Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерная тематика рефератов





Реферат– (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) —письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.Реферат рассматривается как самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды по излагаемой проблеме.

Прежде чем выбрать тему реферата, предлагаемую преподавателем, студенту необходимо определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить, какая проблема (вопрос) для него наиболее интересен.

Работая над рефератом, студент должен проанализировать 10-15 источников по теме, собрать информацию, выделить наиболее важную, структурно ее систематизировать. Как правило, в структуре реферата должен быть следующие элементы:

- титульный лист;

- план работы;

- введение (формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, указываются цель и задачи реферата);

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (не обязательно).



По усмотрению преподавателя возможно публичное выступление студента на занятии по теме реферата[5].


Примерные темы рефератов

Проблемы экологии языка.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Роль языка в формировании личности и национального характера.

Выдающиеся ученые-русисты.

Языковые средства выразительности.

Функциональные стили речи и их особенности.

Функционально-смысловые типы речи.

Благозвучие русской речи.

Русское словесное ударение, его особенности.

Возникновение письменной речи.

История возникновения русской азбуки.

Этимология как наука, предмет ее изучения.

Синонимы, антонимы, омонимы, их типы.

Паронимы, особенности их употребления.

Формирование лексики современного русского языка.

Заимствования в русском языке.

Лингвистические заповедники русского языка – диалекты.

Молодежные и профессиональные жаргоны в современном языке.

Ключевые слова русской культуры.



Происхождение фразеологизмов русского языка.

Основные типы образования слов в русском языке.

Состав слов и изменения в составе как результат исторического развития слов.

Спорные вопросы в морфологии.

Изменение категории рода в связи с развитием языковой системы.

Склонения в русском языке. История вопроса.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Разряды имен прилагательных.

История числительных как отражение истории языка и культуры народа.

Культурные традиции в употреблении личных и притяжательных местоимений.

Инфинитив как начальная форма глагола, его особенности.

Понятие о предложении.

Понятие об односоставных и двусоставных предложениях.

Понятие об осложнениях простого предложения.

Однородные члены предложения, их признаки.

Предложения с обособленными членами.

Национально-исторические особенности использования обращений по отношению к лицам мужского и женского пола.

Сложносочиненное предложение, его виды.

Сложноподчиненное предложение, его виды.

Бессоюзное сложное предложение, его виды.

Знаки препинания на стыке союзов.

Способы передачи чужой речи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., последнее издание.

2. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.

3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М., любое издание.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., последнее издание.



5. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

6. Граудина Л.К. Словарь грамматических вариантов русского языка / Ин-т рус. Яз. Им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – 3-е изд. – М.: Астрель: АСТ, последнее издание.

7. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: орфография: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010.

8. Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык: пунктуация: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2011.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. (Справочники русского языка)

10. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. (Любое издание).

11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М. (Любое издание).

12. Розенталь Д.Э. Строчная или прописная? Опыт словаря-справочника, 2010.

13. Современный словарь иностранных слов. (Любое издание).

Дополнительная литература[6]

Бессараб М.Я. Владимир Даль. – М., 2000.

Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 2001.

Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1999.

Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированное обучение русскому языку и литературе. 10-11 классы. – М., 1999.

Галь Н. Слово живое и мертвое. – М., 2011.

Горшков А.И. Русская словесность. – М., 1997.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание).

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М., 1980.

Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы спецкурса. – М., 1992.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1998.

Колесов В.В. Лев Владимирович Щерба. – М., 1987.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1997.

Левонтина И.Б. Русский со словарем. М., 2012.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

Мурашов А.А. Личность и речь: эпоха кризисов. – М., Воронеж, 2995.

Норман Б.Ю. Игра на гранях языка. – М., 2006.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1997.

Русский язык. Энциклопедия. – М., 1999.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 2001.

Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. – М., 1999.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. Пособие для учителя-словесника. – М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2001.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРЫ ЗАПИСИ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА С ПОМОЩЬЮ ЭКОНОМИЧНЫХ СПОСОБОВ

Пример 1. Схема

Звуки языка, их классификация

Звуки

       
   


Гласные Согласные

[и, а, о, у, ы, э] 1. По способу образования:

+ 4 буквы: е, ё, ю, я-глух. (Фока, хочешь поесть щец)

выполняют две функции:только глух.: х, ч, щ, ц [хочу щец]

1) в положении после согласного -звонк. (Мы же не забывали друга +й)

буквы Е, Ё, Ю, Я указывают только звонк.: л, м, н, р, й [лимон – рай]

на мягкость предшествующего согласного 2. По способу произношения:

и звуки [‘э], [‘о], [‘у], [‘а], [‘и ]. -твердые: [б, в, г, д…]

2) обозначают два звука -мягкие: [б', в', г', д']

в следующих позициях: Большинство согл. по тверд.-мягк.

- в начале слова: яр – [й'а]р образуют пары[б-б', в-в', г-г', д-д']

- после гласной: поёт – по[й'о]т только твердые [ж, ш, ц]

- после разделительных Ь и Ъ: только мягкие [щ', ч', й']

съел – с[й'э]л, вьюн – в[й'у]н

Гласные бывают ударные и безударные

Ударная позиция – сильная для гласных

 

 

Пример 2. Таблица

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.