Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии





Факторы Концепция лечения Дополнительные роли и функции
Эмоциональное переживание Повышение уровня возбуждения и ответной реакции на воздействие. Размораживание эмоций. Выражение чувств. Устанавливает необходимый эмоц уровень, для восприимчивости к воздействиями и изменениям. Способствует восприимчивости пациентов, снижая напряжение и защиту. Упрощает катарктический выход подавляемого материала. Может оказывать глубокий эффект в короткий период времени.
Познание (овладение познанием) Приобретение и интеграция новой информации, новых представлений, убеждений и знаний. Стимулирование к самопознанию и пониманию себя и других Предоставляет инф о психотерапевтическом процессе. Позволяет понять цели ПТ и собственную роль, участие. Предоставляет необходимые знания для организации и интеграции изменений. Устанавливает эмоц баланс и регулирующую функцию ЭГО.
Регуляция поведения Изменение и модификация поведенческих реакций. Управление и контроль действий и привычного поведения (привычки). Дает практическое и ощутимое применение достигнутым изменением. Позволяет практически, целенаправленно и целесообразно овладеть специфическими проблемами. Усиливает терапевтическое обучение посредством повторений и продолжительной практики нового поведения.

 



+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия – это метод который может использоваться в рамках разный ПТ направлений

Ошибки в понимании этого термина:

1 – использование любого метода при работе с группой (это не правильно).

2 – высокая структурированность занятия мешает групповой динамики (групповая психотерапия основанный именно на использовании групповой динамики в лечебных целях)

3 – групповая ПТ ориентирована на переработку конфликтов в сфере межличностных отношений (это тоже неправда!) она ориентирована на то, на что ориентирована ПТ соответствующего направления в которой она применяется.

4 – не является самостоятельным направлением

Групповая динамика

Это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе.



Характеристики:

-численность (не должна превышать 20 человек); терапевтическая группа 8-16

-непосредственны контакты

-распределение ролей и позиций

-взаимозависимость участников

-относительно постоянный состав

Групповая динамика – это совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы включая и группового психотерапевта.

+++

Основные процессы ГД:

Цели и задачи группы

-психотерапевт вначале не формулирует задач и целей (постановка целей самой группой – важный процесс сам по себе)

Групповые нормы

-это те правила по которым живет группа; о степени их выработанности говорит сопротивление группы, если кто-то пытается их перешагнуть

-есть способствующие терапии нормы, есть не способствующие (высказывание по кругу)

-нормы не декларируются психотерапевтом (процесс их формирования также очень важен)

Структура группы, групповые роли и проблема лидерства

-формальная (терапевт и участники) и неформальная структура группы (формируется постепенно самими участниками)

-основные роли: альфа роль – лидер,бета роль – позиция эксперта, который имеет спец знания или способности, гамма роль – пассивный и легко приспосабливающийся член группы, стараются быть анонимными, следуют за лидером, омега роль – самый крайний член группы

Роль предписывает определенное поведение – что дает определенную безопасность, так как это спасает от ситуации неопределенности. Роли невротических пациентов как правило ограниченны.

-какие отношение к лидеру, кто доминирует, кто подчиняется, есть ли соперничество, если есть то за что?



Групповая сплоченность

Сплоченность = связанность (привлекательность группы для ее частников). Это своего рода центростремительные силы, которые стабилизируют и удерживают группу. Чем она выше – тем выше эффективность групповой ПТ (человек в групп становиться более конструктивен, у него меньше закрыт, он более позитивно настроен)

Групповое напряжение

Противоположным состоянию группового напряжения – групповая сплоченность (в контексте групповой ПТ). Напряжение – центробежная сила, которая может дестабилизировать или даже развалить группу.

Позитивные функции напряжения:

-выступает как фактор стимулирующий активность направленную на изменение (мне неприятно, надо что-то сделать, чтобы этого не испытывать)

-оно в опр степени проявляет негативные эмоции (контроль то снижается)

-напряжение проявляет типичные (но обычно контролируемые) формы поведения

Актуализация прежнего эмоц опыта

Поведение обусловлено не только настоящим, но и прошлым.

Формирование подгрупп

Подгруппа – это плохо, так как они обосабливаются от остальной группы (причина возникновения – разная). Подгруппа свидетельствует о проблеме в группе

Главные виды вербальной коммуникации в группе

Какие виды вербальной активности преобладают (это важно). Если в основном задаются вопросы психотерапевту (это свидетельствует о нарастании агрессии)

Фаза развития психотерапевтической группы

- фаза возрастания уровня напряжения и относительная пассивность участников: в самом начале зависается ситуация неопределенности. Основное содержание: нарастание рассогласование в отношении поведения психотерапевта (от него чего то ждут, а он ничего не делает) – это вызывает рост напряжения

-подфаза псевдосплченности – круговое знакомство и т.д. (чтобы прервать напряженную паузу)

-подфаза козла отпущения – появляется кто-то (обычно кто чем-то отличается) – начинается неконструктивная критика. Фиксация на ком-то одном (до опр момента) – неконструктивный момент – происходит слив агрессии

- фаза высокий ур напряжение + более активное поведение участников с явными агрессивными тенденциями по отношению к психотерапевту. Агрессия проявляется косвенно (часто в виде методических вопросов: а как? а для чего?); агрессия обращенная на метод (метод ваш дурацки и т.д. Метод ассоциируется с терапевтом). Конструктивным завершением этой фазы является открытое высказывание чувств по отношению к терапевту и их обсуждение (что этому послужило). Чем более этот момент отработан – тем более группа будет сплочена.

Проблемы:

-проблема ответственности: пациенты перекладывают проблему лечения на терапевта

Почитать: «как стать несчастным и без посторонней помощи»))))

-проблема отношения с родительской фигурой и авторитетом (авторитет – это и психотерапевт) в основном невротики инфантильны…больные неврозами ведут себя как подростки (бунт против авторитета, но и хотят его внимания и высокой оценки). Чем больше проблем с родителями – тем более острые реакции

-фаза проблема негативных эмоций

-происходит резкая смена: на смену напряжения приходит сплоченность

-фаза активно работающей психотерапевтической группы

13.10.10

Групповая психотерапия

Механизмы лечебного действия

!!!!«групповая психотерапия» Ялом!!!!

Факторы лечебного воздействия:

1 – сообщение информации

2 – внушение (появление) надежды

3 – универсальность страданий (это общечеловеческие проблемы – в группе человек понимает что он не один с такими проблемами)

4 – альтруизм – это возможность помочь другому

5 – корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы (родительская семья) – восстановление паттернов поведения, усвоенных в семье, и их коррекция

6 – имитационное поведение (подражание)

7 – межличностное научение

8 – групповая сплоченность

9 – катарсис – эмоц очищение/ отреагирование

10 – интерперсональное влияние –(что именно есть такого в межличностном взаимодействии что оказывает лечебный эффект – это специфично именно для группы)влияние самой группы на психотерапевтический процесс:

(все аспекты взаимосвязаны)

-когнитивный аспект – проблема образа Я и самооценка (основа). Обратная связь – безоценочная (не вешаем ярлыков!: ты высокомерный –НЕТ; после твоих слов я почувствовал себя униженным – ДА). Обратная связь обеспечивает кофронтацию (один из основных мех лечебного воздействия)

-эмоциональный аспект –

-поведенческий аспект – имеющие паттерны поведения проигрываются и корректируются

Основные механизмы:

-конфронтация

-эмоциональная поддержка

+++++++++++++

10.11.10

1 –групповая дискуссия

2 – психодрамма

3 –психогимнастика

4 – проективный рисунок

5 –музыкотерапия

+++

Групповая дискуссия

Содержание определяется данным конкретным моментом. Основные ориентации:

1 – интеракционная ориентация – анализ группового взаимодействия

2 – биографическая ориентация – отдельные эпизоды из истории жизни человека

3 – тематическая ориентация – то что наиболее важно для участников

В течении одного сеанса происходит плавное перетекание из одной ориентации в другую.

+++

Психдрамма

«классическая психодрамма Морена» Г. Люиц

Психодрамма – это ролевая ига в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций связанных со значимой проблематикой индивида (направлена на вскрытие значимой проблематики).

Действующие лица:

1 – психотерапевт

2 – протагонист

3 – вспомогательные «Я»

4 – зрители

+ сцена (пространство)

+балкон

Фазы психодраммы:

1 – инициальная фаза(разогрев) – выбирается протагонист, описание персонажей, восстановление обстановки и т.д.

2 – фаза собственного психодрамматического действия

3 – шеринг (фаза обмена) – содержит три этапа:

-ролевая обратная связь (от тех кто играл роль)

-идентификационная обратная связь (от зрителей(так как некоторые могут ассоциировать с какой-то ролью)) выполняет функции: поддержка протагониста; вовлечение зрителей в работу над собственной проблемой

-интерпритация (хотя и не всегда нужна, если роли и так раскрылись достаточно)

Основные виды:

1 – социальный атом

2 – трудный разговор

3 – драматизация сновидений

+++

Психогимнастика

Основной способ коммуникации – движение, мимика, пантомимика. Часто используется как разминка перед каким-либо методом.

Основные задачи:

1 – снижение физического напряжения

2 – сокращение эмоц дистанции между участниками группы

3 – развитие способности понимать невербальное поведение других людей и выражать себя через невербальное поведение

4 – диагностика проблем (наблюдаемых через поведение) – например: как вы преодолеваете преграды; запретный плод и т.д.

+++

Проективный рисунок

НЕТ ПРЯМОЙ СВЯЗИ! J

+++

Музыкотерапия

Виды:

-пассивная

-активная

(В ИМАТОНЕ – мастерская психотерапии)

08.12.11

«как загладить кошку насмерть»:)

Верджиния Сотир – по семейному консультированию

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.