Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития систем качества (5 звезд качества).





1-ая звезда соотв-ет начальным этапам системного подхода, когда появилась 1-ая система – система Тейлора. Она устанавливала требования к качеству изделий в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры.

Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в РФ – техн.контроллеры).

Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, и увольнение.

Система обучения сводилась к проф.обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в техн.условиях (ТУ).

Все отмеченные выше особенности системы Тейлора делали ее системы управления качеством каждого отдельно взятого изделия.

Ая звезда

Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством конкр.изделия, однако произ-во – это процессы.

В 1924 г. в БЕЛЛ Телефоун Лэборэтриз была создана группа под руководством доктора Р.Л.Джонса, которая заложила основы статист.управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В.Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Х.Доджем и Х.Ромигом.



Системы качества усложнились, т.к. в них были включены службы, использующие стат.методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, и знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность – инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий.

Более сложной стала мотивация труда, т.к. теперь учитывалось, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля.

Стали более сложными и отношения поставщик-потребитель.

Я звезда

На этом этапе, обозначенном 3-ей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответст-ть и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.



Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, моральное увеличивалось.

Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, поддержка его семьи.

Все большее внимание уделялось учебе.

В Европе стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества и их регистрации или сертификации 3-ей (независимой) стороной.

Системы взаимоотношений поставщик-потребитель также начинают предусматривать сертификацию продукции 3-ей стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем и одна из лучших – система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с 1-ых изделий), заведомо опередившая свое время. Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т.Ф.Сейфи. Он один из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с произ-ва на проектирование.

Ая звезда

В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия № международных стандартов на системы качества:



Стандарты ИСО 9000, оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества;

МС 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

МС 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, произ-ве, монтаже и обслуживании»;

МС 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при произ-ве и монтаже;

МС 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

МС 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества».

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, большее внимание уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов.

Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – это еще и управление целями, и самими требованиями.


 

1.QPolicy – политика качества

2.TQC – Всеобщее управление

3.QA – обеспечение качества

4.QI – улучшение качества

5.QPlanning – планирование качества

Система TQM явл комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Осн.философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела.

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством.

Одной из ключевых особенностей системы явл использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решение проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

Появился новый тип работников – трудоголики.

Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соотв-ие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серия 9000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. В стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экон эффективность выражена весьма слабо, на своевременность поставок – просто отсутствует.

Внешним признаком того, имеется ли на предприятии система качество по стандартам ИСО серии 9000, явл сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: т.к. сертификат на систему качества свидет-ет о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.

Ая звезда

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окр.среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соотв-ие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соотв-ие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого 5-ой звездой.

Выводы:

Качество – одна из фундаментальных категорий, опред-щих образ жизни, социальную и экон основу для развития человека и общества.

Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.

Качество явл важным инструментом в борьбе за рынки сбыта.

Качество опред-ся действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

В истории развития документированных систем качества выделены 5 этапов: качество продукции как соотв-ие стандартам; качество продукции как соотв-ие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деят-ти как соотв-ие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.