Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык и общество. Язык и культура





Студент должен

знать:

- основные разделы русского языка;

- основные функции языка;

- современные словари, справочники по русскому языку.

уметь:

- объяснить взаимосвязи языка и культуры, языка и социума;

иметь представление:

- о русском языке как государственном языке Российской Федерации; о русском языке как национальном языке русского народа; о русском языке как языке межнационального общения народов России и важнейшем мировом языке.

- о взаимосвязи языка, культуры, истории народа;

- о выдающихся ученых-русистах.

Основные задачи курса, взаимосвязь с другими изучаемыми курсами. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как развивающаяся система. Основные уровни и разделы русского языка. Взаимосвязь и взаимодействие основных уровней и единиц языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Язык, культура, история народа. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Основные периоды в истории русского языка.

Русский язык как государственный Российской Федерации; русский язык как национальный язык русского народа; русский язык как язык межнационального общения народов России; русский язык как один из важнейших мировых языков.



Язык и личность. Роль языка в формировании личности и национального характера, в преодолении возможных конфликтов культур.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, репрезентативную, экспрессивная, апеллятивная, фатическая, кумулятивная; их сущность.

Выдающиеся ученые-русисты (М.В. Ломоносов, В.И. Даль, И.И. Срезневский, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, С.П. Обнорский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.). Основные направления развития современной русистики.

Современные словари, справочники, пособия по русскому языку.

 

Понятия,составляющие содержание раздела:язык, разделы русского языка.

Раздел 2.

Язык и речь. Речь правильная и хорошая.

Функциональные стили речи и их особенности.

Функционально-смысловые типы речи

Студент должен

знать:

- понятия «язык» и «речь», речь «правильная» и «хорошая», качества хорошей речи;



- языковые средства выразительности;

- функциональные стили речи и их особенности;

- функционально-смысловые типы речи.

уметь:

- видеть грамматические и речевые ошибки в создаваемом тексте;

- различать стили и типы речи;

-определять тему, основную мысль, проблему текста, позицию автора;

иметь представление:

- о речевой ситуации;

- о выразительных возможностях текста.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Понятие о речевой ситуации. Основные компоненты речевой ситуации.

Речь правильная и хорошая. Понятие об основных качествах хорошей речи: точности, уместности, выразительности, богатстве.

Языковые средства выразительности.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, цели использования, основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи, цели использования, основные признаки, сфера использования, основные жанры.

Официально-деловой стиль речи как доминирующий стиль профессиональной деятельности юриста, цели использования, основные признаки, сфера использования, основные жанры.

Публицистический стиль речи, цели использования, основные признаки, сфера использования, основные жанры. Основные этапы подготовки публичного выступления.

Художественный стиль речи, цели использования, основные признаки, сфера использования, основные жанры.

Текст как произведение речи. Целостность и связность как основные признаки текста.

Тема, основная мысль, проблематика текста. Средства и виды связи предложений в тексте.

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).



Абзац как средство смыслового членения текста, как композиционно-стилистическая единица текста.

Выразительные возможности текста. Стилистические и риторические фигуры и тропы (анафора, эпифора, антитеза, умолчание, параллелизм, градация, инверсия, риторические вопросы и восклицания, бессоюзие и многосоюзие и т.д). Понятие о сложном синтаксическом целом как компоненте текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение.Особенности типов речи: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные).

 

Понятия,составляющие содержание раздела:язык и речь, речь правильная и хорошая, стили речи, типы речи, тема, основная мысль, проблема, позиция автора.

 

Раздел3.

Фонетика, орфоэпия.

Графика, орфография

Студент должен

знать:

- основные единицы фонетики;

-орфоэпические законы русского языка;

-правила правописания гласных и согласных в корне слова;

уметь:

- различать гласные и согласные;

- характеризовать гласные и согласные звуки;

- делать фонетический разбор;

- делить слово на слоги;

- правильно ставить ударение;

-определять типы орфограмм;

иметь представление:

- о фонеме;

- об исторических изменениях звуковой системы русского языка;

- о фонетической позиции и позиционной мене гласных и согласных звуков;

- о возникновении письменной речи;

- об истории возникновения русской азбуки;

- о приемах мнемотехники при запоминании написания слов;

- об основных принципах русской орфографии.

 

Тема 1.

Фонетика, ее основные единицы.

Понятие о фонетике. Основные единицы фонетики: звуки, ударение, слоги. Понятие о фонеме. Исторические изменения звуковой системы русского языка. Территориальные отличия звуковой системы современного русского языка. Смыслоразличительная функция звуков речи в русском языке.

Оппозиция звуков русского языка, их деление на гласные и согласные. Соотношение гласных и согласных звуков в русском и других языках.д Оппозиция звуков русского языка, их деление на гласные и согласные. Соотношение гласных и согласных звуков в русском и других языках. Деление гласных звуков на ударные и безударные; деление согласных звуков на звонкие и глухие, твердые и мягкие. Фонетический разбор.

Благозвучие русской речи. Звукопись как образное средство русской речи.

Понятие фонетической позиции и позиционной мены гласных и согласных звуков.

Слог как основная звуковая единица русского языка, особенности слогоделения. Закон возрастающей звучности.

Интонационный рисунок русской звучащей речи. Смыслоразличительная функция интонации.

Тема 2.

Орфоэпические нормы. Особенности ударения в русском языке

Орфоэпические нормы: акцентологические, произносительные.

Русское словесное ударение, его особенности: подвижность, разноместность, вариативность и т.д. Историческая изменчивость ударений. Особенности звучащей речи родного края.

Понятие о графике. Русский алфавит. Соотношение букв и звуков в современном русском языке. Обозначение на письме согласных и гласных звуков.

Возникновение письменной речи.

История возникновения русской азбуки. Своеобразие русского алфавита.

Графический облик букв, его историческое изменение. Названия букв в древнерусском алфавите. Судьбы некоторых букв кириллицы: юс большой и юс малый, ферт и фита, ижица, и десятеричное, ер, ерь, ять и др. Появление буквы Ё в русском алфавите. Каллиграфия, ее культурная значимость в русском и других языках.

Тема 3.

Орфография. Правописание согласных в корне слова

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционным принципам русской орфографии. Приемы мнемотехники при запоминании написания слов.

Орфография. Основные принципы русской орфографии.

Правописание согласных в корне слова: парные по глухости-звонкости, непроизносимые, двойные.

Тема 4.

Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в положении не после шипящих и Ц. Чередующиеся гласные в корне слова.

Правописание безударных проверяемых, непроверяемых гласных в положении не после шипящих и Ц. Способы проверки гласных. Трудности при выборе гласных. Чередующиеся гласные в корне слова, зависящие от согласного в корне, от ударения, от наличия или отсутствия суффикса –а-, от значения.

Тема 5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.