало расширяться. В Лос-Анджелесе было приобретено здание для храма на бульваре Ла-Сьенага. Вышла новая книга Шрилы Прабхупады «Учение Господа Чайтаньи», и Прабхупада упорно работал еще над двумя новыми книгами: «Кришна» и «Нектар преданности». Январь 1969 года был самым продуктивным для Прабхупады как писателя, и вскоре обе работы были закончены.

В июне того же года в Лос-Анджелесе были установлены Божества Радхи и Кришны, которые сразу стали для всего остального Общества символом успеха. 26 июня 1969 года Шрила Прабхупада приехал в Сан-Франциско, чтобы возглавить празднование Ратха-ятры, в августе и сентябре посетил Гамбург, а затем Лондон, где остановился в Титтенхёрсте, сельском поместье Джона Леннона. В октябре 1968, находясь в Титтенхёрсте, Прабхупада узнал о том, что преданным удалось найти точку опоры в Австралии.

Один юный брахмачари из Нью-Йорка, Бали-мардана-дас, проповедовал вместе со своим духовным братом Судамой в Японии. Они регулярно пели возле многолюдной автобусной станции Шинджу-ку в Токио, неизменно привлекая внимание туристов и молодых японцев обоего пола. Проявившие интерес получали приглашение на воскресный пир. На одном из таких праздников Бали-мардана разговорился с молодым англичанином, который только что завершил свое путешествие по Австралии. Молодежь этой страны, говорил англичанин, все больше интересуется йогой и медитацией. Молодой человек дал Бали-мардане адрес своих знакомых — молодой супружеской пары из Сиднея.

Бали-мардана начал думать, что раз Движение сознания Кришны прекрасно развивается в Японии, то теперь он должен поехать и открыть отделение в Австралии. Свои мысли он изложил в письме Шриле Прабхупаде. Через неделю Бали-мардана получил от Шрилы Прабхупады восторженный ответ.

Меня необычайно вдохновляет твое предложение отправиться в Австралию. Я посылал туда Чидананда-даса-брахмачари. Он попытался получить разрешение на въезд, но так или иначе, тогда ничего не получилось. Если сейчас ты сможешь поехать туда и открыть там центр, это будет «Джая Шри Гуру и Гауранга!» Продолжай собирать информацию в этом направлении, и если, как ты говоришь, ты переписываешься с какими-то друзьями, то это очень хорошо. Пока что постарайся поднять на ноги центр в Киото, а как только он поднимется, без промедления приступай к этому великому предприятию. Кришна поможет тебе.

Я думаю, когда в северном полушарии зима, то южное полушарие будет уравновешивать северную тенденцию к спаду распространения «Назад к Богу». Там есть Новая Зеландия, острова Фиджи и т.д. Итак, выполняя приказ Господа Чайтаньи, мы не должны оставить ни одно место, по крайней мере, в этом мире, без сознания Кришны…

Бали-мардана немедленно подал заявление в австралийское посольство в Токио, стараясь избегать совершенных Чиданандой ошибок. Через несколько месяцев он снова написал Шриле Прабхупаде, и снова получил теплый ответ.

Я внимательно прочел твое письмо, датированное 7 ноября 1969 года, и получил большое удовольствие. Ты с самого начала был искренним преданным, ты происходишь из хорошей семьи, а твое смирение как нельзя лучше доказывает благородство твоего происхождения. Я очень благодарен тебе за эти вайшнавские качества. Чайтанья Махапрабху советовал каждому быть смиреннее соломы и терпеливее дерева. Такой человек сможет стать превосходным проповедником.

Кришна изнутри подсказывает тебе, как проповедовать в отдаленных странах, чтобы исполнить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Только если мы будем так стараться, мы сможем привлечь внимание Господа. Наши усилия должны быть направлены не на то, чтобы увидеть Бога, а на то, чтобы Бог мог увидеть нас. А Он увидит нас тогда, когда мы снискаем Его доверие, служа Ему. Лучшее служение, которое мы можем предложить Ему — это проповедь Его величия, которая послужит к славе слушающего, к славе проповедника, и, разумеется, к славе Господа.

Надеюсь, твое прошение о разрешении на въезд будет удовлетворено, потому что я слышал, что австралийское правительство очень поощряет белых приезжать и селиться в Австралии. Так что твое заявление будет рассмотрено благосклонно.

* * *

Упендра-дас, молодой американец, ученик Шрилы Прабхупады, был до последнего времени его секретарем. Теперь, уже будучи президентом храма в Сиэтле, он снова остро ощутил жажду личного общения с Прабхупадой. Подавленный, он написал Прабхупаде письмо, в котором просил разрешить ему вернуться к прежнему служению.

Прабхупада согласился, при условии, что Упендра найдет себе подходящую замену. Упендра нашел себе заместителя на пост президента и вскоре с радостью приступил к исполнению своих прежних обязанностей.

В один прекрасный день в начале января 1970 года Упендра вошел в комнату Прабхупады в маленьком домике, который преданные снимали на окраине Беверли-Хилз. Почту Упендры переслали в Лос-Анджелес, и сейчас он держал в руках письмо, содержание которого заставило его обратиться к Прабхупаде. Упендра поклонился, коснувшись головой пола, и встал перед Шрилой Прабхупадой.

Упендра: Я получил письмо от Бали-марданы — от преданного, которого никогда не видел. Он был из Нью-Йорка, а я — с Западного побережья. Он разослал письма президентам храмов, спрашивая, нет ли в их храмах людей, которые могли бы помогать ему в Австралии. Похоже, тогда он уже подал заявление о выдаче визы и был готов ехать. Поскольку к этому времени я уже не был президентом храма, то я решил спросить у Прабхупады, что делать с письмом.

Я думаю, что в тот момент Кришна нарочно затмил мой разум, потому что я сказал:

— Шрила Прабхупада, я получил письмо от Бали-марданы. Он ищет преданных, чтобы поехать в Австралию проповедовать. Вы можете предложить кого-нибудь?

Я вручил Шриле Прабхупаде письмо, и стоял молча, а Прабхупада посмотрел на письмо, а потом поднял глаза на меня. Он смотрел и смотрел на меня. Я оглянулся по сторонам, потом назад, но нет, он смотрел прямо на меня. Я подумал: «Нет, Кришна, нет!» Тогда я произнес вслух то, чего боялся больше всего:

— Нет, Шрила Прабхупада, не меня.

Прабхупада улыбнулся и сказал:

— Да. Ты должен поехать.

— Нет, — нерешительно возразил я, — я служу Вам здесь. Я готовлю Вам, массирую Вас, убираю Вашу комнату…

Но Прабхупада оборвал меня и тоном, не допускающим возражений, сказал:

— Моим слугой может быть кто угодно. А вот проповедь — совершенно особенное дело. Кроме того, в Сиэтле ты делал лучшее служение. Заботиться о моем теле — не такая уж важная вещь.

Так, не сказав почти ни слова, Шрила Прабхупада отправил меня в Австралию.

* * *

Заявление Бали-марданы было принято. Он передал управление токийским храмом Судаме и теперь готов был ехать. Как только Прабхупада узнал о том, как продвигаются дела, он тут же написал Бали-мардане письмо, в котором выразил свою радость.

Если ты возглавишь сиднейский храм, это доставит мне величайшее удовольствие. Я стремлюсь открыть как можно больше центров. По крайней мере я хочу видеть, что центры открываются в самых крупных городах… Я знаю, что ты очень искренний проповедник сознания Кришны, и Кришна несомненно поможет тебе в этом великом начинании. Выполнив эту работу, ты не только снискаешь благословение Кришны, то есть, духовный дар, но и навечно впишешь свое имя в историю Движения сознания Кришны, которому, я уверен, суждено вырасти до величайших масштабов. Я всегда буду молиться о том, чтобы тебе как проповеднику была дарована долгая жизнь в служении Господу.

* * *

Упендра примирился с тем, что ему придется отправиться в Австралию. Быстро обучив Нанда-Кумару, который должен был заменить его на посту повара, он стал читать разные туристические справочники и собирать деньги на проезд.

Австралия в то время вела довольно консервативную иммиграционную политику. Одним из требований было предъявление Иммиграционному ведомству при въезде большой суммы денег — $1500. Упендре удалось собрать деньги на билет, но «суммы для предъявления» у него не было. Гаргамуни, у которого был небольшой импортно-экспортный бизнес в Сан-Франциско, нехотя согласился одолжить ему требуемую сумму, с жестким условием, что Упендра вернет деньги, как только окажется в Австралии.

Бали-мардана тоже готовился к отъезду, и к концу последней недели января 1970 года получил еще одно вдохновляющее письмо от Шрилы Прабхупады.

Я понимаю, что сейчас ты готовишься к отъезду в Австралию, и я безмерно рад, что ты с энтузиазмом отправляешься проповедовать божественный культ сознания Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху будет очень доволен тобой. Господь Чайтанья хотел, чтобы этот культ любви к Кришне, являющийся высшим благом для каждого живого существа, был проповедан по всему миру. Ты умный парень и, конечно, понимаешь, насколько важно Движение сознания Кришны чтобы возвысить человеческое общество.

Два года назад на Бродвее открылся мюзикл «Волосы», который собирал толпы зрителей и привлекал внимание, главным образом, сценами откровенной наготы. Прабхупада в письме к Бали-мардане отметил, что это подчеркивает неотложность распространения сознания Кришны.

Из-за своего чрезвычайно материалистического образа жизни так называемое «цивилизованное общество» опустилось до уровня животных. Теперь они танцуют голыми на сцене, а так называемые «респектабельные» люди ходят на эти представления. Это животные ходят повсюду голыми — обезьяны. Даже аборигены в джунглях, и те прикрывают свои половые органы шкурами, или корой деревьев, или хоть листьями. Не понимаю, как, опускаясь до уровня животных, эти так называемые «цивилизованные люди» могут гордиться своими достижениями в области образования и цивилизации. Итак, болезнь человеческого общества принимает все более и более острые формы, а Господь Чайтанья хотел, чтобы индийцы проповедовали этот культ ради блага всего человечества. К сожалению, современное поколение индийцев больше интересуется развитием технологии, чем сознанием Кришны. Их положение весьма сомнительно.

Так или иначе, повинуясь своему духовному учителю, я принес культ сознания Кришны и вручил его американским юношам и девушкам. И я обращаюсь ко всем, а в особенности к таким разумным юношам, как ты, и прошу отнестись к пропаганде Движения сознания Кришны очень серьезно. Это великое служение всем людям. Сейчас у нас достаточно литературы, книг, а наша философия не знает себе равных. Мы авторитетны, и мы должны двигаться вперед и вперед…

* * *

В самом начале февраля 1970 года Бали-мардана прибыл в крупнейший город Австралии, Сидней — практически без денег и с несколькими номерами журнала «Назад к Богу».

Молодые супруги, с которыми Бали-мардана переписывался, встретили его в аэропорту и отвезли в свой дом на окраине Сиднея, где он и провел первые несколько дней. Муж и жена были настроены дружелюбно и искренне хотели помочь ему, хотя настоящего интереса к сознанию Кришны не испытывали. Бали-мардана спросил их, куда они посоветовали бы ему переехать — поближе к центру. Они предложили Кингс-Кросс, место, которое, судя по их описанию, было для Сиднея тем же, чем Гринвич-вилледж[2] для Нью-Йорка.

На следующий день Бали-мардана отправился на Кингс-Кросс, снял дешевую комнату и неделю просто жил там, знакомясь с обстановкой. Распространив те несколько номеров «Назад к Богу», которые у него были, он на всякий случай обратился в сиднейское отделение «Макмиллана» и обнаружил у них на складе некоторый запас прабхупадовской «Бхагавадгиты».

Компания «Макмиллан» недавно напечатала полторы тысячи экземпляров «Бхагавадгиты как она есть» в твердой обложке и тридцать пять тысяч — в мягкой. Хотя издатель сократил книгу больше чем на половину, Прабхупада все равно считал это победой. «Первое авторитетное, опирающееся на Парампару* издание на Западе», — сказал он. Бали-мардана выкупил все «Бхагавадгиты», которые нашлись на сиднейском складе «Макмиллана» и начал распространять их. Он твердо верил, что они представляют собой мощный инструмент внедрения сознания Кришны в Австралии.

* * *

Приказывая Шриле Прабхупаде донести послание Господа Чайтаньи до западных стран Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами не упоминал отдельно Австралию. Однако Прабхупада знал, что сознание Кришны остро необходимо распространить повсюду. Человеческая жизнь, утверждал Прабхупада, дарована живому существу для того, чтобы оно могло осознать свою духовную природу и вечный источник своего счастья. В Австралии, как и везде в мире, люди работали изо всех сил в бесконечной погоне за призраком материального счастья. Прабхупада был убежден, что так же, как и в Америке, Святое имя Господа вычистит всякое желание материального наслаждения из сердца жителей Австралии и пробудит в них сознание их истинной природы — природы любящих слуг Кришны.

Бали-мардана был не первым преданным, которого Шрила Прабхупада посылал на проповедь в одиночестве. Прабхупада уже открыл немало отделений в крупных городах мира, посылая туда одного-единственного человека. «Чтобы начать, больше и не требуется, — говорил Прабхупада. — Одной искренней души вполне достаточно, чтобы открыть новый центр». Шрила Прабхупада сам провел в одиночестве весь первый год своего пребывания в Америке. «Внешне я целый год жил один, — говорил он. — Но я никогда не чувствовал себя одиноким. Я всегда ощущал присутствие своего Гуру Махараджи. Вайшнав никогда не бывает один».

Бали-мардана помнил, как в первое время Шрила Прабхупада ходил в Томпкинс-Сквер в Нью-Йорке и пел там. Поэтому, взяв с собой одну лишь мридангу, Бали-мардана отправился в Парк Эль-Аламейн в центре Кингс-Кросса, в Сиднее и начал там петь: «Харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе / харе рама харе рама рама рама харе харе».

Австралийцы, проходившие мимо, смотрели на Бали-мардану кто подозрительно, кто недоверчиво, и явно не понимали всей благоприятности происходящего. А между тем, здесь впервые находился смиренный вайшнавский проповедник, участвовавший в распространении могущественного метода пения Святых имен Кришны. Сами того не ведая, люди участвовали в этом действе, просто слушая эти звуковые вибрации, и получали от него благо,. Несколько недель назад закончились шестидесятые. Семидесятые же несли Сиднею могучую духовную жизнь.

* * *

Однажды возле поющего Бали-марданы остановилась парочка хиппи. Они рассказали, что неподалеку, в старом районе Вулумулу, есть заброшенный дом. Бали-мардана сразу же перебрался туда, чтобы сэкономить на аренде. Несколько недель спустя, 17 февраля 1970 года, в международный аэропорт Сиднея прибыл Упендра. Пройдя строгие таможенные проверки и окунувшись в толчею аэровокзала, он искал глазами Бали-мардану, которого никогда не видел. Ему показалось, что сквозь шум толпы он слышит звук мриданги — да! — это был звук мриданги, и это был Бали-мардана!

Упендра: Я очень удивился, когда увидел его. Он был тощий и длинноногий, с мешочком для четок на шее и в толстых очках без оправы. На голове у него была «прабхупадовка[3]», закрывавшая половину лба и завязанная тесемками под подбородком, покрытым трехдневной щетиной. Мне он показался непривлекательным — аскет, да и только — в своей мятой курте* и не менее мятых джинсах. Я ожидал несколько большего, но киртана, по крайней мере, грела сердце.

Бали-мардана взял сумки Упендры, и они вышли вместе из здания аэровокзала. Снаружи их обдало обжигающе горячим летним воздухом Сиднея. Стояла жара, столбик термометра поднимался выше сорока. Напротив выхода из аэровокзала их ожидало старинное такси марки «хольден». Бали-мардана постучал в стекло, и из задней двери автомобиля вылез заспанный человек, такой же помятый, как и сам Бали-мардана.

Упендра: Пока мы ехали в город, Бали-мардана познакомил меня с нашим красноглазым водителем. Его звали Ноэль. Это был простой парень, который иногда приходил, немного пел и давал небольшое пожертвование «на храм» из того, что зарабатывал извозом. Не знаю, что я представлял себе под словом «храм», но вскоре мы приехали туда — в заброшенный дом! Там не было электричества, не было горячей воды, а тараканы там были размером со скейтборд. Там было не особенно чисто, и ветер задувал в разбитые окна. Моя кровать была застелена газетами. Я просто расплакался. Трущоба!

Следующие несколько дней были тяжелыми для Упендры — он приспосабливался к новым условиям.

— Как мы сможем так жить? — спросил он у Бали-марданы.

— Видишь ли, — ответил Бали-мардана, — у нас практически нет денег. Мы копим на аренду нового помещения.

Совсем скоро Бали-мардана нашел небольшой дом в Поттс-Пойнте, на окраине, примыкавшей прямо к Кингс-Кроссу. Хотя по грязной улице шатались пьяницы, ночевавшие порой в канавах, это было все же лучше, чем трущобы. Это был вполне подходящий дом — заметное голубое здание, стоявшее на скальном склоне и смотревшее на широко раскинувшийся внизу старый Сидней с его доками, зелеными холмами и парками. При доме был просторный солнечный двор, а сам дом состоял из нескольких комнат, одна из которых выходила на веранду. Ребята задумались — как они это потянут? Но тут Упендра вспомнил о деньгах Гаргамуни — и вскоре дом был арендован.

* * *

Обоим ребятам было ясно, чего от них хотел Прабхупада — чтобы они делали то же, что делал он сам в первые дни на Второй Авеню, 26, в Нью-Йорке. «Проповедь, стряпня, литературная работа, беседы, пение», — вот что говорил Прабхупада.

Бали-мардана и Упендра знали, что это надежная, проверенная формула. Немало их духовных братьев и сестер отправлялись с нею в разные места — в Бостон, Сент-Луис, Монреаль, Сан-Хосе, Санта-Фе, Гамбург, Лондон — и добивались успеха. Прабхупада не раз повторял, в чем заключается секрет. «Я никогда не заботился о том, будут у меня слушатели или нет. Я был готов петь, даже если бы никто не пришел слушать». Истинный смысл пения Святого имени состоит в том, чтобы прославить Господа, а не в том, чтобы собрать толпу народа. «Если Кришне приятно слушать, то он попросит каких-нибудь хороших преданных собраться в этом месте».

Бали-мардана с Упендрой каждый день выходили на солнечные улицы и в парки старого Сиднея — один пел, а другой распространял книги. Небольшой запас журнала «Назад к Богу» давно уже кончился, и они заказали в Америке еще. Подходила к концу и макмиллановская Бхагавадгита.

Упендра: Почти сразу мы заказали листовки с изображением Шрилы Прабхупады и цитатами из его очерка «О пении “Харе Кришна”». Их мы продавали по двадцать центов. Это было немного, но уже что-то. Мы вручали их людям и просили «два шиллинга». «Два шиллинга? За листок бумаги?» Но к концу дня набиралось порядочно.

Бали-мардана написал про новый центр в Сиднее Шриле Прабхупаде, в Лос-Анджелес. Упендра добавил короткий постскриптум и вырезку из местной газеты — первую заметку в сиднейской прессе, которая называлась «Бали принес послание». В ней Бали-мардана описывался как «человек, близкий к Богу».

В статье полностью приводилась харе-кришна-мантра и описывалась миссия Бали-марданы: «Бали прибыл в Сидней две недели назад после шести месяцев пения и танцев на улицах Токио. Он хочет основать в Сиднее центр бхакти-йоги*».

* * *

Однажды, возвратившись домой с санкиртаны ребята с радостью обнаружили в маленьком почтовом ящике рядом с воротами голубой конверт авиапочты. Бали-мардана нетерпеливо вскрыл письмо и прочитал вслух следующее:

Дорогой Бали-мардана, прими мои благословения. Я получил и внимательно прочитал твое в высшей степени вдохновляющее письмо от 18 февраля 1970 года. Мне очень приятно, что тебе нравится общество Упендры. Вместе вы, разумеется, достигнете успеха в развитии нашей австралийской ятры*.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.