Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция форма и методов управления качеством (наставники по качеству).





Основные задачи курса управления качества.

Основные задачи курса управления качества:

1. Раскрыть теоретические основы обеспечения качества продукции и управления им;

2. Показать как используются принципы и методы управления качеством на практике;

3. Ознакомиться с рекомендациями международных стандартов по качеству ИСО;

4. Дать практические рекомендации по созданию систем качества на предприятии;

5. Ознакомиться с нормативными документами по качеству;

6. Изучить методику определения экономической эффективности по улучшению качества.

Качество как социально-экономическая категория.

Качество как социально-экономическая категория носит двойной характер. С одной стороны - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик, а с другой - субъективное представление потребителя о продукции.

Различают качество как предметное, функциональное, общее, специфическое.

Выделяют 5 подходов к определению качества в зависимости от поставленных задач:

1. По восприятию, по принципу "качество сразу видно";

2. Ориентация на продукцию;

3. Ориентация на конечного потребителя;



4. С точки зрения производства;

5. Ценностная ориентация "наибольшая польза от израсходованных денег".

Решают проблему повышения качества с помощью внутренних и внешних факторов. Высококачественная продукция гарантирует успех предприятию, а успех предприятия приводит к успеху общества. Этот процесс называют "пирамида качества".

- Качество изделия (исполнения, конструкции, функциональное)

- Качество производства (материалов, оборудование, процессов, работников, условий труда)

- Качество предприятия (система управления организации, оснащенности персонала, руководство)

- Качество общества (политическая система, наука и техника, коммуникации, духовные и нравственные начала, мораль и идеалы, права, культура)

Качество жизнедеятельности.

Качество жизнедеятельности - это социально-экономическая категория, которая состоит из следующих аспектов:

1. Национальный - определенные национальные черты, влияют на требование и на отношение к качеству;

2. Политический аспект - качество влияет на уровень доходов населения, безработицу, политический статус страны;



3. Технический - способствует ускорению научно-технического прогресса;

4. Социальный - высокое качество жизнедеятельности способствует повышению уровня образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации;

5. Экономический - все решения в области качества связаны с экономическими затратами и должны приводить к экономическому эффекту;

6. Моральный - некачественный труд аморален.

Понятие и принципы управления качеством.

Управление качеством - это установление, обеспечение, поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении и потреблении.

Управлять качеством значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара.

Управление качеством строится на следующих принципах:

1. Целенаправленность - необходимо иметь четкую цель в отношении улучшения качества;

2. Плановость - планируется совокупность мероприятий в области качества;

3. Непрерывность;

4. Интенсивность - повышение качества относится к интенсивным факторам развития экономики;

5. Системный подход;

6. Комплексность - решение проблем качества с учетом всех аспектов от которых оно зависит;

7. Оптимальность - стремление к точному соответствию качества запроса потребителей;

8. Постоянное совершенствование - способствует конкурентоспособности предприятия.

Категории управления качеством.

Система управления качеством продукции опирается на следующие категории:



1. Объект управления - качество продукции, совокупность ее свойств или какая-то их часть, группа, отдельное свойство;

2. Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица призванные обеспечить достижения и поддержания планируемого уровня качество продукции;

3. Цель управления - определенный уровень и состояние качество продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя;

4. Методы управления качеством – пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание определенного состояния продукции;

5. Средство управления качеством - оргтехника, средство связи, банк нормативной документации, регламентирующие документы и т.д.

6. Управленческие отношения в области качества - отношение субординации (подчинение) и координации (сотрудничество).

Этапы развития предприятий.

Начальные этапы управления качеством уходят в глубину веков, когда они еще не имели целенаправленного, системного характера.

В эпоху индивидуального производства при отсутствии разделения труда 11-17 века качество производимых изделий определялось мастерством изготовителей.

По мере перехода от эпохи индивидуального производства к разделению труда и массовому производству, вместе с повышением производительности труда стало резко снижаться качество производимой продукции.

Для 20 века характерны 4 этапа развития предприятий, связанных со сменой моделей введения бизнеса:

1. Выработка методологии, обеспечения качества при замене индивидуального производства к серийным. Развитие предприятия на этом этапе основано на принципах научной организации труда, разработанных Тейлором.

2. Внедрение процессного подхода и исследование производственного процесса с использованием контрольных карт Шухарта. Повышение производительности труда, результативности и эффективности управления.

3. Ориентация предприятий на удовлетворение потребностей и интересов потребителей, которым предстоит пользоваться производимой предприятием продукцией. (характерен для японских производителей)

4. Обеспечение качества зависит от всего коллектива предприятия, от рабочих до руководителей. Зарождение идеи всеобщего управления качества TQM.

Эволюция форма и методов управления качеством (наставники по качеству).

Аристотель (3 век до н.э.) ввел видовое отличие сущности по признаку "хороший - плохой".

В Древнем Китае иероглиф, обозначающий качество, состоял из 2-х элементов "равновесие и деньги", следовательно качество тождественно понятию "дорогой".

Гегель (19 век) сказал "тождественное бытие определенность": нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество.

Вальтер Шухарт (20 век, Германия) в 1924 году придумал контрольные карты Шухарта, в которые записывали забракованные изделия и причины брака. Шухарт статистик внедрил статистические методы контроля за качеством продукции. Он определил, что качество имеет 2 аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону.

Последователь Шухарта Фейгенбаум (40-50г. 20 века) ввел понятие "затраты качества","полный контроль качества". Придумал всеобщий контроль качества TQC. Он изобразил всеобщий контроль качества в виде треугольника, разделенного горизонтальными линиями на 5 уровней, а вертикальными на 17 уровней.

1 уровень - подготовка к проектированию системы обеспечения качества;

2 уровень - проектирование системы обеспечения качества;

3 уровень - этап активизации системы;

4 уровень - этап реализации системы по стадиям;

5 уровень - завершающий.

 

 

 
 

 


Джуран (50-е годы, Америка) придумал "триаду качества", т.е. представил модель управления качеством в виде 3 универсальных процессов:

1. Планирование;

2. Контроль;

3. Улучшение.

Планирование качества - это выявление потребителей, определение их потребностей, разработка процесса, позволяющая производить продукт необходимого качества.

Контроль качества - это выявление предметов подлежащих контролю, т.е. определение того, что нужно контролировать. Выбор единицы измерения, измерения, анализ различий, устранение различий.

Улучшение качества: обоснование необходимости улучшений, анализ проектов улучшений, организации диагностики и т.д.

Также Джуран разработал модель цикла управления качеством, которая начинается и заканчивается обследованием рынка. "Модель Джурана" - это восходящая спираль, отражающая непрерывность процесса формирования и улучшения качества продукции:

1. Обследование рынка;

2. Составление проектных заданий для изготовления изделий;

3. Проектно-конструкторские работы;

4. Составление технических условий для производственных процессов;

5. Разработка технологии и подготовки производства;

6. Приобретение материалов, комплектующих изделий;

7. Изготовление инструментов, контрольно-измерительных приборов;

8. Производство;

9. Технический контроль в процессе производства;

10. Технический контроль готовых изделий;

11. Испытание рабочих характеристик изделия;

12. Сбыт;

13. Техническое обслуживание в процессе использования по назначению;

14. Обследование рынка.

 

Джорд Эттингер и Джордж Синттиг (60г. 20 века, США) предложили выражать качество продукции цифровыми значениями, сгруппировав их свойства по важности. С их участием разработана специальная наука "квалиметрия" о способах измерения показателей качества.

Последователь Шухарта и Фейгенбаума Эдвард Деминг придумал цикл Деминга

Эдвард Деминг сформировал 14 принципов управления качеством:

1. Постоянно совершенствуйте товары и услуги;

2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем;

3. Откажитесь от массового контроля;

4. Откажитесь от партнерских отношений, основанных только на цене продукции: установите долгосрочные партнерские отношения;

5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания;

6. Установите на предприятии современное оборудование;

7. Внедрите современные методы руководства: функции руководства должны быть смещены от контроля количественных показателей к качественным;

8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто;

9. Устраните барьеры между подразделениями предприятия;

10. Откажитесь от лозунгов, транспорта и наставлений для рабочих;

11. Откажитесь от количественных оценок работы;

12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках;

13. Внедрите на предприятии систему образования и самосовершенствования сотрудников;

14. Принимайте любую работу, полезную для осуществления изменений.

 

 

Японский экономист Каоро Исикава предложил причинно-следственную диаграмму для контроля кач-ва в виде «рыбьего скелета». В 1962 г. Исикава придумал «кружки кач-ва».

Японский экономист Генити Тагути (70-ые г. XX в.) – впервые стал применять совокупные затраты (потери общества). Он разработал «методы Тагути» - комплекс методов, направленных на разработку конкурентоспособной продукции, включает 7 элем-ов:

1)Учет суммарных потерь общества;

2)Снижение затрат с одновременным улучшением кач-ва;

3)Непрерывное уменьшение отклонений качественных харак-ик продукции от заданных значений;

4)Учет потерь потребителей (финансовых, физических, моральных);

5)Закладка кач-ва в процессе разработки и произ-ва;

6)Сокращение отклонений, рабочих харак-ик;

7)Использование статист.методов.

ГОСТ №15467-79 – качество продукции – совок-ть свойств, обуславливающих ее пригодность для удовл-ния потребностей потребителей.

Элементы системы управления качеством.

Приведенные выше модели управления качеством Шухарта, Фейгенбаума, Исикавы и т.д. стали основой разработки систем управления и обесп-ния качества продукции (СМК).

Система управления качеством сост.из 16 частей:

1)Политика в области качества, орг-ция работы;

2)Система документации и планирования;

3)Документирование требований, опред-ние возможностей их выполнения;

4)Качество во время разработки (планирование, компетент-ть, документация, проверка, результат, изменения);

5)Качество во время закупок;

6)Маркировка изделий;

7)Качество во время произ-ва;

8)Проверка кач-ва в процессе произ-ва;

9)Контроль за испытательными сроками;

10)Корректирующие мероприятия;

11)Кач-во при хранении, упаковке, отправке;

12)Документирование кач-ва;

13)Внутрифирменный контроль за системой поддержания кач-ва;

14)Обучение;

15)Применение статист.методов;

16)Анализ кач-ва и система принимаемых мер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.